Древние комплексы в толще скалы: кому по силам была такая задача?
Широко известен многоуровневый подземный комплекс Деринкую. И в горах Каппадокии найдено ещё пять подземных городов. Хуже пока исследованных и оборудованных для использования в качестве туристических объектов. Много подземных - или «полуподземных» - вырезанных в скале открытым способом - храмов находится в Индии. Но сейчас речь пойдёт о достопримечательностях Европы. В Европе тоже есть нечто подобное - высеченный в каменном монолите храм Сен-Жан.
Сначала о храме. Сооружение находится в коммуне Обтер-сюр-Дрон, представляя собой часть комплекса, в который входят также ещё одна - меньшая - церковь, часовня и обнаруженный в 60-х года прошлого века подземный некрополь. Сен-Жан и некрополь связаны тоннелем, но скрытые проходы к часовне и церкви, как минимум, не найдены, так что, речь может вестись о трёх изолированных полостях. Сен-Жан наиболее крупная из них - 20 метров в высоту, 27 в длину и 16 в ширину, что составляет (без учёта выходов, некрополя, отдельных комнат, проёмов и галерей по периметру) более 8000 кубических метров. В общей же сложности в процессе строительства - выдалбливания помещений в сплошной массе известняка - было удалено более 25 тысяч тонн породы...
Отдельно стоит упомянуть две подпирающие свод, а на самом деле составляющее единое целое с ним, величественные колонны, а также шестиметровой высоты апсиду. Если так можно выразиться, «будку», предназначенную для хранения реликвий и «вырастающую» из пола. В отличие от стен и колонн она тщательно обработана, украшена, но, подобно колоннам, полностью монолитна. Целиком — снаружи и изнутри — высечена из камня, некогда заполнявшего весь объём сооружения.
Смотрится Сен-Жан эффектно. Хотя «грандиозным» данное подземное сооружение назвать нельзя. По сравнению с подземными комплексами Азии он невелик. Однако, вопрос не в эстетических достоинствах и вместимости храма, а в том когда, кем, с какой целью он был построен. И почему построен именно так. Ведь, не говоря уж о трудоёмкости, преимущества подземного сооружения, именно как храма, спорны. Он не производит величественного впечатления (и вообще не виден) снаружи, изнутри вызывает смешанные чувства, — ибо традиционно считается, что под землёй обитают неправильные ангелы, — и крайне неудобен для эксплуатации. Большое скопление людей и масса горящих факелов во время богослужения быстро отравляет помещение углекислотой. Несмотря на высоту свода — 20 метров — и солидный, соответственно объём. Углекислый газ тяжёл и скапливается именно вблизи пола, где стоят люди.
Вопросы не простые, но ответы на них известны. В конце концов, Сен-Жан находится во Франции, история которой хорошо изучена. Известно, что строительство началось в VII веке новой эры после появления в данной местности небольшой колонии переселенцев из Малой Азии. До раскола между православной и католической церквями в то время ещё было далеко, так что, восточные христиане просто обогатили своей — более высокой — культурой, местную, тоже христианскую, но основательно упавшую в результате варваризации.
Идея подземного святилища, таким образом, могла быть доставлена именно из Каппадокии. Но и коренное население не должно было усмотреть в ней нечто противоестественное. В силу свежих ещё воспоминаний о «катакомбном» периоде христианства. В свете оной храм в скале, скорее, мог казаться возвратом к священным традициям.
...И это ответ на вопрос, кем строился комплекс. Крестьянами из окрестных деревень и строился. Затем — в XII веке — он был расширен до современных размеров и дополнен некрополем, а также отдельно залегающими часовней и церковью, уже монахами бенедиктинского ордена, надземная обитель которых появилась поблизости. То есть, и на втором этапе работы производились крестьянами, монахи же благословляли и направляли процесс.
Руководствоваться же бенедиктинцы могли в том числе и соображениями экономии. Ведь, под землёй храм строить легче, чем на поверхности. Не везде, разумеется, но конкретно в данном месте, где наличествовал прочный и сплошной известняковый монолит — было проще. Не требовались дорогостоящие специалисты: архитектор, каменотёсы и каменщики (тогда составлявшие весьма претенциозную, дерзкую и жадную корпорацию). Ну, правда. Высечь свод купола целиком несопоставимо проще, нежели сложить его из отдельных, скреплённых раствором и собственным весом камней. Это можно поручить неквалифицированным работникам, труд которых в самом буквальном смысле ничего не стоил в средние века. Крестьяне с молотами и тачками отрабатывали феодальные повинности на своих харчах.
Для создания апсиды, как и для общего руководства работами, конечно, пришлось пригласить специалистов. Но это уже была мелочь. Как минимум по сравнению с вопросом, не слишком ли велик был труд, пусть и неквалифицированный?
Не слишком. Он вообще был мал. Вот, тянущиеся на 4000 километров (считая разведанную часть) парижские катакомбы — каменоломни, в которых был добыт камень для городских построек, — это был труд. Примерно в 10-100 тысяч раз больший. Хотя, конечно, и Париж крупнее коммуны Обтер-сюр-Дрон.
Кстати, а куда делся камень, извлечённый при постройке Сен-Жана? Он тоже был обработан каменотёсами и использован при наземном строительстве. Таким образом кажущийся гигантским труд при строительстве подземных храмов, на самом деле, не просто мал относительно, но и в абсолютном исчислении близок к нулю. На счёт собственно Сен-Жана можно отнести лишь затраты на декоративные элементы, — апсиду, галереи, ниши, — необходимые для переоборудования каменоломни в культовое сооружение.Источник: "Цитадель адеквата"
Отдельно стоит упомянуть две подпирающие свод, а на самом деле составляющее единое целое с ним, величественные колонны, а также шестиметровой высоты апсиду. Если так можно выразиться, «будку», предназначенную для хранения реликвий и «вырастающую» из пола. В отличие от стен и колонн она тщательно обработана, украшена, но, подобно колоннам, полностью монолитна. Целиком — снаружи и изнутри — высечена из камня, некогда заполнявшего весь объём сооружения.
Смотрится Сен-Жан эффектно. Хотя «грандиозным» данное подземное сооружение назвать нельзя. По сравнению с подземными комплексами Азии он невелик. Однако, вопрос не в эстетических достоинствах и вместимости храма, а в том когда, кем, с какой целью он был построен. И почему построен именно так. Ведь, не говоря уж о трудоёмкости, преимущества подземного сооружения, именно как храма, спорны. Он не производит величественного впечатления (и вообще не виден) снаружи, изнутри вызывает смешанные чувства, — ибо традиционно считается, что под землёй обитают неправильные ангелы, — и крайне неудобен для эксплуатации. Большое скопление людей и масса горящих факелов во время богослужения быстро отравляет помещение углекислотой. Несмотря на высоту свода — 20 метров — и солидный, соответственно объём. Углекислый газ тяжёл и скапливается именно вблизи пола, где стоят люди.
Вопросы не простые, но ответы на них известны. В конце концов, Сен-Жан находится во Франции, история которой хорошо изучена. Известно, что строительство началось в VII веке новой эры после появления в данной местности небольшой колонии переселенцев из Малой Азии. До раскола между православной и католической церквями в то время ещё было далеко, так что, восточные христиане просто обогатили своей — более высокой — культурой, местную, тоже христианскую, но основательно упавшую в результате варваризации.
Идея подземного святилища, таким образом, могла быть доставлена именно из Каппадокии. Но и коренное население не должно было усмотреть в ней нечто противоестественное. В силу свежих ещё воспоминаний о «катакомбном» периоде христианства. В свете оной храм в скале, скорее, мог казаться возвратом к священным традициям.
...И это ответ на вопрос, кем строился комплекс. Крестьянами из окрестных деревень и строился. Затем — в XII веке — он был расширен до современных размеров и дополнен некрополем, а также отдельно залегающими часовней и церковью, уже монахами бенедиктинского ордена, надземная обитель которых появилась поблизости. То есть, и на втором этапе работы производились крестьянами, монахи же благословляли и направляли процесс.
Руководствоваться же бенедиктинцы могли в том числе и соображениями экономии. Ведь, под землёй храм строить легче, чем на поверхности. Не везде, разумеется, но конкретно в данном месте, где наличествовал прочный и сплошной известняковый монолит — было проще. Не требовались дорогостоящие специалисты: архитектор, каменотёсы и каменщики (тогда составлявшие весьма претенциозную, дерзкую и жадную корпорацию). Ну, правда. Высечь свод купола целиком несопоставимо проще, нежели сложить его из отдельных, скреплённых раствором и собственным весом камней. Это можно поручить неквалифицированным работникам, труд которых в самом буквальном смысле ничего не стоил в средние века. Крестьяне с молотами и тачками отрабатывали феодальные повинности на своих харчах.
Для создания апсиды, как и для общего руководства работами, конечно, пришлось пригласить специалистов. Но это уже была мелочь. Как минимум по сравнению с вопросом, не слишком ли велик был труд, пусть и неквалифицированный?
Не слишком. Он вообще был мал. Вот, тянущиеся на 4000 километров (считая разведанную часть) парижские катакомбы — каменоломни, в которых был добыт камень для городских построек, — это был труд. Примерно в 10-100 тысяч раз больший. Хотя, конечно, и Париж крупнее коммуны Обтер-сюр-Дрон.
Кстати, а куда делся камень, извлечённый при постройке Сен-Жана? Он тоже был обработан каменотёсами и использован при наземном строительстве. Таким образом кажущийся гигантским труд при строительстве подземных храмов, на самом деле, не просто мал относительно, но и в абсолютном исчислении близок к нулю. На счёт собственно Сен-Жана можно отнести лишь затраты на декоративные элементы, — апсиду, галереи, ниши, — необходимые для переоборудования каменоломни в культовое сооружение.Источник: "Цитадель адеквата"
Опубликовано 21 апреля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 874
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: