Где находится библейский Едем
Установить точно местонахождение райского сада, который, согласно Библии, был первым местом жительства людей - задача не только для истории и библеистики. Зная точно библейскую прародину человечества, можно не только сравнить библейский рассказ с научными данными, но также глубже понять причины зарождения и развития цивилизации и даже процессы, происходящие в обществе сейчас. Наконец, кому из людей не интересно знать, откуда пришел его род?
Существует множество версий о том, где находится Едем (он же Эдем, райский сад), и ни одной подтвержденной. Большинство из них доступны в интернете. Окрестности Тебриза в Иране, Армянское нагорье, дно Персидского залива, Шумер — это далеко не полный перечень версий о местонахождении Эдема. Большинство из них опирается на тот факт, что в главе 2 книги Бытие упоминаются четыре реки возле Едема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат (в русской транскрипции). Если первые две реки до сих пор не идентифицированы точно, то две последних определены как современные Тигр и Евфрат с очень большой вероятностью.
Однако, все эти версии не учитывают тот факт, что библейское описание, имеющееся в главах 2 и 3 книги Бытие, дает много других характеристик райского сада, кроме древних названий рек, находящихся там. А нельзя ли найти местонахождение райского сада, используя именно эти характеристики?
Для начала просто перечислим их (источник — книга Бытие, главы 1-5, в контексте повествования):
1. Едем - это место, где человек впервые непосредственно общался с Богом (в книге Бытие Бог Элохим — множественное число).
2. В Едеме присутствовал «змей» и именно он является причиной изгнания людей из Едема.
3. После изгнания из Едема люди, знакомые с земледелием и животноводством (книга Бытие 4:2), начали заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом («в поте лица твоего будешь есть хлеб» — Бытие 3:19).
4. Едем - это место, откуда вышел человек (человек, знающий Бога), и начал распространяться по планете Земля.
Есть и другие характеристики Едема, но указанных четырех достаточно для того, чтобы, с учетом современных общедоступных и общепризнанных знаний (2020 год), и с помощью элементарной логики (это метод, как ни странно), идентифицировать местонахождение Едема с точностью до нескольких десятков километров, и указать координаты центра Едема с точностью до нескольких десятков метров. Как это ни странно выглядит для непосвященных людей, но это так. Вот эти координаты: 37°13’23.0″N 38°55’21.0″E .
Это место называется «археологический сайт Гёбекли-Тепе«, провинция Шанлыурфа, Юго-Восточная Анатолия, Турция. Оно было открыто в 1994 году немецким археологом Клаусом Шмидтом (умер в 2014 году).
Вот некоторые факты о нем. Оно содержит 3 слоя, самый древний из которых датируется радиоуглеродным анализом около 12 тысяч лет назад. В начале 8 тысячелетия до нашей эры это место было умышленно засыпано людьми землей в течение нескольких месяцев, и с того времени существовало как холм, который сейчас местные жители (имеются в виду турецкие граждане) называют Гёбекли-Тепе, в переводе «Холм Пуза». При раскопках обнаружены храмовые комплексы с мегалитами высотой до 6 метров и весом до 20 тонн, с рисунками и скульптурами на них, стоящие вертикально, укрепленные в основании специальным раствором на основе природного цемента. План раскопанных комплексов здесь.
В центре каждого комплекса находятся два параллельно стоящих антропоморфных мегалита, все ориентированные примерно одинаково на юг. Эти центральные мегалиты окружены кольцом мегалитов меньшего размера (в комплексе D, наиболее высоком, их ровно 12).
В Гёбекли-Тепе обнаружено множество костей диких животных и птиц, но не обнаружены следы постоянных жилищ. Это место служило для культовых собраний и пиров. Судя по мегалитам, здесь впервые в истории (12 тысяч лет назад) люди начали поклоняться высшим существам и приносить им жертвы (об этом свидетельствуют центральные мегалиты, которые были центром культа и которые были или богами, или посредниками между людьми и богами — в современном понимании). Это был каменный век, время позднего мезолита и раннего неолита, здесь люди не знали ни металла, ни керамики, они были собирателями и охотниками. Тем не менее, эти люди с каменными топорами и луками перемещали мегалиты весом 6-20 тонн из каменоломни на расстояние в несколько сот метров, украшали их скульптурами и рисунками, ставили их вертикально и укрепляли цементом.
В турецкой провинции Шанлыурфа (где находится Гёбекли-Тепе) обнаружены еще 15 неолитических мест для поклонения, но более мелкого масштаба, с более мелкими артефактами и более поздней датировкой. Рядом с Гёбекли-Тепе находятся: — древний Харран, где жил библейский пророк Авраам (расстояние около 50 км); — холм Карачадаг, где произрастает дикая пшеница, которая, согласно исследованиям генетиков, является генетическим предком всех видов культурной пшеницы на Земле (расстояние около 30 км).
Находки в Европе, Малой Азии, Месопотамии и других местах говорят о том, что Гёбекли-Тепе является центром рапространения земледелия и животноводства, начиная с 10 тысячелетия до нашей эры. Кроме того, рядом с Гёбекли-Тепе обнаружены наидавнейшие следы примитивной медной металлургии. Планировка культовых сооружений (круг из мегалитов с ориентированными центральными мегалитами), которые находятся в Гёбекли-Тепе, в упрощенном виде повторяется через многие сотни и тысячи лет в таких археологических памятниках, как: — Набта-Плая, около 7000 лет назад, Египет; — Стоунхендж, около 5000 лет назад, Англия; — открытые дольмены (которые затем модифицировались в закрытые) и кромлехи по всему миру, которых насчитывается десятки тысяч в Евразии и Африке.
На данный момент раскопано не более 5% всей территории археологического памятника. Геомагнитный анализ показал, что под Землей находится еще 16 таких же храмовых комплексов. В 2010 году принято решение о консервации этого археологического сайта с целью сохранения для потомков, так как нынешние несовершенные методы раскопок могут повредить ценнейшие находки в колыбели цивилизации. Гёбекли-Тепе с 2018 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эти факты говорят о том, что мегалитический комплекс Гёбекли-Тепе является самым древним храмом (около 12000 лет назад), самым древним культовым сооружением и местом поклонения. Здесь впервые люди начали общаться с богами. Здесь были изобретены земледелие, металлургия, первобытная мегалитическая архитектура, планировка святилищ, отсюда они начали распространяться в Европу, Азию и по всему миру. Поэтому это место иногда называют «колыбель цивилизации» или «колыбель богов». Более того, проанализировав внимательно рисунки на мегалитах, можно сказать, что Гёбекли-Тепе — это не только первый храм и святилище, но и первая астрономическая обсерватория, первый ресторан, первый общественный роддом, первые ясли, первая школа, первый центр инноваций. И даже первая пивоварня — в каменных углублениях здесь нашли остатки оксалатов, характерных для пива.
Теперь поясним, какое отношение имеет указанное на карте место к библейским характеристикам Едема, опять же по пунктам.
1. Без сомнения, в Гёбекли-Тепе люди общались с богами. Играли ли их роль служители, жрецы, или же они были посредниками между богом и людьми — на данный момент неизвестно, но анализ рисунков и дальнейшие раскопки с большой вероятностью ответят на этот вопрос. Возможен вариант, что первые лидеры-изобретатели были живыми богами, а после их смерти им поклонялись через жрецов как центральным мегалитам. Но в любом случае это место первого поклонения богам, и по этому критерию оно является райским садом — Эдемом.
2. Изображения змей присутствуют на многих мегалитах Гёбекли-Тепе. В самом высоком комплексе D на южной колонне P20 присутствует изображение явного противостояния змеи и быка (бык, зубр — символ мужского божества P31 на центральном мегалите комплекса D).
Самая восточная колонна в кругу D имеет одиночное изображение змея:
Храм был умышленно засыпан 400 (примерно) кубометрами земли с образованием 15-метрового кургана в течение нескольких месяцев около 10 тысяч лет назад. Просуществовав как святилище и культовый центр 2 тысячи лет, комплекс был засыпан и оставлен людьми навсегда. Для ухода людей могли быть как социальные, так и природные причины, но причиной умышленного засыпания храма землей (это организованная работа многих людей в течение нескольких месяцев) могло быть только социальное противостояние.
После оставления первого храма людьми они начинают свое распространение по Евразии и Африке, неся с собой знание земледелия и животноводства, своих богов, свои стили поклонения. Как в окрестностях Гёбекли-Тепе, так и в отдаленных по времени и в пространстве религиях мы находим как культы быка, так и культы змея, с их изображениями.
Немецкий философ Гердер доказывал, что книга Бытие была создана на основе устной традиции, существовавшей задолго до пророка Моисея. Действительно, откуда у Моисея при написании книги Бытие была информация о том, что происходило тысячи лет назад? Еврейская устная традиция берет начало от пророка Авраама, который до переселения в Палестину жил именно в Харране (около 50 километров от Гёбекли-Тепе). Именно здесь он мог услышать наиболее точные предания о трагических событиях в древнейшем храме, которым уже в то время было более 6 тысяч лет. Естественно, что конкретика древних событий менялась от поколения к поколению, от пересказа к пересказу, но ядро сюжета сохранялось тысячелетиями (такое невозможно забыть) — безмятежная жизнь собирателей, первое общение с богами (Элохим — множественное число), пиры и радость в храме; затем противостояние клана змея с кланом быка (змея и верховного бога), конфликт; затем оставление храма навсегда и захоронение его под искусственным курганом; затем распространение людей — земледельцев, животноводов, изобретателей и жрецов — в другие места на планете. Вот это харранское предание и передавали затем евреи от Авраама к Моисею, а тот изложил его (в своей редакции) в книге Бытие.
Тот факт, что в главе 4 книги Бытие Каин (земледелец) убивает Авеля (пастуха овец) подтверждает предание о конфликте клана змеи с кланом быка в древней колыбели цивилизации. Змея могла быть тотемом и богом земледельца, именно земледелец чаще других видел змей в поле, во время посева и жатвы. От змей зависела его жизнь, поэтому, научившись возделывать пшеницу, люди сделали своим тотемом, а затем богом змею. Научившись земледелию, люди клана змеи привязались к своей земле, потеряли зависимость от храма, перестали приносить жертвы в храм и уважать храмовых богов и жрецов. Они перетягивали на свою сторону и других людей, приходивших в первый храм — и это было основой конфликта, первого духовного противостояния, который затем запечатлился во многих религиях (например, в египетских историях о Ра и Апопе, об Осирисе и Сете), в том числе в книге Бытие.
Таким образом, в древнем храме Гёбекли-Тепе, как и в библейском Едеме, присутствовал змей, и именно его конфликт с верховным божеством стал причиной оставления колыбели цивилизации Гёбекли-Тепе навсегда (как и изгнания из Едема).
3. После оставления колыбели цивилизации люди из Гёбекли-Тепе ушли по разным направлениям, неся с собой знания, веру в своих богов и зерна пшеницы.
Именно земледелие и животноводство стали доминирующими занятиями в первых очагах цивилизации в Малой Азии, Европе, Месопотамии, Египте, Китае. Этот факт, который в науке называется «неолитическая революция» с эпицентром в районе Гёбекли-Тепе, совпадает с библейским описанием изгнания из рая. Тот научный факт, что общий предок всей культурной пшеницы на Земле произрастает в районе Гёбекли-Тепе, еще раз подтверждает это.
4. Именно из Гёбекли-Тепе начала распространяться вера в богов, религия, которая стала основой большинства религий мира. Мотивы, присущие изображениям на мегалитах храма, а именно: символ верховного мужского божества — бык (тур, зубр); символ верховного женского божества — луна (центральные мегалиты комплекса D); символ злого божества — змей, перешли во множество религий — египетскую, шумерскую, индоевропейские.
Также из первого храма распространился по планете принцип планировки святилищ и культовых мест — круг из мегалитов с двумя центральными мегалитами в центре (в дальнейшем развитии более двух, с перекладиной наверху). Это не только Стоунхендж, но и множество открытых дольменов и кромлехов в Евразии и Африке, от Ирландии до Кореи.
Еще более значимым является курган над храмом Гёбекли-Тепе, под которым были до 1994 года погребены наши предки и их боги. Тысячелетняя память о кургане над первым храмом породила египетские пирамиды и пирамиды ацтеков, зиккураты Шумера и курганы праиндоевропейцев и их потомков, включая скифов и славян. Курганный стиль захоронения присущ множеству народов в истории, и под курганами умершие духовно воссоединяются с первыми богами и своими пращурами, которые покоятся под Холмом Пуза.
Итак, из Гёбекли-Тепе вышли люди, имеющие веру в богов, и понесли свои веру и знания по всей планете, модифицируя и совершенствуя их. И этот факт полностью совпадает с четвертой характеристикой Едема как места, из которого вышли люди, знающие о Боге.
Четырех совпадений больше чем достаточно, чтобы идентифицировать место, которое сейчас называется Холм Пуза, как библейский Едем. И находится оно между Тигром и Евфратом.
Значение знаний о колыбели цивилизации Гёбекли-Тепе до сих пор время явно недооценивается. В течение многих десятилетий считалось, что в истории человечества сначала возникает сельское хозяйство, оседлый образ жизни (неолитическая революция), и на их основе города, государства, храмы. Холм Пуза убедительно показал, что все наоборот. Сначала возникла религия, поклонение богам, храм, а как следствие этого духовного процесса — земледелие, животноводство (неолитическая революция), металлургия, затем села, города и наконец государства. Раскопки в Гёбекли-Тепе сдвинули не только место зарождения цивилизации, но и время — на 6 тысяч лет назад, поскольку первые шумерские города и храмы датированы около 4 тысячелетия до нашей эры, а первые комплексы Гёбекли-Тепе — около 10 тысячелетия.
Знания о событиях в Гёбекли-Тепе, происходивших 10-12 тысяч лет назад, переворачивают представления не только об истории. Информация о том, откуда пророк Авраам почерпнул свои знания о первом человеке и об изгнании из рая, записанные впоследствии Моисеем, и о том, где находится Едем и что там происходило 12-10 тысяч лет назад, может повергнуть в шок неподготовленного верующего человека. Наука и так во многом противоречит религии, а тут речь о генезисе, о начале. Потеря веры и религии грозит моральным упадком, развитием конфликтов, войн и деградацией. Ведь наука прекрасно дает объяснение и предсказание объективным фактам, но она бессильна перед отсутствием или нарушением моральных и этических норм у людей. Как говорил некий Адам Козлевич, поднимая девятую кружку пива: «Есть бог? Нету? Ну, будем здоровы.» Если над человеком нет высших сил, он делает что хочет — судья берет взятку, полицейские насилуют женщин в участке, профессор из зависти пишет лживую рецензию, ученый за деньги разрабатывает методы пыток, президент обманывает избирателей, журналист лжет за деньги и так далее.
Наука не может точно предсказать поведение и мысли одного человека, не говоря уже о событиях в обществе. Эти объекты слишком сложны даже для современных и будущих суперкомпьютеров, их состояние во многом зависит от вероятностных квантовых событий с эффектом бабочки для сложных систем. Это надо понимать, и все люди, в первую очередь ученые, должны отдавать себе отчет о принципиальной непредсказуемости человека и общества — такой же непреодолимой, как принципиальная непредсказуемость термоядерной плазмы в термоядерном реакторе. Попытки свести поведение всех этих этих сложных систем к упрощенным моделям и выдать их за «научную истину» приводят к ужасным ошибкам. Научное моделирование приносит пользу, но только тогда, когда вместе с моделью (или законом) приводится перечень условий и ситуаций, в которых работает и подтверждена эта модель, а читатель и пользователь обязательно предупреждаются, что при любом изменении условий или ситуации предлагаемая модель (человека, общества, термоядерной плазмы) не будет давать точных предсказаний и не является научной. Если такого предупреждения и осознания нет, то «научная теория» превращается в средство обмана и средство торможения новых исследований, открытий и изобретений.
Безусловно, знание о местонахождении Едема и о событиях в нем не укрепляет существующие религии. Им на смену идет новая вера, которая не противоречит ни квантовой механике, ни теории Большого Взрыва, ни раскопкам в Гёбекли-Тепе, ни понятию об Архитекторе Вселенной. Ее моральные нормы должны воплотиться в новые песни и новые правила поклонения — иначе гибель цивилизации неизбежна. Категорический императив Канта и вера в Хозяина Вселенной, управляющего квантовыми вероятностями, ведущего людей к любви — разве не темы для собраний, стихов и картин.
Автор: А.Харченко
Существует множество версий о том, где находится Едем (он же Эдем, райский сад), и ни одной подтвержденной. Большинство из них доступны в интернете. Окрестности Тебриза в Иране, Армянское нагорье, дно Персидского залива, Шумер — это далеко не полный перечень версий о местонахождении Эдема. Большинство из них опирается на тот факт, что в главе 2 книги Бытие упоминаются четыре реки возле Едема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат (в русской транскрипции). Если первые две реки до сих пор не идентифицированы точно, то две последних определены как современные Тигр и Евфрат с очень большой вероятностью.
Однако, все эти версии не учитывают тот факт, что библейское описание, имеющееся в главах 2 и 3 книги Бытие, дает много других характеристик райского сада, кроме древних названий рек, находящихся там. А нельзя ли найти местонахождение райского сада, используя именно эти характеристики?
Для начала просто перечислим их (источник — книга Бытие, главы 1-5, в контексте повествования):
1. Едем - это место, где человек впервые непосредственно общался с Богом (в книге Бытие Бог Элохим — множественное число).
2. В Едеме присутствовал «змей» и именно он является причиной изгнания людей из Едема.
3. После изгнания из Едема люди, знакомые с земледелием и животноводством (книга Бытие 4:2), начали заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом («в поте лица твоего будешь есть хлеб» — Бытие 3:19).
4. Едем - это место, откуда вышел человек (человек, знающий Бога), и начал распространяться по планете Земля.
Есть и другие характеристики Едема, но указанных четырех достаточно для того, чтобы, с учетом современных общедоступных и общепризнанных знаний (2020 год), и с помощью элементарной логики (это метод, как ни странно), идентифицировать местонахождение Едема с точностью до нескольких десятков километров, и указать координаты центра Едема с точностью до нескольких десятков метров. Как это ни странно выглядит для непосвященных людей, но это так. Вот эти координаты: 37°13’23.0″N 38°55’21.0″E .
Это место называется «археологический сайт Гёбекли-Тепе«, провинция Шанлыурфа, Юго-Восточная Анатолия, Турция. Оно было открыто в 1994 году немецким археологом Клаусом Шмидтом (умер в 2014 году).
Вот некоторые факты о нем. Оно содержит 3 слоя, самый древний из которых датируется радиоуглеродным анализом около 12 тысяч лет назад. В начале 8 тысячелетия до нашей эры это место было умышленно засыпано людьми землей в течение нескольких месяцев, и с того времени существовало как холм, который сейчас местные жители (имеются в виду турецкие граждане) называют Гёбекли-Тепе, в переводе «Холм Пуза». При раскопках обнаружены храмовые комплексы с мегалитами высотой до 6 метров и весом до 20 тонн, с рисунками и скульптурами на них, стоящие вертикально, укрепленные в основании специальным раствором на основе природного цемента. План раскопанных комплексов здесь.
В центре каждого комплекса находятся два параллельно стоящих антропоморфных мегалита, все ориентированные примерно одинаково на юг. Эти центральные мегалиты окружены кольцом мегалитов меньшего размера (в комплексе D, наиболее высоком, их ровно 12).
В Гёбекли-Тепе обнаружено множество костей диких животных и птиц, но не обнаружены следы постоянных жилищ. Это место служило для культовых собраний и пиров. Судя по мегалитам, здесь впервые в истории (12 тысяч лет назад) люди начали поклоняться высшим существам и приносить им жертвы (об этом свидетельствуют центральные мегалиты, которые были центром культа и которые были или богами, или посредниками между людьми и богами — в современном понимании). Это был каменный век, время позднего мезолита и раннего неолита, здесь люди не знали ни металла, ни керамики, они были собирателями и охотниками. Тем не менее, эти люди с каменными топорами и луками перемещали мегалиты весом 6-20 тонн из каменоломни на расстояние в несколько сот метров, украшали их скульптурами и рисунками, ставили их вертикально и укрепляли цементом.
В турецкой провинции Шанлыурфа (где находится Гёбекли-Тепе) обнаружены еще 15 неолитических мест для поклонения, но более мелкого масштаба, с более мелкими артефактами и более поздней датировкой. Рядом с Гёбекли-Тепе находятся: — древний Харран, где жил библейский пророк Авраам (расстояние около 50 км); — холм Карачадаг, где произрастает дикая пшеница, которая, согласно исследованиям генетиков, является генетическим предком всех видов культурной пшеницы на Земле (расстояние около 30 км).
Находки в Европе, Малой Азии, Месопотамии и других местах говорят о том, что Гёбекли-Тепе является центром рапространения земледелия и животноводства, начиная с 10 тысячелетия до нашей эры. Кроме того, рядом с Гёбекли-Тепе обнаружены наидавнейшие следы примитивной медной металлургии. Планировка культовых сооружений (круг из мегалитов с ориентированными центральными мегалитами), которые находятся в Гёбекли-Тепе, в упрощенном виде повторяется через многие сотни и тысячи лет в таких археологических памятниках, как: — Набта-Плая, около 7000 лет назад, Египет; — Стоунхендж, около 5000 лет назад, Англия; — открытые дольмены (которые затем модифицировались в закрытые) и кромлехи по всему миру, которых насчитывается десятки тысяч в Евразии и Африке.
На данный момент раскопано не более 5% всей территории археологического памятника. Геомагнитный анализ показал, что под Землей находится еще 16 таких же храмовых комплексов. В 2010 году принято решение о консервации этого археологического сайта с целью сохранения для потомков, так как нынешние несовершенные методы раскопок могут повредить ценнейшие находки в колыбели цивилизации. Гёбекли-Тепе с 2018 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эти факты говорят о том, что мегалитический комплекс Гёбекли-Тепе является самым древним храмом (около 12000 лет назад), самым древним культовым сооружением и местом поклонения. Здесь впервые люди начали общаться с богами. Здесь были изобретены земледелие, металлургия, первобытная мегалитическая архитектура, планировка святилищ, отсюда они начали распространяться в Европу, Азию и по всему миру. Поэтому это место иногда называют «колыбель цивилизации» или «колыбель богов». Более того, проанализировав внимательно рисунки на мегалитах, можно сказать, что Гёбекли-Тепе — это не только первый храм и святилище, но и первая астрономическая обсерватория, первый ресторан, первый общественный роддом, первые ясли, первая школа, первый центр инноваций. И даже первая пивоварня — в каменных углублениях здесь нашли остатки оксалатов, характерных для пива.
Теперь поясним, какое отношение имеет указанное на карте место к библейским характеристикам Едема, опять же по пунктам.
1. Без сомнения, в Гёбекли-Тепе люди общались с богами. Играли ли их роль служители, жрецы, или же они были посредниками между богом и людьми — на данный момент неизвестно, но анализ рисунков и дальнейшие раскопки с большой вероятностью ответят на этот вопрос. Возможен вариант, что первые лидеры-изобретатели были живыми богами, а после их смерти им поклонялись через жрецов как центральным мегалитам. Но в любом случае это место первого поклонения богам, и по этому критерию оно является райским садом — Эдемом.
Шарль-Жозеф Натуар, «Изгнание Адама и Евы из Рая (1740)»
2. Изображения змей присутствуют на многих мегалитах Гёбекли-Тепе. В самом высоком комплексе D на южной колонне P20 присутствует изображение явного противостояния змеи и быка (бык, зубр — символ мужского божества P31 на центральном мегалите комплекса D).
Раскопки Гёбекли-Тепе
Символ противостояния змея и быка на колонне P20 комплекса D
Самая восточная колонна в кругу D имеет одиночное изображение змея:
Изображение змея на мегалите в Гёбекли-Тепе
Храм был умышленно засыпан 400 (примерно) кубометрами земли с образованием 15-метрового кургана в течение нескольких месяцев около 10 тысяч лет назад. Просуществовав как святилище и культовый центр 2 тысячи лет, комплекс был засыпан и оставлен людьми навсегда. Для ухода людей могли быть как социальные, так и природные причины, но причиной умышленного засыпания храма землей (это организованная работа многих людей в течение нескольких месяцев) могло быть только социальное противостояние.
После оставления первого храма людьми они начинают свое распространение по Евразии и Африке, неся с собой знание земледелия и животноводства, своих богов, свои стили поклонения. Как в окрестностях Гёбекли-Тепе, так и в отдаленных по времени и в пространстве религиях мы находим как культы быка, так и культы змея, с их изображениями.
Немецкий философ Гердер доказывал, что книга Бытие была создана на основе устной традиции, существовавшей задолго до пророка Моисея. Действительно, откуда у Моисея при написании книги Бытие была информация о том, что происходило тысячи лет назад? Еврейская устная традиция берет начало от пророка Авраама, который до переселения в Палестину жил именно в Харране (около 50 километров от Гёбекли-Тепе). Именно здесь он мог услышать наиболее точные предания о трагических событиях в древнейшем храме, которым уже в то время было более 6 тысяч лет. Естественно, что конкретика древних событий менялась от поколения к поколению, от пересказа к пересказу, но ядро сюжета сохранялось тысячелетиями (такое невозможно забыть) — безмятежная жизнь собирателей, первое общение с богами (Элохим — множественное число), пиры и радость в храме; затем противостояние клана змея с кланом быка (змея и верховного бога), конфликт; затем оставление храма навсегда и захоронение его под искусственным курганом; затем распространение людей — земледельцев, животноводов, изобретателей и жрецов — в другие места на планете. Вот это харранское предание и передавали затем евреи от Авраама к Моисею, а тот изложил его (в своей редакции) в книге Бытие.
Тот факт, что в главе 4 книги Бытие Каин (земледелец) убивает Авеля (пастуха овец) подтверждает предание о конфликте клана змеи с кланом быка в древней колыбели цивилизации. Змея могла быть тотемом и богом земледельца, именно земледелец чаще других видел змей в поле, во время посева и жатвы. От змей зависела его жизнь, поэтому, научившись возделывать пшеницу, люди сделали своим тотемом, а затем богом змею. Научившись земледелию, люди клана змеи привязались к своей земле, потеряли зависимость от храма, перестали приносить жертвы в храм и уважать храмовых богов и жрецов. Они перетягивали на свою сторону и других людей, приходивших в первый храм — и это было основой конфликта, первого духовного противостояния, который затем запечатлился во многих религиях (например, в египетских историях о Ра и Апопе, об Осирисе и Сете), в том числе в книге Бытие.
Таким образом, в древнем храме Гёбекли-Тепе, как и в библейском Едеме, присутствовал змей, и именно его конфликт с верховным божеством стал причиной оставления колыбели цивилизации Гёбекли-Тепе навсегда (как и изгнания из Едема).
3. После оставления колыбели цивилизации люди из Гёбекли-Тепе ушли по разным направлениям, неся с собой знания, веру в своих богов и зерна пшеницы.
«Камень стервятника» в Гёбекли-Тепе
Именно земледелие и животноводство стали доминирующими занятиями в первых очагах цивилизации в Малой Азии, Европе, Месопотамии, Египте, Китае. Этот факт, который в науке называется «неолитическая революция» с эпицентром в районе Гёбекли-Тепе, совпадает с библейским описанием изгнания из рая. Тот научный факт, что общий предок всей культурной пшеницы на Земле произрастает в районе Гёбекли-Тепе, еще раз подтверждает это.
Карта распространения земледелия и животноводства с 9500 года до нашей эры
4. Именно из Гёбекли-Тепе начала распространяться вера в богов, религия, которая стала основой большинства религий мира. Мотивы, присущие изображениям на мегалитах храма, а именно: символ верховного мужского божества — бык (тур, зубр); символ верховного женского божества — луна (центральные мегалиты комплекса D); символ злого божества — змей, перешли во множество религий — египетскую, шумерскую, индоевропейские.
Изображение быка, лисы и аиста на мегалите в Гёбекли-Тепе
Также из первого храма распространился по планете принцип планировки святилищ и культовых мест — круг из мегалитов с двумя центральными мегалитами в центре (в дальнейшем развитии более двух, с перекладиной наверху). Это не только Стоунхендж, но и множество открытых дольменов и кромлехов в Евразии и Африке, от Ирландии до Кореи.
Еще более значимым является курган над храмом Гёбекли-Тепе, под которым были до 1994 года погребены наши предки и их боги. Тысячелетняя память о кургане над первым храмом породила египетские пирамиды и пирамиды ацтеков, зиккураты Шумера и курганы праиндоевропейцев и их потомков, включая скифов и славян. Курганный стиль захоронения присущ множеству народов в истории, и под курганами умершие духовно воссоединяются с первыми богами и своими пращурами, которые покоятся под Холмом Пуза.
Итак, из Гёбекли-Тепе вышли люди, имеющие веру в богов, и понесли свои веру и знания по всей планете, модифицируя и совершенствуя их. И этот факт полностью совпадает с четвертой характеристикой Едема как места, из которого вышли люди, знающие о Боге.
Карта распространения агрокультуры в мире с 9000 года до нашей эры (неолитическая революция)
* * *
Четырех совпадений больше чем достаточно, чтобы идентифицировать место, которое сейчас называется Холм Пуза, как библейский Едем. И находится оно между Тигром и Евфратом.
* * *
Значение знаний о колыбели цивилизации Гёбекли-Тепе до сих пор время явно недооценивается. В течение многих десятилетий считалось, что в истории человечества сначала возникает сельское хозяйство, оседлый образ жизни (неолитическая революция), и на их основе города, государства, храмы. Холм Пуза убедительно показал, что все наоборот. Сначала возникла религия, поклонение богам, храм, а как следствие этого духовного процесса — земледелие, животноводство (неолитическая революция), металлургия, затем села, города и наконец государства. Раскопки в Гёбекли-Тепе сдвинули не только место зарождения цивилизации, но и время — на 6 тысяч лет назад, поскольку первые шумерские города и храмы датированы около 4 тысячелетия до нашей эры, а первые комплексы Гёбекли-Тепе — около 10 тысячелетия.
Знания о событиях в Гёбекли-Тепе, происходивших 10-12 тысяч лет назад, переворачивают представления не только об истории. Информация о том, откуда пророк Авраам почерпнул свои знания о первом человеке и об изгнании из рая, записанные впоследствии Моисеем, и о том, где находится Едем и что там происходило 12-10 тысяч лет назад, может повергнуть в шок неподготовленного верующего человека. Наука и так во многом противоречит религии, а тут речь о генезисе, о начале. Потеря веры и религии грозит моральным упадком, развитием конфликтов, войн и деградацией. Ведь наука прекрасно дает объяснение и предсказание объективным фактам, но она бессильна перед отсутствием или нарушением моральных и этических норм у людей. Как говорил некий Адам Козлевич, поднимая девятую кружку пива: «Есть бог? Нету? Ну, будем здоровы.» Если над человеком нет высших сил, он делает что хочет — судья берет взятку, полицейские насилуют женщин в участке, профессор из зависти пишет лживую рецензию, ученый за деньги разрабатывает методы пыток, президент обманывает избирателей, журналист лжет за деньги и так далее.
Наука не может точно предсказать поведение и мысли одного человека, не говоря уже о событиях в обществе. Эти объекты слишком сложны даже для современных и будущих суперкомпьютеров, их состояние во многом зависит от вероятностных квантовых событий с эффектом бабочки для сложных систем. Это надо понимать, и все люди, в первую очередь ученые, должны отдавать себе отчет о принципиальной непредсказуемости человека и общества — такой же непреодолимой, как принципиальная непредсказуемость термоядерной плазмы в термоядерном реакторе. Попытки свести поведение всех этих этих сложных систем к упрощенным моделям и выдать их за «научную истину» приводят к ужасным ошибкам. Научное моделирование приносит пользу, но только тогда, когда вместе с моделью (или законом) приводится перечень условий и ситуаций, в которых работает и подтверждена эта модель, а читатель и пользователь обязательно предупреждаются, что при любом изменении условий или ситуации предлагаемая модель (человека, общества, термоядерной плазмы) не будет давать точных предсказаний и не является научной. Если такого предупреждения и осознания нет, то «научная теория» превращается в средство обмана и средство торможения новых исследований, открытий и изобретений.
Безусловно, знание о местонахождении Едема и о событиях в нем не укрепляет существующие религии. Им на смену идет новая вера, которая не противоречит ни квантовой механике, ни теории Большого Взрыва, ни раскопкам в Гёбекли-Тепе, ни понятию об Архитекторе Вселенной. Ее моральные нормы должны воплотиться в новые песни и новые правила поклонения — иначе гибель цивилизации неизбежна. Категорический императив Канта и вера в Хозяина Вселенной, управляющего квантовыми вероятностями, ведущего людей к любви — разве не темы для собраний, стихов и картин.
Автор: А.Харченко
Опубликовано 01 ноября 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 2016
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: