Объект №1: возможная история одного объекта
Все, кто когда-нибудь бывал в Праге, наверняка посещали жемчужину города Пражский град (чеш. Pražský hrad). Кто в составе экскурсии, кто-то самостоятельно, но, в любом случае, мало кто обходил стороной этот величественный комплекс. Сейчас крепость является резиденцией президента Чехии, раньше была таковой для чешских королей и императоров Священной Римской империи. Самая большая по площади президентская резиденция в Мире и, возможно, также самый большой в Мире замок. История Пражского града начинается в 885 году, когда князь Боржевой (чеш. Bořivoj) основал на территории современного Пражского Града первую церковь Девы Марии (чеш. kostel Panny Marie). Но не будем углубляться в бесспорно любопытную и интересную историю возникновения самого Пражского Града, а рассмотрим всего лишь один из обьектов, пожалуй самый «молодой» из всех - Обелиск павшим в годы Первой Мировой войны (чеш. Obelisk na Pražském hradě. Památník padlým během světové války).
Обелиск расположен в III дворе Пражского Града (чеш. Třetí nádvoří Pražského hradu), рядом с собором св. Вита (чеш.Bořivoj I Katedrála svatého Víta, áclava a Vojtěcha) и Старым домом пробстов (Staré proboštství). Автором идеи установки обелиска является первый Чешско-Словацкий президент Томаш Гарик Масарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk), архитектором Иосиф Плечник (чеш. Josip Plečnik), поэтому памятник еще называют Монолит Плечника (чеш. Monolit Plečnika). Обелиск представляет собой монолит из мракотинского гранита высотой 15,4 метров и весом 96 тонн.
Сама по себе история возникновения данного обелиска весьма примечательна. В марте 1921 Томаш Гарик Масарик высказал идею об установке на территории Пражского Града памятник погибшим чехам и словакам в ходе Первой Мировой войны. Любопытно то, что памятник должен был быть открыт 28 июня. Это немаловажно, к именно этой дате мы еще будем возвращаться не раз, но не будем забегать вперед, всему свое время. Изначально памятник планировался в виде мемориальной доски, но главный архитектор Пражского Града Иосиф Плечник предложил иной вариант – монолитный Столб Свободы (чеш. Sloup Svobody).
Планировалось что вершину столба будет увековечивать Чешский Лев возвышающийся над Словацким Крестом, либо Лев несущий на спине Словацкий Крест, но словаков не устроило что Чешский Лев крупнее их Креста, и это создает впечатление неравенства народов. В результате проект был пересмотрен: на переднем плане фигурировал Лев, а за ним возвышался Словацкий Крест. Данный проект так же вызвал волну возмущений со стороны словаков и Иосиф Плечник принял волевое решение: на верхушке столба не будет ничего. Данный проект устроил все стороны и уже 4 августа президентская канцелярия разместила заказ на поставку в Прагу монолита высотой от 30 до 34 метров.
К большому сожалению, ни одна фирма не смогла предоставить монолит таких размеров и целых полтора года на данный заказ никто не реагировал. В декабре 1922 года фирма Мракотитинские каменоломни (чеш. Mrákotínské kamenolomy a stavební podniky a. s) предложила поставить монолит высотой 14-18 метров. В марте-апреле 1923 года 17 каменщиков добыли кусок монолита высотой около 20 метров и весом 120 тонн. Подобный груз было практически невозможно транспортировать на дальнее расстояние и, несмотря на то, что для транспортировки были переделаны некоторые участки дорог, установлены вспомогательные краны и т.д. транспортировка казалась невозможной. Монолит были вынуждены укоротить до 18 метров. Его вес уменьшился до 91 тонны и 24 апреля 1923 года монолит начал свое путешествие в Прагу. К большому сожалению, транспортировка оказалась не удачной, транспортировочная панель не выдержала вес монолита и перевернулась. Камень при падении раскололся на 3 части и из одной его части впоследствии был изготовлен памятник погибший войнам в городе Телчь (чеш. Telč).
К большому сожалению, в бюджете страны не была предусмотрена сумма на второй монолит и 12 ноября 1923 года президент Масарик на свои собственные деньги заказал новый камень. Монолит был добыт в январе 1924 года, но и он не был доставлен в Прагу. При погрузке на транспортировочную платформы, выяснилось, что камень пошел трещинами по всей длине и не был пригоден к изготовлению Стеллы. Только с третей попытки, 3 декабря 1925, началась 7 дневная перевозка монолита в Прагу. Злоключения монолита не закончились и после его прибытия в Прагу. На вокзале Дейвице (чеш. Dejvické nádraží) он пролежал до весны 1926 года и целых 22 дня его с большими сложностями перевозили на Пражский Град к месту его установки. Путешествие камня не было легким, при транспортировке отломилась самая узкая его часть. В конце концов 15 метровая Стелла была торжественно открыта 28 октября 1928 года.
В 1996 году по инициативе президента Вацлава Гавела (чеш. Vacláv Havel) обелиск был увенчан двухметровой пирамидой, которая по его мнению должна символизировать идеи демократии. Пирамида сварена из позолоченных стальных профилей, используемых в ядерных реакторах. Автором проекта является чешский архитектор Томаш Валента (чеш. Tomáš Valenta), который опирался на концепцию архитектора Зденека Лукеша (чеш. Zdenek Lukeš), разработанную ещё в 1991 году. Пирамида была изготовлена компанией Škoda в Пльзене и торжественно открыта 13 мая 1996 года.
Может возникнуть вопрос, к чему были такие сложности с добычей, а, главное. Транспортировкой такого огромного монолита на Пражский Град? Почему бы его не установить в другом, более доступном с транспортной точки зрения месте Праги? Вацлавская площадь (чеш. Václavské náměstí), к примеру, идеальное место и с точки зрения транспортной логистики относительно вокзала в Дейвицах и с точки зрения посещаемости и туристами и местными жителями. Или взять, опять-таки, к примеру, Старомнесткую площадь (чеш. Staroměstské náměstí) Праги. После сноса Марианского столба (чеш. Mariánský sloup), на его месте установка Стеллы было бы идеальным решением. Ответом на эти вопросы может быть именно то, что, в итоге, оплатил установку Стеллы президент Масарик. Именно он был инициатором установки памятника и именно он выбирал место и, самое главное, дату установки. Эта дата уже упоминалась выше, я позволю себе ее напомнить: 28 июня. Как я уже намекал, это не просто выбранная дата, это дата с особым, практически мистическим значением, равно как само место, где была установлена Стелла.
Пожалуй, начну рассказ с такой легендарной и неоднозначной личности как Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте (чеш. František Ferdinand Karel Ludvík Josef Maria Habsburg arcivévoda Rakouský-Este). Франц Фердинанд родился 18 декабря 1863 года в городе Грац, Австрийская империя. По отцу он был Габсбург, по матери Бурбон. Более «голубую кровь» тяжело было найти. Отец Франца Фердинанда Карл Людвиг был родным братом императора Франца Иосифа, мать Мария Аннунциата принцесса обеих Сицилий из рода неаполитанских Бурбонов.
Первое большое событие в жизни Франца Фердинанда произошло в 1875 году. Неожиданно юный эрцгерцог, не имеющий большого состояния, стал очень богат. После долгих споров к нему перешло сказочное наследство дальнего родственника, Франца V д'Эсте, герцога Моденского, завершившего род итальянских князей д'Эсте, ‒ в обмен на обязательство принять имя «д'Эсте». Вместе с новым родовым именем, Фердинанд обрел состояние, сделавшее будущего наследника самым богатым членом императорского дома.
Богатство дало ему и определенную независимость от монарших благодеяний.
Через 14 лет случилось другое событие. 30 января 1889 года в замке Майерлинг покончил с собой любимец Австрии кронпринц Рудольф (1858-1889). Наследником престола был объявлен отец Франца Фердинанда, однако эрцгерцог Карл Людвига, почти ровесник своего Августейшего брата, не рвался в кайзеры, и почти сразу заявил, что не желает быть наследником. Суровые австрийские законы наследования это заявления во внимание де юре не приняли, но отношение к Францу Фердинанду со стороны императора изменилось. Он был произведен в генерал-майоры, затем получил чин фельдмаршала и в придачу построенный в стиле барокко дворец Бельведер в Вене.
В 1893 году Франц Фердинанд совершил большое путешествие вокруг света, посетив на крейсере «Кайзерин Элизабет» Австралию, Новую Зеландию, Новые Гебриды, Соломоновы острова, Новую Гвинею, Саравак, Таиланд, Японию. Из Иокагамы он проследовал в Ванкувер на пароходе «Empress of China» и через Канаду вернулся в Европу. В 1895—1896 годах он издал в Вене описание кругосветного путешествия «Tagebuch meiner Reise um die Erde». Надо заметить, что Франц Фердинанд в любой посещаемой им стране оставлял о себе неизгладимые впечатления и вполне логично, что его пребывание в каждой стране активно освящалось и прессой и даже нашло отражение в художественных произведениях.
Для начала вспомним произведение Конан Дойла «скандал в Богемии», там напрямую, правда под вымышленной фамилией, упоминается Франц Фердинанд. Во время своего путешествия, у Франца Фердинанда возникла небольшая интрижка «на стороне» и он очень не хотел, чтобы его будущая супруга об этом узнала. Он вынужден был обращаться к частным сыщикам дабы те добыли компрометирующие его документы. Этот момент, с большой долей художественного вымысла, и упоминается в данном рассказе.
Ну, раз мы вспомнили классиков, уместно упомянуть о еще одном известном писателе который не оставил похождения Франца Фердинанда без внимания. В 1878 году, находясь во Франции, в горной деревушке Монистье, Роберт Льюис Стивенсон закончил серию рассказов под общим названием «Новые тысяча и одна ночь». В том же году рассказы печатались в журнале «Лондон», однако отдельным изданием вышли только в 1882 году. Эта серия рассказов разделена на два цикла. Первый цикл под названием «Клуб самоубийц» составляют три рассказа. Во второй цикл под названием «Алмаз Раджи» вошли четыре рассказа.
"Клуб самоубийц" и "Алмаз Раджи" объединены общим замыслом и единым героем, принцем Флоризелем. Прототипом Флоризеля являлся Франц Фердинад, достаточно первой строчки «Клуб самоубийц» чтобы в этом убедиться: «Блистательный Флоризель, принц Богемский…»
Четыре рассказа этого цикла повествуют, в общих чертах, о следующем. Томас Ванделер, находившийся в Индии в английских колониях, оказывается владельцем необыкновенного алмаза Кашгарского раджи. Загадка этого таинственного приобретения служит предметом недвусмысленных толков. Отныне обладатель поразительной драгоценности уже не бедняк, как раньше, а немыслимый богач, грубый служака становится известным светским львом, его принимают в избранных кругах Лондона, и в скором времени находится знатная девушка, пожелавшая обладать алмазом "даже ценою брака с сэром Томасом Ванделером". Алмаз, будто некая темная сила, путешествуя из рук в руки несет с собой алчность, порок и многочисленные смерти. И так тянется цепь злополучных событий, пока принц Флоризель своим вмешательством не кладет им предел. Завладев алмазом, он бросает его в реку, в надежде утопить вместе с сокровищем и его извращающее влияние.
Как отмечал сам Стивенсон в своих дневниках, сюжеты этих книг он просто брал из газетных хроник. Давайте попробуем разобраться, где правда, а где художественный вымысел.
Давайте попробуем выяснить о каком алмазе может вообще идти речь, но начнем, как обычно. Издалека.
Бургундский герцог Карл Смелый мнил себя равным королям. Его именовали "последний рыцарь", он мечтал о королевской короне и вся его жизнь была войной. Его отец Филипп Добрый, тот что выдал англичанам Жанну д′Арк, сумел придать Бургундии могущество, благодаря которому она приобрела высокий авторитет в Европе. При герцогском дворе поощрялось развитие искусства, а сам правитель был горячим сторонником рыцарского кодекса и учредителем Ордена Золотого Руна, дошедшего до наших дней. Страсть к дорогим самоцветам можно считать фамильной чертой бургундских герцогов. Достаточно вспомнить что один из предков Карла в 1412 г. владел очень крупным камнем плитчатой формы размером «четыре ромба на четыре». Известно, что в 1475 (или 1476) году Карл дал поручение фландрскому дворянину Людвигу ван Беркену огранить два недавно приобретенных алмаза и превратить их в талисманы. Карл искренне верил, что пока он ими обладает, ничего с ним не может случиться, но камни ни в коем случае нельзя было разъединять. У камней должен был быть только один хозяин, иначе камни приносили бы только беды. Один из камней герцог носил вправленным в его шлем. И когда состоялся поединок с самым сильным швейцарским бойцом, Карл выиграл благодаря тому, что противник был ослеплен солнечным зайчиком от бриллианта. После этого случая герцог еще сильнее уверовал в магическую силу своих талисманов, но в битве при Грансоне в 1476 г. герцог Бургундский потерял свой ларец с драгоценностями, в котором находился второй камень. После этой потери, удача отвернулась от Карла и в битве при Нанси в 1477 году Карл погибает.
Какой-то мародер снял оставшийся камень с трупа Карла Смелого и затем продал его полковому капеллану за один гульден. Первым известным новообладателем камня стал португальский король Альфонс Африканский. Однако у короля были большие долги, и камень снова сменил владельца. Им оказался очень богатый маркиз Николас Гарлей де Санси. По одной из версии, маркиз продал алмаз королю Франции из династии Валуа Генриху III. Генрих IV из династии Бурбонов назначил де Санси министром финансов и тот послал алмаз, чтобы заплатить за наемников - солдат. Курьера по дороге перехватили разбойники, но он успел проглотить камень. Санси даже обратился к знаменитой ясновидящей и та ему указала местопребывания алмаза. Труп слуги выкопали, и камень снова увидел свет. Генрих IV, носивший бриллиант в виде талисмана, также был убит в 1610 году религиозным фанатиком. Да и сам маркиз Николас Гарлей де Санси погиб на дуэли. С тех пор алмаз и получил свое известное название «Санси». Затем бриллиантом владел кардинал Мазарини и английский король Яков II, бежавший из Англии после дворцового переворота, французские короли. Алмаз даже венчал корону французских монархов, но по своему обыкновению приносил только несчастья, достаточно вспомнить печальную судьбу Людовика XVI. Во время революции все драгоценности французских королей были разграблены, а при Наполеоне все отыскали за исключением бриллианта "Санси".
Алмаз всплывает в 1828 году, когда его приобрел знаменитый хозяин уральских заводов Павел Николаевич Демидов.
Французские власти даже затеяли судебную тяжбу с Демидовым, обвинив его в скупке краденного государственного достояния, но герцогиня Беррийская заявила суду, что этот алмаз был куплен на законных основаниях, потому что достался ей в наследство от ее бабушки, а бабушка герцогини получила бриллиант в подарок от самого Людовика XVI. Видимо, Людовик XVI выковырял камень из короны для очень хорошенькой девушки, которая впоследствии оказалась бабушкой вышеуказанной герцогини. Суд отнесся к словам герцогини с пониманием. Николай Демидов подарил бриллиант своей супруге Авроре Карловне Шернваль. После смерти Демидова в 1840 году, вторым замужеством Аврора Карловна была за русским офицером А. Н. Карамзиным,
сыном историка Николая Михайловича Карамзина. В 1854 году Аврора Карловна становится дважды вдовой - ее второй муж погиб на полях русско-турецкой войны. Дальнейшая история «Санси» довольно туманна, он появился только в 1867 году на Всемирной выставке в Париже. Далее его след был замечен только в 1906 году и его обладателем был Вильям Вальдорф Астор. В течение 73 лет семейство Астора обладало этим камнем и в 1978 году он был продан Лувру где и хранится по сей день.
Из вышесказанного стоит отметить, что «Санси», хоть и не долго, но все же принадлежал династии Бурбонов. Давайте этот факт запомним и попробуем проследить историю второго камня – того самого который был потерян в 1476 году.
Какому-то щвейцарскому солдату посчастливилось найти драгоценности, которые он впоследствии продал купцам из Генуи. Как бы то ни было, но после нескольких
перепродаж алмаз попал к правителю Милана герцогу Людовико Сфорца, при дворе которого работал сам великий Леонардо да Винчи. По одним данным, при разделе миланских драгоценностей папа Юлий II заплатил за редкий камень 20 000 дукатов. Согласно другой версии, алмаз был просто подарен Папе Римскому герцогом Сфорца. Как было на самом деле, история умалчивает, достоверно известно только то, что Юлий II был в числе последующих владельцев алмаза.
После того, как богатые и влиятельные флорентийцы из рода Медичи завладели знаменитым бриллиантом, камень получил почти одновременно сразу три имени – «Флорентиец», «Тосканец», а иногда алмаз называли ещё «Великий герцог Тосканский». Начиная с XVII столетия история камня прослеживается яснее. Именно в сокровищнице дома Медичи, известный ювелир и путешественник Жан-Батист Тавернье, видел знаменитый бриллиант. В 1657 году им было сделано первое описание "Флорентийца". В 1743 году, не оставив прямых наследников, умерла Анна Мария Луиза - последняя представительница рода Медичи. Алмаз какое-то время принадлежал герцогу Тосканскому, а после его женитьбы на австрийской императрице, камень
перешел по наследству в собственность Марии Терезии и ее супруга Франца Лотарингского, после чего находился в сокровищнице королевского дома Габсбургов.
Любопытное совпадение. Оба камня в результате снова воссоединились. Франц Фердинанд вполне мог получить один камень как представитель династии Бурбонов, другой как представитель династии Габсбургов. И если судьба «Санси» известна, то о «Флорентийце» ничего не известно по сей день. Не его ли выбросил Франц Фердинанд в реку? Вопрос только почему. Может быть, потому что по отдельности эти камни приносят только беды? Скорее всего Франц Фердинанд не рискнул избавиться от камня, а просто сымитировал его уничтожение. Напомню, он, теоретически, как представитель династии Бурбон, имел возможность обладать и вторым камнем. Зная легенды, связанные с камнями, он все же рискнул оставить камень себе. Понимая, что он волею судеб, становится единственным претендентом на престол и учитывая не стабильную политическую ситуацию в Империи, он, возможно, пытался укрепить свое положение пусть и не стандартным способом. К сожалению, второй камень он получить просто не успел.
Солнечным утром 28 июня 1914 года, он и его жена София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг прибыли с военной инспекцией в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной Австро-Венгерской империей, где и погибли от рук террориста из тайного общества "Млада Босна" 19-летнего босниеца Гаврило Принципа.
В итоге Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А формальным поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.
Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году.
Меченный кровью высокородных особ автомобиль Graf & Stift его прежний хозяин граф Харрах отказался держать в своём гараже и уступил его военному ведомству за сравнительно небольшую цену. Машина была передана в руки прославленного генерала Патевека. И с этого момента фортуна отвернулась от него.
Патевека постоянно преследовали военные неудачи, а его штабной автомобиль заработал репутацию "чёрного вестника". В битве при Вальеве командующий получил катастрофический разгром, вследствие чего срочно вышел в отставку, вернулся к себе на родину и… сошёл с ума.
После такой неблаговидной боевой репутации никто из командного состава австро- венгерской армии не захотел воспользоваться автомобилем. В конце концов машину закрепили за штабным офицером. Ровно месяц было отведено вояке на наслаждение от пользования роскошным Graf & Stift. Затем на марше зазевавшийся водитель со всего маху вогнал машину в мощный бампер грузовика. Не выжил никто: ни офицер, ни водитель, ни два сопровождавших их солдата.
Австро-венгерские войска совместно с Германией, как известно, проиграли войну странам Антанты. Военное имущество перешло в руки победителей. В том числе им достался и пострадавший Graf & Stift. Поскольку автомобиль оказался в хорошем состоянии, он был передан коменданту Югославии.
Из-за большого размера авто и немалой стоимости запчастей комендант крайне редко им пользовался. К тому же он был в курсе репутации данной машины, но даже редкое использование не помешало чёрному провидению вмешаться в судьбу владельца машины.
Мало того, что даже в редких поездках автомобиль всегда оказывался замешанным в неприятных инцидентах, в 1919 году он перевернулся на повороте, убив шофёра и лишив самого коменданта руки.
Новым властям больше не захотелось иметь дело с несчастливой техникой. Автомобиль продали с аукциона ничего не подозревающему врачу. Это был преуспевающий врач, имевший большую частную практику, но в то же время не забывавший оказывать неимущим слоям населения бесплатную медицинскую помощь. Для этого он специально выезжал в близлежащие деревни. В одной из таких поездок, на пустынной просёлочной дороге автомобиль снова перевернулся, отправив на тот свет своего владельца и, при этом, придавив двух крестьян, стоявших на обочине дороги.
Затем Graf & Stift поменял ещё около десятка хозяев, из которых только один не пострадал в аварии. Это был богатый ювелир который покончил жизнь самоубийством.
Последним владельцем машины стал Тибор Хиршфилд. Буквально через несколько дней после покупки он отправился на свадьбу и, уже возвращаясь назад, столкнулся с автобусом. Вместе с ним покинули этот мир ещё четыре пассажира.
Имеется точное число жертв несчастливого автомобиля – 22 человека. Может камень наложил горький отпечаток и на авто? Кто знает.
Но не слишком ли мы отвлеклись рассказами о камнях и убийствах от изначального предмета рассказа – обелиска на Пражском Граде Праги? Напомню, президент Томаш Гарик Масарик настаивал на открытии стелы 28 июня. Случайно ли эта дата совпадает с днем убийства Франца Фердинанда и Софии Хотек? Скорее всего нет. Напомню, обелиск поставлен в память «погибшим чехам и словакам в ходе Первой Мировой войны», не первой ли жертвой были Франц Фердинанд и его супруга? Почему бы и нет? И, возвращаясь к теме места установки обелиска, возвращаясь к вопросу почему с невероятными сложностями монолит доставляли именно на Пражский Град, мы опять-таки упираемся в дату 28 июня. Что же это за такая «волшебная дата»? Все достаточно просто объясняется: по григорианскому календарю в этот день отмечается день святого Вита, также известный как Видов день или Видовдан. Именно поэтому обелиск расположен в непосредственной близости от Собора Святого Вита.
Ну что ж, с выбором места и даты установки обелиска мы более менее разобрались, пора бы обсудить «виновника торжества», того самого инициатора
установки обелиска на Пражском Граде и того человека который не пожалел немалых личных средств на его установку – первого президента Республика Томаша Гарика Масарика.
В своих личных дневниках, воспоминаниях и трудах, он не раз упоминал о просто таки необходимости установить обелиск на Пражском Граде «всеми силами и в кратчайшие сроки». Как мы с вами уже знаем, в «кратчайшие сроки» не получилось реализовать проект, а вот сил и денег было приложено не мало. Но откуда ж такая навязчивая идея? Почему в 3 своих книгах он упоминает об обелиске? Давайте попробуем разобраться, как говорится, «в порядке бреда» с одной из теорий на этот счет и, процитирую фразу А. Конан Дойла которую он вложил в уста знаменитого Шерлока Холмса: «Отбросьте все
невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».
Начну, как обычно из далека.
Томаш Гарриг Масарик родился 7 марта 1850 года в городе Годонин, как первый ребенок в семье панского кучера. В местечке Густопечи Томаш учился в реальном училище, затем был учеником кузнеца. В четырнадцать лет был принят помощником учителя в школу, без жалованья. За это директор школы учил мальчика играть на фортепиано. Спустя некоторое время Томаш уже играл в костеле на органе и пел на похоронах, как все учителя в то время.
Чтобы узнать, о чем он поет, Томаш стал самостоятельно учиться латинскому языку. В 1865 году, пятнадцати лет отроду, Томаш Масарик поступил в немецкую гимназию в Брно. А в 1869 году уже учился в Вене.
Это данные из стандартной биографии будущего президента, а теперь давайте обратимся к фотографиям:
Сразу же бросается в глаза «семейное сходство». В последнее время, многие в Чехии уверены: Томаш Гарриг Масарик был ни много ни мало, внебрачным сыном императора Франца Иосифа. Эти выводы звучат в книге Давида Глокнера «Президент императора. Тайны семьи Томаша Гарика Масарика» (чеш. David Glockner, Císařův prezident - Tajemství rodiny Tomáše Garrigua Masaryka) и ряде других исследований, которых много. Приверженцы
«габсбургской теории» убеждены: достаточно взглянуть на изображения Франца Иосифа и Томаша Гаррига Масарика в молодом возрасте, чтобы увидеть несомненное фамильное сходство. Однако есть и более весомые «улики», о которых много говорят. Канва умозаключений при этом выглядит так: будущий президент появился на свет 7 марта 1850 года, а в июле 1849-го моравский городок Годонин, где жила его мать, стал центром страстей, возможно, не только политических. Молодой император Франц Иосиф пытается подавить венгерское восстание, взывая к помощи русского царя, и Россия посылает войска на защиту монархии. В Годонине формируются русские и австрийские части, и, разумеется, туда из Вены прибывает сам император. В те годы Франц Иосиф был не седовласым господином с пышными усами и бакенбардами, это был 19-летний переполненный гормонами юноша, отчаянно храбрый, только что взошедший на престол и не желающий ничего упустить в жизни. Он останавливается у местного дворянчика Эммануэля Малы, в доме которого старшей кухаркой служит Терезия Кропачкова, или, на немецкий манер, Кропачек. Ей в ту пору уже 35, но она хороша собой, лучше говорит по-немецки, чем по-чешски, и умеет нравиться господам.
Интрижка на фоне военных действий завершилась беременностью. В том, что этот ребенок именно от императора, а не от хозяина, была уверена супруга Эммануэля - Анна, оказывавшая покровительство служанке в положении. Терезии тут же организовали мужа: неграмотный кучер Иозеф Масарик, словак по национальности, был на 10 лет моложе своей суженой. А в сохранившемся в архивах дневнике императора появится запись: «Kropaczek erledigt» («Кропачек - вопрос решен»).
Ребенок родится спустя шесть месяцев после свадьбы. Излишне говорить, что высокий сухопарый Томаш с породистым вытянутым черепом был совершенно не похож на своих приземистых круглолицых братьев.
Интеллектуальными способностями и независимостью Томаш выделялся на фоне семьи. Юношу пытались приобщить к кузнечному ремеслу, однако тяжелый физический труд не привлекал будущего профессора. Он сбежал домой, где бургграф определил его на домашнее обучение вместе со своим сыном. Потом было «неожиданное» попадание в престижнейшую Академическую гимназию Вены, внезапная щедрая стипендия от австрийского банкира, Венский университет, стажировка в Лейпциге. И еще много других случайностей - всегда для Томаша счастливых.
Все вышесказанное, к сожалению, только предположения. Документалист Давид Вондрачек (чеш. David Vondráček) обратился к правнучке президента Шарлотте Котиковой (чеш. Charlotta Kotíková) в надежде, что она разрешит провести анализ ДНК останков Томаша Масарика, чтобы была возможность ответить на вопрос, кто является его настоящим отцом? Родственница разрешение не дала, пояснив, что этот анализ был бы неуважительным актом по отношению к Томашу Масарику и ко всему чешскому народу. Ведь первый чехословацкий президент в своей биографии в 1875 году писал, что он словак без примесей, хотя мать – немка. Странные расхождения.
Ну а что, если он действительно потомок Франца Иосифа? Тогда бы это уже точно нам обьясняло историю возникновения обелиска на Пражском Граде: это памятник не только погибшим чехам и словакам в Первую Мировую войну, это еще и памятник первым жертвам Францу Фердинанду и Софии Хотек, а так же это дань уважения своему….. отцу?
И, в заключении, позволю себе опубликовать коллаж, который был опубликован на портале https://ceskapozice.lidovky.cz по теме визуально сравнения личностей Томаша Гарика Масарика и императора Франца Иосифа. Получилось у них, на мой взгляд, очень убедительно...Автор: А.В.Анпилогов
Обелиск расположен в III дворе Пражского Града (чеш. Třetí nádvoří Pražského hradu), рядом с собором св. Вита (чеш.Bořivoj I Katedrála svatého Víta, áclava a Vojtěcha) и Старым домом пробстов (Staré proboštství). Автором идеи установки обелиска является первый Чешско-Словацкий президент Томаш Гарик Масарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk), архитектором Иосиф Плечник (чеш. Josip Plečnik), поэтому памятник еще называют Монолит Плечника (чеш. Monolit Plečnika). Обелиск представляет собой монолит из мракотинского гранита высотой 15,4 метров и весом 96 тонн.
Bořivoj I
Tomáš Garrigue Masaryk
Сама по себе история возникновения данного обелиска весьма примечательна. В марте 1921 Томаш Гарик Масарик высказал идею об установке на территории Пражского Града памятник погибшим чехам и словакам в ходе Первой Мировой войны. Любопытно то, что памятник должен был быть открыт 28 июня. Это немаловажно, к именно этой дате мы еще будем возвращаться не раз, но не будем забегать вперед, всему свое время. Изначально памятник планировался в виде мемориальной доски, но главный архитектор Пражского Града Иосиф Плечник предложил иной вариант – монолитный Столб Свободы (чеш. Sloup Svobody).
Планировалось что вершину столба будет увековечивать Чешский Лев возвышающийся над Словацким Крестом, либо Лев несущий на спине Словацкий Крест, но словаков не устроило что Чешский Лев крупнее их Креста, и это создает впечатление неравенства народов. В результате проект был пересмотрен: на переднем плане фигурировал Лев, а за ним возвышался Словацкий Крест. Данный проект так же вызвал волну возмущений со стороны словаков и Иосиф Плечник принял волевое решение: на верхушке столба не будет ничего. Данный проект устроил все стороны и уже 4 августа президентская канцелярия разместила заказ на поставку в Прагу монолита высотой от 30 до 34 метров.
Josip Plečnik
К большому сожалению, ни одна фирма не смогла предоставить монолит таких размеров и целых полтора года на данный заказ никто не реагировал. В декабре 1922 года фирма Мракотитинские каменоломни (чеш. Mrákotínské kamenolomy a stavební podniky a. s) предложила поставить монолит высотой 14-18 метров. В марте-апреле 1923 года 17 каменщиков добыли кусок монолита высотой около 20 метров и весом 120 тонн. Подобный груз было практически невозможно транспортировать на дальнее расстояние и, несмотря на то, что для транспортировки были переделаны некоторые участки дорог, установлены вспомогательные краны и т.д. транспортировка казалась невозможной. Монолит были вынуждены укоротить до 18 метров. Его вес уменьшился до 91 тонны и 24 апреля 1923 года монолит начал свое путешествие в Прагу. К большому сожалению, транспортировка оказалась не удачной, транспортировочная панель не выдержала вес монолита и перевернулась. Камень при падении раскололся на 3 части и из одной его части впоследствии был изготовлен памятник погибший войнам в городе Телчь (чеш. Telč).
К большому сожалению, в бюджете страны не была предусмотрена сумма на второй монолит и 12 ноября 1923 года президент Масарик на свои собственные деньги заказал новый камень. Монолит был добыт в январе 1924 года, но и он не был доставлен в Прагу. При погрузке на транспортировочную платформы, выяснилось, что камень пошел трещинами по всей длине и не был пригоден к изготовлению Стеллы. Только с третей попытки, 3 декабря 1925, началась 7 дневная перевозка монолита в Прагу. Злоключения монолита не закончились и после его прибытия в Прагу. На вокзале Дейвице (чеш. Dejvické nádraží) он пролежал до весны 1926 года и целых 22 дня его с большими сложностями перевозили на Пражский Град к месту его установки. Путешествие камня не было легким, при транспортировке отломилась самая узкая его часть. В конце концов 15 метровая Стелла была торжественно открыта 28 октября 1928 года.
В 1996 году по инициативе президента Вацлава Гавела (чеш. Vacláv Havel) обелиск был увенчан двухметровой пирамидой, которая по его мнению должна символизировать идеи демократии. Пирамида сварена из позолоченных стальных профилей, используемых в ядерных реакторах. Автором проекта является чешский архитектор Томаш Валента (чеш. Tomáš Valenta), который опирался на концепцию архитектора Зденека Лукеша (чеш. Zdenek Lukeš), разработанную ещё в 1991 году. Пирамида была изготовлена компанией Škoda в Пльзене и торжественно открыта 13 мая 1996 года.
Vacláv Havel
Может возникнуть вопрос, к чему были такие сложности с добычей, а, главное. Транспортировкой такого огромного монолита на Пражский Град? Почему бы его не установить в другом, более доступном с транспортной точки зрения месте Праги? Вацлавская площадь (чеш. Václavské náměstí), к примеру, идеальное место и с точки зрения транспортной логистики относительно вокзала в Дейвицах и с точки зрения посещаемости и туристами и местными жителями. Или взять, опять-таки, к примеру, Старомнесткую площадь (чеш. Staroměstské náměstí) Праги. После сноса Марианского столба (чеш. Mariánský sloup), на его месте установка Стеллы было бы идеальным решением. Ответом на эти вопросы может быть именно то, что, в итоге, оплатил установку Стеллы президент Масарик. Именно он был инициатором установки памятника и именно он выбирал место и, самое главное, дату установки. Эта дата уже упоминалась выше, я позволю себе ее напомнить: 28 июня. Как я уже намекал, это не просто выбранная дата, это дата с особым, практически мистическим значением, равно как само место, где была установлена Стелла.
Пожалуй, начну рассказ с такой легендарной и неоднозначной личности как Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте (чеш. František Ferdinand Karel Ludvík Josef Maria Habsburg arcivévoda Rakouský-Este). Франц Фердинанд родился 18 декабря 1863 года в городе Грац, Австрийская империя. По отцу он был Габсбург, по матери Бурбон. Более «голубую кровь» тяжело было найти. Отец Франца Фердинанда Карл Людвиг был родным братом императора Франца Иосифа, мать Мария Аннунциата принцесса обеих Сицилий из рода неаполитанских Бурбонов.
Франц Фердинанд Габсбург д'Эсте
Первое большое событие в жизни Франца Фердинанда произошло в 1875 году. Неожиданно юный эрцгерцог, не имеющий большого состояния, стал очень богат. После долгих споров к нему перешло сказочное наследство дальнего родственника, Франца V д'Эсте, герцога Моденского, завершившего род итальянских князей д'Эсте, ‒ в обмен на обязательство принять имя «д'Эсте». Вместе с новым родовым именем, Фердинанд обрел состояние, сделавшее будущего наследника самым богатым членом императорского дома.
Богатство дало ему и определенную независимость от монарших благодеяний.
Через 14 лет случилось другое событие. 30 января 1889 года в замке Майерлинг покончил с собой любимец Австрии кронпринц Рудольф (1858-1889). Наследником престола был объявлен отец Франца Фердинанда, однако эрцгерцог Карл Людвига, почти ровесник своего Августейшего брата, не рвался в кайзеры, и почти сразу заявил, что не желает быть наследником. Суровые австрийские законы наследования это заявления во внимание де юре не приняли, но отношение к Францу Фердинанду со стороны императора изменилось. Он был произведен в генерал-майоры, затем получил чин фельдмаршала и в придачу построенный в стиле барокко дворец Бельведер в Вене.
В 1893 году Франц Фердинанд совершил большое путешествие вокруг света, посетив на крейсере «Кайзерин Элизабет» Австралию, Новую Зеландию, Новые Гебриды, Соломоновы острова, Новую Гвинею, Саравак, Таиланд, Японию. Из Иокагамы он проследовал в Ванкувер на пароходе «Empress of China» и через Канаду вернулся в Европу. В 1895—1896 годах он издал в Вене описание кругосветного путешествия «Tagebuch meiner Reise um die Erde». Надо заметить, что Франц Фердинанд в любой посещаемой им стране оставлял о себе неизгладимые впечатления и вполне логично, что его пребывание в каждой стране активно освящалось и прессой и даже нашло отражение в художественных произведениях.
Р.Л.Стивенсон "Клуб самоубийц"
Для начала вспомним произведение Конан Дойла «скандал в Богемии», там напрямую, правда под вымышленной фамилией, упоминается Франц Фердинанд. Во время своего путешествия, у Франца Фердинанда возникла небольшая интрижка «на стороне» и он очень не хотел, чтобы его будущая супруга об этом узнала. Он вынужден был обращаться к частным сыщикам дабы те добыли компрометирующие его документы. Этот момент, с большой долей художественного вымысла, и упоминается в данном рассказе.
Ну, раз мы вспомнили классиков, уместно упомянуть о еще одном известном писателе который не оставил похождения Франца Фердинанда без внимания. В 1878 году, находясь во Франции, в горной деревушке Монистье, Роберт Льюис Стивенсон закончил серию рассказов под общим названием «Новые тысяча и одна ночь». В том же году рассказы печатались в журнале «Лондон», однако отдельным изданием вышли только в 1882 году. Эта серия рассказов разделена на два цикла. Первый цикл под названием «Клуб самоубийц» составляют три рассказа. Во второй цикл под названием «Алмаз Раджи» вошли четыре рассказа.
"Клуб самоубийц" и "Алмаз Раджи" объединены общим замыслом и единым героем, принцем Флоризелем. Прототипом Флоризеля являлся Франц Фердинад, достаточно первой строчки «Клуб самоубийц» чтобы в этом убедиться: «Блистательный Флоризель, принц Богемский…»
Четыре рассказа этого цикла повествуют, в общих чертах, о следующем. Томас Ванделер, находившийся в Индии в английских колониях, оказывается владельцем необыкновенного алмаза Кашгарского раджи. Загадка этого таинственного приобретения служит предметом недвусмысленных толков. Отныне обладатель поразительной драгоценности уже не бедняк, как раньше, а немыслимый богач, грубый служака становится известным светским львом, его принимают в избранных кругах Лондона, и в скором времени находится знатная девушка, пожелавшая обладать алмазом "даже ценою брака с сэром Томасом Ванделером". Алмаз, будто некая темная сила, путешествуя из рук в руки несет с собой алчность, порок и многочисленные смерти. И так тянется цепь злополучных событий, пока принц Флоризель своим вмешательством не кладет им предел. Завладев алмазом, он бросает его в реку, в надежде утопить вместе с сокровищем и его извращающее влияние.
Как отмечал сам Стивенсон в своих дневниках, сюжеты этих книг он просто брал из газетных хроник. Давайте попробуем разобраться, где правда, а где художественный вымысел.
Давайте попробуем выяснить о каком алмазе может вообще идти речь, но начнем, как обычно. Издалека.
Бургундский герцог Карл Смелый мнил себя равным королям. Его именовали "последний рыцарь", он мечтал о королевской короне и вся его жизнь была войной. Его отец Филипп Добрый, тот что выдал англичанам Жанну д′Арк, сумел придать Бургундии могущество, благодаря которому она приобрела высокий авторитет в Европе. При герцогском дворе поощрялось развитие искусства, а сам правитель был горячим сторонником рыцарского кодекса и учредителем Ордена Золотого Руна, дошедшего до наших дней. Страсть к дорогим самоцветам можно считать фамильной чертой бургундских герцогов. Достаточно вспомнить что один из предков Карла в 1412 г. владел очень крупным камнем плитчатой формы размером «четыре ромба на четыре». Известно, что в 1475 (или 1476) году Карл дал поручение фландрскому дворянину Людвигу ван Беркену огранить два недавно приобретенных алмаза и превратить их в талисманы. Карл искренне верил, что пока он ими обладает, ничего с ним не может случиться, но камни ни в коем случае нельзя было разъединять. У камней должен был быть только один хозяин, иначе камни приносили бы только беды. Один из камней герцог носил вправленным в его шлем. И когда состоялся поединок с самым сильным швейцарским бойцом, Карл выиграл благодаря тому, что противник был ослеплен солнечным зайчиком от бриллианта. После этого случая герцог еще сильнее уверовал в магическую силу своих талисманов, но в битве при Грансоне в 1476 г. герцог Бургундский потерял свой ларец с драгоценностями, в котором находился второй камень. После этой потери, удача отвернулась от Карла и в битве при Нанси в 1477 году Карл погибает.
Какой-то мародер снял оставшийся камень с трупа Карла Смелого и затем продал его полковому капеллану за один гульден. Первым известным новообладателем камня стал португальский король Альфонс Африканский. Однако у короля были большие долги, и камень снова сменил владельца. Им оказался очень богатый маркиз Николас Гарлей де Санси. По одной из версии, маркиз продал алмаз королю Франции из династии Валуа Генриху III. Генрих IV из династии Бурбонов назначил де Санси министром финансов и тот послал алмаз, чтобы заплатить за наемников - солдат. Курьера по дороге перехватили разбойники, но он успел проглотить камень. Санси даже обратился к знаменитой ясновидящей и та ему указала местопребывания алмаза. Труп слуги выкопали, и камень снова увидел свет. Генрих IV, носивший бриллиант в виде талисмана, также был убит в 1610 году религиозным фанатиком. Да и сам маркиз Николас Гарлей де Санси погиб на дуэли. С тех пор алмаз и получил свое известное название «Санси». Затем бриллиантом владел кардинал Мазарини и английский король Яков II, бежавший из Англии после дворцового переворота, французские короли. Алмаз даже венчал корону французских монархов, но по своему обыкновению приносил только несчастья, достаточно вспомнить печальную судьбу Людовика XVI. Во время революции все драгоценности французских королей были разграблены, а при Наполеоне все отыскали за исключением бриллианта "Санси".
Алмаз всплывает в 1828 году, когда его приобрел знаменитый хозяин уральских заводов Павел Николаевич Демидов.
Французские власти даже затеяли судебную тяжбу с Демидовым, обвинив его в скупке краденного государственного достояния, но герцогиня Беррийская заявила суду, что этот алмаз был куплен на законных основаниях, потому что достался ей в наследство от ее бабушки, а бабушка герцогини получила бриллиант в подарок от самого Людовика XVI. Видимо, Людовик XVI выковырял камень из короны для очень хорошенькой девушки, которая впоследствии оказалась бабушкой вышеуказанной герцогини. Суд отнесся к словам герцогини с пониманием. Николай Демидов подарил бриллиант своей супруге Авроре Карловне Шернваль. После смерти Демидова в 1840 году, вторым замужеством Аврора Карловна была за русским офицером А. Н. Карамзиным,
сыном историка Николая Михайловича Карамзина. В 1854 году Аврора Карловна становится дважды вдовой - ее второй муж погиб на полях русско-турецкой войны. Дальнейшая история «Санси» довольно туманна, он появился только в 1867 году на Всемирной выставке в Париже. Далее его след был замечен только в 1906 году и его обладателем был Вильям Вальдорф Астор. В течение 73 лет семейство Астора обладало этим камнем и в 1978 году он был продан Лувру где и хранится по сей день.
Из вышесказанного стоит отметить, что «Санси», хоть и не долго, но все же принадлежал династии Бурбонов. Давайте этот факт запомним и попробуем проследить историю второго камня – того самого который был потерян в 1476 году.
Какому-то щвейцарскому солдату посчастливилось найти драгоценности, которые он впоследствии продал купцам из Генуи. Как бы то ни было, но после нескольких
перепродаж алмаз попал к правителю Милана герцогу Людовико Сфорца, при дворе которого работал сам великий Леонардо да Винчи. По одним данным, при разделе миланских драгоценностей папа Юлий II заплатил за редкий камень 20 000 дукатов. Согласно другой версии, алмаз был просто подарен Папе Римскому герцогом Сфорца. Как было на самом деле, история умалчивает, достоверно известно только то, что Юлий II был в числе последующих владельцев алмаза.
После того, как богатые и влиятельные флорентийцы из рода Медичи завладели знаменитым бриллиантом, камень получил почти одновременно сразу три имени – «Флорентиец», «Тосканец», а иногда алмаз называли ещё «Великий герцог Тосканский». Начиная с XVII столетия история камня прослеживается яснее. Именно в сокровищнице дома Медичи, известный ювелир и путешественник Жан-Батист Тавернье, видел знаменитый бриллиант. В 1657 году им было сделано первое описание "Флорентийца". В 1743 году, не оставив прямых наследников, умерла Анна Мария Луиза - последняя представительница рода Медичи. Алмаз какое-то время принадлежал герцогу Тосканскому, а после его женитьбы на австрийской императрице, камень
перешел по наследству в собственность Марии Терезии и ее супруга Франца Лотарингского, после чего находился в сокровищнице королевского дома Габсбургов.
Любопытное совпадение. Оба камня в результате снова воссоединились. Франц Фердинанд вполне мог получить один камень как представитель династии Бурбонов, другой как представитель династии Габсбургов. И если судьба «Санси» известна, то о «Флорентийце» ничего не известно по сей день. Не его ли выбросил Франц Фердинанд в реку? Вопрос только почему. Может быть, потому что по отдельности эти камни приносят только беды? Скорее всего Франц Фердинанд не рискнул избавиться от камня, а просто сымитировал его уничтожение. Напомню, он, теоретически, как представитель династии Бурбон, имел возможность обладать и вторым камнем. Зная легенды, связанные с камнями, он все же рискнул оставить камень себе. Понимая, что он волею судеб, становится единственным претендентом на престол и учитывая не стабильную политическую ситуацию в Империи, он, возможно, пытался укрепить свое положение пусть и не стандартным способом. К сожалению, второй камень он получить просто не успел.
Солнечным утром 28 июня 1914 года, он и его жена София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг прибыли с военной инспекцией в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной Австро-Венгерской империей, где и погибли от рук террориста из тайного общества "Млада Босна" 19-летнего босниеца Гаврило Принципа.
В итоге Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А формальным поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.
Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году.
Graf & Stift 28/32PS
Меченный кровью высокородных особ автомобиль Graf & Stift его прежний хозяин граф Харрах отказался держать в своём гараже и уступил его военному ведомству за сравнительно небольшую цену. Машина была передана в руки прославленного генерала Патевека. И с этого момента фортуна отвернулась от него.
Патевека постоянно преследовали военные неудачи, а его штабной автомобиль заработал репутацию "чёрного вестника". В битве при Вальеве командующий получил катастрофический разгром, вследствие чего срочно вышел в отставку, вернулся к себе на родину и… сошёл с ума.
После такой неблаговидной боевой репутации никто из командного состава австро- венгерской армии не захотел воспользоваться автомобилем. В конце концов машину закрепили за штабным офицером. Ровно месяц было отведено вояке на наслаждение от пользования роскошным Graf & Stift. Затем на марше зазевавшийся водитель со всего маху вогнал машину в мощный бампер грузовика. Не выжил никто: ни офицер, ни водитель, ни два сопровождавших их солдата.
Австро-венгерские войска совместно с Германией, как известно, проиграли войну странам Антанты. Военное имущество перешло в руки победителей. В том числе им достался и пострадавший Graf & Stift. Поскольку автомобиль оказался в хорошем состоянии, он был передан коменданту Югославии.
Из-за большого размера авто и немалой стоимости запчастей комендант крайне редко им пользовался. К тому же он был в курсе репутации данной машины, но даже редкое использование не помешало чёрному провидению вмешаться в судьбу владельца машины.
Мало того, что даже в редких поездках автомобиль всегда оказывался замешанным в неприятных инцидентах, в 1919 году он перевернулся на повороте, убив шофёра и лишив самого коменданта руки.
Новым властям больше не захотелось иметь дело с несчастливой техникой. Автомобиль продали с аукциона ничего не подозревающему врачу. Это был преуспевающий врач, имевший большую частную практику, но в то же время не забывавший оказывать неимущим слоям населения бесплатную медицинскую помощь. Для этого он специально выезжал в близлежащие деревни. В одной из таких поездок, на пустынной просёлочной дороге автомобиль снова перевернулся, отправив на тот свет своего владельца и, при этом, придавив двух крестьян, стоявших на обочине дороги.
Затем Graf & Stift поменял ещё около десятка хозяев, из которых только один не пострадал в аварии. Это был богатый ювелир который покончил жизнь самоубийством.
Последним владельцем машины стал Тибор Хиршфилд. Буквально через несколько дней после покупки он отправился на свадьбу и, уже возвращаясь назад, столкнулся с автобусом. Вместе с ним покинули этот мир ещё четыре пассажира.
Имеется точное число жертв несчастливого автомобиля – 22 человека. Может камень наложил горький отпечаток и на авто? Кто знает.
Но не слишком ли мы отвлеклись рассказами о камнях и убийствах от изначального предмета рассказа – обелиска на Пражском Граде Праги? Напомню, президент Томаш Гарик Масарик настаивал на открытии стелы 28 июня. Случайно ли эта дата совпадает с днем убийства Франца Фердинанда и Софии Хотек? Скорее всего нет. Напомню, обелиск поставлен в память «погибшим чехам и словакам в ходе Первой Мировой войны», не первой ли жертвой были Франц Фердинанд и его супруга? Почему бы и нет? И, возвращаясь к теме места установки обелиска, возвращаясь к вопросу почему с невероятными сложностями монолит доставляли именно на Пражский Град, мы опять-таки упираемся в дату 28 июня. Что же это за такая «волшебная дата»? Все достаточно просто объясняется: по григорианскому календарю в этот день отмечается день святого Вита, также известный как Видов день или Видовдан. Именно поэтому обелиск расположен в непосредственной близости от Собора Святого Вита.
Ну что ж, с выбором места и даты установки обелиска мы более менее разобрались, пора бы обсудить «виновника торжества», того самого инициатора
установки обелиска на Пражском Граде и того человека который не пожалел немалых личных средств на его установку – первого президента Республика Томаша Гарика Масарика.
В своих личных дневниках, воспоминаниях и трудах, он не раз упоминал о просто таки необходимости установить обелиск на Пражском Граде «всеми силами и в кратчайшие сроки». Как мы с вами уже знаем, в «кратчайшие сроки» не получилось реализовать проект, а вот сил и денег было приложено не мало. Но откуда ж такая навязчивая идея? Почему в 3 своих книгах он упоминает об обелиске? Давайте попробуем разобраться, как говорится, «в порядке бреда» с одной из теорий на этот счет и, процитирую фразу А. Конан Дойла которую он вложил в уста знаменитого Шерлока Холмса: «Отбросьте все
невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».
Начну, как обычно из далека.
Томаш Гарриг Масарик родился 7 марта 1850 года в городе Годонин, как первый ребенок в семье панского кучера. В местечке Густопечи Томаш учился в реальном училище, затем был учеником кузнеца. В четырнадцать лет был принят помощником учителя в школу, без жалованья. За это директор школы учил мальчика играть на фортепиано. Спустя некоторое время Томаш уже играл в костеле на органе и пел на похоронах, как все учителя в то время.
Чтобы узнать, о чем он поет, Томаш стал самостоятельно учиться латинскому языку. В 1865 году, пятнадцати лет отроду, Томаш Масарик поступил в немецкую гимназию в Брно. А в 1869 году уже учился в Вене.
Это данные из стандартной биографии будущего президента, а теперь давайте обратимся к фотографиям:
Томаш Гарик Масарик
Мать Томаша Гарика Масарика
Отец Томаша Гарика Масарика
Сразу же бросается в глаза «семейное сходство». В последнее время, многие в Чехии уверены: Томаш Гарриг Масарик был ни много ни мало, внебрачным сыном императора Франца Иосифа. Эти выводы звучат в книге Давида Глокнера «Президент императора. Тайны семьи Томаша Гарика Масарика» (чеш. David Glockner, Císařův prezident - Tajemství rodiny Tomáše Garrigua Masaryka) и ряде других исследований, которых много. Приверженцы
«габсбургской теории» убеждены: достаточно взглянуть на изображения Франца Иосифа и Томаша Гаррига Масарика в молодом возрасте, чтобы увидеть несомненное фамильное сходство. Однако есть и более весомые «улики», о которых много говорят. Канва умозаключений при этом выглядит так: будущий президент появился на свет 7 марта 1850 года, а в июле 1849-го моравский городок Годонин, где жила его мать, стал центром страстей, возможно, не только политических. Молодой император Франц Иосиф пытается подавить венгерское восстание, взывая к помощи русского царя, и Россия посылает войска на защиту монархии. В Годонине формируются русские и австрийские части, и, разумеется, туда из Вены прибывает сам император. В те годы Франц Иосиф был не седовласым господином с пышными усами и бакенбардами, это был 19-летний переполненный гормонами юноша, отчаянно храбрый, только что взошедший на престол и не желающий ничего упустить в жизни. Он останавливается у местного дворянчика Эммануэля Малы, в доме которого старшей кухаркой служит Терезия Кропачкова, или, на немецкий манер, Кропачек. Ей в ту пору уже 35, но она хороша собой, лучше говорит по-немецки, чем по-чешски, и умеет нравиться господам.
Интрижка на фоне военных действий завершилась беременностью. В том, что этот ребенок именно от императора, а не от хозяина, была уверена супруга Эммануэля - Анна, оказывавшая покровительство служанке в положении. Терезии тут же организовали мужа: неграмотный кучер Иозеф Масарик, словак по национальности, был на 10 лет моложе своей суженой. А в сохранившемся в архивах дневнике императора появится запись: «Kropaczek erledigt» («Кропачек - вопрос решен»).
Ребенок родится спустя шесть месяцев после свадьбы. Излишне говорить, что высокий сухопарый Томаш с породистым вытянутым черепом был совершенно не похож на своих приземистых круглолицых братьев.
Интеллектуальными способностями и независимостью Томаш выделялся на фоне семьи. Юношу пытались приобщить к кузнечному ремеслу, однако тяжелый физический труд не привлекал будущего профессора. Он сбежал домой, где бургграф определил его на домашнее обучение вместе со своим сыном. Потом было «неожиданное» попадание в престижнейшую Академическую гимназию Вены, внезапная щедрая стипендия от австрийского банкира, Венский университет, стажировка в Лейпциге. И еще много других случайностей - всегда для Томаша счастливых.
Все вышесказанное, к сожалению, только предположения. Документалист Давид Вондрачек (чеш. David Vondráček) обратился к правнучке президента Шарлотте Котиковой (чеш. Charlotta Kotíková) в надежде, что она разрешит провести анализ ДНК останков Томаша Масарика, чтобы была возможность ответить на вопрос, кто является его настоящим отцом? Родственница разрешение не дала, пояснив, что этот анализ был бы неуважительным актом по отношению к Томашу Масарику и ко всему чешскому народу. Ведь первый чехословацкий президент в своей биографии в 1875 году писал, что он словак без примесей, хотя мать – немка. Странные расхождения.
Ну а что, если он действительно потомок Франца Иосифа? Тогда бы это уже точно нам обьясняло историю возникновения обелиска на Пражском Граде: это памятник не только погибшим чехам и словакам в Первую Мировую войну, это еще и памятник первым жертвам Францу Фердинанду и Софии Хотек, а так же это дань уважения своему….. отцу?
И, в заключении, позволю себе опубликовать коллаж, который был опубликован на портале https://ceskapozice.lidovky.cz по теме визуально сравнения личностей Томаша Гарика Масарика и императора Франца Иосифа. Получилось у них, на мой взгляд, очень убедительно...Автор: А.В.Анпилогов
Опубликовано 03 апреля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 969
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: