«Сальватор Мунди» - послание Леонардо да Винчи
Кажется совершенно неожиданным поразительное сходство между жестом руки Иисуса Христа на картине Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» и мудрой в Индуизме, которая называется ардхапатака-мудра. С этой мудрой Кришна наставлял Арджуну перед последней битвой (Бхагавад-Гита). В чем смысл послания Леонардо да Винчи?
«Сальватор Мунди» – картина самой знаковой фигуры в мире – Иисуса Христа, самого важного художника всех времен – картина приписывается Леонардо да Винчи (1452-1519) и датируется в пределах 1499-1510 гг. Картина принадлежит к иконографическому типу.
На картине изображен Иисус Христос, Спаситель Мира в характерных для эпохи Ренессанса синих одеждах. Левой рукой Иисус держит прозрачную сферу, символизирующую мироздание, а правой рукой он совершает крестное знамение.
На сегодняшний день известно около 30 копий и вариаций этого сюжета, написанных учениками и последователями Леонардо Да Винчи.
Долгое время картина считалась сильно изменённой позднейшими наслоениями копией с утраченного оригинала, позже картина была обнаружена, отреставрирована и представлена в 2011 году на выставке произведений Леонардо в Лондонской национальной галерее.
История картины «Сальватор Мунди»
Некоторые эксперты считают, что Леонардо Да Винчи первоначально написал свою работу для французской королевской семьи, и что королева Генриетта Мария привезла его с собой в Англию, когда она вышла замуж за короля Карла I в 1625 году.
Работа оставалась частью королевской семьи до 1763 года, а затем пропала почти на 150 лет. Шедевр появился, когда вошел в коллекцию сэра Фридриха Кука в Вирджинии на рубеже XX века и снова появился на рынке в 1958 году на аукционе, где картина, приписываемая одному из помощников студии Леонардо, продавалась за простые £45.
И опять картина пропала из виду до 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил эту картину тоже за выгодную цену в 10.000 долларов.
Затем Париш и консорциум дилеров продали картину «свободному королю» Иву Бувье в частной продаже Sotheby’s за прохладные 75-80 млн. долларов в 2013 году.
В том же году Ив Бувье продал картину за 127,5 млн долларов российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, который позже выставил ее на продажу Christie’s (продажу картины проводил вечерний аукцион Кристи «Post-War and Contemporary Art» – «поствоенное и современное искусство»).
Christie’s описал картину, на которой Иисус Христос держит хрустальный шар в левой руке и поднимает правую руку в благословении, как «самое большое открытие XXI века».
В ноябре 2017 года картина была приобретена на аукционе Christie’s принцем Саудовской Аравии Бадром бен Абдуллой за 400 млн. долларов (450 млн с учётом комиссии), став самым дорогим произведением искусства в истории.
Включение картины в знаменательную выставку Национальной Галереи 2011-2012 годов (наиболее полное изображение редких сохранившихся картин Леонардо, когда-либо состоявшихся), – последовало за более чем шестилетним кропотливым исследованием, чтобы подтвердить подлинность картины.
Этот процесс начался вскоре после того, как была обнаружена картина – сильно завуалированная с перекрасками, давно принятая за копию – на небольшом региональном аукционе в Соединенных Штатах. Картину рассматривали Мина Грегори (Университет Флоренции) и сэр Николас Пенни (главный куратор Национальной галереи искусств, Вашингтон, впоследствии директор Национальной галереи, Лондон).
Изучение и исследование картины группой международных ученых привело к широкому мнению о том, что «Сальватор Мунди» был написан Леонардо да Винчи – итальянским художником (живописец, скульптор, архитектор) и учёным (анатом, естествоиспытатель), изобретателем, писателем, музыкантом, одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, который являлся ярким примером «универсального человека».
Сам Леонардо да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно.
Леонардо да Винчи, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым.
Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани. Итальянские учёные заявили об обнаружении раннего автопортрета Леонардо да Винчи.
Dianne Dwyer Modestini, реставрватор, которая восстановила работу Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» в 2007 году, вспоминает волнение после удаления первых слоев, когда она начала понимать, что картина – шедевр. «Мои руки дрожали», – говорит она. «Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума».
Символизм в картине «Сальватор Мунди»
Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу.
И во всех остальных его картинах присутствовали подобные знаки и символы, некоторые из них до сих пор еще не известны. Почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными, потому что мы не можем прочесть его записи.
В своих картинах он оставил нам много символов и тайн. Например, над разгадкой тайны улыбки «Моны Лизы» исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Об улыбке Джоконды написаны тома.
Одним из самых интересных сторон изучения искусства является разгадывание скрытых смыслов, вписанных в художественный мир. Ведь автор не просто создает свою вселенную на полотне, он устанавливает для нее определенные законы.
Великие художники всегда специально наполняли свои работы скрытыми символами, понять и разгадать которые способны лишь избранные. Особенно часто такие символы оставлялись в эпоху Возрождения, когда были модны тайные ордена и ложи (кто знает, тот поймет).
Рассматривая работы Леонардо, нас не отпускает чувство, будто он знал что-то. Что-то очень важное относительно древних сакральных тайн и того, как их фальсифицировала Церковь того времени (Леонардо да Винчи недолюбливал Католическую церковь). И все это он хотел поведать нам.
Обратим внимание на хрустальный шар, сферу в левой руке Иисуса Христа на картине Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» – это эмблема царства, а также символ самого мира. Крошечные пятнышки и вкрапления, которые Леонардо кропотливо воспроизвел в сфере, указывают на то, что он должен быть сделан из горного хрусталя, самой чистой формы кварца и, как верили в эпоху Возрождения, обладал огромными магическими силами. Кристаллы были в реликвариях со времен Средневековья. Поэтому сама субстанция земного шара, а также совершенство его сферической формы наделяют шар чудесной сущностью.
У Леонардо Да Винчи был известный интерес к минералам, которые проявляли особые оптические свойства. Сам художник писал в научном трактате, что свет, проходящий через «прозрачные тела», производит «тот же эффект, что и между заштрихованным объектом и светом, который падает на него».
Специалисты отмечает уникальность вкраплений в сферу, они поражают под микроскопом. Каждый из них выписан средним тоном, черным, белым цветом и темной тенью. Они различаются по размеру и расположению и отличаются друг от друга в зависимости от падения света.
Мощным убедительным доказательством авторства Леонардо было и открытие на картине многочисленных пентименто, таких как, например, ладонь левой руки, видимая через прозрачный шар.
Но что больше всего привлекает и интригует в картине «Сальватор Мунди» – это жест правой руки Иисуса Христа, описанный как «благословение». В наши дни большинство ученых, по-видимому, не знают, что жесты рук святых на христианских иконах являются индийскими и буддийскими мудрами, и поэтому относятся к ним обобщенно как к знакам благословения, а не ритуальному языку жестов.
Поэтому кажется совершенно неожиданным поразительное сходство между жестом руки Иисуса Христа и мудрой в Индуизме, которая называется АРДХАПАТАКА-МУДРА!
Мудра (санскр. печать, знак, жест) в Индуизме и Буддизме – символическое, ритуальное расположение кистей рук и пальцев, ритуальный язык жестов. Мудра – это определенное положение пальцев рук, способ создания определенной энергетической конфигурации, инструмент работы человека со своим телом и пространством вокруг него.
Считается, что мудры – даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы в Йоге, так как они помогают пробудить в человеке спящую силу – Кундалини-Шакти.
Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам Йоги), является «Гхеранда-Самхита» – трактат по Хатха-Йоге, автором которого считается риши Гхеранда. В этом тексте Бог Шива, рассказывая о Йоге своей супруге и ученице Парвати, говорит: «О Дэви, я рассказал тебе о мудрах. знание которых подарит тебе все сиддхи (силы)».
Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направлять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).
По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа. Слово «мудра» в переводе с Санскрита, означает «дарующая радость». «Муд» означает радость, и одновременно это еще и (божественный) знак, поэтому чаще всего слово «мудра» переводят как знак, печать, примета. «Ра» интерпретируется, как даровать. Таким образом, мудра – это не только жест, символ, послание, язык, но и метод управления энергией.
В Ардхапатака-Мудре безымянный палец и мизинец сгибаются, а остальные держатся в вертикальном положении. Это ритуальный жест для обретения силы, зашиты от неприятностей и страха. Считается, что выполнение этой мудры позволяет освободиться от неприятностей в жизни. Ардхапатака-Мудра помогает обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивых переживаний и даже излечить душевную боль.
В Йоге Ардхапатака-Мудра имеет схожие свойства с жестом Абхая и применяется практически в тех же целях. Ардхапатака-Мудра избавляет от неприятностей за счет открытия энергетических центров (чакр) по всему телу и освобождения внутренней энергии.
Ардхапатака-Мудра обычно не фигурирует в традиционном списке йогических мудр, и ее знание и практика, по-видимому, ограничены. Ардхапатака-Мудра часто используется в индийском классическом танце Бхаратанатьям. Возможно, что в древние времена эта мудра имела другое название в контексте йогической практики.
«Ардхапатака» означает «половина флага». Патака – флаг. Патака-мудра – это положение руки, когда пальцы соединены и вытянуты, исключая большой палец, который согнут и прижат к ладони. Это первая мудра. Её называют следом Брахмы. Верят, что Брахма приветствовал победоносного Парабрахму, держа руку в Патаке. Цвет – белый, каста – брамины, мудрец этой мудры – Шива, покровительствующее Божество – Парабрахма. Патака используется в начале индийского классического танца. Имеет 42 значения.
Язык жестов в индийском танце ведет свое происхождение от Яджур-Веды, символических формул жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.
Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии предстает как стройная, оригинальная художественно-образная система. При помощи мудр исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия.
В индийском классическом танце Бхаратанатьям согласно тексту «Натья-Шастра» Ардхапатака-Мудра используется для обозначения: паллава – листья, нежные побеги; фалака – панель, доска для письма или рисунка; тира – берег реки; чурикая – нож; кракача – кинжал; дхваджа – знамя, флаг; гопура – башня; шрингая – рог; убхайорити вачака – оба или два.
Согласно Шильпа-Шастре (индийская иконография), иконическая Ардхапатака-Мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию.
Шильпа-Шастра представляет собой древнеиндийскую науку (шастру) творческих искусств (шильпа), таких как скульптура, иконография и живопись. Тесно связанные с Васту-Шастрой (архитектурой), они часто делятся одной и той же литературой.
Ардхапатака-Мудра относится к «философии Двайты» (направление индийской философии; дуалистическая разновидность Веданты) и представляет собой один из двадцати четырех жестов одной рукой, как определено в текстах, посвященных шильпе (искусствам и ремеслам). Есть тридцать два типа рук (а именно ardhapatāka-hasta), классифицированные на две основные группы, известные как tolirkai (функциональные и выразительные жесты) и elirkai (грациозные позы руки).
Связи между монашеской традицией Буддизма и Православием
Каким образом искусство и техника индийских/буддийских мудр могли проникнуть в средневековое христианское искусство и в живопись Леонардо да Винчи? Чтобы ответить на этот вопрос, вполне возможно, следует представить возможные связи (о которых традиционно не принято говорить) между Православным Христианством и монашеской традицией Буддизма.
Чтобы представить эти связи, надо отправиться в монастырь Святой Екатерины на Синае – один из старейших монастырей Православного Христианства, который все еще практикует первоначальную форму учения Иисуса.
Синай – полуостров, который находится между Египтом и Израилем. Великолепная дорога к монастырю Святой Екатерины сурова, красива и опасна. Бывают случаи нападения бандитов на туристов на пустынном холмистом шоссе – проходящем через засушливые равнины между бесплодными холмистыми ландшафтами; без человеческого жилья на многие мили.
Монастырь Святой Екатерины (официально именуемый “Священным монастырем Попранной Богом горы Синай”) расположен в устье ущелья у подножия горы Синай, где Моисей получил Десять Заповедей. Это один из старейших действующих христианских монастырей в мире, контролируемый Синайской церковью, Восточной православной церкви, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В монастыре также находится одна из старейших постоянно действующих библиотек, в которой записана древняя монашеская жизнь в этом регионе до того, как монастырь был построен византийским императором Юстинианом (правившим Римлянами в 527-565 гг. н.э.), рядом часовня Неопалимой Купины (также известная как «Часовня Святой Елены»), которую императрица-супруга Елена, мать Константина Великого, приказала построить на том месте, где Моисей, как предполагается, видел неопалимую купину.
Монастырь был укреплен толстыми каменными стенами; он никогда не был разграблен, а во времена Фатимидского халифата (909-1171 гг. н.э.) внутри монастырских стен была также создана мечеть, которая использовалась для особых случаев. Это место является священным для Христианства, Ислама и Иудаизма.
В монастыре Святой Екатерины проживают православные монахи, которые следуют «чистейшей и древнейшей форме учения» в соответствии с наставлениями апостолов.
Индийский исследователь Девдан Чаудхури (автор книги «Anatomy of Life», один из главных редакторов «The Punch Magazine», проживает в Калькутте), посетив монастырь и внимательно наблюдая за некоторыми особенностями монашеской жизни, был поражен и удивлен, когда увидел сходство – по крайней мере, для него как мирянина – между практиками православных христианских монахов и монашескими практиками буддийских монахов, существующих за 500 лет до Иисуса Христа.
Характерные черты монастыря Святой Екатерины – аскетизм, медитация, ароматические палочки, четки, библиотека для хранения древних текстов, красочные настенные росписи, рассказывающие историю, уединенная монашеская жизнь – напоминают древние буддийские монастыри, которые посещал в горных районах Индии, Бутана и Тибета. Многие из этих практик схожи, хотя сама вера и отличается.
Девдан Чаудхури делает вывод, что может быть в глубокой древности, которую мы действительно не знаем и, возможно, никогда не узнаем, влияние буддийских монашеских традиций просочилось на ближний Восток и оказали влияние на «изначальные, самые древние и самые чистые» практики Восточной Православной Церкви?
Сакральное значение картины «Сальватора Мунди»
Людей знающих и понимающих, обладающих определенными переживаниями и конкретными знаниями, жест руки Иисуса Христа в «Сальваторе-Мунди» Леонардо да Винчи не удивляет. Истина прошлого часто становится ясной в будущем, когда все преднамеренные и непреднамеренные упущения, ошибки, предрассудки и интерпретации проясняются все новыми поколениями.
Проницательное исследование с открытым и беспристрастным умом, который не ищет ничего, кроме истины, может привести к новым открытиям, которые, наконец, докажут или опровергнут домыслы раз и навсегда.
Нет никаких сомнений в том, что в древнем мире происходило пересечение и взаимовлияние идей и практик, которое мы только начинаем понимать в XXI веке. Древний мир был так же открыт для межкультурных влияний, как и современный мир.
Живым доказательством этого является произведение искусства, которое описывается как «величайшее открытие XXI века» – «Сальватор Мунди» Леонардо да Винчи, где жест правой руки Иисуса Христа – это не просто благословение, но, кажется, индийская Ардхапатака-Мудра – жест наставления, знак защиты, символ знамения.
Символическое значение «Сальватора Мунди» также становится ясным – Иисус Христос своим жестом правой руки указывает на то, что Земля, Мир или Вселенная, представленная хрустальным шаром в его левой руке, ищут спасения от Тьмы, Зла и бедствий.
Salvator Mundi» вовсе не переводится как «Спаситель мира». Это, скажем так, бестактно вольный перевод.
Правильный перевод такой: «Salvator» переводится как «ваза, сосуд, салатница, чаша» и т.д. Это обозначение сосуда, в который помещён Мир. «Salvator» – это образ религиозного ковчега. Однокоренным слову «Salvator» является «шаланда», «солонка», «салон», «зала» и т.д.
Смысл слова «Mundi» в том, что оно обозначает мифологическую гору Мир (в индийской традиции – Меру). Именно гору под названием «Мир», а не сам мир как таковой. За пределами этой горы ещё находится огромное количество земель и территорий, которые тоже включаются в обобщающее понятие «мир».
Полностью перевод словосочетания «Salvator Mundi» означает «Ковчег у Горы». Это наиболее традиционный образ всех мифологий мира, а также религий. Наиболее древнее изображение такого ковчега у такой горы – это созвездие Южного неба Корма. Она – остаток от того самого ковчега, на котором древний, ещё добиблейский, мессия переправился с Северного неба в Южное.
Иисус Христос – это именно тот ковчег, в котором одновременно содержится и женская часть, и мужская. Поэтому и на картине Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» верхняя, мужская часть картины – это лицо мужчины, а нижняя, женская – грудь и тело женщины.
Леонардо изобразил Иисуса Христа в качестве единого ковчега, несущего женские и мужские половые признаки.
И ещё одна деталь. Имя «Иисус Христос» переводится как «Женщина Мужчина», в английской – имя «ГенРих». Все переводы равнозначны: низ – женский, верх – мужской.
На картине Леонардо да Винчи Иисус Христос держит сферическую модель Земли. Она исполнена в виде хрустального шара. Почему хрустального? Это сделано для того, чтобы показать, что изображённая модель земли – сферическая, и она имеет не только круг в передней плоскости, но и сферическую глубину.
Таким образом, Леонардо да Винчи не мог изобразить то, о чём в его время никто ничего не знал. Конечно, заманчиво обманываться гением и провидением. Но факт есть факт. Сферическая Земля стала традиционной только в XVIII–XIX веках.
Традиционно считается, что Леонардо да Винчи на своей картине «Сальватор Мунди» изобразил то, или так, что в его время было распространенным и привычным. Жест руки Иисуса Христа на картине не является чем-то необычным или громом среди ясного неба, а изображен в соответствии с тем, как Христос изображался везде в Средневековой Европе.
И все же, на что указывает жест правой руки Иисуса Христа. Что, какое послание оставил землянам Леонардо да Винчи. Как известно, в своих поисках и откровениях Леонардо да Винчи дошел до вершины и встал у самого края мира: рядом небо, внизу человечество со своей историей, впереди бездна будущего.
Леонардо да Винчи жил в настоящем, потому что полностью осознавал свое существование как человеческое. А это непросто. Наверное, поэтому он был так одинок и вызывал у большинства сомнения и подозрения. Во времена Сократа и Иисуса было то же самое. Может, он явился в мир с какой-то секретной миссией?
Леонардо да Винчи никому не открыл тайны, хотя наверняка знал о ней, как и о многом другом. Неслучайно его называли магом, этого великого странника, всю свою жизнь вопрошавшего о жизни саму жизнь. В сущности, он пытался найти «философский камень» и был подлинным алхимиком в своих поисках абсолюта Человека и Человеческого.
Как известно, на картине «Тайная Вечеря» лицо Иисуса Христа так и не было завершено. И в этом – особая мудрость и сила. Достижение абсолютного добра – цель человеческой истории. Во время Ренессанса до этого было далеко. На глазах Леонардо рушился мир, духовные ценности которого исчезали под напором быстро сменяющихся событий.
В одну эпоху почти рядом существовали Данте, Петрарка, Боккаччо, Коперник, Колумб, Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело – и вакханалия смерти, жестокости, разгул самых немыслимых страстей. Время распада, умирания, забвения духовного начала человека. Нет, до абсолютного добра в итальянском Ренессансе было далеко. Очень далеко. А сегодня?..
Лицо Христа – в становлении. Лицо Иуды – застыло. Маска, гримаса зла. Добро сильнее. Оно сильнее того, что окаменело и уже не меняется. Оно в движении. А значит, есть надежда…
В Европе широко распространено выражение «скрестить пальцы на удачу». Скрещенные указательный и средний пальцы в Европе – символ пожелания удачи. Согласно самой распространенной теории, этот условный знак использовали еще в 300-х годах нашей эры, когда в Римской Империи начались преследования христиан. Императоры, будучи язычниками, приказывали своим солдатам отлавливать их и жестоко наказывать. Скрещивая пальцы, находящиеся в опале христиане отличали своих от переодетых римлян.
Несколько веков спустя, в Средневековой Англии пальцы скрещивали, чтобы отгонять злых духов. В наши дни этот общеизвестный жест используется повсеместно, когда люди хотят кому-то пожелать удачи. Скрещивание пальцев – своеобразное препятствие, которое не смогут преодолеть беды и невзгоды.Источник: "История Земли и Человечества"
«Сальватор Мунди» – картина самой знаковой фигуры в мире – Иисуса Христа, самого важного художника всех времен – картина приписывается Леонардо да Винчи (1452-1519) и датируется в пределах 1499-1510 гг. Картина принадлежит к иконографическому типу.
На картине изображен Иисус Христос, Спаситель Мира в характерных для эпохи Ренессанса синих одеждах. Левой рукой Иисус держит прозрачную сферу, символизирующую мироздание, а правой рукой он совершает крестное знамение.
Картина Леонардо да Винчи “Сальватор Мунди”
На сегодняшний день известно около 30 копий и вариаций этого сюжета, написанных учениками и последователями Леонардо Да Винчи.
Долгое время картина считалась сильно изменённой позднейшими наслоениями копией с утраченного оригинала, позже картина была обнаружена, отреставрирована и представлена в 2011 году на выставке произведений Леонардо в Лондонской национальной галерее.
История картины «Сальватор Мунди»
Некоторые эксперты считают, что Леонардо Да Винчи первоначально написал свою работу для французской королевской семьи, и что королева Генриетта Мария привезла его с собой в Англию, когда она вышла замуж за короля Карла I в 1625 году.
Работа оставалась частью королевской семьи до 1763 года, а затем пропала почти на 150 лет. Шедевр появился, когда вошел в коллекцию сэра Фридриха Кука в Вирджинии на рубеже XX века и снова появился на рынке в 1958 году на аукционе, где картина, приписываемая одному из помощников студии Леонардо, продавалась за простые £45.
И опять картина пропала из виду до 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил эту картину тоже за выгодную цену в 10.000 долларов.
Затем Париш и консорциум дилеров продали картину «свободному королю» Иву Бувье в частной продаже Sotheby’s за прохладные 75-80 млн. долларов в 2013 году.
В том же году Ив Бувье продал картину за 127,5 млн долларов российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, который позже выставил ее на продажу Christie’s (продажу картины проводил вечерний аукцион Кристи «Post-War and Contemporary Art» – «поствоенное и современное искусство»).
Сотрудники Christie’s у картины Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди»
Christie’s описал картину, на которой Иисус Христос держит хрустальный шар в левой руке и поднимает правую руку в благословении, как «самое большое открытие XXI века».
В ноябре 2017 года картина была приобретена на аукционе Christie’s принцем Саудовской Аравии Бадром бен Абдуллой за 400 млн. долларов (450 млн с учётом комиссии), став самым дорогим произведением искусства в истории.
Включение картины в знаменательную выставку Национальной Галереи 2011-2012 годов (наиболее полное изображение редких сохранившихся картин Леонардо, когда-либо состоявшихся), – последовало за более чем шестилетним кропотливым исследованием, чтобы подтвердить подлинность картины.
Этот процесс начался вскоре после того, как была обнаружена картина – сильно завуалированная с перекрасками, давно принятая за копию – на небольшом региональном аукционе в Соединенных Штатах. Картину рассматривали Мина Грегори (Университет Флоренции) и сэр Николас Пенни (главный куратор Национальной галереи искусств, Вашингтон, впоследствии директор Национальной галереи, Лондон).
Леонардо да Винчи
Изучение и исследование картины группой международных ученых привело к широкому мнению о том, что «Сальватор Мунди» был написан Леонардо да Винчи – итальянским художником (живописец, скульптор, архитектор) и учёным (анатом, естествоиспытатель), изобретателем, писателем, музыкантом, одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, который являлся ярким примером «универсального человека».
Сам Леонардо да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно.
Леонардо да Винчи, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым.
Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани. Итальянские учёные заявили об обнаружении раннего автопортрета Леонардо да Винчи.
Dianne Dwyer Modestini, реставрватор, которая восстановила работу Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» в 2007 году, вспоминает волнение после удаления первых слоев, когда она начала понимать, что картина – шедевр. «Мои руки дрожали», – говорит она. «Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума».
Символизм в картине «Сальватор Мунди»
Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу.
И во всех остальных его картинах присутствовали подобные знаки и символы, некоторые из них до сих пор еще не известны. Почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными, потому что мы не можем прочесть его записи.
В своих картинах он оставил нам много символов и тайн. Например, над разгадкой тайны улыбки «Моны Лизы» исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Об улыбке Джоконды написаны тома.
Одним из самых интересных сторон изучения искусства является разгадывание скрытых смыслов, вписанных в художественный мир. Ведь автор не просто создает свою вселенную на полотне, он устанавливает для нее определенные законы.
Великие художники всегда специально наполняли свои работы скрытыми символами, понять и разгадать которые способны лишь избранные. Особенно часто такие символы оставлялись в эпоху Возрождения, когда были модны тайные ордена и ложи (кто знает, тот поймет).
Рассматривая работы Леонардо, нас не отпускает чувство, будто он знал что-то. Что-то очень важное относительно древних сакральных тайн и того, как их фальсифицировала Церковь того времени (Леонардо да Винчи недолюбливал Католическую церковь). И все это он хотел поведать нам.
Хрустальная сфера в левой руке Христа на картине «Сальватор Мунди»
Обратим внимание на хрустальный шар, сферу в левой руке Иисуса Христа на картине Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» – это эмблема царства, а также символ самого мира. Крошечные пятнышки и вкрапления, которые Леонардо кропотливо воспроизвел в сфере, указывают на то, что он должен быть сделан из горного хрусталя, самой чистой формы кварца и, как верили в эпоху Возрождения, обладал огромными магическими силами. Кристаллы были в реликвариях со времен Средневековья. Поэтому сама субстанция земного шара, а также совершенство его сферической формы наделяют шар чудесной сущностью.
У Леонардо Да Винчи был известный интерес к минералам, которые проявляли особые оптические свойства. Сам художник писал в научном трактате, что свет, проходящий через «прозрачные тела», производит «тот же эффект, что и между заштрихованным объектом и светом, который падает на него».
Жест правой руки Христа на картине «Сальватор Мунди»
Специалисты отмечает уникальность вкраплений в сферу, они поражают под микроскопом. Каждый из них выписан средним тоном, черным, белым цветом и темной тенью. Они различаются по размеру и расположению и отличаются друг от друга в зависимости от падения света.
Мощным убедительным доказательством авторства Леонардо было и открытие на картине многочисленных пентименто, таких как, например, ладонь левой руки, видимая через прозрачный шар.
Но что больше всего привлекает и интригует в картине «Сальватор Мунди» – это жест правой руки Иисуса Христа, описанный как «благословение». В наши дни большинство ученых, по-видимому, не знают, что жесты рук святых на христианских иконах являются индийскими и буддийскими мудрами, и поэтому относятся к ним обобщенно как к знакам благословения, а не ритуальному языку жестов.
Поэтому кажется совершенно неожиданным поразительное сходство между жестом руки Иисуса Христа и мудрой в Индуизме, которая называется АРДХАПАТАКА-МУДРА!
Кришна наставляет Арджуну перед битвой. Бхагавад-Гита
Мудра (санскр. печать, знак, жест) в Индуизме и Буддизме – символическое, ритуальное расположение кистей рук и пальцев, ритуальный язык жестов. Мудра – это определенное положение пальцев рук, способ создания определенной энергетической конфигурации, инструмент работы человека со своим телом и пространством вокруг него.
Считается, что мудры – даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы в Йоге, так как они помогают пробудить в человеке спящую силу – Кундалини-Шакти.
Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам Йоги), является «Гхеранда-Самхита» – трактат по Хатха-Йоге, автором которого считается риши Гхеранда. В этом тексте Бог Шива, рассказывая о Йоге своей супруге и ученице Парвати, говорит: «О Дэви, я рассказал тебе о мудрах. знание которых подарит тебе все сиддхи (силы)».
Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направлять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).
По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа. Слово «мудра» в переводе с Санскрита, означает «дарующая радость». «Муд» означает радость, и одновременно это еще и (божественный) знак, поэтому чаще всего слово «мудра» переводят как знак, печать, примета. «Ра» интерпретируется, как даровать. Таким образом, мудра – это не только жест, символ, послание, язык, но и метод управления энергией.
Ардхапатака-Мудра в Йоге
В Ардхапатака-Мудре безымянный палец и мизинец сгибаются, а остальные держатся в вертикальном положении. Это ритуальный жест для обретения силы, зашиты от неприятностей и страха. Считается, что выполнение этой мудры позволяет освободиться от неприятностей в жизни. Ардхапатака-Мудра помогает обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивых переживаний и даже излечить душевную боль.
В Йоге Ардхапатака-Мудра имеет схожие свойства с жестом Абхая и применяется практически в тех же целях. Ардхапатака-Мудра избавляет от неприятностей за счет открытия энергетических центров (чакр) по всему телу и освобождения внутренней энергии.
Ардхапатака-Мудра обычно не фигурирует в традиционном списке йогических мудр, и ее знание и практика, по-видимому, ограничены. Ардхапатака-Мудра часто используется в индийском классическом танце Бхаратанатьям. Возможно, что в древние времена эта мудра имела другое название в контексте йогической практики.
«Ардхапатака» означает «половина флага». Патака – флаг. Патака-мудра – это положение руки, когда пальцы соединены и вытянуты, исключая большой палец, который согнут и прижат к ладони. Это первая мудра. Её называют следом Брахмы. Верят, что Брахма приветствовал победоносного Парабрахму, держа руку в Патаке. Цвет – белый, каста – брамины, мудрец этой мудры – Шива, покровительствующее Божество – Парабрахма. Патака используется в начале индийского классического танца. Имеет 42 значения.
Язык жестов в индийском танце ведет свое происхождение от Яджур-Веды, символических формул жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.
Ардхапатака-Мудра в индийском классическом танце
Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии предстает как стройная, оригинальная художественно-образная система. При помощи мудр исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия.
В индийском классическом танце Бхаратанатьям согласно тексту «Натья-Шастра» Ардхапатака-Мудра используется для обозначения: паллава – листья, нежные побеги; фалака – панель, доска для письма или рисунка; тира – берег реки; чурикая – нож; кракача – кинжал; дхваджа – знамя, флаг; гопура – башня; шрингая – рог; убхайорити вачака – оба или два.
Согласно Шильпа-Шастре (индийская иконография), иконическая Ардхапатака-Мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию.
Шильпа-Шастра представляет собой древнеиндийскую науку (шастру) творческих искусств (шильпа), таких как скульптура, иконография и живопись. Тесно связанные с Васту-Шастрой (архитектурой), они часто делятся одной и той же литературой.
Ардхапатака-Мудра относится к «философии Двайты» (направление индийской философии; дуалистическая разновидность Веданты) и представляет собой один из двадцати четырех жестов одной рукой, как определено в текстах, посвященных шильпе (искусствам и ремеслам). Есть тридцать два типа рук (а именно ardhapatāka-hasta), классифицированные на две основные группы, известные как tolirkai (функциональные и выразительные жесты) и elirkai (грациозные позы руки).
Связи между монашеской традицией Буддизма и Православием
Каким образом искусство и техника индийских/буддийских мудр могли проникнуть в средневековое христианское искусство и в живопись Леонардо да Винчи? Чтобы ответить на этот вопрос, вполне возможно, следует представить возможные связи (о которых традиционно не принято говорить) между Православным Христианством и монашеской традицией Буддизма.
Чтобы представить эти связи, надо отправиться в монастырь Святой Екатерины на Синае – один из старейших монастырей Православного Христианства, который все еще практикует первоначальную форму учения Иисуса.
Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фото Девдана Чаудхури
Синай – полуостров, который находится между Египтом и Израилем. Великолепная дорога к монастырю Святой Екатерины сурова, красива и опасна. Бывают случаи нападения бандитов на туристов на пустынном холмистом шоссе – проходящем через засушливые равнины между бесплодными холмистыми ландшафтами; без человеческого жилья на многие мили.
Шоссе к монастырю Святой Екатерины. Фото Девдана Чаудхури
Монастырь Святой Екатерины (официально именуемый “Священным монастырем Попранной Богом горы Синай”) расположен в устье ущелья у подножия горы Синай, где Моисей получил Десять Заповедей. Это один из старейших действующих христианских монастырей в мире, контролируемый Синайской церковью, Восточной православной церкви, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В монастыре также находится одна из старейших постоянно действующих библиотек, в которой записана древняя монашеская жизнь в этом регионе до того, как монастырь был построен византийским императором Юстинианом (правившим Римлянами в 527-565 гг. н.э.), рядом часовня Неопалимой Купины (также известная как «Часовня Святой Елены»), которую императрица-супруга Елена, мать Константина Великого, приказала построить на том месте, где Моисей, как предполагается, видел неопалимую купину.
Монастырь был укреплен толстыми каменными стенами; он никогда не был разграблен, а во времена Фатимидского халифата (909-1171 гг. н.э.) внутри монастырских стен была также создана мечеть, которая использовалась для особых случаев. Это место является священным для Христианства, Ислама и Иудаизма.
Часовня Неопалимой Купины. Фото Девдана Чаудхури
В монастыре Святой Екатерины проживают православные монахи, которые следуют «чистейшей и древнейшей форме учения» в соответствии с наставлениями апостолов.
Индийский исследователь Девдан Чаудхури (автор книги «Anatomy of Life», один из главных редакторов «The Punch Magazine», проживает в Калькутте), посетив монастырь и внимательно наблюдая за некоторыми особенностями монашеской жизни, был поражен и удивлен, когда увидел сходство – по крайней мере, для него как мирянина – между практиками православных христианских монахов и монашескими практиками буддийских монахов, существующих за 500 лет до Иисуса Христа.
Характерные черты монастыря Святой Екатерины – аскетизм, медитация, ароматические палочки, четки, библиотека для хранения древних текстов, красочные настенные росписи, рассказывающие историю, уединенная монашеская жизнь – напоминают древние буддийские монастыри, которые посещал в горных районах Индии, Бутана и Тибета. Многие из этих практик схожи, хотя сама вера и отличается.
Ардхапатака-Мудра
Девдан Чаудхури делает вывод, что может быть в глубокой древности, которую мы действительно не знаем и, возможно, никогда не узнаем, влияние буддийских монашеских традиций просочилось на ближний Восток и оказали влияние на «изначальные, самые древние и самые чистые» практики Восточной Православной Церкви?
Сакральное значение картины «Сальватора Мунди»
Людей знающих и понимающих, обладающих определенными переживаниями и конкретными знаниями, жест руки Иисуса Христа в «Сальваторе-Мунди» Леонардо да Винчи не удивляет. Истина прошлого часто становится ясной в будущем, когда все преднамеренные и непреднамеренные упущения, ошибки, предрассудки и интерпретации проясняются все новыми поколениями.
Проницательное исследование с открытым и беспристрастным умом, который не ищет ничего, кроме истины, может привести к новым открытиям, которые, наконец, докажут или опровергнут домыслы раз и навсегда.
Леонардо да Винчи. Сальватор Мунди
Нет никаких сомнений в том, что в древнем мире происходило пересечение и взаимовлияние идей и практик, которое мы только начинаем понимать в XXI веке. Древний мир был так же открыт для межкультурных влияний, как и современный мир.
Живым доказательством этого является произведение искусства, которое описывается как «величайшее открытие XXI века» – «Сальватор Мунди» Леонардо да Винчи, где жест правой руки Иисуса Христа – это не просто благословение, но, кажется, индийская Ардхапатака-Мудра – жест наставления, знак защиты, символ знамения.
Символическое значение «Сальватора Мунди» также становится ясным – Иисус Христос своим жестом правой руки указывает на то, что Земля, Мир или Вселенная, представленная хрустальным шаром в его левой руке, ищут спасения от Тьмы, Зла и бедствий.
Salvator Mundi» вовсе не переводится как «Спаситель мира». Это, скажем так, бестактно вольный перевод.
Правильный перевод такой: «Salvator» переводится как «ваза, сосуд, салатница, чаша» и т.д. Это обозначение сосуда, в который помещён Мир. «Salvator» – это образ религиозного ковчега. Однокоренным слову «Salvator» является «шаланда», «солонка», «салон», «зала» и т.д.
Смысл слова «Mundi» в том, что оно обозначает мифологическую гору Мир (в индийской традиции – Меру). Именно гору под названием «Мир», а не сам мир как таковой. За пределами этой горы ещё находится огромное количество земель и территорий, которые тоже включаются в обобщающее понятие «мир».
Полностью перевод словосочетания «Salvator Mundi» означает «Ковчег у Горы». Это наиболее традиционный образ всех мифологий мира, а также религий. Наиболее древнее изображение такого ковчега у такой горы – это созвездие Южного неба Корма. Она – остаток от того самого ковчега, на котором древний, ещё добиблейский, мессия переправился с Северного неба в Южное.
Гравюра Вацлава Холлара (1607-1677) /esquire.ru/
Иисус Христос – это именно тот ковчег, в котором одновременно содержится и женская часть, и мужская. Поэтому и на картине Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» верхняя, мужская часть картины – это лицо мужчины, а нижняя, женская – грудь и тело женщины.
Леонардо изобразил Иисуса Христа в качестве единого ковчега, несущего женские и мужские половые признаки.
И ещё одна деталь. Имя «Иисус Христос» переводится как «Женщина Мужчина», в английской – имя «ГенРих». Все переводы равнозначны: низ – женский, верх – мужской.
На картине Леонардо да Винчи Иисус Христос держит сферическую модель Земли. Она исполнена в виде хрустального шара. Почему хрустального? Это сделано для того, чтобы показать, что изображённая модель земли – сферическая, и она имеет не только круг в передней плоскости, но и сферическую глубину.
Таким образом, Леонардо да Винчи не мог изобразить то, о чём в его время никто ничего не знал. Конечно, заманчиво обманываться гением и провидением. Но факт есть факт. Сферическая Земля стала традиционной только в XVIII–XIX веках.
Христос в Равенне. Италия. Мозаика. Христос и Будда с Ардхапатака-Мудрой
Традиционно считается, что Леонардо да Винчи на своей картине «Сальватор Мунди» изобразил то, или так, что в его время было распространенным и привычным. Жест руки Иисуса Христа на картине не является чем-то необычным или громом среди ясного неба, а изображен в соответствии с тем, как Христос изображался везде в Средневековой Европе.
И все же, на что указывает жест правой руки Иисуса Христа. Что, какое послание оставил землянам Леонардо да Винчи. Как известно, в своих поисках и откровениях Леонардо да Винчи дошел до вершины и встал у самого края мира: рядом небо, внизу человечество со своей историей, впереди бездна будущего.
Леонардо да Винчи жил в настоящем, потому что полностью осознавал свое существование как человеческое. А это непросто. Наверное, поэтому он был так одинок и вызывал у большинства сомнения и подозрения. Во времена Сократа и Иисуса было то же самое. Может, он явился в мир с какой-то секретной миссией?
Леонардо да Винчи никому не открыл тайны, хотя наверняка знал о ней, как и о многом другом. Неслучайно его называли магом, этого великого странника, всю свою жизнь вопрошавшего о жизни саму жизнь. В сущности, он пытался найти «философский камень» и был подлинным алхимиком в своих поисках абсолюта Человека и Человеческого.
Как известно, на картине «Тайная Вечеря» лицо Иисуса Христа так и не было завершено. И в этом – особая мудрость и сила. Достижение абсолютного добра – цель человеческой истории. Во время Ренессанса до этого было далеко. На глазах Леонардо рушился мир, духовные ценности которого исчезали под напором быстро сменяющихся событий.
В одну эпоху почти рядом существовали Данте, Петрарка, Боккаччо, Коперник, Колумб, Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело – и вакханалия смерти, жестокости, разгул самых немыслимых страстей. Время распада, умирания, забвения духовного начала человека. Нет, до абсолютного добра в итальянском Ренессансе было далеко. Очень далеко. А сегодня?..
Лицо Христа – в становлении. Лицо Иуды – застыло. Маска, гримаса зла. Добро сильнее. Оно сильнее того, что окаменело и уже не меняется. Оно в движении. А значит, есть надежда…
Скрестим пальцы на защиту и удачу?
В Европе широко распространено выражение «скрестить пальцы на удачу». Скрещенные указательный и средний пальцы в Европе – символ пожелания удачи. Согласно самой распространенной теории, этот условный знак использовали еще в 300-х годах нашей эры, когда в Римской Империи начались преследования христиан. Императоры, будучи язычниками, приказывали своим солдатам отлавливать их и жестоко наказывать. Скрещивая пальцы, находящиеся в опале христиане отличали своих от переодетых римлян.
Несколько веков спустя, в Средневековой Англии пальцы скрещивали, чтобы отгонять злых духов. В наши дни этот общеизвестный жест используется повсеместно, когда люди хотят кому-то пожелать удачи. Скрещивание пальцев – своеобразное препятствие, которое не смогут преодолеть беды и невзгоды.Источник: "История Земли и Человечества"
Опубликовано 03 сентября 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 833
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: