Является ли обрезание заветом между Богом и человеком?
Спустя 15 лет после распятия Христа на всеобщем собрании апостолов в Иерусалиме верные учителю последователи решали один архиважный вопрос: обрезать или не обрезать новорождённым мальчикам крайнюю плоть? Спор вышел яростным. Отголоски этой дискуссии дожили и до наших дней.
Этнографы относят обрезание к одной из инициационных практик у народов древности. Проводилось оно у мальчиков, достигших возмужания, то есть 13 лет. Переходя из детей в разряд мужчин, мальчики подвергались различным модификациям тела - у одних племён их татуировали, как взрослых, другие наносили остающиеся на всю жизнь рубцы, а некоторые народы своим подросткам отсекали крайнюю плоть...
Дикие времена, дикие нравы
Отсечение крайней плоти было широко распространено в странах Ближнего Востока — у финикийцев и сирийцев, но, по словам Геродота, они переняли обычай у египтян. И действительно, если внимательно посмотреть на сохранившиеся поныне египетские фрески, то на некоторых детально запечатлён сам процесс хирургического вмешательства. Египетские юноши стоят перед жрецом, манипулирующим хирургическими инструментами с их детородным органом. Правда, в Египте обрезание проводилось только в знатных семействах и не касалось всего народа. Из Египта оно постепенно распространилось на эдомитян, моавитян, аммонитян. Но у одного народа, который считал себя богоизбранным — иудеев, — оно из простой инициационной практики стало знаком заключения завета с Богом.
Первым такой процедуре подвёргся праотец Авраам, которому операцию провёл Сим — сын Ноя. Аврааму на тот момент было уже почти 100 лет. Не избежали этой участи и все его домочадцы мужского пола, вне зависимости от возраста. Однако поскольку завет распространялся на весь народ, наследующий Аврааму, его потомков стали подвергать обрезанию с самого раннего возраста, когда это безопасно для жизни и здоровья. Считалось, что новорождённые мальчики способны перенести операцию уже на восьмой день от роду. Вероятно, попытки обрезать детей сразу после рождения окончились плачевно.
Операция, скажем прямо, была небезопасной и для восьмидневных младенцев. Проводили её во времена Авраама каменными ножами и в нестерильной обстановке, хотя какие-то кровоостанавливающие и дезинфицирующие приёмы все же применяли: например, обсыпали кровоточащую рану порошком из перегнившей древесины. Проводил процедуру специально обученный человек — моэль, он делал разрез обоюдооострым ножом, отсекая крайнюю плоть по всей окружности, в то время как орущего ребёнка держал на коленях другой мужчина — сандак. Если моэль был, по сути, медиком, то сандак выбирался, как правило, из наиболее уважаемых соплеменников. Согласно иудейским текстам, в качестве сандака выступал даже царь Давид. Сам обряд назывался в иудаизме «бритмила», и только одно поколение иудаистов избежало обрезания на восьмой день — родившиеся во время сорокалетнего странствия по пустыне, но и те из них, кто дошёл-таки до Земли обетованной, подверглись обрезанию, пусть и будучи взрослыми. Тем более что Моисей продлил договор с Богом, и обрезание стало демонстрацией действительности заключения нового завета. Не избежал этой участи и основатель христианства Иисус — новорождённого мальчика обрезали точно по расписанию.
Иерусалимский собор
По поводу взаимодействия с варварским языческим миром и собрался в 49-50 годах нашей эры Иерусалимский собор. По сути, все тогда упиралось в расширение миссионерской деятельности антиохийской и иерусалимской церквей, которые, как оказалось, успешнее работают не в Иудее, а в среде языческих народов Римской империи. Обратить в новую веру своих соплеменников было сложнее, чем крестить соседей. Поскольку апостол Павел упоминал, что «нет ни эллина, ни иудея», то на Соборе сразу же был поднят вопрос а каким образом «несть», какое внешнее отличие должно быть, чтобы язычник перестал выглядеть язычником, и насколько не-иудей по рождению может принять новую веру во всей её полноте?
На Собор из Антиохии прибыли апостолы Павел и Варнава, которые детально описали, какие чудеса довелось им видеть, и привезли доказательства, что Бог отверз дверь веры язычникам. В качестве такого доказательства выступал новообращённый грек Тит. Впрочем, собравшиеся в Иерусалиме апостолы, выслушав собратьев, стали сомневаться, что Тит полностью и правильно понял новую веру. Для этого, указывали они, нужно прежде всего пройти обрезание, ведь и Иисус был обрезан. Иными словами, у Иисуса, как еврея по рождению, завет с Богом был заключён во младенчестве путём обрезания, а крещение в водах Иордана было только подтверждением, что завет существует и учение Иисуса одобрено Его Отцом. Но может ли необрезанный неофит, даже принимая новую веру, воспринять Христа в полной мере? Мнения разделились. Одни участники собора считали, что никак не может, пока над ним не произведут необходимую процедуру. Другие вспомнили слова Иисуса о духовном обрезании, которое заменяет физическое. Иаков, Пётр и Иоанн возражали этим маловерам, что сам Бог дал Павлу благодать и силу обращать язычников, и не стоит от новообращённых требовать того, что было дано евреям при рождении, то есть без деятельного участия их души. Оппоненты соглашались: так-то оно так, но, может, лучше обрезать Тита, чтобы закончить спор? Павел едва не онемел от такого предложения. С трудом ему удалось отстоять крайнюю плоть своего неофита. Собор принял мудрое решение: язычникам обрезание не требуется, поскольку они не евреи, в противном случае пришлось бы при принятии новой веры обрезать всех неофитов, что сразу же бы сократило количество желающих стать христианами. Но поскольку теперь евреи-христиане и христиане из языческой среды будут поддерживать тесные взаимоотношения, нужно, чтобы неофиты отказались от некоторых привычек, травмирующих выходцев из иудейской среды собратьев. Им не следует есть нечистую пищу, употреблять мясо задушенных животных, надо избегать плотской нечистоты — и только тогда они смогут сидеть с братьями по вере за одним столом.
Незаконное чудо
Вопрос с обрезанием язычников был замят и забыт. Однако в число важнейших 12 праздников первые христиане включили и Обрезание Господне. Предание гласило, что младенца Иисуса обрезали на восьмой день и дали Ему имя, а на 40-й торжественно внесли в Иерусалимский храм. Тогда и случилось первое чудо: старец, прикоснувшись к ребёнку, мгновенно прозрел и увидел, что это Мессия, и благословил Иосифа и Марию. А вдовица Анна пала на колени и восхвалила Бога. Праздник 40-го дня назывался Сретением. В отличие от Обрезания, он был уже полностью христианским. Однако Обрезание считалось таким же важным праздником, как и Рождество и Сретение. С IV века оно стало праздноваться повсеместно. В VIII веке на этот праздник сочинили канон. В X веке появились первые изображения, посвящённые празднику. Сначала в Византии, на миниатюре, написанной по заказу императора Василия II, затем и на Западе. Причём чем старше становилось христианство, тем детальнее разрабатывалась иконография Обрезания. А божественный препуций, или крайняя плоть младенца Иисуса, стал христианской реликвией.
Первое упоминание о такой реликвии относится к 800 году, когда византийская императрица Ирина преподнесла реликвию Карлу Великому, а тот передал её в дар папе Льву III. Но в 1527 году папский дворец был разграблен, а препуций украл солдат-мародёр. Однако он скоро оказался в тюрьме Калькаты, а реликвию поместили в местную церковь. Там она хранилась более 400 лет, пока препуцием не соблазнился другой воришка. Впрочем, препуций из Калькаты был не единственным экземпляром сухой сморщенной кожи, считавшимся тем самым препуцием. В Средние века препуциев насчитывалось около 18 штук, особенно их число умножилось в XIV веке, когда святая Бригитта заявила, что явившийся ей ангел положил ей на язык божественный препуций, от чего по всему телу разлилась томная сладость. Разумеется, свои препуции объявились в Антверпене, Шартре, Меце, Сантьяго-де-Компостела и т.п. Последний препуций был найден во Франции в 1900 году. Тут уж пришлось вмешаться папе Льву XIII: препуций был объявлен вне закона, поскольку, как утверждал ещё Фома Аквинский, после Вознесения никакой плоти Христа не могло остаться, в том числе Его препуция. А в 1954 году почитателей препуция предали анафеме.Автор: М.Ромашко
Источник: "Загадки истории" №34, 2020 г.
Этнографы относят обрезание к одной из инициационных практик у народов древности. Проводилось оно у мальчиков, достигших возмужания, то есть 13 лет. Переходя из детей в разряд мужчин, мальчики подвергались различным модификациям тела - у одних племён их татуировали, как взрослых, другие наносили остающиеся на всю жизнь рубцы, а некоторые народы своим подросткам отсекали крайнюю плоть...
Дикие времена, дикие нравы
Отсечение крайней плоти было широко распространено в странах Ближнего Востока — у финикийцев и сирийцев, но, по словам Геродота, они переняли обычай у египтян. И действительно, если внимательно посмотреть на сохранившиеся поныне египетские фрески, то на некоторых детально запечатлён сам процесс хирургического вмешательства. Египетские юноши стоят перед жрецом, манипулирующим хирургическими инструментами с их детородным органом. Правда, в Египте обрезание проводилось только в знатных семействах и не касалось всего народа. Из Египта оно постепенно распространилось на эдомитян, моавитян, аммонитян. Но у одного народа, который считал себя богоизбранным — иудеев, — оно из простой инициационной практики стало знаком заключения завета с Богом.
Первым такой процедуре подвёргся праотец Авраам, которому операцию провёл Сим — сын Ноя. Аврааму на тот момент было уже почти 100 лет. Не избежали этой участи и все его домочадцы мужского пола, вне зависимости от возраста. Однако поскольку завет распространялся на весь народ, наследующий Аврааму, его потомков стали подвергать обрезанию с самого раннего возраста, когда это безопасно для жизни и здоровья. Считалось, что новорождённые мальчики способны перенести операцию уже на восьмой день от роду. Вероятно, попытки обрезать детей сразу после рождения окончились плачевно.
Операция, скажем прямо, была небезопасной и для восьмидневных младенцев. Проводили её во времена Авраама каменными ножами и в нестерильной обстановке, хотя какие-то кровоостанавливающие и дезинфицирующие приёмы все же применяли: например, обсыпали кровоточащую рану порошком из перегнившей древесины. Проводил процедуру специально обученный человек — моэль, он делал разрез обоюдооострым ножом, отсекая крайнюю плоть по всей окружности, в то время как орущего ребёнка держал на коленях другой мужчина — сандак. Если моэль был, по сути, медиком, то сандак выбирался, как правило, из наиболее уважаемых соплеменников. Согласно иудейским текстам, в качестве сандака выступал даже царь Давид. Сам обряд назывался в иудаизме «бритмила», и только одно поколение иудаистов избежало обрезания на восьмой день — родившиеся во время сорокалетнего странствия по пустыне, но и те из них, кто дошёл-таки до Земли обетованной, подверглись обрезанию, пусть и будучи взрослыми. Тем более что Моисей продлил договор с Богом, и обрезание стало демонстрацией действительности заключения нового завета. Не избежал этой участи и основатель христианства Иисус — новорождённого мальчика обрезали точно по расписанию.
Иерусалимский собор
По поводу взаимодействия с варварским языческим миром и собрался в 49-50 годах нашей эры Иерусалимский собор. По сути, все тогда упиралось в расширение миссионерской деятельности антиохийской и иерусалимской церквей, которые, как оказалось, успешнее работают не в Иудее, а в среде языческих народов Римской империи. Обратить в новую веру своих соплеменников было сложнее, чем крестить соседей. Поскольку апостол Павел упоминал, что «нет ни эллина, ни иудея», то на Соборе сразу же был поднят вопрос а каким образом «несть», какое внешнее отличие должно быть, чтобы язычник перестал выглядеть язычником, и насколько не-иудей по рождению может принять новую веру во всей её полноте?
На Собор из Антиохии прибыли апостолы Павел и Варнава, которые детально описали, какие чудеса довелось им видеть, и привезли доказательства, что Бог отверз дверь веры язычникам. В качестве такого доказательства выступал новообращённый грек Тит. Впрочем, собравшиеся в Иерусалиме апостолы, выслушав собратьев, стали сомневаться, что Тит полностью и правильно понял новую веру. Для этого, указывали они, нужно прежде всего пройти обрезание, ведь и Иисус был обрезан. Иными словами, у Иисуса, как еврея по рождению, завет с Богом был заключён во младенчестве путём обрезания, а крещение в водах Иордана было только подтверждением, что завет существует и учение Иисуса одобрено Его Отцом. Но может ли необрезанный неофит, даже принимая новую веру, воспринять Христа в полной мере? Мнения разделились. Одни участники собора считали, что никак не может, пока над ним не произведут необходимую процедуру. Другие вспомнили слова Иисуса о духовном обрезании, которое заменяет физическое. Иаков, Пётр и Иоанн возражали этим маловерам, что сам Бог дал Павлу благодать и силу обращать язычников, и не стоит от новообращённых требовать того, что было дано евреям при рождении, то есть без деятельного участия их души. Оппоненты соглашались: так-то оно так, но, может, лучше обрезать Тита, чтобы закончить спор? Павел едва не онемел от такого предложения. С трудом ему удалось отстоять крайнюю плоть своего неофита. Собор принял мудрое решение: язычникам обрезание не требуется, поскольку они не евреи, в противном случае пришлось бы при принятии новой веры обрезать всех неофитов, что сразу же бы сократило количество желающих стать христианами. Но поскольку теперь евреи-христиане и христиане из языческой среды будут поддерживать тесные взаимоотношения, нужно, чтобы неофиты отказались от некоторых привычек, травмирующих выходцев из иудейской среды собратьев. Им не следует есть нечистую пищу, употреблять мясо задушенных животных, надо избегать плотской нечистоты — и только тогда они смогут сидеть с братьями по вере за одним столом.
Незаконное чудо
Вопрос с обрезанием язычников был замят и забыт. Однако в число важнейших 12 праздников первые христиане включили и Обрезание Господне. Предание гласило, что младенца Иисуса обрезали на восьмой день и дали Ему имя, а на 40-й торжественно внесли в Иерусалимский храм. Тогда и случилось первое чудо: старец, прикоснувшись к ребёнку, мгновенно прозрел и увидел, что это Мессия, и благословил Иосифа и Марию. А вдовица Анна пала на колени и восхвалила Бога. Праздник 40-го дня назывался Сретением. В отличие от Обрезания, он был уже полностью христианским. Однако Обрезание считалось таким же важным праздником, как и Рождество и Сретение. С IV века оно стало праздноваться повсеместно. В VIII веке на этот праздник сочинили канон. В X веке появились первые изображения, посвящённые празднику. Сначала в Византии, на миниатюре, написанной по заказу императора Василия II, затем и на Западе. Причём чем старше становилось христианство, тем детальнее разрабатывалась иконография Обрезания. А божественный препуций, или крайняя плоть младенца Иисуса, стал христианской реликвией.
Первое упоминание о такой реликвии относится к 800 году, когда византийская императрица Ирина преподнесла реликвию Карлу Великому, а тот передал её в дар папе Льву III. Но в 1527 году папский дворец был разграблен, а препуций украл солдат-мародёр. Однако он скоро оказался в тюрьме Калькаты, а реликвию поместили в местную церковь. Там она хранилась более 400 лет, пока препуцием не соблазнился другой воришка. Впрочем, препуций из Калькаты был не единственным экземпляром сухой сморщенной кожи, считавшимся тем самым препуцием. В Средние века препуциев насчитывалось около 18 штук, особенно их число умножилось в XIV веке, когда святая Бригитта заявила, что явившийся ей ангел положил ей на язык божественный препуций, от чего по всему телу разлилась томная сладость. Разумеется, свои препуции объявились в Антверпене, Шартре, Меце, Сантьяго-де-Компостела и т.п. Последний препуций был найден во Франции в 1900 году. Тут уж пришлось вмешаться папе Льву XIII: препуций был объявлен вне закона, поскольку, как утверждал ещё Фома Аквинский, после Вознесения никакой плоти Христа не могло остаться, в том числе Его препуция. А в 1954 году почитателей препуция предали анафеме.Автор: М.Ромашко
Источник: "Загадки истории" №34, 2020 г.
Опубликовано 15 августа 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1069
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: