Фотоплёнки «Аполлон»: нерасказанные истории
Фотоплёнки «Аполлон»: нерасказанные истории
«Все 20 000 фотографий, сделанных во время выполнения полётов по программе «Аполлон», были утеряны. Никто теперь не знает, где они лежат, и существовали ли они вообще в реальности?». Сегодня я расскажу вам, мои дорогие друзья, что на самом деле случилось с фотографиями, сделанными в ходе полётов на Луну, где они лежат, и как используются. Итак, начнём...

Все фотографии, сделанные на Луне, получены с использованием фотоплёнки: это такая тонкая лента, сделанная из прозрачного материала, покрытая химическими веществами, которые реагируют между собой при воздействии света. Следы этих реакций позволяют потом создавать цветные или черно-белые изображения при проявлении в специальных химических лабораториях.

Цифровых фотоаппаратов в то время не было.

Для фотографий, сделанных астронавтами на Луне, использовались в основном цветные плёнки Kodak Ektachrome MS и EF с чувствительностью (способностью собирать свет) 64 и 160 ISO соответственно, а также черно-белые Kodak Panatomic-X с чувствительностью 80 ISO (в документации периода лунных миссий чувствительность пленок указана в ASA, что в точности эквивалентно сегодняшним значениям ISO).

Обе плёнки имели формат 70 мм. Разрешение (способность фиксировать очень мелкие детали) этих пленок было впечатляющей даже по сегодняшним меркам: 80 строк на миллиметр для цветной плёнки и 170 строк на миллиметр для черно-белой.

Дубликат 70-миллиметровой пленки, исп...
Дубликат 70-миллиметровой пленки, использованной на Луне астронавтами «Аполлон-11», из личного архива Базза Олдрина. Продана на аукционе в 2008 году примерно за 6000 долларов

Если использовать современную терминологию, это разрешение соответствует примерно 40 мегапикселям для цветных фотографий и колоссальным 160 мегапикселям для черно-белых фотографий.

Лунные плёнки были разработаны на основе тех, что использовались для фоторазведки, проводимой с самолетов на большой высоте, где им приходилось выдерживать температуры до -40°C. Специальная полиэфирная подложка плёнок Estar имела температуру плавления 254°C и была немного тоньше обычной.

Камеры, используемые астронавтами при работе на поверхности Луны, были покрыты серебром для того, чтобы их поверхность более эффективно отражала солнечный свет и тепло, и снижался риск перегрева. Те, что использовались на борту, были черными.

Камера ALSCC
Камера ALSCC

Для миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» на борту служебного модуля в фиксированном положении были установлены специальные автоматические камеры для картографирования Луны – Metric Camera и Panoramic Camera, делавшие фотографии лунной поверхности.

Миссии «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-14» также сделали на плёнку стереоскопические фотографии лунной поверхности очень крупным планом с помощью специальной наземной камеры - ALSCC.

Холодная комната, где хранятся оригин...
Холодная комната, где хранятся оригинальные фотоплёнки программы «Аполлон». Слева морозильная камера. Справа пленки медленно размораживаются перед сканированием

Объектив находился на высоте около 25 сантиметров над поверхностью. Съёмки велись с выдержкой 1/100 секунды с использованием встроенной электронной вспышки. Каждый снимок генерировал две фотографии, сделанные под двумя немного разными углами.

Оригинальные контейнеры с пленкой мис...
Оригинальные контейнеры с пленкой миссий «Аполлон» в холодной комнате. На переднем плане вы можете увидеть метки миссий «Скайлэб» и «Союз-Аполлон»

Ну а теперь главное. Все эти плёнки находятся в том самом месте, куда их изначально и поместили – в Киноархиве Космического центра имени Джонсона, находящегося в Хьюстоне, в морозильной камере с температурой -18°C, которая находится в холодной комнате с температурой 13°C.

Никто ничего не терял...Источник: "Живой космос"
Опубликовано 17 сентября 2024 Комментариев 0 | Прочтений 768

Ещё по теме...
Добавить комментарий