Гаммельнский крысолов
Средневековье, пожалуй, самая богатая на легенды эпоха. Невежество и религиозный фанатизм породили множество историй о вторжении в реальный мир потусторонних и, как правило, враждебных человеку сил.
«Пёстрый флейтист»
К разряду таких историй можно отнести известную легенду о Крысолове из Гаммельна. Город страдал от нашествия грызунов: они уничтожали запасы продовольствия, не боялись ни кошек, ни собак и даже нападали на младенцев в колыбелях.
Магистрат обещал щедрое вознаграждение тому, кто остановит полчища крыс. И такой человек нашёлся. В Гаммельн явился некий «пёстрый флейтист» (или «пёстрый дудочник», перевод может быть разным). Стоило ему начать играть на своём инструменте, как все крысы города сбежались к нему. Флейтист повёл зачарованных грызунов к реке Везер, войдя в которую, они утонули. Однако магистрат не захотел выплатить спасителю города вознаграждение, и музыкант покинул Гаммельн с пустыми руками.
Но вскоре вернулся, чтобы отомстить: теперь его флейта исполнила другую мелодию. Едва заслышав её, все городские дети сбежались к музыканту, а взрослые, словно заколдованные, могли лишь наблюдать, не в силах вмешаться. Флейтист вывел детей из города — и больше никто никогда их не видел. По одной версии легенды, дети были утоплены в реке Везер, подругой — уведены в горы, где погибли. Есть и более поздний вариант легенды со счастливым финалом: дети перебрались через горы и поселились в Трансильвании, на территории современной Румынии.
На первый взгляд, описанные события столь невероятны, что ничем, кроме легенды, быть не могут. Но есть одна-единственная деталь, заставляющая учёных относиться к легенде о Крысолове с пристальным вниманием. Дело в том, что это событие упоминается во многих хрониках того времени, мало того — указываются его конкретная дата (26 июня 1284 года) и точное количество уведённых Крысоловом детей (130). Другие средневековые легенды со схожим сюжетом такой чести не удостаивались. Поэтому многие учёные склоняются к мысли, что легенда о гаммельнском Крысолове — иносказательное описание какого-то реального события.
Крестовый поход
В 1212 году во Франции и Германии возникло необычное религиозное движение: в Крестовый поход ко Гробу Господню отправились дети. Впрочем, современные учёные полагают, что большинство участников похода составляли подростки, юноши и люди из простонародья.
В Германии эту многотысячную толпу возглавил мальчик (или юноша) Николай, чья экзальтированная набожность граничила с помешательством. Так, он утверждал, что взрослые не смогут войти в Иерусалим, потому что слишком грешны, и лишь дети, чистые душой, вступят в священный город, не применяя оружия. Также Николай был уверен — когда дети достигнут берега моря, его воды расступятся.
Путь был нелёгкий: нужно было перейти Альпы и пройти через всю Италию. Когда значительно поредевшая толпа достигла побережья, библейские события не повторились: море не расступилось.
На Святую Землю дети не прибыли, но и домой тоже не вернулись — второй переход через Альпы унёс жизни тех, кто не погиб во время первого.
Некоторые учёные полагают, что гаммельнский Крысолов — какой-то проповедник, увлёкший своими речами детей в Крестовый поход. Однако значительный промежуток между этими двумя событиями (1212 и 1284) заставляет усомниться в правильности этой версии. К тому же Крысолов — образ явно инфернальной (демонической) природы, вряд ли христианский проповедник мог так перевоплотиться в сознании средневековых горожан.
Чума
В XIV веке европейские города опустошала пандемия — чёрной смерти. По подсчётам историков, она унесла жизни около третьей части всего населения Европы. Болезнь была привезена с Востока, а крысы, во множестве обитавшие в трюмах торговых кораблей, были её главными разносчиками.
Именно этот «крысиный след» заставляет некоторых исследователей видеть в Крысолове аллегорический образ «чёрной смерти», уводящей детей в своё царство. Его пёстрое одеяние трактуют как пятна, которые появляются на теле больного чумой. То, что Крысолов играет на флейте, тоже имеет своё истолкование: для Средних веков типично изображение смерти в виде пляшущего скелета, облачённого в лохмотья. Однако эпидемия чумы началась в Германии гораздо позже даты, когда, согласно хронике, Крысолов увёл детей из города.
Хореомания
Хорея — вид греческого танца, а хореомания — одержимость танцем. Средневековые хроники не раз описывали, как толпы людей по непонятной причине начинали неистово танцевать, переходя с места на место, даже из города в город. Люди кричали и размахивали руками, как безумные. Остановиться они не могли и, лишь окончательно обессилев, падали на землю и засыпали. Проснувшись, они вновь возвращались к обычной жизни. Это явление, скорее всего, по своей природе относится к массовым психозам, которые были распространены в Средневековье.
Пик хореомании в Европе приходится на XIV-XV века, но её случаи были зафиксированы и в более раннее время. Поскольку танец и музыка тесно связаны друг с другом, то можно предположить, что Крысолову своей игрой на флейте удалось спровоцировать у гаммельнских детей приступ хореомании. А могло быть и так, что случайно произошедший приступ жители связали с появлением в городе музыканта. Оба варианта кажутся одинаково правдоподобными.
Катастрофа в горах
Эта очень оригинальная теория выдвинута Вальтраут Веллер, современной немецкой исследовательницей. Она предположила, что дети стали жертвой природного катаклизма, например оползня в горах. К такой версии её склонил вариант легенды, по которому дети погибли в горах (как говорят сказания. «гора раскрылась, и дети вошли внутрь»). Возможно, во время массовых гуляний процессия из детей, возглавляемая музыкантом, отправилась в горы, где погибла в каком-то опасном месте.
Исследовательнице удалось отыскать возможное место гибели гаммельнских детей. В 15 км от города находится болотистая местность, называемая в народе Чёртовой Дырой. Путь туда пролегает через горное ущелье, где дети запросто могли погибнуть. Уверенная в своей правоте Вальтраут Веллер хотела даже организовать раскопки в Чёртовой Дыре, полагая, что трупы детей должны были мумифицироваться и прекрасно сохраниться. Но официального разрешения на раскопки так и не было дано.
Самым слабым местом в данной версии является отсутствие мотива, объясняющего, зачем дети отправились в столь неблизкий путь. Сейчас недалеко от Чёртовой Дыры расположен замок Коппенбург, и можно было предположить, что процессия направлялась туда. Однако доподлинно установлено, что в 1284 году замок ещё не был построен. Куда же тогда шли дети?
Проданные дети
Один из вариантов легенды утверждает, что дети были не погублены Крысоловом, а приведены в Трансильванию, где «жили долго и счастливо».
Население городов росло, в то время как существовало много земель, которые стоило заселять. По городам ходили вербовщики, увлекавшие людей обещаниями счастливой жизни в новых землях. Возможно, таким вербовщиком и был Крысолов в пёстрых одеждах.
Конечно, тогда под «детьми» следует понимать не детишек, а молодёжь, которую, как известно, увлечь гораздо проще, чем людей взрослых.
Существует множество самых разных версий того, куда вербовщик увёл гаммельнцев и как сложилась их судьба. Одни учёные уверены, что переселенцы погибли в кораблекрушении, другие полагают, что они всё-таки добрались до места назначения. Последние опираются на тот факт, что в Трансильвании и Саксонии можно отыскать поселения, чьи названия этимологически восходят к слову Гаммельн.
Миграция — событие бытового характера, и поэтому возникает вопрос: как могла на такой заурядной основе возникнуть поэтичная легенда о Крысолове? Интересный ответ предлагает исследовательница из США Шейла Харти. По её мнению, вербовщику Крысолову сто тридцать человек были проданы в рабство — городские сироты, нищие, убогие и прочие люди, за которых некому было заступиться. Такие случаи описаны в хрониках того времени. Гаммельнский хронист просто оказался человеком деликатным и прибегнул к иносказанию.
Легенда и современность
Помимо вышеописанных гипотез, исчезновение детей объяснялось и зверствами серийного убийцы, и вмешательством потусторонних сил, и похищением детей цыганами.
Современные жители Гамельна сумели превратить старинную легенду в прибыльный бизнес, сделав свой город туристическим центром. Экскурсоводы, одетые в пёстрые костюмы Крысолова, пересказывают туристам печальную историю о сгинувших детях, а в местных кафе можно купить забавные булочки в виде мышат.
Одна из улиц города называется Улицей Молчания — на ней до сих пор запрещено исполнять музыку и веселиться, так как, по преданию, именно по ней процессия из детей, возглавляемая Крысоловом, навсегда покинула город.
А что же произошло с ними на самом деле, до сих пор остаётся загадкой.Автор: Э.Галаган
Источник: "Тайны вселенной" №12, 2012 г.
«Пёстрый флейтист»
К разряду таких историй можно отнести известную легенду о Крысолове из Гаммельна. Город страдал от нашествия грызунов: они уничтожали запасы продовольствия, не боялись ни кошек, ни собак и даже нападали на младенцев в колыбелях.
Магистрат обещал щедрое вознаграждение тому, кто остановит полчища крыс. И такой человек нашёлся. В Гаммельн явился некий «пёстрый флейтист» (или «пёстрый дудочник», перевод может быть разным). Стоило ему начать играть на своём инструменте, как все крысы города сбежались к нему. Флейтист повёл зачарованных грызунов к реке Везер, войдя в которую, они утонули. Однако магистрат не захотел выплатить спасителю города вознаграждение, и музыкант покинул Гаммельн с пустыми руками.
Но вскоре вернулся, чтобы отомстить: теперь его флейта исполнила другую мелодию. Едва заслышав её, все городские дети сбежались к музыканту, а взрослые, словно заколдованные, могли лишь наблюдать, не в силах вмешаться. Флейтист вывел детей из города — и больше никто никогда их не видел. По одной версии легенды, дети были утоплены в реке Везер, подругой — уведены в горы, где погибли. Есть и более поздний вариант легенды со счастливым финалом: дети перебрались через горы и поселились в Трансильвании, на территории современной Румынии.
На первый взгляд, описанные события столь невероятны, что ничем, кроме легенды, быть не могут. Но есть одна-единственная деталь, заставляющая учёных относиться к легенде о Крысолове с пристальным вниманием. Дело в том, что это событие упоминается во многих хрониках того времени, мало того — указываются его конкретная дата (26 июня 1284 года) и точное количество уведённых Крысоловом детей (130). Другие средневековые легенды со схожим сюжетом такой чести не удостаивались. Поэтому многие учёные склоняются к мысли, что легенда о гаммельнском Крысолове — иносказательное описание какого-то реального события.
Крестовый поход
В 1212 году во Франции и Германии возникло необычное религиозное движение: в Крестовый поход ко Гробу Господню отправились дети. Впрочем, современные учёные полагают, что большинство участников похода составляли подростки, юноши и люди из простонародья.
В Германии эту многотысячную толпу возглавил мальчик (или юноша) Николай, чья экзальтированная набожность граничила с помешательством. Так, он утверждал, что взрослые не смогут войти в Иерусалим, потому что слишком грешны, и лишь дети, чистые душой, вступят в священный город, не применяя оружия. Также Николай был уверен — когда дети достигнут берега моря, его воды расступятся.
Путь был нелёгкий: нужно было перейти Альпы и пройти через всю Италию. Когда значительно поредевшая толпа достигла побережья, библейские события не повторились: море не расступилось.
На Святую Землю дети не прибыли, но и домой тоже не вернулись — второй переход через Альпы унёс жизни тех, кто не погиб во время первого.
Некоторые учёные полагают, что гаммельнский Крысолов — какой-то проповедник, увлёкший своими речами детей в Крестовый поход. Однако значительный промежуток между этими двумя событиями (1212 и 1284) заставляет усомниться в правильности этой версии. К тому же Крысолов — образ явно инфернальной (демонической) природы, вряд ли христианский проповедник мог так перевоплотиться в сознании средневековых горожан.
Чума
В XIV веке европейские города опустошала пандемия — чёрной смерти. По подсчётам историков, она унесла жизни около третьей части всего населения Европы. Болезнь была привезена с Востока, а крысы, во множестве обитавшие в трюмах торговых кораблей, были её главными разносчиками.
Именно этот «крысиный след» заставляет некоторых исследователей видеть в Крысолове аллегорический образ «чёрной смерти», уводящей детей в своё царство. Его пёстрое одеяние трактуют как пятна, которые появляются на теле больного чумой. То, что Крысолов играет на флейте, тоже имеет своё истолкование: для Средних веков типично изображение смерти в виде пляшущего скелета, облачённого в лохмотья. Однако эпидемия чумы началась в Германии гораздо позже даты, когда, согласно хронике, Крысолов увёл детей из города.
Хореомания
Хорея — вид греческого танца, а хореомания — одержимость танцем. Средневековые хроники не раз описывали, как толпы людей по непонятной причине начинали неистово танцевать, переходя с места на место, даже из города в город. Люди кричали и размахивали руками, как безумные. Остановиться они не могли и, лишь окончательно обессилев, падали на землю и засыпали. Проснувшись, они вновь возвращались к обычной жизни. Это явление, скорее всего, по своей природе относится к массовым психозам, которые были распространены в Средневековье.
Пик хореомании в Европе приходится на XIV-XV века, но её случаи были зафиксированы и в более раннее время. Поскольку танец и музыка тесно связаны друг с другом, то можно предположить, что Крысолову своей игрой на флейте удалось спровоцировать у гаммельнских детей приступ хореомании. А могло быть и так, что случайно произошедший приступ жители связали с появлением в городе музыканта. Оба варианта кажутся одинаково правдоподобными.
Катастрофа в горах
Эта очень оригинальная теория выдвинута Вальтраут Веллер, современной немецкой исследовательницей. Она предположила, что дети стали жертвой природного катаклизма, например оползня в горах. К такой версии её склонил вариант легенды, по которому дети погибли в горах (как говорят сказания. «гора раскрылась, и дети вошли внутрь»). Возможно, во время массовых гуляний процессия из детей, возглавляемая музыкантом, отправилась в горы, где погибла в каком-то опасном месте.
Исследовательнице удалось отыскать возможное место гибели гаммельнских детей. В 15 км от города находится болотистая местность, называемая в народе Чёртовой Дырой. Путь туда пролегает через горное ущелье, где дети запросто могли погибнуть. Уверенная в своей правоте Вальтраут Веллер хотела даже организовать раскопки в Чёртовой Дыре, полагая, что трупы детей должны были мумифицироваться и прекрасно сохраниться. Но официального разрешения на раскопки так и не было дано.
Самым слабым местом в данной версии является отсутствие мотива, объясняющего, зачем дети отправились в столь неблизкий путь. Сейчас недалеко от Чёртовой Дыры расположен замок Коппенбург, и можно было предположить, что процессия направлялась туда. Однако доподлинно установлено, что в 1284 году замок ещё не был построен. Куда же тогда шли дети?
Проданные дети
Один из вариантов легенды утверждает, что дети были не погублены Крысоловом, а приведены в Трансильванию, где «жили долго и счастливо».
Население городов росло, в то время как существовало много земель, которые стоило заселять. По городам ходили вербовщики, увлекавшие людей обещаниями счастливой жизни в новых землях. Возможно, таким вербовщиком и был Крысолов в пёстрых одеждах.
Конечно, тогда под «детьми» следует понимать не детишек, а молодёжь, которую, как известно, увлечь гораздо проще, чем людей взрослых.
Существует множество самых разных версий того, куда вербовщик увёл гаммельнцев и как сложилась их судьба. Одни учёные уверены, что переселенцы погибли в кораблекрушении, другие полагают, что они всё-таки добрались до места назначения. Последние опираются на тот факт, что в Трансильвании и Саксонии можно отыскать поселения, чьи названия этимологически восходят к слову Гаммельн.
Миграция — событие бытового характера, и поэтому возникает вопрос: как могла на такой заурядной основе возникнуть поэтичная легенда о Крысолове? Интересный ответ предлагает исследовательница из США Шейла Харти. По её мнению, вербовщику Крысолову сто тридцать человек были проданы в рабство — городские сироты, нищие, убогие и прочие люди, за которых некому было заступиться. Такие случаи описаны в хрониках того времени. Гаммельнский хронист просто оказался человеком деликатным и прибегнул к иносказанию.
Легенда и современность
Помимо вышеописанных гипотез, исчезновение детей объяснялось и зверствами серийного убийцы, и вмешательством потусторонних сил, и похищением детей цыганами.
Современные жители Гамельна сумели превратить старинную легенду в прибыльный бизнес, сделав свой город туристическим центром. Экскурсоводы, одетые в пёстрые костюмы Крысолова, пересказывают туристам печальную историю о сгинувших детях, а в местных кафе можно купить забавные булочки в виде мышат.
Одна из улиц города называется Улицей Молчания — на ней до сих пор запрещено исполнять музыку и веселиться, так как, по преданию, именно по ней процессия из детей, возглавляемая Крысоловом, навсегда покинула город.
А что же произошло с ними на самом деле, до сих пор остаётся загадкой.Автор: Э.Галаган
Источник: "Тайны вселенной" №12, 2012 г.
Опубликовано 15 октября 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 910
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: