Загадки Мохенджо-Даро и "атомный взрыв в 2000 году до нашей эры"
В любой науке существуют свои неразрешенные вопросы и загадки. Иногда на решение некоторых из них уходит времени куда больше, чем длится одна человеческая жизнь. Иногда же этот процесс и вовсе растягивается на столетия. Сменяются культуры, климат и технологии, а неразрешенный вопрос так и ждёт своего часа, терпеливо отсчитывая временные рубежи.
Пределы познаваемости окружающего мира доподлинно неизвестны и являются одним из основных вопросов философии. Однако само существование разума, то есть появление человека, не может не обнадеживать. И для чего-то природа (или бог, кому как привычнее) заложила в свои законы возможность появления разумного существа. Конечно, разум может быть лишь следствием набора случайностей, и тогда мы одиноки во Вселенной. И вообще удивительные счастливчики. Но сейчас в это не верит даже христианская церковь. По крайней мере, её католическое представительство, допускающее существование иных миров и иного же разума.
История не является исключением. Она оберегает свои тайны не хуже, а порой даже и лучше многих других дисциплин. Воссоздавая картины прошлого, историки и археологи часто весьма честно в своих трудах указывают, что их описание является лишь одной из возможных версий происходивших событий. Достоверность же восстанавливаемой картины во многом зависит от целого ряда факторов. Ключевыми из них, в первую очередь, являются всевозможные документы и другие письменные источники либо очевидцев событий, либо тех, кто хоть как-то с очевидцами был связан. В противном случае, восстановление истории становится похожим на детектив, и далеко не всегда на службе этой науки находятся свои Шерлоки Холмсы и Эркюли Пуаро.
Чем больше времени прошло с момента происходивших событий, тем сложнее становится их восстановление. Сейчас это сложно представить, но, к примеру, до второй половины XIX века о существовании первой известной человеческой цивилизации шумеров не было неизвестно вообще ничего. И только благодаря кропотливой работе целого ряда энтузиастов удалось определить и по достоинству оценить это важнейшее звено в цепочке развития человечества.
Несмотря на то, что история шумеров до сих пор во многом остаётся неизученной, расшифровка их письменности позволила хотя бы частично воссоздать быт и культуру тех далёких времён.
В то же время, достоверность переводов мёртвых древних языков нередко критикуется. Возможно ли в принципе восстановить язык, не имея в наличии понятийного аппарата тех, кто им пользовался? Так, несмотря на обнаружение Розетского камня, переводы одних и тех же древнеегипетских текстов могут существенно отличаться, оставаясь во многом на совести работающих с ними египтологов.
Однако, когда никакого ключа нет вовсе, то воссоздание истории такого народа становится совсем затруднительным и начинает изобиловать самыми разными версиями, нередко противоречащими друг другу. Такова пока, к сожалению, и участь знаменитого города Мохенджо-Даро, расположенного на территории современного Пакистана.
История изучения Мохенджо-Даро началась в полевой сезон 1911-1912 годов, когда территорию комплекса посетил индийский общественный деятель и востоковед Рамакришна Гопал Бхандаркар. Однако посчитав руины недостаточно древними, он не проявил к ним большого интереса. Несколько лет спустя в Мохенджо-Даро приехал соотечественник Бхандаркара - археолог Рахалдас Банерджи. Исследуя в 1919-1920-х годах руины буддисткой ступы, он с удивлением обнаружил следы куда более древних культурных слоёв. А позже счёл их слишком схожими с памятниками не так давно обнаруженной Хараппы.
Древний город получил название Мохенджо-Даро, что в переводе с языка синдхи обозначает «холм мёртвых». Однако изначального названия города до сих пор неизвестно по причине того, что письменность хараппской цивилизации до сих пор не переведена. Мёртвый язык давно исчезнувшей культуры является одной из основных загадок в её изучении. Однако далеко не единственной.
На сегодняшний день найдено более тысячи поселений и опорных пунктов, которые археологи относят именно к индской цивилизации (другое название хараппской цивилизации). Считается, что представители её вели активную торговую деятельность с другими народами, в том числе и с шумерами.
Несмотря на большую площадь распространения руин индской цивилизации - а это запад современной Индии, Пакистан и даже Афганистан, где также обнаружено поселение этой культуры, - на сегодняшний день не удалось обнаружить ни одного артефакта, способного серьезно помочь в продвижении к пониманию письменности цивилизации долины Инда. Хотя существуют версии, согласно которым, она может иметь родство с дравидским языком. Впрочем, пока что это лишь версии.
Но вернемся к Мохенджо-Даро. Древний город занимает площадь более, чем 2,5 квадратных километра. За почти вековую историю археологических работ, которые, впрочем, проводились не регулярно, полностью город так и не был раскопан. До сих пор здесь можно наблюдать группы небольших холмов, под которыми просматривается хараппская кирпичная кладка.
Во времена своего расцвета Мохенджо-Даро располагался на берегу реки Инд. Сейчас, по прошествии более четырёх с половиной тысяч лет, Инд изменил своё русло и протекает в нескольких километрах от руин города.
Мохенджо-Даро поделен на 2 части: так называемая Цитадель и Нижний город. Названия по большей части условные. Цитадель располагается на 13 метров выше окружающего ландшафта. Эта часть Мохенджо-Даро получила своё название, в первую очередь, по причине нахождения здесь руин больших сооружений, которые сейчас принято называть большой баней, учебным заведением, зернохранилищем и залом собраний. Эти названия также имеют скорее символическое значение. Реальных подтверждений тому, чем они являлись на самом деле нет. На территории, а вернее на вершине Цитадели, ориентировочно, во II веке нашей эры была возведена буддистская ступа, которую исследовал Рахалдас Банерджи.
Нижний город представляет из себя жилой район с прямоугольными кварталами и прямыми улицами, от которых отходят небольшие переулки. Входы в дома были расположены как раз в переулках, тогда как на центральные улицы выходили лишь глухие стены. Дома строились из обожжённого кирпича и были одно-двухэтажными. Однако самое удивительное в городском устройстве Мохенджо-Даро, пожалуй, то, что немалая часть зданий была оборудована не только ванными комнатами, но и канализацией.
Из домов она выводилась в уличные стоки, прикрытые плитами или кирпичной кладкой, а далее выходила за пределы города.
Здесь стоит отметить, что, к примеру, в Новой истории Европы централизованная канализация появилась лишь в первой трети XIX века. Тогда как расцвет Мохенджо-Даро пришёлся на 2600-2200 годы до нашей эры.
Водоснабжение города обеспечивалось благодаря многим десяткам городских колодцев. Хотя в некоторых домах имелись и собственные. Столь масштабные культурно-инженерные достижения хараппской цивилизации указывают на серьезный уровень развития их общества. Тем более загадочным кажется внезапное угасание как самой цивилизации долины Инда, так и внезапное оставление города жителями в XVIII веке до нашей эры.
По причине близости русла Инда, территорию вокруг Мохенджо-Даро нередко затапливало. Считается, что подобные разливы великой реки, оставляя после себя илистые наслоения, позволяли вести жителям города не только масштабное сельское хозяйство, но и добывать строительный материал для нужд Мохенджо-Даро. Именно из индского ила делались кирпичи для большинства построек города.
Долгое время в археологии бытовала версия, согласно которой одной из основных причин ухода жителей Мохенджо-Даро были связанные с разливом Инда наводнения. Следы таких стихийных бедствий даже найдены на территории города. В то же время, противники этой версии уверяют, что вода не могла бы подняться на такую высоту, и ил, а вместе с ним и остатки речных моллюсков, были привнесены в город извне для ремонта и укрепления стен и других конструкций.
Но самая главная загадка Мохенджо-Даро, конечно, не в этом.
В 1979 году свет увидела книга Дэвида Дэвенпорта и Этторе Винченти под названием «Атомный взрыв в 2000 году до нашей эры» ("Atomic Destructionin 2000 BC"). На страницах книги авторы делали утверждение о следах взрыва, похожего на атомный, на руинах комплекса Мохенджо-Даро. Приводятся наблюдения и расчеты, согласно которым эпицентр взрыва составлял около 50 метров.
По центру взрыва все здания оказались разрушенными, а кирпичи и камни оплавленными. Здесь же утверждалось, что главная причина, по которой на территории Мохенджо-Даро было найдено малое количество человеческих останков, - тот самый взрыв, мгновенно испаривший всех, кто был близок к эпицентру. Исследователи даже собрали некие «чёрные камни» - артефакты, найденные ими на территории древнего города, - и отдали их в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований в Италии на обследование. По результатам оказалось, что тектиты являются расплавленной керамикой. Проводя параллели с определенными переводами текстов индийской мифологии, Дэвенпорт и Винченти пришли к выводу, что Мохенджо-Даро пострадал от «оружия богов» и был, по-видимому, уничтожен небольшой атономной бомбой.
В древнеиндийских эпосах действительно есть описания очень нетривиальных событий. Являются ли они реальным отражением событий, произошедших в древности или же это фантазии составителей, или вообще некорректный перевод – утверждать не берусь. Уверен, что и «Махабхарату», и «Рамаяну», да и другие индийские тексты будут изучать еще многие десятилетия, а может и больше.
Дэвид Дэвенпорт родился и какое-то время жил в Индии. Являясь исследователем культуры и языков Древней Индии, он был почти одержим идеей перевода и интерпретации различных индийских текстов на английский язык. Прожив порядка двенадцати лет в Пакистане, Дэвенпорт изучал руины Мохенджо-Даро, и пришёл к выводу, что, возможно, уничтожение именно этого города могло быть описано в древних индийских текстах.
Казалось бы, вот она сенсация. Но на деле всё оказалось куда более неоднозначным. Дело в том, что ни один археолог, исследовавший Мохенджо-Даро не сообщал в своих трудах о столь значимых повреждениях руин строений на территории комплекса, о которых писали Дэвенпорт и Винченти. Кашинат Дикшит, сэр Мортимел Уиллер, сэр Джон Маршалл, как и другие заслуженные археологи, не писали в своих книгах по Мохенджо-Даро и дневниках про оплавление зданий, тектиты или концентрические разрушения. Более того, нет детальной информации о проведённых в Италии анализах образцов, якобы привезенных Дэвенпортом с территории комплекса. Что это были за артефакты, являются ли они аутентичными и были ли они вообще реальными – все эти вопросы повисли в воздухе. А учитывая страсть Дэвенпорта к подтверждению археологическими находками описанных в древнеиндийских эпосах событий, вероятность, как минимум, некоторой необъективности в изучении им Мохенджо-Даро довольно высока.
Следы огня, а скорее всего, пожара в Мохенджо-Даро действительно есть. Они располагаются в квартале ремесленников в Нижнем городе, но вряд ли их можно спутать со взрывом атомной бомбы. Только если очень этого хотеть.
Ближе к закату цивилизации Инда уровень городского строительства в Мохенджо-Даро стал приходить в упадок. Вместе с тем, на улицах всё чаще размещались печи для обжига. Мог ли Дэвенпорт спутать следы продуктов печного обжига с «небесным огнем»? Вопрос этот так же остаётся открытым…
Отдельно стоит упомянуть о найденных немногочисленных скелетах на территории древнего города. По мнению некоторых археологов, эти находки являются доказательством завоевания Мохенджо-Даро внешним врагом.
Однако, такая версия не находит подтверждения. На костях нет явных следов от оружия, как нет и соответствующих следов разрушений на зданиях. Кроме того, часть скелетов является более поздними захоронениями, чем время запустения города.
Что послужило причиной ухода жителей из Мохенджо-Даро по-прежнему остаётся загадкой, которая ждёт своего решения. Можно констатировать лишь тот факт, что к XVII веку до нашей эры хараппская цивилизация приходит в упадок, а Мохенджо-Даро постепенно становится городом-призраком – холмом мёртвых.
Иногда на страницах различных изданий или в сюжетах телепередач появлялась информация о повышенном радиационном фоне то на территории самого Мохенджо-Даро, то отдельных его частей или даже найденных там скелетов. Однако фактического подтверждения она не получила.
Древний город Мохенджо-Даро, как и его окрестности, до сих до конца не только не изучен, но даже и не раскопан. Тому есть множество причин, начиная от сложной политической обстановки в Пакистане, заканчивая постепенным повышением уровня грунтовых вод на территории комплекса. Грунтовые воды разрушают по-прежнему погребенные под землей постройки, грозя полностью уничтожить величественные руины хараппской цивилизации. Подобная проблема, кстати, наблюдается и в Египте с руинами знаменитого Лабиринта.
Сможем ли мы когда-нибудь разгадать загадку исчезновения индской цивилизации и узнать причины, по которым Мохенджо-Даро был покинут? Хочется верить, что да. Что тайное неизбежно станет явным. Однако на сегодняшний день тайны Мохенджо-Даро стоят в длинной очереди других загадок истории. А где-то рядом с ними располагаются и загадки исчезновения другой великой цивилизации, примерно, в тот же период времени, но на другом континенте.
Что же касается версии применения в древности ядерной бомбы на территории Мохенджо-Даро, то она выглядит слишком уж надуманной и не находит реальных археологических и иных подтверждений. Однако это не делает город Мохенджо-Даро менее интересным. В истории случалось всякое: и безумные версии, оказывающиеся правдой, и подлоги, ошибки и заблуждения. Всё это является частью восстановления исторической картины далекого прошлого. Лишь изучая все возможные версии событий, постепенно отсеивая не находящие своего подтверждения, можно добраться до ответов на самые древние и интригующие вопросы. Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Пределы познаваемости окружающего мира доподлинно неизвестны и являются одним из основных вопросов философии. Однако само существование разума, то есть появление человека, не может не обнадеживать. И для чего-то природа (или бог, кому как привычнее) заложила в свои законы возможность появления разумного существа. Конечно, разум может быть лишь следствием набора случайностей, и тогда мы одиноки во Вселенной. И вообще удивительные счастливчики. Но сейчас в это не верит даже христианская церковь. По крайней мере, её католическое представительство, допускающее существование иных миров и иного же разума.
Хараппская письменность
История не является исключением. Она оберегает свои тайны не хуже, а порой даже и лучше многих других дисциплин. Воссоздавая картины прошлого, историки и археологи часто весьма честно в своих трудах указывают, что их описание является лишь одной из возможных версий происходивших событий. Достоверность же восстанавливаемой картины во многом зависит от целого ряда факторов. Ключевыми из них, в первую очередь, являются всевозможные документы и другие письменные источники либо очевидцев событий, либо тех, кто хоть как-то с очевидцами был связан. В противном случае, восстановление истории становится похожим на детектив, и далеко не всегда на службе этой науки находятся свои Шерлоки Холмсы и Эркюли Пуаро.
Хараппская письменность
Чем больше времени прошло с момента происходивших событий, тем сложнее становится их восстановление. Сейчас это сложно представить, но, к примеру, до второй половины XIX века о существовании первой известной человеческой цивилизации шумеров не было неизвестно вообще ничего. И только благодаря кропотливой работе целого ряда энтузиастов удалось определить и по достоинству оценить это важнейшее звено в цепочке развития человечества.
Несмотря на то, что история шумеров до сих пор во многом остаётся неизученной, расшифровка их письменности позволила хотя бы частично воссоздать быт и культуру тех далёких времён.
Хараппская письменность
В то же время, достоверность переводов мёртвых древних языков нередко критикуется. Возможно ли в принципе восстановить язык, не имея в наличии понятийного аппарата тех, кто им пользовался? Так, несмотря на обнаружение Розетского камня, переводы одних и тех же древнеегипетских текстов могут существенно отличаться, оставаясь во многом на совести работающих с ними египтологов.
Розеткский камень
Однако, когда никакого ключа нет вовсе, то воссоздание истории такого народа становится совсем затруднительным и начинает изобиловать самыми разными версиями, нередко противоречащими друг другу. Такова пока, к сожалению, и участь знаменитого города Мохенджо-Даро, расположенного на территории современного Пакистана.
История изучения Мохенджо-Даро началась в полевой сезон 1911-1912 годов, когда территорию комплекса посетил индийский общественный деятель и востоковед Рамакришна Гопал Бхандаркар. Однако посчитав руины недостаточно древними, он не проявил к ним большого интереса. Несколько лет спустя в Мохенджо-Даро приехал соотечественник Бхандаркара - археолог Рахалдас Банерджи. Исследуя в 1919-1920-х годах руины буддисткой ступы, он с удивлением обнаружил следы куда более древних культурных слоёв. А позже счёл их слишком схожими с памятниками не так давно обнаруженной Хараппы.
Рахалдас Банерджи
Древний город получил название Мохенджо-Даро, что в переводе с языка синдхи обозначает «холм мёртвых». Однако изначального названия города до сих пор неизвестно по причине того, что письменность хараппской цивилизации до сих пор не переведена. Мёртвый язык давно исчезнувшей культуры является одной из основных загадок в её изучении. Однако далеко не единственной.
На сегодняшний день найдено более тысячи поселений и опорных пунктов, которые археологи относят именно к индской цивилизации (другое название хараппской цивилизации). Считается, что представители её вели активную торговую деятельность с другими народами, в том числе и с шумерами.
Несмотря на большую площадь распространения руин индской цивилизации - а это запад современной Индии, Пакистан и даже Афганистан, где также обнаружено поселение этой культуры, - на сегодняшний день не удалось обнаружить ни одного артефакта, способного серьезно помочь в продвижении к пониманию письменности цивилизации долины Инда. Хотя существуют версии, согласно которым, она может иметь родство с дравидским языком. Впрочем, пока что это лишь версии.
Но вернемся к Мохенджо-Даро. Древний город занимает площадь более, чем 2,5 квадратных километра. За почти вековую историю археологических работ, которые, впрочем, проводились не регулярно, полностью город так и не был раскопан. До сих пор здесь можно наблюдать группы небольших холмов, под которыми просматривается хараппская кирпичная кладка.
Во времена своего расцвета Мохенджо-Даро располагался на берегу реки Инд. Сейчас, по прошествии более четырёх с половиной тысяч лет, Инд изменил своё русло и протекает в нескольких километрах от руин города.
Мохенджо-Даро поделен на 2 части: так называемая Цитадель и Нижний город. Названия по большей части условные. Цитадель располагается на 13 метров выше окружающего ландшафта. Эта часть Мохенджо-Даро получила своё название, в первую очередь, по причине нахождения здесь руин больших сооружений, которые сейчас принято называть большой баней, учебным заведением, зернохранилищем и залом собраний. Эти названия также имеют скорее символическое значение. Реальных подтверждений тому, чем они являлись на самом деле нет. На территории, а вернее на вершине Цитадели, ориентировочно, во II веке нашей эры была возведена буддистская ступа, которую исследовал Рахалдас Банерджи.
Нижний город представляет из себя жилой район с прямоугольными кварталами и прямыми улицами, от которых отходят небольшие переулки. Входы в дома были расположены как раз в переулках, тогда как на центральные улицы выходили лишь глухие стены. Дома строились из обожжённого кирпича и были одно-двухэтажными. Однако самое удивительное в городском устройстве Мохенджо-Даро, пожалуй, то, что немалая часть зданий была оборудована не только ванными комнатами, но и канализацией.
Из домов она выводилась в уличные стоки, прикрытые плитами или кирпичной кладкой, а далее выходила за пределы города.
Здесь стоит отметить, что, к примеру, в Новой истории Европы централизованная канализация появилась лишь в первой трети XIX века. Тогда как расцвет Мохенджо-Даро пришёлся на 2600-2200 годы до нашей эры.
Водоснабжение города обеспечивалось благодаря многим десяткам городских колодцев. Хотя в некоторых домах имелись и собственные. Столь масштабные культурно-инженерные достижения хараппской цивилизации указывают на серьезный уровень развития их общества. Тем более загадочным кажется внезапное угасание как самой цивилизации долины Инда, так и внезапное оставление города жителями в XVIII веке до нашей эры.
По причине близости русла Инда, территорию вокруг Мохенджо-Даро нередко затапливало. Считается, что подобные разливы великой реки, оставляя после себя илистые наслоения, позволяли вести жителям города не только масштабное сельское хозяйство, но и добывать строительный материал для нужд Мохенджо-Даро. Именно из индского ила делались кирпичи для большинства построек города.
Долгое время в археологии бытовала версия, согласно которой одной из основных причин ухода жителей Мохенджо-Даро были связанные с разливом Инда наводнения. Следы таких стихийных бедствий даже найдены на территории города. В то же время, противники этой версии уверяют, что вода не могла бы подняться на такую высоту, и ил, а вместе с ним и остатки речных моллюсков, были привнесены в город извне для ремонта и укрепления стен и других конструкций.
Но самая главная загадка Мохенджо-Даро, конечно, не в этом.
В 1979 году свет увидела книга Дэвида Дэвенпорта и Этторе Винченти под названием «Атомный взрыв в 2000 году до нашей эры» ("Atomic Destructionin 2000 BC"). На страницах книги авторы делали утверждение о следах взрыва, похожего на атомный, на руинах комплекса Мохенджо-Даро. Приводятся наблюдения и расчеты, согласно которым эпицентр взрыва составлял около 50 метров.
По центру взрыва все здания оказались разрушенными, а кирпичи и камни оплавленными. Здесь же утверждалось, что главная причина, по которой на территории Мохенджо-Даро было найдено малое количество человеческих останков, - тот самый взрыв, мгновенно испаривший всех, кто был близок к эпицентру. Исследователи даже собрали некие «чёрные камни» - артефакты, найденные ими на территории древнего города, - и отдали их в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований в Италии на обследование. По результатам оказалось, что тектиты являются расплавленной керамикой. Проводя параллели с определенными переводами текстов индийской мифологии, Дэвенпорт и Винченти пришли к выводу, что Мохенджо-Даро пострадал от «оружия богов» и был, по-видимому, уничтожен небольшой атономной бомбой.
В древнеиндийских эпосах действительно есть описания очень нетривиальных событий. Являются ли они реальным отражением событий, произошедших в древности или же это фантазии составителей, или вообще некорректный перевод – утверждать не берусь. Уверен, что и «Махабхарату», и «Рамаяну», да и другие индийские тексты будут изучать еще многие десятилетия, а может и больше.
"Тогда… могучий Пандава… совершил… высочайший обряд очищения и начал показывать небесное оружие, которое вручили ему боги… Сияющий Каунтея мощными руками пустил в ход одно за другим все чудесное оружие. Едва он привел в действие оружие небес, Земля подалась под его ногами и задрожала вместе с деревьями, взволновались реки и великий хранитель вод [океан], раскололись скалы. Не дул больше ветер, померкло [светило], льющее тысячи лучей, погас огонь... Обитатели земных недр в страхе выбрались наружу и окружили Пандаву… Опаленные [огнем небесного] оружия, смиренно сложив ладони и прикрывая лица, они, дрожа, молили [о пощаде]". (Махабхарата)
Дэвид Дэвенпорт родился и какое-то время жил в Индии. Являясь исследователем культуры и языков Древней Индии, он был почти одержим идеей перевода и интерпретации различных индийских текстов на английский язык. Прожив порядка двенадцати лет в Пакистане, Дэвенпорт изучал руины Мохенджо-Даро, и пришёл к выводу, что, возможно, уничтожение именно этого города могло быть описано в древних индийских текстах.
Казалось бы, вот она сенсация. Но на деле всё оказалось куда более неоднозначным. Дело в том, что ни один археолог, исследовавший Мохенджо-Даро не сообщал в своих трудах о столь значимых повреждениях руин строений на территории комплекса, о которых писали Дэвенпорт и Винченти. Кашинат Дикшит, сэр Мортимел Уиллер, сэр Джон Маршалл, как и другие заслуженные археологи, не писали в своих книгах по Мохенджо-Даро и дневниках про оплавление зданий, тектиты или концентрические разрушения. Более того, нет детальной информации о проведённых в Италии анализах образцов, якобы привезенных Дэвенпортом с территории комплекса. Что это были за артефакты, являются ли они аутентичными и были ли они вообще реальными – все эти вопросы повисли в воздухе. А учитывая страсть Дэвенпорта к подтверждению археологическими находками описанных в древнеиндийских эпосах событий, вероятность, как минимум, некоторой необъективности в изучении им Мохенджо-Даро довольно высока.
Следы огня, а скорее всего, пожара в Мохенджо-Даро действительно есть. Они располагаются в квартале ремесленников в Нижнем городе, но вряд ли их можно спутать со взрывом атомной бомбы. Только если очень этого хотеть.
Артефакты хараппской цивилизации
Ближе к закату цивилизации Инда уровень городского строительства в Мохенджо-Даро стал приходить в упадок. Вместе с тем, на улицах всё чаще размещались печи для обжига. Мог ли Дэвенпорт спутать следы продуктов печного обжига с «небесным огнем»? Вопрос этот так же остаётся открытым…
Отдельно стоит упомянуть о найденных немногочисленных скелетах на территории древнего города. По мнению некоторых археологов, эти находки являются доказательством завоевания Мохенджо-Даро внешним врагом.
Однако, такая версия не находит подтверждения. На костях нет явных следов от оружия, как нет и соответствующих следов разрушений на зданиях. Кроме того, часть скелетов является более поздними захоронениями, чем время запустения города.
Что послужило причиной ухода жителей из Мохенджо-Даро по-прежнему остаётся загадкой, которая ждёт своего решения. Можно констатировать лишь тот факт, что к XVII веку до нашей эры хараппская цивилизация приходит в упадок, а Мохенджо-Даро постепенно становится городом-призраком – холмом мёртвых.
Иногда на страницах различных изданий или в сюжетах телепередач появлялась информация о повышенном радиационном фоне то на территории самого Мохенджо-Даро, то отдельных его частей или даже найденных там скелетов. Однако фактического подтверждения она не получила.
Древний город Мохенджо-Даро, как и его окрестности, до сих до конца не только не изучен, но даже и не раскопан. Тому есть множество причин, начиная от сложной политической обстановки в Пакистане, заканчивая постепенным повышением уровня грунтовых вод на территории комплекса. Грунтовые воды разрушают по-прежнему погребенные под землей постройки, грозя полностью уничтожить величественные руины хараппской цивилизации. Подобная проблема, кстати, наблюдается и в Египте с руинами знаменитого Лабиринта.
Танцующая девушка. Артефакт хараппской цивилизации
Сможем ли мы когда-нибудь разгадать загадку исчезновения индской цивилизации и узнать причины, по которым Мохенджо-Даро был покинут? Хочется верить, что да. Что тайное неизбежно станет явным. Однако на сегодняшний день тайны Мохенджо-Даро стоят в длинной очереди других загадок истории. А где-то рядом с ними располагаются и загадки исчезновения другой великой цивилизации, примерно, в тот же период времени, но на другом континенте.
Что же касается версии применения в древности ядерной бомбы на территории Мохенджо-Даро, то она выглядит слишком уж надуманной и не находит реальных археологических и иных подтверждений. Однако это не делает город Мохенджо-Даро менее интересным. В истории случалось всякое: и безумные версии, оказывающиеся правдой, и подлоги, ошибки и заблуждения. Всё это является частью восстановления исторической картины далекого прошлого. Лишь изучая все возможные версии событий, постепенно отсеивая не находящие своего подтверждения, можно добраться до ответов на самые древние и интригующие вопросы. Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Опубликовано 09 июня 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2057
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: