Конец карьеры: забвение жуткого «василиска». Драма из бестиария
Конец карьеры: забвение жуткого «василиска». Драма из бестиария
Кого жалко больше всего в древней мифологии… так эту жуткую тварь, прозванную «василиском». Уж сколько людских страхов, суеверий, поверий и легенд она в себе собрала, трудно перечислить. Но в итоге… выродилась, стерлась, потускнела, измельчала до полной неузнаваемости в новые времена. Стала самой неудачной фантазией памяти рода человеческого. Как говорят маститые фольклористы - это почти единственный в истории случай, когда мифологическое существо вершины бестиария стало забытым дохленьким суеверием. Так происходит всегда, если идеальный и абсолютный вымысел не имеет возможности эволюционировать в верованиях и религиях. Роковой тупик, порожденный совершенством. Держа в ужасе человечество до самого позднего Ренессанса, василиски оказались невостребованными тварями для мифологии новых времен, от них отвернулись поэтическая литература и эпос.

Самая страшная тварь

Очень впечатляет образ василиска в изложении Плиния Старшего (22-79 гг. н.э.). Воин, возжелавший славы демоноборца, пронзил копьем эту тварь… и пал с коня мертвым. Потому что яд василиска проник в тело через древко копья. Марк Анней Лукан (39-65 гг. н.э.) живописует историю более прагматичного героя. Тот в идентичном эпизоде спас себе жизнь мгновенной хирургией: поразив мечом василиска, немедленно отсек себе руку, чтобы отрава не успела поразить организм.

Люций Элий Стило Преклоний, за два века до вышеупомянутых авторов, тоже хорошо знал повадки гада. Поместил его в бесплодные пустыни, рассказывал как хорошо знакомом существе:

«Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».


Можно задать первый (почти) научный вопрос: почему оборотни, морские нимфы, драконы, подземные змееподобные бестии — существуют на всех континентах, обладая сходным набором свойств и магических возможностей? А мы препарируем очень «локальную фантазию», порождение животного ужаса европцев. Парализующих только их. Откуда василиск появился — известно. Из ливийских пустынь, был очень зловредной змейкой в верованиях кочевников.

Но как воплотился в осязаемый страх древних римлян и греков — загадка. Как вариант, был подсознательным страхом перед непредсказуемостью и опасностью бескрайних жарких песков. Тогда берем в оборот правильное, изначальное название существа. Античные греки называли его Владыкой Пустыни, «басилискосом» (царёк, греч.). Не царём, это важно. До трепетно-уважительного титула василиск не дорос. Но ужас вызывал куда больший, чем все твари мифологии эллинов.

Римляне изредка пользовались словом «регулюс». Это синтаксическая калька с греческого, с явной уничижительной формой произношения. Действительно, покорив весь известный мир античности… многих грозных владык нужно титуловать только «царьками». Тут многое начинает становиться понятным. Если взять в анализ…

Прототип существа

Не совсем согласен, но большинство специалистов исходным материалом фантазии считают египетскую кобру. Или рогатую гадюку с шлемоносным хамелеоном. Первый вариант более правдоподобен, гадина способна передвигаться в наполовину приподнятом состоянии, зловеще покачивая головой (с частью туловища) над землей. У рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове… но это напоминает корону.


Тогда получается симбиотический образ существа, который биологи безуспешно ищут в Египте. На лбу фараонов и тамошних богов изображалась не просто исчезнувшая змейка с плоской головушкой. Искомый василиск. Гибрид из трех видов, символ вечной жизни и могущества. Убивающий одним взглядом.

Копаем глубже, анализируя страхи человека перед пустыней. Эта территория убивала разумное двуногое существо разными мучительными способами. Тоже вполне подходит под поражающие ТТХ василиска. Целый набор имеем, клубок смертоносных качеств: смертелен взгляд (истребляет все живое, выжигает травы, камни обращает в пыль); прикосновение, дыхание, вой. Логика становится понятна. Такой демон сам создает себе среду обитания, пустыня возникает вокруг него.

Дальше задача усложняется. Придумав себе мифического врага, человечество всегда находит отнюдь не мифические средства борьбы с ним, доступные. В случае с василиском нужно иметь при себе ручную ласку-хорька. Тут понятно, рацион убийцы ползучих гадов, устойчивость к ядам — достаточное обоснование. Ясна героика милого животного, вступающего на равных в бой с василиском. Но абсолютна непонятно роль… петуха. Никаких убедительных (для того времени) объяснений боязни василиском птичьего горлодрания не находится.

Значит-таки, змей? Таким василиска знает Аристотель, «ливийского гада» описывает Гелиодор, Клавдий Элиан (римский софист, почитатель всего греческого) так называет человека, от которого нужно держаться подальше. Соблюдая дистанцию, не встречаясь взглядом. Но… Ни один из этих великих писателей не дает описания страшной твари. Нет подробного художественного портрета, хоть убейся.


Пустоты мир страхов не терпит. В народных поверьях василиск главенствует, доминирует. Храмы древнего Рима увешаны клочками его шкур: это отпугивает змей, скорпионов, прочую ползучую нечисть. Достаточно протереть серебро пеплом правильно кремированного василиска — оно тут же превратится в золото. Это очень надолго задержалось в исторической памяти. Средневековые алхимики сделали изображение василиска главным в своей символике, пытаясь расколоть тайны трансформации химических элементов. Верили!

Чуть не помер…

Удивительное дело, но василиск пережил длительную полосу забвения. Так и сдох бы в тьме веков безвременья, если не одна христианская «ошибка». Совершенно случайно наш герой попал в Священное Писание. Его «хозяин» опознан и найден — это Иероним Блаженный, автор Вульгаты (латинского перевода Библии — с греческого). Тут «василиск» был дважды помянут в «Книге Исайи».

Не найдя ничего адекватного в своих словарях, Иероним древнееврейское название непонятной «змеи» произвольно перевел как «василиск». В современных синодальных переводах недоразумение устранено, система работает хоть как-то. Но в Средние Века оспаривать существование гадины… было богохульством

Ладно, бог с ней, с «Вульгатой». На самой заре средневековья василиска вообще потеряли, переведя в разряд «мифов и легенд». Потому что места не нашли ливийскому монстру в «Физиологе». Энциклопедии живых существ, которые пополняли бестиарии робких и суеверных христиан.


Но тварь (моё почтение!) выжила. Оставаясь временно в тени, василиск смог переформатировать облик. Явиться миру вообще неузнаваемым существом. Согласно запросам невежественного христианского общества. Тут можно хохотать в полную глотку, поскольку дарвиновская борьба видов — в полный рост. В таком смысле: противостояние античных выдумок, естественный отбор, изменение наследственных признаков. Именно так всё и было.

На заре средневековья филогенезу (истории развития) василиска угрожала опасность. Падение Рима, освоение германцами новых владений, страшная сшибка христианства с исламом… Запад и Восток оказались отрезаны от привычного раньше общения друг с другом. Африка вообще превращалась в неведомый континент, прибежище сказок и вымышленных тварей. Царек Пустыни становился второстепенным персонажем мутных легенд кочевников, европцы переставали понимать о чем идет речь. Даже попадая в пустыни, путешественники не описывали самого факта существования василиска. Но случилось новое чудо. Монстра «одомашнили».

Возрождение

Как часто бывает в мифологии, когда люди берутся перетряхивать пыльные чуланы суеверий — на авансцену гордо вышел… петух. Тот самый антагонист василиска в античных представлениях ливийцев и египтян. Европцы их взяли и «скрестили». Хотя нет… без кавычек стоит писать — скрестили. Физически. Парадокс железной логики непоследовательности это называется. Так работает стальной капкан невежественного разума.

Из полузабытых легенд древности блажилось: эти два персонажа неимоверно переплетены друг с другом. Враги? Союзники? Неважно… пусть сольются организмами. То была случайная прихоть фантазии. Тем более существовали религиозные каноны, когда змею и птиц втискивали в одно тело. Эллинистический Египет свято верил, например: священные ибисы питаются исключительно змеями.


Настолько могут переусердствовать в диете, что из яиц могут появляться вместо птенцов — змееныши. Ибис обладал другой метафизической особенностью физиологии. Будто бы яйца откладывал… через клюв. Такие легенды тоже подверстали для зоологического анализа суеверным народом. Кто такой ибис — европцам было неведомо. А вот петух, как-то связанный с василиском, — вполне подойдет. Будут мужем и женой, семейкой для производства жутких гибридов.

Смешным кажется объяснение? Не спешите. Человек очень наблюдателен. Метаморфозу биологического феномена, перерождения петуха в курицу — приметил давно. Не мог найти объяснения, толковал мистически. Факт же? Именно он дал пищу для мрачной фантазии о василиске. Сделав его «петушиным отродьем».

В эпоху Возрождения несколько европских петухов стали фигурантами настоящих светских судов. Ни одна из птиц не смогла оправдаться, несмотря на усилия адвокатов. Всех приговорили к котлу. За производство (по сатанинскому наущению) василисков.


Начиная с XII века наш монстр стремительно осваивает европские города и веси. Оставаясь смертоносным, как во времена античности… гадина пугает простой люд меньше и меньше. Загадка? Объяснения от фольклористов есть, называется «привыкание». Даже к самому отвратительному и страшному соседу. Поколение за поколением василиск становился все менее страшным, даже в облике сдулся.

Он стал крылатым змеем с петушиной башкой. Вылуплялся из яйца, снесенного петухом (!). Хвост змеиный (иногда — драконий), крылья от горлопана деревенского, как и весь остальной набор: форма глаз, гребень, две лапы со шпорами. Единственное, что осталось нетронутым фантазией народной — мёртвый, убивающий всё живое взгляд.


Смена облика привела к изменениям в терминологии. Нашего монстра стали всё чаще называть «кокатрис». Общее такое слово для всех языков романской группы. Хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» (петух), но это не путало понятия. «Кокатрис» — результат фонетических блужданий латинского слова «коркодилус». Так не рептилию нильскую звали, вообще любое «чудище».

Отец английской поэзии Джефри Чосер пробовал применить слово-гибрид, «василикок». С целью более точного определения монстра. Отмежевать несчастную зверушку от разговорного значения «кокатрис». Уже прочно приклеившегося к гулящим девкам. Тут церковники паслись… вещая на проповедях: лишь один взгляд потаскухи убийственен для добродетели мужчины.


Как спастись?

Средневековые бестиарии глубоко подошли к этому вопросу. Первый гениальный способ избавиться от василиска запатентовал Александр Македонский. Монстр чуть не уничтожил его армию, но сообразительный царь ткнул в морду твари зеркалом. Аспид самоуничтожился собственным взглядом. На такую уловку Персея попалась и Медуза Горгона. Она тут тоже при делах, кстати. В генеалогии василиска принимала непосредственное участие, породив этих змеев каплями своей крови.

Зеркало стало главным оружием в борьбе человека с василисками. В Средние века монстры просто наводнили Еуропы: лютуют ночами вокруг жилищ, отравляют смрадным дыханием колодцы и воздух в шахтах, взглядом убивают домашнюю скотину и заблудившихся путников… Ласки-хорьки, по-прежнему, им героически противостоят. Но не своей ловкостью и самоотверженностью, методы борьбы усложняются. Ласка способна одолеть василиска только после приема внутрь хорошо пережёванных листьев руты. Барельефы ласок (с листочками во рту) украшали колодцы, церковные скамьи, ограды монастырей.


Даже внутри храмов резные фигурки этих животных имели собственный символизм. Об этом писали богословы. Для человека Священное Писание было теми листочками руты:

«Вкушение мудрости библейских текстов способно одолеть василиска-дьявола».

Само собой, эксплуатация жуткого образа василиска открыла широкий простор для бизнеса. Практической рекомендацией для спасения от мертвящего взгляда стали… прозрачные стеклянные сосуды. Которые нейтрализовали воздействие даже мёртвых глаз чудовища. На излете Средневековья умные фальсификаторы наловчились делать и выгодно торговать «чучелами василиска». Исходным биологическим материалом были морские скаты после творческой реконструкции. «Чучела» до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции, кстати.

Гибель твари…

Гравюры и иллюстрации средневековых книг вывели нашего героя, в конце концов, на самую вершину мрачных фантазий христианства. Он занял подобающее место подле Сатаны. Став одной из четырех ипостасей дьявола. Аспид — это грех, лев — антихрист, дракон — дьявол и василиск — смерть. Тут-то и наступил конец нашей зверушке. Погубило его… собственное совершенство.

Имея самые разные облики, василиск никогда не утрачивал главное свойство: способность убивать взглядом. Всё. Точка. Творческое воображение человека замирало, дальше не за что ухватиться в развитии образа. К василиску нельзя близко подойти, нельзя наблюдать за ним тайком, никаких живых свидетелей он не оставлял. Некому было подпитывать суеверия и будоражить народный ум. Такие условия игры, знаете ли. Нет спасения от василиска. Раз его толком не изучили, не разглядели — то и нельзя приписывать твари сверх того, что уже известно. Катарсис образа. Полная герметичность. Тупик.


Смерть любопытна человеческому воображению только тогда, когда есть шанс повременить. Улизнуть, спрятаться, как-то победить. Даже вступить в борьбу со Старухой, одолеть ее непротиворечивым набором навыков и талантов. А тут такая унылая безнадега… То ли дело… дракон! Почти домашнее и милое животное. Его можно забороть геройскому организму. А василиск… тут без вариантов, смерть неминучая, безальтернативная бездна. Ни обойти, ни объехать. Хоть ты герой, хитрец, маг, ловкач или святой человек. Нет пищи для воображения.

Перед полным забвением… василиска даже пожалели. Во времена Реформации постарались вывести из Слуг Сатаны. Что такое «смертельный взгляд»? Свойство организма, как наличие когтей, хвоста, окраса шерсти. Василиск убивает не по своей злой воле. Это физиологическая особенность. Поэтому… грех великий уподоблять его дьяволу. Это не вина василиска, а страшная его беда! Так, к концу XIX века наш герой проиграл межвидовой бой, скатился до морфологического позора, облика мелкого дракончика.

Авторы легкомысленно стали рисовать ему четыре лапы. Ни один знаменитый художник не обмакнул кисть, не оставил великого полотна с его изображением. Почему? Потому что василиск был мёртв изнутри. Никто не мог зацепиться за его эмоции, проникнуть в характер. Великий Убийца стал добычей орнаменталистов. Вот кто довел до совершенства образ. Даже бесталанный мастер изощрялся, создавая гротескные композиции на стенах соборов, фасадах домов, внутреннем оформлении храмов.


Победа нашего змея торжествовала в геральдике только. Тут василиск стал незыблемым символом грозного могущества, царственности, свирепости, занятий алхимией. Там был нужен лишь внешний вид монстра, форма победила содержание… Мертвая оболочка. Милости прошу, заползай дорогой гад. Вот такая грустная судьба, хоть «напёрсток» опрокидывай за помин змеиной души.

Рожденный высокой поэзией и литературой, большую часть жизни проведя в изгнании и забвении деревенских суеверий, — василиск окончательно и бесповоротно ушел из нашего мира. Его никто не помнит, о нем не знают. Даже исследователи древних бестиариев толком не расскажут ничего нового. Никому он неинтересен. Эх…Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 11 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1127

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия