Евангелие от Фомы: тайны Наг-Хаммади
Евангелие от Фомы: тайны Наг-Хаммади
Евангелие от Фомы - вероятно, самое известное из неканонических евангелий. Почему же оно не входит в Новый Завет? О чем это евангелие? Этот текст полностью сохранилось среди книг из библиотеки Наг-Хаммади, собрании раннехристианских текстов, найденных в середине XX века...

Текст евангелия написан на коптском языке, хотя существуют и несколько греческих фрагментов. Коптский манускрипт датируется IV веком н. э., но, скорее всего, это копия более ранней греческой версии II века. Некоторые учёные даже предполагают, что его написание можно отнести к концу I века.

Апостол Фома. Рубенс
Апостол Фома. Рубенс

Определить дату написания Евангелия от Фомы довольно сложно, ведь, в отличие от канонических евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Евангелие от Фомы представляет собой не сюжетный нарратив о жизни Иисуса, а скорее собрание изречений или цитатник. В нём содержатся 114 изречений Иисуса — без повествований и проповедей, только короткие высказывания.

Эйприл Де Конник, - видная исcледовательница раннего христианства утверждает, что Евангелие от Фомы прошло через несколько этапов создания, начиная с небольшого собрания изречений Иисуса на арамейском в середине I века и заканчивая версией II века, которая и дошла до нас в переводе на коптский язык. Однако не все исследователи разделяют такую точку зрения.

Чтобы упростить и избежать этой дискуссии, можно сказать, что Евангелие от Фомы, вероятно, было написано на греческом языке в период с 135 по 200 гг нашей эры, хотя некоторые изречения могут восходить ко времени Иисуса и быть арамейскоязычными по происхождению.

Книги из библиотеки Наг-Хаммади когда...
Книги из библиотеки Наг-Хаммади когда их впервые увидели ученые

Многие считают Евангелие от Фомы гностическим текстом. На самом же деле, Евангелие от Фомы не содержит многих характерных черт гностицизма. В нём есть лишь несколько изречений, которые могут показаться эзотерическими, при этом само евангелие было найдено вместе с другими гностическими текстами, такими как апокриф Иоанна.

На самом деле значительная часть Евангелия от Фомы имеет пересечения с каноническими евангелиями. Примерно 60 процентов из изречений Иисуса приведенные в евангелии от Фомы содержатся также и в канонических евангелиях, но при этом многие из них отличаются по форме и не совпадают дословно, что заставляет ученых считать Евангелие от Фомы независимым источником изречений Иисуса.


Некоторые учёные считают, что изречения в Евангелии от Фомы часто представляют более древние версии высказываний Иисуса, потому что они более просты по сравнению с каноническими евангелиями, которые содержат более развитые притчи. С другой стороны вполне возможно, что автор Евангелия от Фомы как минимум знал о существовании канонических евангелий.


Так в некоторых стихах Евангелия от Фомы можно заметить влияние текстов Матвея и Луки. На текущем этапе исследований и при наличии имеющихся источников Евангелие от Фомы вряд ли можно считать полезным для реконструкции исторического образа Иисуса.

Таким образом как минимум некоторые изречения из евангелия от Фомы действительно очень древние, и, возможно, некоторые из них восходят к самому Иисусу, но доступные источники не позволяют нам это точно подтвердить. Ученые придерживаются разных точек зрения на этот вопрос. И наконец, давайте разберёмся, почему Евангелие от Фомы не вошло в Новый Завет. Если в нём столько общего с синоптическими евангелиями, почему его не включили?


Процесс канонизации Нового Завета был крайне сложным, но есть несколько факторов, которые могут помочь объяснить это. Во-первых, существовало сильное сопротивление тому, чтобы принимать больше четырёх евангелий. Есть свидетельства, что эти четыре евангелия начали циркулировать как единый сборник задолго до формирования канона.

Например, Папирус 45 из собрания Честер Битти содержит четыре евангелия и книгу Деяний, и датируется примерно III веком н. э. Таким образом, ещё до того, как Евангелие от Фомы начало распространяться, сборник из четырёх канонических евангелий уже был дефакто каноном.

В ранней церкви существовало сильное сопротивление канонизации евангелия от Фомы. Отцы церкви, такие как Ипполит, Ориген, Евсевий, Кирилл, Дидим Слепец, Иероним и Амвросий, все упоминали Евангелие от Фомы и все утверждали, что это евангелие является еретической подделкой. Особенно запоминается цитата Оригена:

«Также в обращении находится Евангелие, приписываемое Фоме. Это создано теми, кто приложил к этому свои руки, но Церковь Божья признаёт только четыре»


Точно неизвестно, о каком именно евангелии от Фомы говорили отцы церкви. Ведь в те годы в среде ранних христиан циркулировало несколько текстов, приписываемых Фоме. Среди них стоит упомянуть историю детства Иисуса от Фомы а также книгу Фомы-неверующего. Видимо по каким-то причинам в ранней ортодоксальной церкви существовало сопротилвение любым текстам которые опирались на авторитет апостола Фомы.

Таким образом, можно выделить два фактора, объясняющих, почему Евангелие от Фомы не вошло в Библию: традиция четырёх евангелий установилась рано и получила широкое признание, а многие церковные авторитеты отвергали любые тексты, связанные с именем Фомы. Также свою роль сыграла и по видимому меньшая популярность евангелия от Фомы. Например, Евангелие от Матфея было одним из самых популярных в раннем христианстве. Археологи нашли около дюжины манускриптов Матфея, датируемых II и III веками, и шестнадцать манускриптов Евангелия от Иоанна, но только один манускрипт Фомы, причём он датируется IV веком.

Судя по всему, Евангелие от Фомы не пользовалось такой популярностью, как другие евангелия, и потому не получило широкого распространения. В целом, Евангелие от Фомы является одним из величайших открытий XX века и значительно расширило наше понимание раннехристианских текстов и христианства в целом. Но лучше всего — прочтите его сами. Текст не такой уж и длинный и в интернете есть немало его переводов на русский язык.
Опубликовано 14 октября 2024 Комментариев 0 | Прочтений 576

Ещё по теме...
Добавить комментарий