Археологи нашли имя библейского Гедеона: как Библия подтверждает историю
Древняя надпись с библейским именем "Иероваал", которое, согласно Библии, является вторым именем израильского судьи Гедеона (жил в 11 веке до н.э.), была найдена в яме для хранения в Хирбат-эр-Раи, археологической стоянке в центральной части Израиля...
Надпись выполнена чернилами на маленьком глиняном кувшине, объемом примерно один литр. Кувшин мог использоваться для хранения масел или лекарств.
Имя "Иероваал" фигурирует в Книге Судей как альтернативное имя судьи Гедеона бен Йоаша. В библейской традиции он вспоминается как одержавший победу над мадианитянами, которые грабили Израиль в трудные для страны времена. Согласно Библии, Гедеон организовал небольшую армию из 300 солдат и ночью напал на мадианитян близ Мааян-Харода.
Учитывая географическое расстояние между Шефелой и Изреельской долиной, эта надпись может относиться к другому Иероваалу, а не к Гедеону из библейской традиции, хотя нельзя исключать, что кувшин принадлежал судье Гедеону.
Надписи периода Судей чрезвычайно редки и почти не имеют аналогов в израильской археологии. Ведутся серьезные споры о том, отражает ли библейская традиция реальность и соответствует ли она исторической памяти времен Судей и царствования Давида. Имя "Иероваал" встречается в Библии только в период Судей, но теперь оно также было обнаружено в археологическом контексте, в слое, относящемся к этому периоду - 11 век до н.э.
Тот факт, что идентичные имена упоминаются в Библии, а также встречаются в надписях, обнаруженных при археологических раскопках, показывает, что воспоминания сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Аналогичным образом, имя "Ишваал", которое упоминается в Библии только во времена правления царя Давида, было найдено в слоях, датируемых этим периодом, на месте Хирбат Кейяфа. Это в очередной раз показывает историческую значимость библейского текста, по которому можно реконструировать древнюю историю евреев и Леванта (территория Сирии, Ливана, Израиля и Палестины).
Что означает имя Иероваал
Правильный перевод второго имени Гедеона очень важно не только для истории древних евреев, но и для библеистики (науки по изучении библейского текста). Если ориентироваться на Библию, то имя "Иероваал" переводится как "тот, кто победил Ваала", потому что Гедеон в Библии уничтожил жертвенник богу Ваалу, который был одним из главных богов Леванта:
Библеисты указывают, что Библия дает нам ошибочную интерпретацию, которая была удобна для древних израильтян при составлении священной истории их народа.
Этимологически "Иероваал" состоит из двух слов: "иеро" и "ваал". Здесь нет того, о чем контекстуально говорит нам Библия, то есть слов о борьбе с Ваалом. На самом деле это имя, скорее всего, является восхвалением бога Ваала - "Да будет велик Ваал". Отсюда мы можем только гадать, почему в Библии израильский судья имел явно языческое имя. Во-первых, древние израильтяне поклонялись не только своему богу Яхве, но и прочим божествам, поэтому в таком имени евреи не видели ничего зазорного. Во-вторых, ранние израильтяне могли понимать это слово в значении "господь", и имя Иероваал (Да будет велик господь) могло относиться к богу Яхве.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Надпись выполнена чернилами на маленьком глиняном кувшине, объемом примерно один литр. Кувшин мог использоваться для хранения масел или лекарств.
Имя "Иероваал" фигурирует в Книге Судей как альтернативное имя судьи Гедеона бен Йоаша. В библейской традиции он вспоминается как одержавший победу над мадианитянами, которые грабили Израиль в трудные для страны времена. Согласно Библии, Гедеон организовал небольшую армию из 300 солдат и ночью напал на мадианитян близ Мааян-Харода.
Черепица с надписью "Иероваал"
Учитывая географическое расстояние между Шефелой и Изреельской долиной, эта надпись может относиться к другому Иероваалу, а не к Гедеону из библейской традиции, хотя нельзя исключать, что кувшин принадлежал судье Гедеону.
Надписи периода Судей чрезвычайно редки и почти не имеют аналогов в израильской археологии. Ведутся серьезные споры о том, отражает ли библейская традиция реальность и соответствует ли она исторической памяти времен Судей и царствования Давида. Имя "Иероваал" встречается в Библии только в период Судей, но теперь оно также было обнаружено в археологическом контексте, в слое, относящемся к этому периоду - 11 век до н.э.
Тот факт, что идентичные имена упоминаются в Библии, а также встречаются в надписях, обнаруженных при археологических раскопках, показывает, что воспоминания сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Аналогичным образом, имя "Ишваал", которое упоминается в Библии только во времена правления царя Давида, было найдено в слоях, датируемых этим периодом, на месте Хирбат Кейяфа. Это в очередной раз показывает историческую значимость библейского текста, по которому можно реконструировать древнюю историю евреев и Леванта (территория Сирии, Ливана, Израиля и Палестины).
Что означает имя Иероваал
Правильный перевод второго имени Гедеона очень важно не только для истории древних евреев, но и для библеистики (науки по изучении библейского текста). Если ориентироваться на Библию, то имя "Иероваал" переводится как "тот, кто победил Ваала", потому что Гедеон в Библии уничтожил жертвенник богу Ваалу, который был одним из главных богов Леванта:
И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его. (Судьи 6:32)
Библеисты указывают, что Библия дает нам ошибочную интерпретацию, которая была удобна для древних израильтян при составлении священной истории их народа.
Гедеон разрушает алтарь Ваалу
Этимологически "Иероваал" состоит из двух слов: "иеро" и "ваал". Здесь нет того, о чем контекстуально говорит нам Библия, то есть слов о борьбе с Ваалом. На самом деле это имя, скорее всего, является восхвалением бога Ваала - "Да будет велик Ваал". Отсюда мы можем только гадать, почему в Библии израильский судья имел явно языческое имя. Во-первых, древние израильтяне поклонялись не только своему богу Яхве, но и прочим божествам, поэтому в таком имени евреи не видели ничего зазорного. Во-вторых, ранние израильтяне могли понимать это слово в значении "господь", и имя Иероваал (Да будет велик господь) могло относиться к богу Яхве.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 26 июля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 699
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: