Самые необычные адописные иконы (черные иконы в церкви)
В христианской традиции существует довольно много икон, популярных у верующих и легко узнаваемых благодаря строгому соответствию канонам. Но встречаются иконы настолько необычного вида, что в своё время их запрещали или принуждали перерисовывать. А если верить очевидцам, некоторые образа были написаны и вовсе по адскому наущению!..
По заветам Василия Блаженного
Первое упоминание о так называемых адописных иконах связано с именем московского юродивого Василия Блаженного, в честь которого назван один из красивейших православных храмов России.
В XVI веке у москвичей особой популярностью пользовалась икона Богоматери, расположенная на Варварских воротах. К чудотворному образу ежедневно выстраивались целые очереди, и однажды в толпе оказался Василий Блаженный. Подойдя к иконе, он вдруг поднял с земли камень и бросил прямо в образ. Окружающие, конечно же, возмутились таким поступком. От расправы божьего человека спасло то, что на разбитой иконе стал заметен второй слой краски. К ужасу собравшихся, под ликом Богородицы обнаружилось изображение чертей и самого дьявола, написанных чёрным по красному фону.
В середине XIX века охота на «адописные иконы» в России стала массовой. Вот что рассказывала об этом газета «Московские ведомости»: «В селе Стецовке Херсонской губернии местное духовенство потребовало, чтобы все имеющиеся фольговые иконы удостоверились в «годности» с помощью поднятия картона. Местные жители уверяют, будто бы нашли около пяти дьявольских изображений».
Во многих губерниях происходили настоящие погромы: в дома врывались вооружённые люди, иконы выносили на улицу, тщательно осматривали. Любое повреждение могло привести к признанию образа «нечистым» и немедленному его сжиганию. Хозяева часто старались заранее избавиться от подозрительных образов, чтобы избежать обвинений в сатанизме. Тем не менее упоминания об обнаружении то там, то здесь замаскированных изображений нечистой силы попадали в прессу часто.
А автор кто?
Откуда же брались эти странные образа «с двойным дном»? Этнографы XIX века отвечали на этот вопрос так: «Некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Народная молва уточняла: «чёрные иконы» создаёт сам нечистый, но руками иконописца, не выдержавшего искушения и впавшего в грех. А вот грех, то есть мотив поступка, мог быть разным.
Например, корысть. Писатель Николай Лесков в повести «Запечатлённый ангел» упоминает о деятельности банды мошенников: один продавал икону с «подкладкой», второй открывал покупателю глаза на её «брак» и тут же намекал: «Закажи у меня». Лесков, очевидно, принимал ситуацию близко к сердцу, так как написал о происках нечистоплотных иконоторгов-цев целую статью для журнала «Русский мир».
Другим-грехом могла быть ересь. Часто обвинения в создании «адописных икон» звучали в адрес староверов, которые якобы пытались таким образом дискредитировать образа более позднего письма. Обвинялись во вредительстве и колдуны, куда же без них.
А ещё во все времена в обществе встречались любители запретных шуток. Максим Горький в юности одно время работал в иконописной мастерской и получил там прозвище Дьяволёнок за то, что постоянно подговаривал старших коллег пририсовать святому рога или ещё как-то поглумиться. На прощание один из мастеров даже написал специально для него «дьявола румяного с рожками». Горький с удовольствием забрал эту иконку и хранил долгие годы, даже демонстрировал её мемуаристу Илье Сургучеву, благодаря которому и стал известен этот эпизод из жизни пролетарского писателя. Вполне возможно, что были и другие шутники, которые в своём озорстве заходили дальше и прятали-таки в иконе дьявольские атрибуты. Но, конечно, никому об этом не рассказывали.
Однако при всем многообразии свидетельских показаний существование «адописных икон» всё ещё остаётся под вопросом. Дело в том, что ни одного такого изображения в руки учёных так и не попало. То ли «зачистки» в своё время провели тщательно, то ли подобные экземпляры изначально были единичными. Не исключено, что малограмотных людей вводили в заблуждение сюжеты, посвящённые искушениям святых или Страшному суду, на которых непременно изображались обитатели ада. В таком случае «адописные иконы» — не более чем легенда.
Песьеглавец Христофор и другие
Некоторые иконы долгое время считались вполне каноническими и пользовались любовью народа, а потом оказывались в числе нежелательных, так как менялись сами каноны. Так, после раскола в опалу попали все изображения Бога-Отца. Решение Стоглавого собора 1551 года объясняет это просто: нельзя изобразить то, что невозможно увидеть.
Другие иконы просто будоражили воображение зрителей чересчур смелой трактовкой сюжета. Одним из ярких примеров является «Троица смесоипостасная». На ней Святая Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух — изображена в виде человека с головой и тремя одинаковыми, перетекающими одно в другое лицами (чтобы было понятно — на троих нарисовано три носа и рта, но всего четыре глаза). Нет ничего странного в том, что в XVIII веке специальным указом Священного Синода этот «сюр» запретили. Удивительно, что до того эти образа были широко распространены.
Говоря о необычных и редкосюжетных иконах, нельзя не упомянуть святого мученика Христофора, который изображался с пёсьей головой. Существует несколько предположений о причинах его необычного внешнего вида. По одной версии, собачья голова должна была символизировать его непримиримость в борьбе с язычниками. По другой — она напоминает об отвратительном характере будущего святого до крещения. Ещё один вариант: Христофор сам попросил Бога заменить свою миловидную внешность на нечто неприглядное, чтобы женщины перестали отвлекать его от благочестивых мыслей. И наконец: святой был родом из страны кинокефалов, которую описал путешественник Марко Поло. По его свидетельству, в Центральной Азии проживало племя, в котором мужчины надрезали себе рты по углам и подтачивали зубы, что и придавало им сходство с собаками.
В России изображения святого с пёсьей головой были официально запрещены в 1722 году — как «противные естеству, истории и самой истине». С этого момента их либо уничтожали, либо переписывали, если речь шла, например, о большой фреске: рисовали человеческую голову поверх собачьей. Тем не менее образы Песьеглавца сохранились до наших дней, в основном у староверов. Также раритет можно увидеть в Макарьевском храме в Нижегородской области. А фреска в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске и вовсе уникальна — на ней святой Христофор изображён не с собачьей, а с лошадиной головой.
А вот икона «Троеручица» гонениям не подвергалась, хотя тоже имеет далёкий от естества лишний элемент (какой — понятно из названия). У его возникновения есть своя история. Однажды Иоанн Дамаскин из-за несправедливого обвинения лишился кисти правой руки — её отсекли по приказу правителя. Он стал молиться Богоматери об исцелении и был услышан: рука приросла на место. В память об этом чуде он приказал изготовить руку из благородного металла и прикрепить к иконе. В более поздних списках третью руку стали рисовать уже не металлической, а вполне живой частью тела, что вызывало вопросы у несведущих людей.
Этническая иконопись
Напоследок хочется упомянуть о целом направлении в западной иконописи, возникшем благодаря колониальной политике европейских стран. Христианские миссионеры ехали в самые дальние уголки мира, чтобы обращать в свою веру племена и народы, у которых не только образ мыслей, но и внешний вид значительно отличались от стандартов белых людей. Там, где они преуспевали, у новообращённых христиан рано или поздно возникало закономерное желание видеть своего бога и святых похожими на себя. Так появились азиатские, австралийские, индейские, африканские иконы, на которых Иисус и Богородица имеют ярко выраженные этнические черты. Из-за политики мультикультурализма эти непривычные для наших глаз изображения проникают в европейские страны. Так, художница Лорна Мэй написала для Сент-Олбанского собора в графстве Хартвордшир картину на тему «Тайной вечери», на которой главное действующее лицо — Иисус Христос — явно относится к негроидной расе. Это было сделано в знак поддержки движения против насилия в отношении чернокожих — Black Lives Matter.Автор: С.Ёлкина
По заветам Василия Блаженного
Первое упоминание о так называемых адописных иконах связано с именем московского юродивого Василия Блаженного, в честь которого назван один из красивейших православных храмов России.
В XVI веке у москвичей особой популярностью пользовалась икона Богоматери, расположенная на Варварских воротах. К чудотворному образу ежедневно выстраивались целые очереди, и однажды в толпе оказался Василий Блаженный. Подойдя к иконе, он вдруг поднял с земли камень и бросил прямо в образ. Окружающие, конечно же, возмутились таким поступком. От расправы божьего человека спасло то, что на разбитой иконе стал заметен второй слой краски. К ужасу собравшихся, под ликом Богородицы обнаружилось изображение чертей и самого дьявола, написанных чёрным по красному фону.
В середине XIX века охота на «адописные иконы» в России стала массовой. Вот что рассказывала об этом газета «Московские ведомости»: «В селе Стецовке Херсонской губернии местное духовенство потребовало, чтобы все имеющиеся фольговые иконы удостоверились в «годности» с помощью поднятия картона. Местные жители уверяют, будто бы нашли около пяти дьявольских изображений».
Во многих губерниях происходили настоящие погромы: в дома врывались вооружённые люди, иконы выносили на улицу, тщательно осматривали. Любое повреждение могло привести к признанию образа «нечистым» и немедленному его сжиганию. Хозяева часто старались заранее избавиться от подозрительных образов, чтобы избежать обвинений в сатанизме. Тем не менее упоминания об обнаружении то там, то здесь замаскированных изображений нечистой силы попадали в прессу часто.
А автор кто?
Откуда же брались эти странные образа «с двойным дном»? Этнографы XIX века отвечали на этот вопрос так: «Некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Народная молва уточняла: «чёрные иконы» создаёт сам нечистый, но руками иконописца, не выдержавшего искушения и впавшего в грех. А вот грех, то есть мотив поступка, мог быть разным.
Например, корысть. Писатель Николай Лесков в повести «Запечатлённый ангел» упоминает о деятельности банды мошенников: один продавал икону с «подкладкой», второй открывал покупателю глаза на её «брак» и тут же намекал: «Закажи у меня». Лесков, очевидно, принимал ситуацию близко к сердцу, так как написал о происках нечистоплотных иконоторгов-цев целую статью для журнала «Русский мир».
Другим-грехом могла быть ересь. Часто обвинения в создании «адописных икон» звучали в адрес староверов, которые якобы пытались таким образом дискредитировать образа более позднего письма. Обвинялись во вредительстве и колдуны, куда же без них.
А ещё во все времена в обществе встречались любители запретных шуток. Максим Горький в юности одно время работал в иконописной мастерской и получил там прозвище Дьяволёнок за то, что постоянно подговаривал старших коллег пририсовать святому рога или ещё как-то поглумиться. На прощание один из мастеров даже написал специально для него «дьявола румяного с рожками». Горький с удовольствием забрал эту иконку и хранил долгие годы, даже демонстрировал её мемуаристу Илье Сургучеву, благодаря которому и стал известен этот эпизод из жизни пролетарского писателя. Вполне возможно, что были и другие шутники, которые в своём озорстве заходили дальше и прятали-таки в иконе дьявольские атрибуты. Но, конечно, никому об этом не рассказывали.
Однако при всем многообразии свидетельских показаний существование «адописных икон» всё ещё остаётся под вопросом. Дело в том, что ни одного такого изображения в руки учёных так и не попало. То ли «зачистки» в своё время провели тщательно, то ли подобные экземпляры изначально были единичными. Не исключено, что малограмотных людей вводили в заблуждение сюжеты, посвящённые искушениям святых или Страшному суду, на которых непременно изображались обитатели ада. В таком случае «адописные иконы» — не более чем легенда.
Песьеглавец Христофор и другие
Некоторые иконы долгое время считались вполне каноническими и пользовались любовью народа, а потом оказывались в числе нежелательных, так как менялись сами каноны. Так, после раскола в опалу попали все изображения Бога-Отца. Решение Стоглавого собора 1551 года объясняет это просто: нельзя изобразить то, что невозможно увидеть.
Другие иконы просто будоражили воображение зрителей чересчур смелой трактовкой сюжета. Одним из ярких примеров является «Троица смесоипостасная». На ней Святая Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух — изображена в виде человека с головой и тремя одинаковыми, перетекающими одно в другое лицами (чтобы было понятно — на троих нарисовано три носа и рта, но всего четыре глаза). Нет ничего странного в том, что в XVIII веке специальным указом Священного Синода этот «сюр» запретили. Удивительно, что до того эти образа были широко распространены.
Говоря о необычных и редкосюжетных иконах, нельзя не упомянуть святого мученика Христофора, который изображался с пёсьей головой. Существует несколько предположений о причинах его необычного внешнего вида. По одной версии, собачья голова должна была символизировать его непримиримость в борьбе с язычниками. По другой — она напоминает об отвратительном характере будущего святого до крещения. Ещё один вариант: Христофор сам попросил Бога заменить свою миловидную внешность на нечто неприглядное, чтобы женщины перестали отвлекать его от благочестивых мыслей. И наконец: святой был родом из страны кинокефалов, которую описал путешественник Марко Поло. По его свидетельству, в Центральной Азии проживало племя, в котором мужчины надрезали себе рты по углам и подтачивали зубы, что и придавало им сходство с собаками.
В России изображения святого с пёсьей головой были официально запрещены в 1722 году — как «противные естеству, истории и самой истине». С этого момента их либо уничтожали, либо переписывали, если речь шла, например, о большой фреске: рисовали человеческую голову поверх собачьей. Тем не менее образы Песьеглавца сохранились до наших дней, в основном у староверов. Также раритет можно увидеть в Макарьевском храме в Нижегородской области. А фреска в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске и вовсе уникальна — на ней святой Христофор изображён не с собачьей, а с лошадиной головой.
А вот икона «Троеручица» гонениям не подвергалась, хотя тоже имеет далёкий от естества лишний элемент (какой — понятно из названия). У его возникновения есть своя история. Однажды Иоанн Дамаскин из-за несправедливого обвинения лишился кисти правой руки — её отсекли по приказу правителя. Он стал молиться Богоматери об исцелении и был услышан: рука приросла на место. В память об этом чуде он приказал изготовить руку из благородного металла и прикрепить к иконе. В более поздних списках третью руку стали рисовать уже не металлической, а вполне живой частью тела, что вызывало вопросы у несведущих людей.
Этническая иконопись
Напоследок хочется упомянуть о целом направлении в западной иконописи, возникшем благодаря колониальной политике европейских стран. Христианские миссионеры ехали в самые дальние уголки мира, чтобы обращать в свою веру племена и народы, у которых не только образ мыслей, но и внешний вид значительно отличались от стандартов белых людей. Там, где они преуспевали, у новообращённых христиан рано или поздно возникало закономерное желание видеть своего бога и святых похожими на себя. Так появились азиатские, австралийские, индейские, африканские иконы, на которых Иисус и Богородица имеют ярко выраженные этнические черты. Из-за политики мультикультурализма эти непривычные для наших глаз изображения проникают в европейские страны. Так, художница Лорна Мэй написала для Сент-Олбанского собора в графстве Хартвордшир картину на тему «Тайной вечери», на которой главное действующее лицо — Иисус Христос — явно относится к негроидной расе. Это было сделано в знак поддержки движения против насилия в отношении чернокожих — Black Lives Matter.Автор: С.Ёлкина
Опубликовано 24 февраля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 2088
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: