Что скрывают стигматы?
Не так давно в США и Ирландии вышла книга американского психолога Марио Мартинеса "Человек из осени", в которой ученый на основе многолетних исследований рассказал о собственной теории относительно причин появления стигматов (стигма - по-гречески "укол", "рана") и способов их лечения.
Настороженный Ватикан
Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы. Впервые об этом явлении рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского. За два года до смерти святого, в 1224 г., во время праздника Воздвижения Святого Креста, у него появились раны на местах, где Христос был пригвожден к кресту. Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника.
Есть, правда, версия, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам - к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел "после распятия Христа обрел раны, как и Иисус”. Слова Павла можно истолковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства. Затем около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно.
Есть несколько версий, почему стигматы начали появляться только в начале второго тысячелетия. Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI-XII вв. теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 г. на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую "доктрину Воскресения".
Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова - воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия.
Другая теория объясняет распространение стигматов традициями церковного искусства той поры. В моду вошли натуралистические, полные кровавых сцен изображения страстей Христовых, весьма впечатлявшие и возбуждавшие эмоции верующих.
Еще одна гипотеза предполагает, что миряне, особенно женщины, чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в тело и кровь Христову. Эта обида усугублялась общим мнением о коррумпированности церкви. Появление стигматов укрепляло мирян во мнении, что Христос дает верующим непосредственный контакт с его Телом.
Стоит отметить, что Ватикан очень настороженно относится к фактам появления стигматов.
Обычная процедура беатификации требует, чтобы прошло некоторое время - иногда до 100 лет - со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все "за" и "против". Так, французский врач Амбер-Гурбе в XIX в. описал около 300 случаев стигматизма, однако большинство его сообщений признаны сегодня недостоверными. По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет было 406 относительно достоверных случаев стигматизма. При этом большинство носителей стигматов были католиками (68%), остальные - членами различных религиозных сект.
Отдельную группу носителей стигматов составляют те, кто объясняют происхождение своих ран контактом с инопланетянами. Один из наиболее известных сегодняшних стигматиков, итальянец Джорждо Бонджованни, в своих рассказах преподносит слушателям причудливую смесь католицизма с уфологией и объясняет происхождение стигматов на себе встречей с инопланетянами.
И хотя Церковь признает, что стигматы могут иметь чудесную природу, в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии, В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремаль
но низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе. Кроме того, большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны.
Слово ученым
Американский психолог-клиницист Марио Мартинес на протяжении многих лет изучает наиболее интересные случаи стигматизации, пытаясь объяснить их с научных позиций. Пару лет назад Мартинес даже выступил на телеканале журнала "Нэшнл Джиографик" вместе с 53-летней католичкой из Мехико, у которой на теле появились "знаки распятия”. Мексиканка рассказала о своей жизни, духовных исканиях, о глубокой набожности и смирении, о том, при каких обстоятельствах у нее появились стигматы.
Мартинес, в свою очередь, комментировал ее рассказ с точки зрения современных научных представлений. "Это явление, - объяснил психолог, - свидетельствует о редкой способности отдельных индивидуумов идентифицировать себя со Спасителем, испытывающим крестные муки. У таких людей появляется способность находить Христа в себе и полностью отождествлять себя с ним".
По словам Мартинеса, с научной точки зрения стигматизация указывает на наличие глубокой связи между психическими и чисто соматическими процессами в организме человека. И говорит о способности сознания человека прямо влиять на функционирование его тела, вызывая в нем глубокие физические изменения. В настоящее время эта область мало изучена, но интерес к ней у психологов и неврологов всего мира постоянно растет. Ученых привлекает, прежде всего, перспектива нахождения некоего принципа, с помощью которого взаимодействуют человеческий разум и тело.
Многие годы Мартинес стремится разобраться в том, как мысли, эмоции и убеждения действуют на организм человека, в частности, на его иммунную систему. По мнению ученого, разгадав механизм возникновения стигматов, можно будет использовать и обратную связь этого процесса, направив ее на создание положительных изменений и укрепление здоровья. И тогда перед человечеством откроются совершенно фантастические возможности. В недалеком будущем, считает Мартинес, это станет одним из самых перспективных направлений медицинской науки.
Так что, возможно, феномен появления стигматов действительно скоро будет объяснен наукой. Но пока люди верят в чудо.
Настороженный Ватикан
Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы. Впервые об этом явлении рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского. За два года до смерти святого, в 1224 г., во время праздника Воздвижения Святого Креста, у него появились раны на местах, где Христос был пригвожден к кресту. Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника.
Есть, правда, версия, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам - к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел "после распятия Христа обрел раны, как и Иисус”. Слова Павла можно истолковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства. Затем около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно.
Есть несколько версий, почему стигматы начали появляться только в начале второго тысячелетия. Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI-XII вв. теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 г. на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую "доктрину Воскресения".
Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова - воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия.
Другая теория объясняет распространение стигматов традициями церковного искусства той поры. В моду вошли натуралистические, полные кровавых сцен изображения страстей Христовых, весьма впечатлявшие и возбуждавшие эмоции верующих.
Еще одна гипотеза предполагает, что миряне, особенно женщины, чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в тело и кровь Христову. Эта обида усугублялась общим мнением о коррумпированности церкви. Появление стигматов укрепляло мирян во мнении, что Христос дает верующим непосредственный контакт с его Телом.
Стоит отметить, что Ватикан очень настороженно относится к фактам появления стигматов.
Обычная процедура беатификации требует, чтобы прошло некоторое время - иногда до 100 лет - со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все "за" и "против". Так, французский врач Амбер-Гурбе в XIX в. описал около 300 случаев стигматизма, однако большинство его сообщений признаны сегодня недостоверными. По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет было 406 относительно достоверных случаев стигматизма. При этом большинство носителей стигматов были католиками (68%), остальные - членами различных религиозных сект.
Отдельную группу носителей стигматов составляют те, кто объясняют происхождение своих ран контактом с инопланетянами. Один из наиболее известных сегодняшних стигматиков, итальянец Джорждо Бонджованни, в своих рассказах преподносит слушателям причудливую смесь католицизма с уфологией и объясняет происхождение стигматов на себе встречей с инопланетянами.
И хотя Церковь признает, что стигматы могут иметь чудесную природу, в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии, В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремаль
но низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе. Кроме того, большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны.
Слово ученым
Американский психолог-клиницист Марио Мартинес на протяжении многих лет изучает наиболее интересные случаи стигматизации, пытаясь объяснить их с научных позиций. Пару лет назад Мартинес даже выступил на телеканале журнала "Нэшнл Джиографик" вместе с 53-летней католичкой из Мехико, у которой на теле появились "знаки распятия”. Мексиканка рассказала о своей жизни, духовных исканиях, о глубокой набожности и смирении, о том, при каких обстоятельствах у нее появились стигматы.
Мартинес, в свою очередь, комментировал ее рассказ с точки зрения современных научных представлений. "Это явление, - объяснил психолог, - свидетельствует о редкой способности отдельных индивидуумов идентифицировать себя со Спасителем, испытывающим крестные муки. У таких людей появляется способность находить Христа в себе и полностью отождествлять себя с ним".
По словам Мартинеса, с научной точки зрения стигматизация указывает на наличие глубокой связи между психическими и чисто соматическими процессами в организме человека. И говорит о способности сознания человека прямо влиять на функционирование его тела, вызывая в нем глубокие физические изменения. В настоящее время эта область мало изучена, но интерес к ней у психологов и неврологов всего мира постоянно растет. Ученых привлекает, прежде всего, перспектива нахождения некоего принципа, с помощью которого взаимодействуют человеческий разум и тело.
Многие годы Мартинес стремится разобраться в том, как мысли, эмоции и убеждения действуют на организм человека, в частности, на его иммунную систему. По мнению ученого, разгадав механизм возникновения стигматов, можно будет использовать и обратную связь этого процесса, направив ее на создание положительных изменений и укрепление здоровья. И тогда перед человечеством откроются совершенно фантастические возможности. В недалеком будущем, считает Мартинес, это станет одним из самых перспективных направлений медицинской науки.
Так что, возможно, феномен появления стигматов действительно скоро будет объяснен наукой. Но пока люди верят в чудо.
Опубликовано 14 января 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 606
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: