В Турции, возможно, обнаружены новые Помпеи
Древний ликийский город Мира, который в своё время подвергся эллинизации, а затем стал одним из центров восточного христианства, в XIII в. оказался покрыт толстым слоем наносов местной реки. Раскопанная недавно византийская часовня оказалась в прекрасном состоянии. Возможно, остальная часть города сохранилась так же хорошо.
В IV в. епископ Николай превратил город Миру на побережье Средиземного моря в столицу христианского мира. Позднее этого деятеля канонизировали, и он превратился в нашего Николая Угодника и в их Санта-Клауса, а вот Миру ждала менее счастливая судьба.
Примерно 800 лет это место служило центром притяжения паломников, а затем оно скрылось под наносами местной реки Мирос толщиной 5,5 метра. Сохранились лишь церковь Св. Николая, часть римского амфитеатра и гробницы, вырезанные в скалистых холмах.
Но теперь Мира возвращается. В 2009 году археологи установили местоположение города с помощью георадара (современный Демре в турецкой провинции Анталья). Последовавшие за этим двухлетние раскопки позволили обнаружить маленькую, красивую часовню XIII века в удивительной сохранности. На одной стене здания вырезано окошко в форме креста, через которое солнечный свет, принимая соответствующую форму, падал прямо на алтарь. Удивила специалистов и необычная для этих мест яркая фреска.
Целостность строения говорит о том, что под землёй археологов могут ждать новые Помпеи.
Мира возникла как минимум в IV в. до н. э. и была одним из самых могущественных городов Ликии с самобытной культурой, корни которой уходят в бронзовый век. Затем её захватили персы, эллинизировали греки и в конечном итоге прибрали к рукам римляне.
Мощи Св. Николая, хранившиеся, как считалось, в построенной в V в. и много раз перестраивавшейся с тех пор церкви, привлекали паломников всего Средиземноморья. Сувенирные лавочки для православных работают в окрестностях древней Миры по сей день.
Но городом, конечно же, интересовались не только верующие. В VII и IX вв. на него нападали арабы, и в XI в. его окончательно захватили сельджуки. Считается, что мощи были украдены неким купцом, действовавшим якобы по поручению римского папы, и перевезены в город Бари на юге Италии.
К XIII в. Мира практически опустела. И всё же кто-то построил здесь небольшую часовню. Строительным материалом послужили камни из других зданий и гробниц. Всего лишь несколько десятилетий спустя проливные дожди привели к тому, что за считанные годы Мира покрылась толстым слоем грязи. Если бы это происходило более постепенно, верхняя часть часовни пострадала бы сильнее нижней, но археологи обнаружили, что практически всё здание (за исключением кончика купола) сохранилось примерно в одинаковом состоянии.
Энгин Акюрек из Стамбульского университета (Турция) и его коллеги откопали также артефакты начала XIV в., когда контроль над Анатолией получили турки, основавшие впоследствии Османскую империю. После этого, судя по фрагментам керамики, первые поселения в окрестностях Миры стали появляться только в XVIII в.
Вероятность обнаружения новых Помпей очень волнует специалистов, поскольку процесс трансформации античных городов в византийские изучен не очень хорошо, особенно в эпоху с середины VII до начала XIV в. Ситуация осложняется тем, что каждое крупное поселение имело собственную историю.
Пища для размышлений уже подана, и первым блюдом стала фреска из раскопанной часовни высотой два метра. Это деисус — канонический сюжет восточной христианской иконографии. Как правило, в таких случаях Христос Пантократор (Вседержитель) изображается на троне с книгой в руках в сопровождении Марии и Иоанна Крестителя, чьи руки подняты вверх в молитвенном жесте. Отличие данной фрески от канона заключается в том, что Иоанн и Мария держат свитки с греческим текстом.
«Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира», — эту цитату из Евангелия от Иоанна (1:29) исследователи прочитали на свитке Иоанна Крестителя. Мария же демонстрирует фрагмент молитвы к Богоматери, в которой она от имени человечества ходатайствует перед Иисусом с просьбой простить наши грехи. Подобная версия канона встречалась в Египте и на Кипре, но в Турции — ещё никогда.
Раскопки продолжаются. Особое внимание сейчас получают римский амфитеатр, восстановленный во II в. после сильного землетрясения, сровнявшего с землёй бóльшую часть Ликии, и Андриаке — порт Миры, расположенный в 5 км южнее. Именно в этом месте, которое на протяжении многих веков было одним из важнейших портов Средиземноморья, Св. Павел пересаживался на корабль, шедший в Антиохию (ныне Антакья). Там уже найдены мастерские по изготовлению царских пурпурных и синих красителей из мурекса (вид улиток), а также синагога V в. — первое свидетельство иудаизма на территории христианской Ликии.
Значительная часть Миры лежит под зданиями современного Демре, так что археологи в затруднении. Они скупают недвижимость, чтобы предотвратить незаконные раскопки, хотя, судя по скудости находок, мародёры будут разочарованы: последние жители Миры, спасаясь от наводнения, нашли время, чтобы собраться как следует.
Источник: Нью-Йорк таймс
В IV в. епископ Николай превратил город Миру на побережье Средиземного моря в столицу христианского мира. Позднее этого деятеля канонизировали, и он превратился в нашего Николая Угодника и в их Санта-Клауса, а вот Миру ждала менее счастливая судьба.
Примерно 800 лет это место служило центром притяжения паломников, а затем оно скрылось под наносами местной реки Мирос толщиной 5,5 метра. Сохранились лишь церковь Св. Николая, часть римского амфитеатра и гробницы, вырезанные в скалистых холмах.
Здесь и ниже фото участников раскопок
Но теперь Мира возвращается. В 2009 году археологи установили местоположение города с помощью георадара (современный Демре в турецкой провинции Анталья). Последовавшие за этим двухлетние раскопки позволили обнаружить маленькую, красивую часовню XIII века в удивительной сохранности. На одной стене здания вырезано окошко в форме креста, через которое солнечный свет, принимая соответствующую форму, падал прямо на алтарь. Удивила специалистов и необычная для этих мест яркая фреска.
Целостность строения говорит о том, что под землёй археологов могут ждать новые Помпеи.
Мира возникла как минимум в IV в. до н. э. и была одним из самых могущественных городов Ликии с самобытной культурой, корни которой уходят в бронзовый век. Затем её захватили персы, эллинизировали греки и в конечном итоге прибрали к рукам римляне.
Мощи Св. Николая, хранившиеся, как считалось, в построенной в V в. и много раз перестраивавшейся с тех пор церкви, привлекали паломников всего Средиземноморья. Сувенирные лавочки для православных работают в окрестностях древней Миры по сей день.
Но городом, конечно же, интересовались не только верующие. В VII и IX вв. на него нападали арабы, и в XI в. его окончательно захватили сельджуки. Считается, что мощи были украдены неким купцом, действовавшим якобы по поручению римского папы, и перевезены в город Бари на юге Италии.
К XIII в. Мира практически опустела. И всё же кто-то построил здесь небольшую часовню. Строительным материалом послужили камни из других зданий и гробниц. Всего лишь несколько десятилетий спустя проливные дожди привели к тому, что за считанные годы Мира покрылась толстым слоем грязи. Если бы это происходило более постепенно, верхняя часть часовни пострадала бы сильнее нижней, но археологи обнаружили, что практически всё здание (за исключением кончика купола) сохранилось примерно в одинаковом состоянии.
Энгин Акюрек из Стамбульского университета (Турция) и его коллеги откопали также артефакты начала XIV в., когда контроль над Анатолией получили турки, основавшие впоследствии Османскую империю. После этого, судя по фрагментам керамики, первые поселения в окрестностях Миры стали появляться только в XVIII в.
Вероятность обнаружения новых Помпей очень волнует специалистов, поскольку процесс трансформации античных городов в византийские изучен не очень хорошо, особенно в эпоху с середины VII до начала XIV в. Ситуация осложняется тем, что каждое крупное поселение имело собственную историю.
Пища для размышлений уже подана, и первым блюдом стала фреска из раскопанной часовни высотой два метра. Это деисус — канонический сюжет восточной христианской иконографии. Как правило, в таких случаях Христос Пантократор (Вседержитель) изображается на троне с книгой в руках в сопровождении Марии и Иоанна Крестителя, чьи руки подняты вверх в молитвенном жесте. Отличие данной фрески от канона заключается в том, что Иоанн и Мария держат свитки с греческим текстом.
«Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира», — эту цитату из Евангелия от Иоанна (1:29) исследователи прочитали на свитке Иоанна Крестителя. Мария же демонстрирует фрагмент молитвы к Богоматери, в которой она от имени человечества ходатайствует перед Иисусом с просьбой простить наши грехи. Подобная версия канона встречалась в Египте и на Кипре, но в Турции — ещё никогда.
Очистка фрески
Раскопки продолжаются. Особое внимание сейчас получают римский амфитеатр, восстановленный во II в. после сильного землетрясения, сровнявшего с землёй бóльшую часть Ликии, и Андриаке — порт Миры, расположенный в 5 км южнее. Именно в этом месте, которое на протяжении многих веков было одним из важнейших портов Средиземноморья, Св. Павел пересаживался на корабль, шедший в Антиохию (ныне Антакья). Там уже найдены мастерские по изготовлению царских пурпурных и синих красителей из мурекса (вид улиток), а также синагога V в. — первое свидетельство иудаизма на территории христианской Ликии.
Значительная часть Миры лежит под зданиями современного Демре, так что археологи в затруднении. Они скупают недвижимость, чтобы предотвратить незаконные раскопки, хотя, судя по скудости находок, мародёры будут разочарованы: последние жители Миры, спасаясь от наводнения, нашли время, чтобы собраться как следует.
Источник: Нью-Йорк таймс
Опубликовано 09 января 2013
Комментариев 0 | Прочтений 4549
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: