Посланники Бога
В начале июня 2010 г. археологи добавили ясности в историю культа апостолов, обнаружив в Риме древнейшие (IV-V вв.) изображения ап. Петра, Павла, Андрея и Иоанна, и установили, что знаменитая римская Мамертинская темница уже в VII в. была преобразована в церковь, посвященную ап. Петру.
Во всяком случае, это позволило Риму еще раз продемонстрировать свое превосходство в христианском мире, а нам – подробнее узнать о первых проповедниках христианского вероучения.
Так кто же такие – апостолы, и что мы знаем о них?
Практически – ничего! Нет, конечно, имена некоторых из них мы знаем, однако даже в списках канонических евангелий сведения о них противоречивы и запутанны.
Ведь помимо 12 ближайших учеников Христа («апостолов от двенадцати»), имеются еще и ученики «второго созыва» («апостолы от семидесяти»). И есть еще апостол Павел…
«Двенадцать»
Однажды Иисус искал уединения для молитвы на горе у Галилейского озера, где и пообщался со своим Отцом Небесным. Туда же потом и призвал своих учеников, из которых выбрал 12, «чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его».
После чего всех избранных отправил по миру проповедовать Евангелие и устраивать Церкви. За это их и нарекли апостолами (с греч. «посол, посланник»).
В чем же заключается духовный смысл апостольства? Прежде всего, в спасении душ человеческих и служении Церкви в виде распространения веры среди непросвещенных народов. Ведь именно они стали «очевидцами Слова» Иисуса, а потому обязаны были передать эти знания. Основной обязанностью, конечно, была проповедь и учительство: апостолы учили свежеверующих истинному Богопочитанию. Апостолы также имели право совершать таинства и богослужения: крестить людей, отпускать им грехи, были также наделены силой творить различные чудеса. Христос не зря сравнивал их с агнцами посреди волков, апостольским служением была полной преданность воле Божией и готовность отдать за нее свою жизнь (все апостолы погибли в страшных муках, лишь Иуда наложил на себя руки, повесившись на осине).
Надо сказать, что эти 12 человек достаточно потрудились в свое время, поскольку приобщили к вере огромное количество людей! Апостолы составили и многие священные книги (Евангелия, Откровения, Послания), которые Церковь собрала в Новый Завет. Их перу принадлежат и «Учение двенадцати апостолов» – «Дидахе», и Апостольские постановления, и Апостольские правила, и Апостольское предание, и Богодухновенные писания.
Иисус своим выбором сразу же исключил иерархические различия среди апостолов! Поскольку избирались посланцы не в зависимости от наполнения их кошельков! Это были простые люди, в основном, рыбаки из израильских городов Капернаума и Вифсаиды.
Правда, Иисус все же выделял своим вниманием из всех Петра, Иоанна и Иакова. Именно эту троицу Он сделал свидетелями важнейших событий своей жизни: при них Он воскресил дочь Иаира, свершил таинство Преображения, даже молился в их присутствии ночью в Гефсиманском саду перед арестом, а Петра вообще назвал первым среди трех избранных. Однако столь пристрастное внимание Иисуса никоим образом не нарушает равноправия и демократии среди апостолов! Так Он показывал не символ власти, а авторитет.
Поскольку было «Жатвы много, а делателей мало», Христос избрал еще 70 других апостолов. Вот только имена их нигде не были зафиксированы. Во всяком случае, в IV в. списка еще не существовало. Список же, составленный в V в., малодостоверен, поскольку предание причислило к лику «апостолов от 70» многих, кто был обращен в веру намного позже за их великие миссионерские труды (в основном, ученики апостола Павла).
Евсевий Кесарийский, например, среди «апостолов от 70» называл Варнаву, Кесаря, Сосфена, Кифу, Матфия и Фаддея. Однако исследователи сомневаются в достоверности списка, поскольку имя Кифа было дано Петру, а Кесарь – это тот, кто уверовал в Христа от царского дома. Единственное, что все исследователи не ставят под сомнение, это то, что Иисус действительно призвал еще 70 своих учеников. Кстати, число 70 имеет глубокое религиозное значение. В книге Бытия, например, говорится о 70 народах, живущих на земле, вышедших «из чресл» детей Ноя. Моисей собрал «70 мужей из старейшин Израилевых». Только многие историки утверждают, что служение этих 70 апостолов было временно и кратко, скорей всего определялось лишь галилейским служением Христу, и заключалось, возможно, в подготовке пути Христа на Страсти.
Тем не менее, 4 января Церковь почитает Собор 70 апостолов, куда вписаны Иаков Праведный, брат Иисуса, евангелисты Марк и Лука, Клеопа с братом Иосифом Обручником и сыном Симеоном и многие другие, поскольку в их служении увидели продолжение дела Христа.
Евангелист Марк, например, согласно церковному преданию, был секретарем Петра, евангелист Лука (которому приписывается не только Евангелие, но и «Деяния апостолов») – секретарем Павла. Евангелиста Матфея отождествляют с бывшим мытарем Левием Матвеем, евангелиста Иоанна (которому приписывается также «Апокалипсис») – с «любимым учеником Христа» Иоанном сыном Зеведеевым, братом Иакова, тоже апостола. Апостолы Петр, Иаков, Иуда и Иоанн, кроме того, считаются авторами новозаветных соборных посланий.
Церковь также причисляет к апостолам (считает равноапостольными) и Марию Магдалину, и императора Константина I Великого, и просветительницу Грузии Нину, и Великого князя Владимира и свт. Николая (Касаткина), архиепископа Японского. Только одного человека, пусть и не избранного Христом при жизни, Церковь считает первоверховным апостолом, наряду с Петром.
13-й апостол
Тринадцатого – язычника Савла, римского гражданина из киликийского г. Тарса (Малая Азия) – призвал Иисус уже после своей смерти.
Савл жил в Иерусалиме и готовился занять должность раввина (иудейского священника), потому был ревностным гонителем христиан. Ему даже была дана власть на преследование даже за пределами Палестины. Как, по какой причине, но Господь все же усмотрел в нем «сосуд избранный Себе». Однажды, когда Савл с попутчиками шел в Дамаск, на ночной дороге его внезапно ослепил ярчайший свет. Пал тогда на землю он от страха, а из света раздался голос: «Савл, почему ты гонишь Меня?» В ужасе иудей вскричал: «Кто Ты?» Голос ответил: «Я – Иисус». И тогда, в рыданиях, Савл искренне уверовал в Христа. Кстати, его спутники слышали лишь голос, а вот света так и не увидели. Они же и привели ослепшего Савла в Дамаск, где он и был крещен. Причем, в момент погружения в воду случилось чудо: Савл прозрел, после чего сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения.
Сбежав в Иерусалим от ярости иудеев, возмущенных его вероотступничеством, он нашел апостолов и вместе с Варнавой прошел с проповедями по всему Кипру. Когда же он обратил в веру проконсула Сергия Павла, его все стали называть Павлом. За свою жизнь Павел совершил три путешествия по миру, везде, где мог, устраивал христианские церкви, проповедовал и писал послания (к Галатам, Коринфянам Филиппийцам и др., всего 14). Только некий ювелир Димитрий поднял против Павла народ, из-за этого мятежа его в 59 г. арестовали римские власти и посадили в темницу, после чего, по желанию Павла(!), отправили в Рим на суд кесаря. Только летом 62 г. из-за кораблекрушения у о. Мальты апостол достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
Дальнейшая судьба Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что в Риме по велению императора Нерона он был предан мученической смерти в 64 г. Как римский гражданин он был избавлен от львиных челюстей и усечен мечом. Есть также предание, что Павел проповедовал при дворе Нерона и обратил в веру его любимую наложницу. А еще в одной легенде говорится, что Павел предстал перед сенатом и императором и так убедительно доказал свою правоту, что был освобожден, после чего ушел на Восток. Кстати, проповедовать Павлу было сложнее, чем другим апостолам, поскольку не все поверили в его чудесное призвание к апостольству. Однако он справился по полной программе и стал одним из самых почитаемых апостолов.
Особые приметы апостолов
Уверовавшие в Христа люди любили своих учителей и всегда старались запечатлеть их образы. Если в III-IV вв. они все представали юными и безбородыми, то со временем их образ стал меняться. Апостолы взрослели, и у них стали появляться бороды и ярко выраженные портретные черты. У Петра – волосы и борода были короткими и седыми, у Павла – высокий лоб и длинная темная борода, у Андрея – седые взъерошенные волосы и короткая бородка. Вот только одевали апостолов одинаково: белые туники, украшенные литерами I, Z, N, H, Г, а на ногах – сандалии. Поскольку учителя могли ходить и босиком, их изображали и босыми. Древние художники могли «одеть» народных любимцев и в синие хитоны, желтые или вишневые гиматии (типа плаща).
С VI в. у апостолов появились нимбы, как например, в мозаике купола Арианского баптистерия в г. Равенне. В Средневековье Филипп и Фома по-прежнему оставались молодыми людьми (мозаики в монастыре вмц. Екатерины на Синае), а вот Иоанна Богослова на иконах уже представляли старцем.
В руках апостолы обычно держали свитки (образ учения Христа), кресты, как орудие победы, венки – символ победы. Отличительным атрибутом Петра с IV в. стали ключи (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Иногда апостолов изображали с предметами из евангельских чудес, например, с корзиной хлеба и рыбой.
Примечательно, но до 692 г. распространены были образы апостолов в виде… ягнят перед вратами Вифлеема и Иерусалима (агнецы Божии). Однако Трулльский собор запретил столь символичное, но уничижительное изображение.
После этого распространенным стало изображение апостолов с Христом или Богоматерью с Младенцем, так называемая композиция Traditio Legis (Даяние закона), символ учения Церкви. В центре – Спаситель с поднятой правой рукой и развернутым свитком в левой, слева – Павел, справа – Петр (например, мозаика ц. Санта-Констанца в Риме). Или же Иисус на престоле передает свиток Павлу, или вручает ключи Петру (росписи ц. Санта-Констанца в Риме). В кон. VI в. изображения апостолов можно было найти в медальонах алтарей, на арках алтарных сводов. Но после того, как были определены особые указания, собранные живописцем и иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом в начале XVIII в., они строго соблюдаются церковными и светскими художниками.
Так, Петра предписывалось изображать «старцем с круглою бородою», Павла – «плешивым, с проседью в закрученной бороде», Андрея – «старцем курчавым с раздвоенною бородою», Иоанна – «старцем плешивым с длинною бородою».
Так что узнать апостола на иконе – не сложно. И интерес к апостольскому культу не ослабевает. Особенно у археологов.
Они давно уже исследуют подземелья Ватикана. Под собором Св. Петра обнаружили, что в I-II вв. там было кладбище, и только одна из могил пользовалась особым почитанием. Это дало повод папе Павлу VI еще в 1968 г. провозгласить, что дескать могила Петра найдена. Во всяком случае, эта находка косвенно подтвердила древнее предание о захоронении Петра в Риме. Однако летом 2009 г. уже папа Бенедикт XVI объявил о новом артефакте – могиле ап. Павла и древнейших фресок с изображениями апостолов в катакомбах Святой Фёклы в Риме. Поскольку их невозможно было разглядеть из-за многовекового известкового налета, Ватикан выделил 60 тыс. евро на очистку лазером.
«Портреты» апостолов Павла, Андрея, Иоанна Богослова и апостола Петра смогли увидеть только через год. Изображения эти, конечно, не прижизненные, приблизительно, IV-V вв., когда христианство уже было государственной религией. И вот теперь новая находка. Согласно древней легенде, именно в Мамертинской темнице Петр и Павел томились в заключении перед казнью. Теперь по-новому будет подсчитан «возраст» церкви Сан-Пьетро-ин-Карчере (т. е., «Святой Петр в тюрьме») и доказана истинность древних легенд.
Тем не менее, открытия в Риме многие исследователи и скептики рассматривают не столько свидетельством жизни и смерти апостолов, сколько попыткой «притянуть» предания и находки к политике. Но все-таки… Может, есть в этом некое предзнаменование и элемент чуда? Ведь 29 июня христиане отмечали праздник – День апостолов Петра и Павла.Автор: С.Тарасова
Во всяком случае, это позволило Риму еще раз продемонстрировать свое превосходство в христианском мире, а нам – подробнее узнать о первых проповедниках христианского вероучения.
Так кто же такие – апостолы, и что мы знаем о них?
Практически – ничего! Нет, конечно, имена некоторых из них мы знаем, однако даже в списках канонических евангелий сведения о них противоречивы и запутанны.
Ведь помимо 12 ближайших учеников Христа («апостолов от двенадцати»), имеются еще и ученики «второго созыва» («апостолы от семидесяти»). И есть еще апостол Павел…
«Двенадцать»
Однажды Иисус искал уединения для молитвы на горе у Галилейского озера, где и пообщался со своим Отцом Небесным. Туда же потом и призвал своих учеников, из которых выбрал 12, «чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его».
После чего всех избранных отправил по миру проповедовать Евангелие и устраивать Церкви. За это их и нарекли апостолами (с греч. «посол, посланник»).
В чем же заключается духовный смысл апостольства? Прежде всего, в спасении душ человеческих и служении Церкви в виде распространения веры среди непросвещенных народов. Ведь именно они стали «очевидцами Слова» Иисуса, а потому обязаны были передать эти знания. Основной обязанностью, конечно, была проповедь и учительство: апостолы учили свежеверующих истинному Богопочитанию. Апостолы также имели право совершать таинства и богослужения: крестить людей, отпускать им грехи, были также наделены силой творить различные чудеса. Христос не зря сравнивал их с агнцами посреди волков, апостольским служением была полной преданность воле Божией и готовность отдать за нее свою жизнь (все апостолы погибли в страшных муках, лишь Иуда наложил на себя руки, повесившись на осине).
Надо сказать, что эти 12 человек достаточно потрудились в свое время, поскольку приобщили к вере огромное количество людей! Апостолы составили и многие священные книги (Евангелия, Откровения, Послания), которые Церковь собрала в Новый Завет. Их перу принадлежат и «Учение двенадцати апостолов» – «Дидахе», и Апостольские постановления, и Апостольские правила, и Апостольское предание, и Богодухновенные писания.
Иисус своим выбором сразу же исключил иерархические различия среди апостолов! Поскольку избирались посланцы не в зависимости от наполнения их кошельков! Это были простые люди, в основном, рыбаки из израильских городов Капернаума и Вифсаиды.
Правда, Иисус все же выделял своим вниманием из всех Петра, Иоанна и Иакова. Именно эту троицу Он сделал свидетелями важнейших событий своей жизни: при них Он воскресил дочь Иаира, свершил таинство Преображения, даже молился в их присутствии ночью в Гефсиманском саду перед арестом, а Петра вообще назвал первым среди трех избранных. Однако столь пристрастное внимание Иисуса никоим образом не нарушает равноправия и демократии среди апостолов! Так Он показывал не символ власти, а авторитет.
Поскольку было «Жатвы много, а делателей мало», Христос избрал еще 70 других апостолов. Вот только имена их нигде не были зафиксированы. Во всяком случае, в IV в. списка еще не существовало. Список же, составленный в V в., малодостоверен, поскольку предание причислило к лику «апостолов от 70» многих, кто был обращен в веру намного позже за их великие миссионерские труды (в основном, ученики апостола Павла).
Евсевий Кесарийский, например, среди «апостолов от 70» называл Варнаву, Кесаря, Сосфена, Кифу, Матфия и Фаддея. Однако исследователи сомневаются в достоверности списка, поскольку имя Кифа было дано Петру, а Кесарь – это тот, кто уверовал в Христа от царского дома. Единственное, что все исследователи не ставят под сомнение, это то, что Иисус действительно призвал еще 70 своих учеников. Кстати, число 70 имеет глубокое религиозное значение. В книге Бытия, например, говорится о 70 народах, живущих на земле, вышедших «из чресл» детей Ноя. Моисей собрал «70 мужей из старейшин Израилевых». Только многие историки утверждают, что служение этих 70 апостолов было временно и кратко, скорей всего определялось лишь галилейским служением Христу, и заключалось, возможно, в подготовке пути Христа на Страсти.
Тем не менее, 4 января Церковь почитает Собор 70 апостолов, куда вписаны Иаков Праведный, брат Иисуса, евангелисты Марк и Лука, Клеопа с братом Иосифом Обручником и сыном Симеоном и многие другие, поскольку в их служении увидели продолжение дела Христа.
Евангелист Марк, например, согласно церковному преданию, был секретарем Петра, евангелист Лука (которому приписывается не только Евангелие, но и «Деяния апостолов») – секретарем Павла. Евангелиста Матфея отождествляют с бывшим мытарем Левием Матвеем, евангелиста Иоанна (которому приписывается также «Апокалипсис») – с «любимым учеником Христа» Иоанном сыном Зеведеевым, братом Иакова, тоже апостола. Апостолы Петр, Иаков, Иуда и Иоанн, кроме того, считаются авторами новозаветных соборных посланий.
Церковь также причисляет к апостолам (считает равноапостольными) и Марию Магдалину, и императора Константина I Великого, и просветительницу Грузии Нину, и Великого князя Владимира и свт. Николая (Касаткина), архиепископа Японского. Только одного человека, пусть и не избранного Христом при жизни, Церковь считает первоверховным апостолом, наряду с Петром.
13-й апостол
Тринадцатого – язычника Савла, римского гражданина из киликийского г. Тарса (Малая Азия) – призвал Иисус уже после своей смерти.
Савл жил в Иерусалиме и готовился занять должность раввина (иудейского священника), потому был ревностным гонителем христиан. Ему даже была дана власть на преследование даже за пределами Палестины. Как, по какой причине, но Господь все же усмотрел в нем «сосуд избранный Себе». Однажды, когда Савл с попутчиками шел в Дамаск, на ночной дороге его внезапно ослепил ярчайший свет. Пал тогда на землю он от страха, а из света раздался голос: «Савл, почему ты гонишь Меня?» В ужасе иудей вскричал: «Кто Ты?» Голос ответил: «Я – Иисус». И тогда, в рыданиях, Савл искренне уверовал в Христа. Кстати, его спутники слышали лишь голос, а вот света так и не увидели. Они же и привели ослепшего Савла в Дамаск, где он и был крещен. Причем, в момент погружения в воду случилось чудо: Савл прозрел, после чего сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения.
Сбежав в Иерусалим от ярости иудеев, возмущенных его вероотступничеством, он нашел апостолов и вместе с Варнавой прошел с проповедями по всему Кипру. Когда же он обратил в веру проконсула Сергия Павла, его все стали называть Павлом. За свою жизнь Павел совершил три путешествия по миру, везде, где мог, устраивал христианские церкви, проповедовал и писал послания (к Галатам, Коринфянам Филиппийцам и др., всего 14). Только некий ювелир Димитрий поднял против Павла народ, из-за этого мятежа его в 59 г. арестовали римские власти и посадили в темницу, после чего, по желанию Павла(!), отправили в Рим на суд кесаря. Только летом 62 г. из-за кораблекрушения у о. Мальты апостол достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
Дальнейшая судьба Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что в Риме по велению императора Нерона он был предан мученической смерти в 64 г. Как римский гражданин он был избавлен от львиных челюстей и усечен мечом. Есть также предание, что Павел проповедовал при дворе Нерона и обратил в веру его любимую наложницу. А еще в одной легенде говорится, что Павел предстал перед сенатом и императором и так убедительно доказал свою правоту, что был освобожден, после чего ушел на Восток. Кстати, проповедовать Павлу было сложнее, чем другим апостолам, поскольку не все поверили в его чудесное призвание к апостольству. Однако он справился по полной программе и стал одним из самых почитаемых апостолов.
Особые приметы апостолов
Уверовавшие в Христа люди любили своих учителей и всегда старались запечатлеть их образы. Если в III-IV вв. они все представали юными и безбородыми, то со временем их образ стал меняться. Апостолы взрослели, и у них стали появляться бороды и ярко выраженные портретные черты. У Петра – волосы и борода были короткими и седыми, у Павла – высокий лоб и длинная темная борода, у Андрея – седые взъерошенные волосы и короткая бородка. Вот только одевали апостолов одинаково: белые туники, украшенные литерами I, Z, N, H, Г, а на ногах – сандалии. Поскольку учителя могли ходить и босиком, их изображали и босыми. Древние художники могли «одеть» народных любимцев и в синие хитоны, желтые или вишневые гиматии (типа плаща).
С VI в. у апостолов появились нимбы, как например, в мозаике купола Арианского баптистерия в г. Равенне. В Средневековье Филипп и Фома по-прежнему оставались молодыми людьми (мозаики в монастыре вмц. Екатерины на Синае), а вот Иоанна Богослова на иконах уже представляли старцем.
В руках апостолы обычно держали свитки (образ учения Христа), кресты, как орудие победы, венки – символ победы. Отличительным атрибутом Петра с IV в. стали ключи (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Иногда апостолов изображали с предметами из евангельских чудес, например, с корзиной хлеба и рыбой.
Примечательно, но до 692 г. распространены были образы апостолов в виде… ягнят перед вратами Вифлеема и Иерусалима (агнецы Божии). Однако Трулльский собор запретил столь символичное, но уничижительное изображение.
После этого распространенным стало изображение апостолов с Христом или Богоматерью с Младенцем, так называемая композиция Traditio Legis (Даяние закона), символ учения Церкви. В центре – Спаситель с поднятой правой рукой и развернутым свитком в левой, слева – Павел, справа – Петр (например, мозаика ц. Санта-Констанца в Риме). Или же Иисус на престоле передает свиток Павлу, или вручает ключи Петру (росписи ц. Санта-Констанца в Риме). В кон. VI в. изображения апостолов можно было найти в медальонах алтарей, на арках алтарных сводов. Но после того, как были определены особые указания, собранные живописцем и иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом в начале XVIII в., они строго соблюдаются церковными и светскими художниками.
Так, Петра предписывалось изображать «старцем с круглою бородою», Павла – «плешивым, с проседью в закрученной бороде», Андрея – «старцем курчавым с раздвоенною бородою», Иоанна – «старцем плешивым с длинною бородою».
Так что узнать апостола на иконе – не сложно. И интерес к апостольскому культу не ослабевает. Особенно у археологов.
Они давно уже исследуют подземелья Ватикана. Под собором Св. Петра обнаружили, что в I-II вв. там было кладбище, и только одна из могил пользовалась особым почитанием. Это дало повод папе Павлу VI еще в 1968 г. провозгласить, что дескать могила Петра найдена. Во всяком случае, эта находка косвенно подтвердила древнее предание о захоронении Петра в Риме. Однако летом 2009 г. уже папа Бенедикт XVI объявил о новом артефакте – могиле ап. Павла и древнейших фресок с изображениями апостолов в катакомбах Святой Фёклы в Риме. Поскольку их невозможно было разглядеть из-за многовекового известкового налета, Ватикан выделил 60 тыс. евро на очистку лазером.
«Портреты» апостолов Павла, Андрея, Иоанна Богослова и апостола Петра смогли увидеть только через год. Изображения эти, конечно, не прижизненные, приблизительно, IV-V вв., когда христианство уже было государственной религией. И вот теперь новая находка. Согласно древней легенде, именно в Мамертинской темнице Петр и Павел томились в заключении перед казнью. Теперь по-новому будет подсчитан «возраст» церкви Сан-Пьетро-ин-Карчере (т. е., «Святой Петр в тюрьме») и доказана истинность древних легенд.
Тем не менее, открытия в Риме многие исследователи и скептики рассматривают не столько свидетельством жизни и смерти апостолов, сколько попыткой «притянуть» предания и находки к политике. Но все-таки… Может, есть в этом некое предзнаменование и элемент чуда? Ведь 29 июня христиане отмечали праздник – День апостолов Петра и Павла.Автор: С.Тарасова
Опубликовано 20 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1000
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: