Костры инквизиции
В XV веке Европу охватило демоническое безумие, которое растянулось на три столетия. Веря в ежедневное вмешательство дьявола в свою жизнь, европейцы везде искали его слуг. Церковные и светские суды неустанно выносили смертные приговоры. За «колдовство» были публично сожжены или повешены от 50 до 70 тысяч человек.
Через два суда
С нечистой силой в средневековой Европе боролись и церковь, и государство. В странах, где господствовала инквизиция, приговоры ведьмам и колдунам выносили два суда: церковный и светский. Чтобы инквизиторы начали следствие, им хватало одного анонимного доноса. Его можно было просто принести и оставить в церкви.
Следствие представляло собой опрос свидетелей. Если трое из них утверждали, что подозреваемый состоит в сговоре с нечистой силой, следовал арест с последующим осмотром. На теле арестованного искали отметины дьявола. Считалось, что последний метит колдуна. Такими метками могли быть любые физические особенности человека, даже цвет кожи. Итальянский демонолог XVII века Людовико Мария. Синистрари писал, что мужчинам свои знаки дьявол ставит под веками, под мышками, на плечах, губах, в интимных местах. Инквизиторы утверждали, что эти знаки не чувствительны к боли и не кровоточат. Простейшими инструментами проверки были игла и шило.
Еще одним способом опознания колдуна или ведьмы был «Божий суд». Чаще всего раздетого и связанного подозреваемого бросали в воду. Если он тонул, его признавали невиновным, потому что Господь принял его в лучший мир. Если же ему удавалось оставаться на поверхности, следовал вывод: на помощь пришел сатана. Суд проводили инквизитор, два монаха и секретарь. Монахи наблюдали за допросами и за тем, чтобы показания аккуратно и подробно записывались. Благодаря сохранившимся протоколам историкам известны подробности многих процессов и детали обвинений.
Следствие могло продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Для приговора обязательно нужно было добиться признания, только тогда преступление считалось доказанным. Поэтому применялись пытки. Они считались самой обычной процедурой дознания.
Однако, даже добившись признания, инквизиторы как служители церкви не могли осудить виновного на смерть. С вердиктом «пусть будет наказан по заслугам» они передавали дело в светский суд, который и выносил смертный приговор. Заслуженным наказанием для колдунов и ведьм считались повешение и сожжение. Церковь утверждала, что их нужно казнить «без пролития крови». Костер предпочтительнее, ибо «огонь очищает душу».
По мере ослабления духовной власти, особенно в отказавшихся от католицизма протестантских странах, «колдовские процессы» полностью перешли к светским судам.
Причина трагедии – богатство
Согласно некоторым средневековым хроникам, первая обвиненная в колдовстве женщина погибла на костре в 1128 году во Фландрии, последняя – в 1860-м в Мексике. Казнили колдунов и ведьм в Европе, а затем и в Америке на протяжении семисот лет. А XV, XVI и XVII века остались в истории как эпоха «охоты на ведьм».
За это время прошли около ста тысяч ведовских процессов. Примерно каждый десятый из казненных был мужчина. Обычно колдунов судили вместе с ведьмами.
В 1307 году, за два века до начала тотальной войны с черными силами, в инквизиционном и королевском судах Франции начался массовый процесс над колдунами-рыцарями. Так Филипп IV уничтожил Орден тамплиеров. Получив два доноса, он с одобрения папы римского приказал арестовать всех французских «бедных воинов Христа», как они себя называли. В застенки попали 538 рыцарей. Их обвиняли в ереси, колдовстве и заговоре против короля. Но главной причиной таких гонений были, конечно же, богатства Ордена. Тамплиеры владели замками и обширными землями вокруг них во Франции и других странах. Кроме того, Орден стал самым богатым европейским кредитором. Его должниками были даже короли. В безнадежных долгах увяз и Филипп.
Под пытками рыцари признавались во всем. Папа римский Климент V распустил Орден. Во Франции его владения, имущество, огромные деньги и сокровища получил король. Так он избавился от долгов и кредиторов.
Большинство осужденных оказались в тюрьмах и монастырях. На суде 54 рыцаря отказались признать свою вину, но тем не менее были приговорены к сожжению. Их предали пламени в один и тот же день у монастыря Святого Антония под Парижем. Для Великого магистра Ордена Жака де Моле палачи развели костер на одном из островов на Сене. Погибая, он предал анафеме папу римского и короля. Его проклятие не было пустыми словами. Всего спустя месяц умер Клименту. Меньше чем через год скончался Филипп IV. В последующие 14 лет погибли все три сына короля. Они не успели оставить наследников. На этом прервалась французская династия Капетингов.
Большая охота
Первый процесс большой охоты на ведьм начался в 1428 году в герцогстве Савойя на юго-востоке нынешней Франции. Согласно сохранившимся документам, были казнены 367 женщин и мужчин.
За несколько десятилетий война с колдовством охватила всю Европу. Самой яростной воительницей с нечистой силой оказалась Германия, хотя там не было инквизиции и преследование слуг дьявола началось позже, чем в других странах. Однако немецкие протестанты превзошли католиков. В 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с населением 12 тысяч человек всего за один день были сожжены 133 «ведьмы». Этот город расположен недалеко от горы Броккен, где, по легенде, сатана устраивает праздник в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая.
Своими подвигами в борьбе со злом могли хвастаться друг перед другом двоюродные братья епископы городов Бамберга и Вюрцбурга. В Вюрцбурге с февраля 1629 года сохранился список 29 казней. В нем стоят имена 157 колдунов и ведьм. Братьев, которые сожгли по семьсот с лишним человек, превзошел епископ Кельна. Он казнил больше тысячи слуг дьявола обоего пола.
Если женщина могла погибнуть на костре, потому что была дьявольски красива, то мужчин чаще губило их богатство. Дело в том, что имущество казненного доставалось монарху, церкви, судьям и доносчикам…
По количеству судов и казней за Германией следовали Швейцария, Франция, Шотландия, Англия. В Италии и Испании инквизиция боролась также с ересью и иноверцами. Первый испанский Великий инквизитор Томас де Торквемада главными врагами объявил мусульман и евреев. Их изгнали за пределы названных стран.
Колдовские признания
Но были времена и страны, где за колдовство судили больше мужчин, чем женщин. Такое случалось в Нормандии, Бургундии, Исландии, в отдельных городах Германии. В письме четырехвековой давности священник из Бонна пишет об арестах и казнях за колдовство профессоров, студентов, пасторов, монахов. Высокие должности не спасали: был осужден на смерть даже бургомистр. А вот в Финляндии на процессах сохранялось примерное тендерное равенство.
Ведовские суды подтверждают глубокую веру средневековых европейцев в то, что все беды на них насылали слуги дьявола. В 1589 году будущий король Англии Яков I отправился за невестой в Данию. На обратном пути корабль попал в жестокий шторм и едва не затонул. Узнав об этом, отец принцессы казнил в Дании шестерых «ведьм».
В Шотландии Яков начал собственное расследование. Среди арестованных оказался школьный учитель Джон Фиан. Бдительные соседи подтвердили, что он умел летать и легко открывал запертые двери, дунув на замок. Под пытками в присутствии Якова Фиан сознался, что наслал бурю на корабль. Его удушили, а тело публично сожгли.
В Норвегии в 1628 году плохая погода на море погубила саамского шамана. Моряки попросили у него попутного ветра. Однако заклинание под шаманский бубен не сработало. Вместо ветра грянула буря, корабль утонул, команда погибла. Суд отправил шамана на костер.
Оставшиеся со времен охоты на ведьм судебные документы хранят и другие невероятные признания. Вот лишь несколько дел из архивов XVII века.
Шотландец Эндрю Мэн сознался, что был любовником королевы фей. В благодарность она научила его предсказывать будущее и лечить людей и животных. Суд приговорил его к сожжению.
Голландский фермер Томас Лутен брал у дьявола деньги на покупку коров и лошадей. Он умер в тюрьме после допроса. Тело публично сожгли.
Немецкий знахарь Конрад Стоклин участвовал во встречах ночных призраков. Был отправлен на костер.
Французский священник Луи Гофриди рассказал суду, что дьявол явился передним во время чтения книги о черной магии. В обмен на душу он пообещал богатство и любовь тех женщин, которых он захочет. Священник согласился и даже летал на шабаш. Гофриди был удушен гарротой. Тело сожжено.
В 1692 году охота на ведьм перекинулась из Европы в Америку. В небольшом портовом городе Салеме (ныне пригород Бостона) прошел первый крупный процесс. Арестованных обвиняли в заражении детей неизвестной болезнью, сопровождаемой галлюцинациями. Местный пастор и врач со знанием дела объяснили, что все больные одержимы бесами. Среди горожан началась паника. Губернатор открыл следствие. Под него попали 150 человек. По решению суда четырнадцать женщин и пять мужчин были повешены, остальные оправданы.
Охота на ведьм не получила в Америке такого же распространения, как в Европе. В течение нескольких столетий для европейских переселенцев важнее была охота на индейцев.
Через два суда
С нечистой силой в средневековой Европе боролись и церковь, и государство. В странах, где господствовала инквизиция, приговоры ведьмам и колдунам выносили два суда: церковный и светский. Чтобы инквизиторы начали следствие, им хватало одного анонимного доноса. Его можно было просто принести и оставить в церкви.
Следствие представляло собой опрос свидетелей. Если трое из них утверждали, что подозреваемый состоит в сговоре с нечистой силой, следовал арест с последующим осмотром. На теле арестованного искали отметины дьявола. Считалось, что последний метит колдуна. Такими метками могли быть любые физические особенности человека, даже цвет кожи. Итальянский демонолог XVII века Людовико Мария. Синистрари писал, что мужчинам свои знаки дьявол ставит под веками, под мышками, на плечах, губах, в интимных местах. Инквизиторы утверждали, что эти знаки не чувствительны к боли и не кровоточат. Простейшими инструментами проверки были игла и шило.
Еще одним способом опознания колдуна или ведьмы был «Божий суд». Чаще всего раздетого и связанного подозреваемого бросали в воду. Если он тонул, его признавали невиновным, потому что Господь принял его в лучший мир. Если же ему удавалось оставаться на поверхности, следовал вывод: на помощь пришел сатана. Суд проводили инквизитор, два монаха и секретарь. Монахи наблюдали за допросами и за тем, чтобы показания аккуратно и подробно записывались. Благодаря сохранившимся протоколам историкам известны подробности многих процессов и детали обвинений.
Следствие могло продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Для приговора обязательно нужно было добиться признания, только тогда преступление считалось доказанным. Поэтому применялись пытки. Они считались самой обычной процедурой дознания.
Однако, даже добившись признания, инквизиторы как служители церкви не могли осудить виновного на смерть. С вердиктом «пусть будет наказан по заслугам» они передавали дело в светский суд, который и выносил смертный приговор. Заслуженным наказанием для колдунов и ведьм считались повешение и сожжение. Церковь утверждала, что их нужно казнить «без пролития крови». Костер предпочтительнее, ибо «огонь очищает душу».
По мере ослабления духовной власти, особенно в отказавшихся от католицизма протестантских странах, «колдовские процессы» полностью перешли к светским судам.
Причина трагедии – богатство
Согласно некоторым средневековым хроникам, первая обвиненная в колдовстве женщина погибла на костре в 1128 году во Фландрии, последняя – в 1860-м в Мексике. Казнили колдунов и ведьм в Европе, а затем и в Америке на протяжении семисот лет. А XV, XVI и XVII века остались в истории как эпоха «охоты на ведьм».
За это время прошли около ста тысяч ведовских процессов. Примерно каждый десятый из казненных был мужчина. Обычно колдунов судили вместе с ведьмами.
В 1307 году, за два века до начала тотальной войны с черными силами, в инквизиционном и королевском судах Франции начался массовый процесс над колдунами-рыцарями. Так Филипп IV уничтожил Орден тамплиеров. Получив два доноса, он с одобрения папы римского приказал арестовать всех французских «бедных воинов Христа», как они себя называли. В застенки попали 538 рыцарей. Их обвиняли в ереси, колдовстве и заговоре против короля. Но главной причиной таких гонений были, конечно же, богатства Ордена. Тамплиеры владели замками и обширными землями вокруг них во Франции и других странах. Кроме того, Орден стал самым богатым европейским кредитором. Его должниками были даже короли. В безнадежных долгах увяз и Филипп.
Под пытками рыцари признавались во всем. Папа римский Климент V распустил Орден. Во Франции его владения, имущество, огромные деньги и сокровища получил король. Так он избавился от долгов и кредиторов.
Большинство осужденных оказались в тюрьмах и монастырях. На суде 54 рыцаря отказались признать свою вину, но тем не менее были приговорены к сожжению. Их предали пламени в один и тот же день у монастыря Святого Антония под Парижем. Для Великого магистра Ордена Жака де Моле палачи развели костер на одном из островов на Сене. Погибая, он предал анафеме папу римского и короля. Его проклятие не было пустыми словами. Всего спустя месяц умер Клименту. Меньше чем через год скончался Филипп IV. В последующие 14 лет погибли все три сына короля. Они не успели оставить наследников. На этом прервалась французская династия Капетингов.
Большая охота
Первый процесс большой охоты на ведьм начался в 1428 году в герцогстве Савойя на юго-востоке нынешней Франции. Согласно сохранившимся документам, были казнены 367 женщин и мужчин.
За несколько десятилетий война с колдовством охватила всю Европу. Самой яростной воительницей с нечистой силой оказалась Германия, хотя там не было инквизиции и преследование слуг дьявола началось позже, чем в других странах. Однако немецкие протестанты превзошли католиков. В 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с населением 12 тысяч человек всего за один день были сожжены 133 «ведьмы». Этот город расположен недалеко от горы Броккен, где, по легенде, сатана устраивает праздник в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая.
Своими подвигами в борьбе со злом могли хвастаться друг перед другом двоюродные братья епископы городов Бамберга и Вюрцбурга. В Вюрцбурге с февраля 1629 года сохранился список 29 казней. В нем стоят имена 157 колдунов и ведьм. Братьев, которые сожгли по семьсот с лишним человек, превзошел епископ Кельна. Он казнил больше тысячи слуг дьявола обоего пола.
Если женщина могла погибнуть на костре, потому что была дьявольски красива, то мужчин чаще губило их богатство. Дело в том, что имущество казненного доставалось монарху, церкви, судьям и доносчикам…
По количеству судов и казней за Германией следовали Швейцария, Франция, Шотландия, Англия. В Италии и Испании инквизиция боролась также с ересью и иноверцами. Первый испанский Великий инквизитор Томас де Торквемада главными врагами объявил мусульман и евреев. Их изгнали за пределы названных стран.
Колдовские признания
Но были времена и страны, где за колдовство судили больше мужчин, чем женщин. Такое случалось в Нормандии, Бургундии, Исландии, в отдельных городах Германии. В письме четырехвековой давности священник из Бонна пишет об арестах и казнях за колдовство профессоров, студентов, пасторов, монахов. Высокие должности не спасали: был осужден на смерть даже бургомистр. А вот в Финляндии на процессах сохранялось примерное тендерное равенство.
Ведовские суды подтверждают глубокую веру средневековых европейцев в то, что все беды на них насылали слуги дьявола. В 1589 году будущий король Англии Яков I отправился за невестой в Данию. На обратном пути корабль попал в жестокий шторм и едва не затонул. Узнав об этом, отец принцессы казнил в Дании шестерых «ведьм».
В Шотландии Яков начал собственное расследование. Среди арестованных оказался школьный учитель Джон Фиан. Бдительные соседи подтвердили, что он умел летать и легко открывал запертые двери, дунув на замок. Под пытками в присутствии Якова Фиан сознался, что наслал бурю на корабль. Его удушили, а тело публично сожгли.
В Норвегии в 1628 году плохая погода на море погубила саамского шамана. Моряки попросили у него попутного ветра. Однако заклинание под шаманский бубен не сработало. Вместо ветра грянула буря, корабль утонул, команда погибла. Суд отправил шамана на костер.
Оставшиеся со времен охоты на ведьм судебные документы хранят и другие невероятные признания. Вот лишь несколько дел из архивов XVII века.
Шотландец Эндрю Мэн сознался, что был любовником королевы фей. В благодарность она научила его предсказывать будущее и лечить людей и животных. Суд приговорил его к сожжению.
Голландский фермер Томас Лутен брал у дьявола деньги на покупку коров и лошадей. Он умер в тюрьме после допроса. Тело публично сожгли.
Немецкий знахарь Конрад Стоклин участвовал во встречах ночных призраков. Был отправлен на костер.
Французский священник Луи Гофриди рассказал суду, что дьявол явился передним во время чтения книги о черной магии. В обмен на душу он пообещал богатство и любовь тех женщин, которых он захочет. Священник согласился и даже летал на шабаш. Гофриди был удушен гарротой. Тело сожжено.
В 1692 году охота на ведьм перекинулась из Европы в Америку. В небольшом портовом городе Салеме (ныне пригород Бостона) прошел первый крупный процесс. Арестованных обвиняли в заражении детей неизвестной болезнью, сопровождаемой галлюцинациями. Местный пастор и врач со знанием дела объяснили, что все больные одержимы бесами. Среди горожан началась паника. Губернатор открыл следствие. Под него попали 150 человек. По решению суда четырнадцать женщин и пять мужчин были повешены, остальные оправданы.
Охота на ведьм не получила в Америке такого же распространения, как в Европе. В течение нескольких столетий для европейских переселенцев важнее была охота на индейцев.
Опубликовано 05 ноября 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1103
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: