Евангелие от Иуды: откровения о предателе
Евангелие от Иуды: откровения о предателе
В течение веков ученые знали, что когда-то существовало Евангелие от Иуды - текст, в котором Иуда, знаменитый предатель Иисуса из Нового Завета, изображен как обладающий тайным знанием о том, кем на самом деле был Иисус. Ириней, христианский отец церкви и ересиолог, писал об этом давно утраченном Евангелии около 180 года, критикуя одну из христианских сект. И вот, почти 2000 лет спустя, текст, о котором говорил Ириней. Вообще стоит сказать, что различных евангелий было много. Например были евангелия от Фомы, от Филиппа, от Марии Магдалины, так называемое евангелие от Евреев и множество других, но в 4-м веке нашей эры отцы церкви постановили считать каноническими только четыре евангелия - от Матвея, Луки, Марка и Иоанна. После этого большая часть неканонических евангелий (их еще называют апокрифами) забылась и была утеряна, так как их редко переписывали, а зачастую и уничтожали специально. Так что же мы знаем об этом Евангелии, и о чем в нем говорится?

История открытия Евангелия от Иуды долгая и запутанная, и она плохо задокументирована. Известно лишь, что египетский охотник за сокровищами обнаружил кодекс в провинции Минья в Египте, примерно в 200 километрах к югу от Каира, где-то в 1970-х годах. По легенде, местный Индиана Джонс нашел в пещере известняковый ящик, содержавший несколько древних документов, среди которых были и листы папируса с Евангелием от Иуды.

Эти тексты впоследствии были проданы антиквару в Каире по имени Хана Асабель. Он попытался продать текст за астрономическую сумму в 3 миллиона долларов. Однако за несколько лет он так и не смог найти покупателя, и в 1984 году он тайно вывез кодекс в США, где хранил его, как ни странно, в банковской ячейке на Лонг-Айленде. Это оказалось огромной ошибкой. Кто знает климат Нью-Йорка, тот понимает, что он далеко не похож на сухие пески Египта. За 16 лет, проведенных в банковской ячейке, кодекс постепенно начал разрушаться из-за влажности.

Первая страница евангелия от Иуды
Первая страница евангелия от Иуды

Наконец, в сентябре 2000 года антиквар Фрида Нуссбергер-Чакос купила текст и смогла передать его в руки специалистов по сохранению манускриптов. Но к тому времени Евангелие уже было сильно повреждено. Ученые полагают, что из-за небрежного обращения было утрачено не менее 10-15% текста.

Итак, спустя 30 лет путешествий между антикварами и реставраторами, National Geographic наконец получил права на публикацию кодекса. В апреле 2006 года они опубликовали перевод и фотографии Евангелия, дав возможность ученым начать анализ одного из важнейших открытий в истории раннего христианства за последние сто лет.


Кодекс Чакос имеет размер около 16 на 29 сантиметров и изначально включал четыре текста: Послание Петра к Филиппу, Первое апокалипсис Иакова, Книгу Элогена и Евангелие от Иуды. Он написан на саидском диалекте коптского языка, древнем египетском языке, который использовался в поздней римской провинции Египет.

Многие другие древние христианские тексты также написаны на коптском языке. Радиоуглеродное датирование относит кодекс к III или IV веку, но если это то самое Евангелие, о котором писал Ириней, то мы имеем дело с копией текста II века, который, датируется примерно 150-м годом нашей эры. Некоторые лингвистические особенности текста также указывают на его раннее происхождение. Это удивительно ранний текст для евангелия, не включенного в канон.


Теперь важно обозначить несколько ключевых моментов, которые могут показаться очевидными. Иуда Искариот, ученик Иисуса и его предатель, не писал этот текст. Напомним, он датируется не ранее 150 года нашей эры, что более чем на столетие позже жизни Иисуса и его учеников.

Кроме того, это Евангелие не рассказывает нам ничего нового о реальном Иисусе. Помните, это текст II или III века, который многое говорит о мыслях христиан того времени, но мало что сообщает о проповеднике I века, жившем в Римской провинции Палестина. Я бы охарактеризовал Евангелие от Иуды как серию бесед между Иисусом и его учениками, перемежающихся более личными разговорами между Иудой и Иисусом на темы космологии и сотворения вселенной.


Евангелие начинается с разговора Иисуса с учениками, где они представлены в весьма неблагоприятном свете. Ученики молятся вместе, возможно, даже проводят евхаристию, и тогда Иисус подходит и начинает над ними смеяться.

Ученики в недоумении: почему Иисус смеется над ними, ведь они правильно проводят евхаристическую молитву? Иисус отвечает: «Я смеюсь не над вами, вы не делаете этого по своей воле, но таким образом ваш Бог будет почитаем». Ваш Бог? Иисус намекает, что 12 апостолов поклоняются неправильному Богу? Естественно, ученики в растерянности: «Учитель, разве ты не Сын нашего Бога?» Иисус отвечает: «Истинно говорю вам, ни одно поколение не познает меня из тех, кто находится среди вас». Довольно жесткие слова для 12 самых значимых фигур в раннем христианстве.

На протяжении всего Евангелия от Иуды апостолы изображаются как гневные, невежественные и сбитые с толку люди, которые богохульствуют против самого Иисуса. Нужно помнить, что мы говорим о II и III веках, когда христианство еще не было четко структурированной институцией.


Никейская ортодоксия еще не существовала в той форме, которую мы знаем. А многие церковные лидеры утверждали, что их авторитет восходит к тем или иным апостолам. Между различными группами христиан шла доктринальная борьба и дискуссия и поэтому многим было выгодно выставить другие группы в дурном свете подвергнув сомнению авторитет апостолов на который опирались их религиозные лидеры. Согласно евангелию от Иуды Иуда - единственный из учеников Иисуса, кто понимал его истинную природу.

Евангелие от Иуды относится к гностическим евангелиям, которые иначе интерпретируют миф о сотворении мира. В то время как Книга Бытия утверждает, что одна высшая сущность создала вселенную, гностики считают, что это был всего лишь злой и более низший по рангу бог, которого они называют Иалдабаоф, или Соклас. Истинный высший бог — это неизвестный, безымянный бог, который через ряд эманаций (или спонтанного расширения своей сущности) создал множество небесных существ, называемых эонами и архонтами, одним из которых является Соклас — злой бог-творец.


Именно об этом говорит Иуда. Он говорит о высшем боге, неизвестном Боге, имя которого он даже не может произнести, а Барбело — одно из первых небесных существ, которое возникло от этого высшего бога. В Евангелии от Иуды 12 апостолов поклоняются Сокласу, злому творцу мира, и ошибочно принимают Иисуса за одного из его созданий, в то время как на самом деле он — одно из небесных существ, подобных Барбело.

Позже в Евангелии Иисус объясняет Иуде эту космогоническую мифологию. Соклас сказал своим ангелам: «Сотворим человека по образу и подобию нашему». Это очень похоже на стих из Книги Бытия. Но в гностической версии эта история перевернута: мир сотворен злым богом Сокласом, а не истинным творцом.

Таким образом, Иуда занимает особое положение, потому что только он понимает, откуда на самом деле пришел Иисус. И благодаря этому тайному знанию многие ученые предполагают, что в Евангелии от Иуды Иуда изображен в положительном свете, в отличие от остальных учеников, которые показаны как невежды. Иуда изображен как самый верный ученик Иисуса и его лучший друг.


Однако многие ученые позже оспорили эту точку зрения, одной из причин чего является тот факт, что Иисус называет Иуду «демоном». Иуда сказал: «Ты отделил меня от других учеников». Иисус, услышав это, засмеялся и ответил: «Ты - тринадцатый демон».

На греческом и коптском слово «демон» может означать как злого демона, так и нейтральный дух. В версии National Geographic этот отрывок был переведен как: «Иисус засмеялся и сказал: „Ты тринадцатый дух“». Однако исследователь гностицизма Эйприл Де Конник, специалист по этим текстам, утверждает, что «тринадцатый демон» — это титул, присвоенный Сокласу, который обитает в тринадцатой сфере. Таким образом, называть Иуду тринадцатым демоном — значит отождествлять его с двойником злого творца мира.

В целом, Евангелие от Иуды — это увлекательный текст, который значительно расширил наше понимание христианства II и III веков — периода, когда даже теология сотворения мира и самого Бога находилась в процессе формирования.
Опубликовано 14 октября 2024 Комментариев 0 | Прочтений 799

Ещё по теме...
Добавить комментарий