Ордалия: Божий суд в средние века
Ордалия: Божий суд в средние века
Если было невозможно установить истину, судья прибегал к «Божьему суду». Обвиняемый должен был опустить руку в огонь или достать из кипящего котла камень — и остаться невредимым. Если человек получал ожоги — это считалось признанием вины, так как за невиновного обязательно бы вступились высшие силы.
»Божий суд» чаще называли «ордалией», что происходило от англосаксонского ordal или urteil и значило «суд», «приговор». Ордалии были распространены задолго до появления христианства. Согласно древневавилонским законам Хаммурапи ещё в начале II тысячелетия до нашей эры, судьи прибегали к испытаниям огнём и водой. Выдержавший испытания признавался невиновным, а не выдержавший оказывался виновным и приговаривался к суровому наказанию.

Огонь и вода

В Индии испытания огнём и водой были зафиксированы в законах Ману, где говорилось, что деяния злодеев видят боги, небо, земля, вода, луна, солнце, огонь, ветер и ночь. Судье в трудных делах предписывалось провести обряд очищения, а потом в присутствии брахманов заставить обвиняемых пройти испытание огнём или водой — «взять огонь или погрузиться в воду».
В дохристианской Европе ордалии были распространены у древних германцев и у западных славян — испытуемые должны были взять в руку раскалённое железо или пройти по нему и при этом не получить ожогов. Сила воли помочь не могла, ведь повреждения кожи оценивали не сразу, руку после ордалии бинтовали и снимали бинт только через три дня, чтобы удостовериться, что волдырей на коже нет.
В Англии был распространён свой вариант ордалий — подсудимому завязывали глаза, на землю укладывали девять раскалённых лемехов, и человек должен был пройти через них, не наступив и не споткнувшись. Здесь же был распространён обычай «испытания котлом», в который наливали кипяток и бросали камни или кольца. Испытуемый должен был достать их и не получить ожогов.

Ордалии в Европе

Ордалии могли быть как односторонними, когда испытанию подвергался только обвиняемый, так и двусторонними, к которым прибегали в случае неразрешимых споров. В этом случае через испытание должны были пройти и истец, и ответчик. В первом случае ответчику предстояло пройти через испытания раскалённым железом, кипятком, холодной водой. Испытания кипятком могли быть очень сложными. Если при более простом испытании ответчик окунал руку на глубину кулака, то при тройном испытании кипятком воды в котле было уже по локоть.
Испытание железом тоже могло быть разным по сложности. В одних случаях испытуемому нужно было взять раскалённый кусок железа весом в один фунт (0,45 кг) и пронести его на расстояние девять футов (около трёх метров), в других — вес металла составлял уже три фунта, то есть почти полтора килограмма.
Испытание холодной водой означало, что ответчика погружали в воду — если он тонул, то его считали оправданным, а если оставался на поверхности, то верили, что вода не принимает грешника, а значит, человек виновен.
Для того, чтобы пройти испытание водой, ответчику следовало погрузиться в ледяную воду на глубину не менее 1,5 эля (178,5 сантиметров).
После того, как в Европу пришло христианство, от ордалий не отказались, более того, в некоторых случаях церковь узаконивала проведение испытаний.
Отныне ордалии обставлялись христианскими обрядами: католические священники освещали воду для испытаний, ответчику следовало три дня поститься, а в день испытания причаститься и дать клятву невиновности. Само испытание часто проводили в церквях, и на ордалии могли присутствовать только ответчик и священник.
Для священников в средневековой Англии предусматривалось особое испытание хлебом и сыром. Ответчик должен был прожевать унцию ячменной лепёшки с сыром и при этом не поперхнуться и не подавиться.
Особенно часто прибегали в Англии к «Божьему суду» во время норманнских завоеваний. С 10бб-го по 1135 год было зафиксировано 2413 случаев судебных испытаний. Часто к ордалиям прибегали в случае земельных споров.

Поединок как доказательство

Если испытанию подвергались обе стороны судебного процесса, в этом случае судья чаще назначал поединки, которые получили значительное распространение по всей Европе. В VIII-IX веках к судебным поединками прибегали практически все народы, живущие в империи франков.
С течением времени поединки видоизменялись: богатые люди могли не участвовать сами, а выставлять за себя наёмных бойцов. Выставить за себя родственника или наёмника могли и женщины. В некоторых случаях допускались поединки мужчин и женщин, однако при таком испытании мужчина часто «давал фору» более слабому противнику. Например, в Германии мужчина, дерущийся против женщины в суде, должен был сражаться с ней, стоя по пояс в яме.
В английской книге «Страшного суда» был зафиксирован такой случай: некий ответчик Годрик выставил в суде за себя бойца по имени Ральф против истца Роджера Биго. Впрочем, ему это не сильно помогло. Позже, уже выступая по другому делу истцом, Годрик снова столкнулся с судебным поединком и проиграл схватку.
Сам герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Завоеватель утвердил норму, по которой, если англ обвинит франка в воровстве или в убийстве, то дело следует обязательно решать поединком. Если же франк обвинит англа в том же, то последний может требовать поединка или испытания железом — по желанию.
Известно, что когда сторонник Вильгельма Жоффруа Байнар обвинил графа д’Э в измене королю, оба были присуждены королём к поединку, после чего граф д’Э проиграл, был признан виновным, ослеплён и кастрирован.
Подобный случай судебного поединка известен в Грузии. В XVII веке во время правления царя Ростома на охоте врагами царя был убит его приёмный сын Луарсаба.
Приближённый царя Сиаош Бараташвили обвинил присутствовавшего на охоте армянина Байндура Туманишвили, что выстрел, убивший царевича, был произведён из его ружья.
Обоих вывели на «Божий суд», то есть приговорили к поединку, который состоялся при свидетелях за городской стеной Тифлиса на берегу реки Куры. Несмотря на то, что Туманишвили в первые же минуты поединка был тяжело ранен в бок копьём, наконечник которого обломился и остался в теле, он сумел тяжело ранить соперника в бедро, убить его лошадь и сбить с ног ударом, который пришёлся в переносье шлема.
Добить Бараташвили армянину-ответчику не дали, но проигравшего грузина посадили в зиндан — «за клевету», а его доспехи и оружие отдали победителю.
Прибегали к «Божьему суду» в Грузии и в том случае, если женщину подозревали в измене мужу или в колдовстве. В этом случае её связывали и бросали с моста в Куру. Грузины верили — виновная утонет, а невиновную река выбросит на берег.

И даже женщины

На Руси к «Божьему суду» прибегали только с согласия ответчика и в том случае, если дело касалось серьёзных преступлений: крупного воровства или убийства. Чаще подозреваемому было достаточно дать клятву в том, что он невиновен, и подозрения с него снимались.
После крещения Руси клятву заменили целованием креста.
Первые упоминания о судебных поединках на Руси встречаются у арабских авторов X века. Например, Ибн Даста писал, что если русские недовольны судом князя, то тот приговаривает их к поединку — «к полю». Поединок на Руси мог быть как один на один, так и «стенка на стенку» — в последнем случае стороны выставляли равное количество бойцов.
В XIV-XV веках на Руси можно было выставить вместо себя другого бойца: «…стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец ино против послуха нанять волно наймить, а послуху наймита нет». К поединку могли приговорить и двух женщин. Победитель-истец имел право на полное удовлетворение иска, но в том случае, если он случайно убивал ответчика, он вынужден был довольствоваться только одеждой побеждённого.
Русская православная церковь была категорически против ордалий. Смерть во время поединка называлась убийством, а убивший объявлялся «душегубцем» и отлучался от причастия на 18 лет.
Испытание калёным железом применялось гораздо реже, чем клятва или поединок. Причём на окраинах Руси запрещалось принуждение к поединку или к испытанию железом в том случае, если истец и ответчик были из разных народов. «Русину же не лзе имати Немчича на железо, такоже и Немчичю Русина. Аже возлюбить сам своею волею, то ти его воля. Русину же не лзе позвати Немчича на поле в Смоленьске, ни Немчичю в Ризе и на Готьскомь береге», — так гласил договор Смоленска с Ригою.
Со временем в сложных, неразрешимых случаях чаще стали прибегать к метанию жребия, который тоже определял Бог, а в Средние века ордалии исчезли совсем, уступив место пыткам.Автор: М.Троицкий
Источник: "Загадки истории" №12, 2020 г.
Опубликовано 13 марта 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1692

Ещё по теме...
Добавить комментарий