Кража гения: почему у мертвых гениев продолжают пропадать головы
Кража гения: почему у мертвых гениев продолжают пропадать головы
Мы давно пытаемся понять, что делает нас такими, какие мы есть, что делает нас людьми. На протяжении веков предпринималось множество попыток выяснить, что является причиной наших эмоций, мыслей, личностных качеств, да и самой нашей души. Одной из областей, над которой долго размышляли, было то, откуда берутся гении. Кажется, что каждое поколение порождает тех немногих людей, которые выходят за рамки нормы, создавая невероятные видения, способствующие развитию нашего вида. Откуда это берется? Является ли это какой-то врожденной особенностью, чем-то врожденным? Это просто усердие и практика в ремесле? Или это нечто большее? На протяжении столетий эти вопросы серьезно изучались, и во многом это было связано с кражей голов у мертвых людей...
Во второй половине XVIII века в моду вошла идея о том, что форма черепа человека, его различные контуры, бугорки и впадины могут предсказать всевозможные вещи о человеке, включая черты характера, таланты, склонности, склонности и многое другое. Называемая френологией, хотя она практиковалась с XVII века, впервые была популяризирована и введена в общественное сознание немецким врачом Францем Йозефом Галлом в 1796 году, и быстро стала влиятельной в XIX веке, особенно примерно с 1810 по 1840 год. Основная идея заключалась в том, что мозг - это орган разума, и что определенные области мозга обладают локализованными, специфическими функциями или модулями, которые влияют на человека. Согласно френологии, эти различные области были чем-то вроде мышц мозга, и их работа влияла на форму черепа, поэтому у всех были шишки в разных местах, и поэтому у всех были разные формы головы. Считалось, что, изучив череп человека, можно многое о нем узнать, включая не только его общую индивидуальность, но и многие другие вещи, например, насколько человек религиозен, насколько он гневлив, насколько хорошо он умеет концентрироваться, предназначен ли он для преступной жизни или для славы, будет ли он хорошим ученым или солдатом, хорошей женой или матерью - список можно продолжать до бесконечности. Френологам ваш череп говорил все, что им нужно было знать о вас.


Когда френология приобрела популярность, ее стали использовать для чтения черепов преступников, чтобы определить, насколько они исправимы, для выбора лучших рабов, лучших жен и работодателей, желающих отсеять работников, чьи черепа считались непригодными для их профессии. Прошло совсем немного времени, прежде чем люди задумались о том, может ли форма черепа также дать нам возможность заглянуть в источник, из которого берет начало человеческое творчество и гениальность. В то время возникла идея о том, что, возможно, гениальность возникает не просто в результате практики и совершенствования своего ремесла, а является врожденной чертой, исходящей из какого-то туманного, неосязаемого источника в мозгу, и что это можно определить, изучив черепа гениев. Проблема заключалась в том, что большинство гениев не очень хотели, чтобы их головы исследовали, и не желали жертвовать свои тела науке, поэтому находились грабители могил, готовые сделать это по старинке и просто забрать их. Колин Дики, автор книги "Cranioklepty: Grave Robbing and the Search for Genius, называет акт кражи черепов гениев "краниоклепти" и говорит об этом в подкасте These Days:

"Идея заключалась в том, что разные части вашего мозга выполняют разные действия, и это то, что мы до сих пор считаем правдой. Но френологи считали, что если определенная часть мозга более развита, то она физически больше и может прижиматься к черепу, образуя своеобразную вмятину. Таким образом, череп как бы фиксирует, где ваш мозг сильнее или слабее, чтобы вы могли ощупать чью-то голову и понять, будет ли он великим ученым, хорошим солдатом или, скажем, хорошей женой и матерью, или еще какой-нибудь ерундой.
В то время понятие художественного гения было чем-то совершенно мистическим и магическим. Никто понятия не имел, что сделало Моцарта таким великим композитором, каким он был. Эти френологи думали, что если они соберут достаточно голов известных великих мыслителей, великих художников и музыкантов, то смогут определить, где у них были большие шишки на голове, и, таким образом, именно там, возможно, будет храниться музыкальный гений. Так что идея взять череп известного человека - не просто известного человека, а именно художественного гения - была опосредована желанием попытаться сделать видимым то невыразимое, невидимое качество гениальности, которое нельзя было получить из самих произведений. И вот это понятие о краже голов знаменитых людей возникло в тот момент, когда люди пытались понять, где именно в мозгу находится гений"

В то время как черепа казненных преступников и сумасшедших уже часто воровали и продавали френологам, черепа гениев было гораздо сложнее достать и гораздо ценнее, поэтому грабители могил рассматривали это как довольно выгодное предложение. Были люди, которые отчаянно хотели найти этот фонтан гениальности, сердце творчества, и готовы были пойти на многое, чтобы заполучить эти черепа, чтобы найти его и, возможно, даже найти способ каким-то образом впитать его в себя, как некий странный и мистический осмос.


Одним из самых известных и странных случаев похищения черепов был случай со знаменитым австрийским композитором Францем Йозефом Гайдном, которого часто называют "отцом симфонии" и "отцом струнного квартета", другом и наставником Моцарта, воспитателем Бетховена и в свое время самым знаменитым композитором Европы. Гайдн умер в 1809 году, а через пять дней его тело выкопали и отрубили голову Карлу Йозефу Розенбауму, который был бухгалтером семьи Эстерхази, богатых дворян, покровительствовавших Гайдну, а также хорошим личным другом композитора. По всем признакам, Розенбаум замышлял кражу головы Гайдна задолго до смерти композитора и даже провел пробное ограбление могилы малоизвестной певицы и актрисы Элизабет Руз, чтобы украсть ее череп. Розенбаум успешно украл череп Гайдна, подкупив могильщика, и сохранил его, ведя скрупулезный дневник обо всем, начиная с того, как он его украл, как он вонял, и заканчивая тем, как ему удалось сохранить его в таком хорошем состоянии.
В течение многих лет Розенбаум хранил череп Гайдна в своем доме в черном шкафу, украшенном золотой лирой, и только через 11 лет после кражи кто-то понял, что голова пропала, когда было решено перезахоронить его в более роскошной гробнице, в чем ему было отказано во время его смерти из-за хаоса, царившего в то время вокруг Наполеона, вторгшегося в Вену. Когда могила была вскрыта, вскоре выяснилось, что, хотя тело Гайдна все еще находится там, от головы остался только парик, в котором он был похоронен. Это привело к масштабному полицейскому расследованию, чтобы найти пропавший череп, которое привело их к Розенбауму, и даже тогда он дал им другую голову, чтобы сохранить настоящую для себя. Дикки говорит об этом:

"Ему казалось, что он оказывает большую услугу, оскверняя труп этого великого человека, чтобы его голова была сохранена. Власти узнали об этом только через 11 лет, когда, наконец, попытались устроить ему долгожданное торжественное погребение и поняли, что его голова отсутствует. Это привело к масштабному полицейскому расследованию, чтобы найти голову Гайдна, и они пришли к Розенбауму и некоторым из его заговорщиков, и, знаете, они дали ему, знаете, они дали полиции разные головы и, знаете, продолжали менять головы местами и рассказывать эти истории. И, в конце концов, они провели обыск в доме Розенбаума, и в панике он спрятал череп под кроватью, а его жена, которая была известным сопрано, легла на кровать, чтобы скрыть тот факт, что череп был закопан в ней, потому что, я думаю, они решили, что не будут беспокоить даму и заставлять ее вставать. Вот так им удалось уберечь его от полиции"

Франц Йозеф Гайдн
Франц Йозеф Гайдн

Только в 1954 году голова Гайдна была наконец найдена и воссоединена с телом, и все это довольно причудливая история. Известные композиторы, похоже, были главной мишенью для кражи их голов, потому что еще один известный случай - это случай с плодовитым и влиятельным композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом. Несмотря на то, что он был легендой классической музыки, уважаемым и почитаемым по сей день, когда он умер в 1791 году, он не был особенно богатым человеком, и поэтому был похоронен в могиле простолюдина в церкви Святого Маркса в Вене. Когда в 1801 году могила была бесцеремонно разрыта, чтобы освободить место для новых тел, могильщик на этом кладбище решил забрать голову, и так она начала довольно странное путешествие.
Голову Моцарта передавали по наследству, пока она не попала в руки известного анатома Йозефа Гиртля, который изучил ее и нашел в ней признаки величия композитора, в частности, форму и размер правой височной кости черепа, к которой он прикрепил записку с надписью musa vetat mori (муза предотвращает смерть). В 1902 году череп был передан в дар Моцартеуму в Зальцбурге, Австрия, где он экспонировался до 1950-х годов, приобретя за это время жуткую репутацию призрака, поскольку посетители музея сообщали, что иногда слышали слабую музыку, исходящую от него. В это время велись споры о том, был ли это вообще череп Моцарта, поскольку он никогда не был окончательно доказан, и какой-нибудь френолог мог легко подменить череп, чтобы оставить настоящий себе, как это сделал Розенбаум, но, тем не менее, череп рекламировался как таковой. В конце 1980-х годов череп был проанализирован судебным антропологом доктором Пьером-Франсуа Пюшем из Музея человека во Франции, который пришел к выводу, что это, скорее всего, настоящий череп, но в 2006 году ученые, нанятые австрийским государственным телевидением для проведения анализа ДНК, не смогли найти совпадений с кем-либо из живых родственников Моцарта, в результате чего подлинная личность черепа осталась неизвестной. По сей день череп хранится в Мазартеуме, но принадлежал ли он Моцарту на самом деле - никто не знает.
К числу великих композиторов, у которых украли голову, чтобы заглянуть в их гений, принадлежит великий немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен. Один из самых почитаемых композиторов в истории западной музыки, Бетховен умер в 1827 году в возрасте 56 лет и был похоронен на кладбище Вэринг, к северо-западу от Вены. Когда именно пропала голова и кто ее похитил, остается неясным. Когда тело было эксгумировано для изучения в 1866 году, голова оставалась полностью целой, но когда останки были перенесены в 1888 году для повторного захоронения в венском Центральном фридхофе, голова была лишена больших частей, которые, очевидно, были выборочно удалены и украдены. Преступник так и не был найден, но многие считают, что эти части черепа были взяты другом Бетховена, врачом-френологом Герхардом фон Бройнингом, который, возможно, тайно забрал их во время эксгумации тела. В то время он был единственным, кто остался наедине с черепом, и проявил большой интерес к изучению черепа гения, так что в этом есть смысл. Фрагменты были найдены спустя десятилетия и идентифицированы как фрагменты Бетховена в 2005 году.

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

Не только композиторы оскверняли свои могилы, чтобы кто-то мог украсть их драгоценный череп. Христианский мистик, философ и интеллектуал XVIII века Эмануэль Сведенборг попал в поле зрения френологов задолго до своей смерти не только потому, что славился своим интеллектом, но и потому, что часто утверждал, что общается с различными духами и демонами, а также потому, что утверждал, что бессмертен. Когда он умер в 1772 году, некоторые даже думали, что он инсценировал свою смерть. Когда тело было эксгумировано в 1816 году, голова пропала, и в течение многих лет она якобы была найдена снова, но затем потеряна еще несколько раз, причем никто никогда не был уверен, действительно ли она принадлежала Сведенборгу или нет. Один френолог, которому она якобы попала в руки в это время, утверждал, что изучал ее в поисках "органа воображения". Тайна черепа Сведенборга так и не была разгадана.
К этому списку добавляется знаменитый художник Франсиско Гойя, который умер в 1828 году от инсульта во время визита во Францию. Когда его перезахоронили в 1899 году, в могиле были обнаружены два скелета, и только у одного из них была голова. Так и не удалось установить, кто из них кто, а пропавшая голова так и не была найдена. Есть также британский эрудит и писатель сэр Томас Браун, который умер в 1682 году, после чего его голова пропала, когда его свинцовый гроб был случайно вскрыт рабочими в 1840 году. Голова была найдена в 1922 году и перезахоронена, но виновник так и остался неизвестным.
Другой известный пропавший череп - это череп знаменитого английского драматурга, поэта и актера Уильяма Шекспира, могила которого долгое время была загадкой. Шекспир умер в 1616 году и был похоронен в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне с безымянным надгробием, на котором написано довольно зловещее послание:

"Друг добрый, ради Иисуса, не смей
Копать пыль, заключенную здесь.
Благословен тот, кто пощадит эти камни,
И проклят тот, кто сдвинет мои кости"

В течение многих лет о могиле ходило много слухов, в том числе о том, что его похоронили стоя, что его закопали на глубине 17 футов, чтобы не потревожить, или что на самом деле его похоронили в семейном склепе. Еще один слух гласил, что грабители могил 18 века украли череп Шекспира, но это не подтверждалось до 2016 года, когда археолог Кевин Колс и его команда использовали георадар для исследования могилы и обнаружили множество доказательств того, что голова действительно была похищена. Колс сказал о своих находках:

"Мы столкнулись с очень странной, странной вещью в головной части. По всем полученным данным было совершенно очевидно, что в этом месте происходит что-то другое. Мы пришли к выводу, что это следы нарушения, материал выкапывали и снова укладывали на место. Есть также очень странная кирпичная конструкция, которая пересекает головную часть могилы. В 17 и 18 веках грабеж могил был большой проблемой. Люди хотели заполучить черепа знаменитых людей, чтобы впоследствии проанализировать их и понять, что сделало их гениями. Для меня не удивительно, что останки Шекспира были целью"


В XIX веке френология продолжала набирать популярность по всей Европе и даже за морем в Америке, но с годами постепенно вышла из употребления. Одна из проблем заключалась в том, что ее все чаще рассматривали как псевдонауку, не имеющую под собой никаких оснований, кроме того, это была противоречивая и мрачная практика, которая вызывала отвращение, а церковь вообще не одобряла ее. Действительно, френология была технически запрещена церковью в Вене уже в 1802 году, хотя ее продолжали практиковать вплоть до 1800-х годов. Дикки сказал об этом:

"Это всегда была полярная тема. Она всегда вызывала споры. И френология была запрещена в Вене, где она зародилась, еще в 1802 году, хотя причина, по которой она была запрещена церковью, заключалась в том, что френология утверждала, что ваша душа находится внутри вашего мозга, что, опять же, является тем, что многие люди сейчас сочли бы не очень спорным, конечно, не таким сумасшедшим, как история с шишками. Но именно это изначально так расстроило людей. Но, да, я имею в виду, вы знаете, это никогда не было полностью принято. Люди всегда считали ее чем-то вроде нелепой науки, даже когда она стала очень популярной. И, знаете, Марк Твен знаменит тем, что разоблачил френологов в Нью-Йорке: он пришел туда как никто, и ему сказали, что у него такой, знаете, скучный, не очень интересный череп, а потом вернулся, объявил себя Марком Твеном, и ему сказали, что у него на голове массивная шишка юмора, ну, знаете, которая возвышается, размером с Эверест или что-то в этом роде.
Так что, да, люди постоянно искали способы разоблачить это как своего рода мошенничество. Конечно, они продолжали выдвигать идеи о том, где в мозгу находится гений, и как, знаете, у этих людей могут быть особые шишки на голове. Но, я имею в виду, я думаю, что, помимо научного поиска, было еще и что-то вроде качества реликвии в голове великого человека. И поэтому я думаю, что эти парни были заинтересованы в том, чтобы иметь этот удивительный сувенир на своей каминной полке, не меньше, чем в том, чтобы заниматься наукой. Так что, даже когда наука быстро потеряла репутацию, как и френология, к середине 19 века, эти черепа все еще имели большую ценность, и люди по-прежнему считали, что их стоит хранить. Теперь вместо черепов - мозги, вместо френологии - нейронаука. Мы не потеряли свою одержимость тем, как гениальные люди думают - мы просто думаем об их мышлении по-другому"

Вот и все. Какое-то время люди воровали черепа гениев, чтобы понять, в чем дело, и хотя их основные принципы и идеологии были искажены, извращены и научно несостоятельны, все это дает нам представление о врожденном стремлении человека разобраться в том, что делает нас теми, кто мы есть, в некотором смысле, найти душу. Неважно, что все это устаревшая идея, многие из этих мертвых гениев так и остались без черепа, а мы все еще остаемся без ответа на вопрос, что движет нами, откуда берется гений и творчество. Как бы там ни было, все это, по меньшей мере, довольно мрачная часть истории и темный взгляд на наши прошлые попытки понять тайны человеческого состояния. Источник: "Mysterious Universe"
Опубликовано 25 января 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 580

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия