Новый год - история праздника
Все знают, что в современном европейском календаре именно 31 декабря считается последним днём уходящего года, а 1 января — первым днём года следующего. Однако даже в Европе так было далеко не всегда. Впервые же первым месяцем года январь стал считаться в Древнем Риме, когда был принят юлианский календарь.
Праздновал Рождество? Распять!
Первые христиане тайно отмечали Рождество Христово, причём делали это под видом новогоднего праздника, благо, обе даты почти совпадали. Но поскольку поклонение Христу запрещалось императорскими указами, то ослушников, заподозренных в симпатиях к Спасителю, ждало суровое наказание — распятие на кресте. А вот после легализации христианства, и тем более после падения вечного города Рождество наконец-то стали праздновать открыто. А поскольку христианские богословы решили не менять сложившуюся в течение сотен лет традицию, то в первые века господства христианства в Европе даже датой рождения Иисуса Христа считалось 1 января 1-го года. Лишь гораздо позже было установлено, что на самом деле Спаситель родился 25 декабря, однако опять же из-за устоявшихся традиций дату празднования Нового года решили не менять.
Между прочим, учёные, изучающие происхождение этих и других традиций, обычаев и обрядов считают, что глубинные корни нынешних новогодних и рождественских празднеств лежат в естественных природных циклах планеты Земля. Ведь ещё тысячи лет назад человек уже смог подметить, что именно в конце декабря (по современному, естественно, летоисчислению) перестаёт увеличиваться тёмное время суток, а день, хотя и ненамного, но все же начинает прибывать. Конечно же, это наблюдение дало толчок к появлению у многих народов праздника возрождения природы, приуроченного как раз к концу декабря. И, видимо, совсем не случайно, согласно Новому завету Иисус Христос появился на свет именно 25 декабря, в тот самый день, когда прибавление светового дня начинает явственно ощущаться.
Праздновать дважды
Для восточных славян декабрь стал последним месяцем года относительно недавно. В нашей стране за последние пятьсот лет дата празднования Нового года менялась трижды. До введения христианства русы считали первым днём года, и, соответственно, днём начала обновления природы 1 сентября. После Крещения Руси несколько веков подряд наши предки Новый год отмечали дважды: 1 марта — по церковному календарю, а 1 сентября — прежний, языческий. Представляете, как это было хорошо: дважды в год можно было вполне официально веселиться…
Традиция «двойного» Нового года закончилась в 1342 году, когда митрополит Феогностий, дабы покончить с неразберихой, утвердил единый праздник, сентябрьский, и с 1343-го Новый год в нашей стране стал отмечаться осенью — 1 сентября (по новому стилю — 14 сентября).
Пора встречи осеннего Нового года была временем великих кулинарных приготовлений. Прежде всего, заботились о новогодней трапезе. Чтобы весь год жилось сытно, готовили огромное количество различных кушаний. Обязательными на Руси были блюда из свинины. В богатых домах эти пиры с целыми зажаренными поросятами продолжались всю неделю.
Другим непременным атрибутом праздничного стола был каравай — ритуальный круглый хлеб с фигурками животных или изображением солнца. Выпекали из теста и просто фигурки разных животных, чаще всего коров и овец, раздавали их колядующим, посылали в подарок родне. Все это должно было принести в дом богатство, а во двор — хороший приплоду скота.
Под Новый год доделывали все дела, а в первый день наступившего года не делали тяжёлой и грязной работы — иначе весь год пройдёт в тяжёлых трудах без отдыха. С вечера и весь следующий день одевались во все новое, да ещё и несколько раз переодевались, чтобы были обновы. Нельзя было также в Новый год платить долгов, а то весь год придётся расплачиваться. А если в праздник кто-то чихает — это к личному благополучию, весь год будет счастливым. Если в это время что-то случилось с человеком — так и весь год будет случаться. А коли первый день в году весёлый и счастливый, то и весь год будет таков.
Дни пошли на убыль? В темницу!
Интересная историческая справка: в Москве вплоть до конца XVIII века соблюдали такой обычай. В день зимнего солнцестояния (то есть, по старому стилю, 9 декабря) блюститель часобития главного кремлёвского собора за сообщение о возврате часов на лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля (по количеству часов в сутках). Напротив, в день летнего солнцестояния (9 июня по старому стилю) тот же звонарь после возвещения о возврате солнца с лета на зиму отсиживал 24 часа в темнице Ивановской колокольни…
Как известно, Пётр Первый повелел встречать Новый год в России по европейскому обычаю, то есть в ночь на 1 января. Последний раз Новый год «по-старому» праздновали осенью 1699 года. А 20 декабря 1699 года в царском указе «О праздновании Нового года» за подписью Петра Первого говорилось: «Будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год». Так что встреча 2000 года в нашей стране была юбилейной, трёхсотой по счёту, справленной в соответствии с петровским указом по европейскому образцу.
Все знают, что Пётр Первый приказал вовремя новогодних торжеств украшать дома и ворота хвойными ветками и везде зажигать праздничные огни и фейерверки. Но при этом вряд ли многим известно, что обычай ставить в домах уже не хвойные ветви, а целую новогоднюю ёлку родился вовсе не при царе-реформаторе, а гораздо позже. Это начали делать в богатых российских домах только в конце XIX века. А вот в начале прошлого столетия, по специальному указу Николая Второго, ёлки уже появились на всех главных площадях Санкт-Петербурга и Москвы, а затем и в губернских городах. Но простой россиянин и в то время, как правило, у себя дома целое деревце не ставил, а ограничивался только хвойными ветками.
А Снегурочка — Клара Цеткин
В первые годы советской власти новогоднюю ёлку считали буржуазным пережитком, и было много попыток придумать какие-нибудь свои, советские новогодние торжества с модернизированными обычаями и обрядами. Например, в газетах того времени писали, что в некоторых организациях сотрудников с Новым годом поздравлял персонаж, загримированный не под Деда Мороза, как обычно, а под… Карла Маркса. Естественно, живого классика при этом сопровождала не Снегурочка, а… Клара Цеткин.
А вот как описывался в одной из газет 1922 года новогодний праздник в N-ском стрелковом полку: «На сцене вместо буржуазной разукрашенной ликами святош ёлки стояла большая ветвистая сосна, которая была закреплена в чучеле, изображавшем мировой капитал. На ветках сосны висели проткнутые щепками-штыками куклы чеха, Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников капитала… В исповедальной будке сидел военком полка и слушал рассказы «кающихся» красноармейцев. Одни рассказывали о своих проступках на службе, таких, как сон в неурочное время, самовольные отлучки, а другие каялись в смерти от их рук белогвардейской и эсеровской кронштадтской псевдоматросской сволочи. Выходивший на сцену помощник комиссара «отпускал грехи» и осенял красноармейцев красной звездой».
Поставил дома ёлку? На Колыму!
Особенно серьёзные нападки на ёлочные торжества начались с середины 1920-х годов, когда к делу подключились парткомы предприятий и даже органы ГПУ. Дело в том, что ёлка в сознании властей ассоциировалась с Рождеством и потому автоматически попадала в разряд вредных религиозных атрибутов. Хвойное деревце не спасло даже то обстоятельство, что в годы военного коммунизма первое советское правительство относилось к этому празднику вполне терпимо, а товарищ Ленин однажды лично посетил ёлку в Сокольниках.
В первой половине 30-х годов «поклонение ёлке» грозило советскому человеку крупными неприятностями — как минимум увольнением с работы, а то и арестом со ссылкой. В газетах того времени сообщалось, как органы «брали на карандаш» не только тех, кто под Новый год приносил домой хвойные ветки или, не дай Бог, целое деревце, но даже тех, кто не сообщил куда следует об «идолопоклонстве» соседа. Известен случай, когда вот за такое прегрешение один ленинградский инженер по статье 58-10 УК РСФСР получил десять лет лагерей с формулировкой «за антисоветскую религиозную пропаганду».
Только с 1935 года власти советской страны, наконец-то, признали право народа отмечать Новый год по-старому, то есть с ёлкой и с шумным весельем. Тогда же в Колонном зале Дома союзов в Москве впервые установили то, что впоследствии стали называть главной ёлкой Страны Советов. Традиция ставить главную ёлку в Кремле сохранялась все последующие годы, в том числе во время Великой Отечественной войны, после неё, а также при Хрущёве и Брежневе.Автор: В.Ерофеев
Источник: "Тайны ХХ века" №52, 2009 г.
Праздновал Рождество? Распять!
Первые христиане тайно отмечали Рождество Христово, причём делали это под видом новогоднего праздника, благо, обе даты почти совпадали. Но поскольку поклонение Христу запрещалось императорскими указами, то ослушников, заподозренных в симпатиях к Спасителю, ждало суровое наказание — распятие на кресте. А вот после легализации христианства, и тем более после падения вечного города Рождество наконец-то стали праздновать открыто. А поскольку христианские богословы решили не менять сложившуюся в течение сотен лет традицию, то в первые века господства христианства в Европе даже датой рождения Иисуса Христа считалось 1 января 1-го года. Лишь гораздо позже было установлено, что на самом деле Спаситель родился 25 декабря, однако опять же из-за устоявшихся традиций дату празднования Нового года решили не менять.
Между прочим, учёные, изучающие происхождение этих и других традиций, обычаев и обрядов считают, что глубинные корни нынешних новогодних и рождественских празднеств лежат в естественных природных циклах планеты Земля. Ведь ещё тысячи лет назад человек уже смог подметить, что именно в конце декабря (по современному, естественно, летоисчислению) перестаёт увеличиваться тёмное время суток, а день, хотя и ненамного, но все же начинает прибывать. Конечно же, это наблюдение дало толчок к появлению у многих народов праздника возрождения природы, приуроченного как раз к концу декабря. И, видимо, совсем не случайно, согласно Новому завету Иисус Христос появился на свет именно 25 декабря, в тот самый день, когда прибавление светового дня начинает явственно ощущаться.
Праздновать дважды
Для восточных славян декабрь стал последним месяцем года относительно недавно. В нашей стране за последние пятьсот лет дата празднования Нового года менялась трижды. До введения христианства русы считали первым днём года, и, соответственно, днём начала обновления природы 1 сентября. После Крещения Руси несколько веков подряд наши предки Новый год отмечали дважды: 1 марта — по церковному календарю, а 1 сентября — прежний, языческий. Представляете, как это было хорошо: дважды в год можно было вполне официально веселиться…
Традиция «двойного» Нового года закончилась в 1342 году, когда митрополит Феогностий, дабы покончить с неразберихой, утвердил единый праздник, сентябрьский, и с 1343-го Новый год в нашей стране стал отмечаться осенью — 1 сентября (по новому стилю — 14 сентября).
Пора встречи осеннего Нового года была временем великих кулинарных приготовлений. Прежде всего, заботились о новогодней трапезе. Чтобы весь год жилось сытно, готовили огромное количество различных кушаний. Обязательными на Руси были блюда из свинины. В богатых домах эти пиры с целыми зажаренными поросятами продолжались всю неделю.
Другим непременным атрибутом праздничного стола был каравай — ритуальный круглый хлеб с фигурками животных или изображением солнца. Выпекали из теста и просто фигурки разных животных, чаще всего коров и овец, раздавали их колядующим, посылали в подарок родне. Все это должно было принести в дом богатство, а во двор — хороший приплоду скота.
Под Новый год доделывали все дела, а в первый день наступившего года не делали тяжёлой и грязной работы — иначе весь год пройдёт в тяжёлых трудах без отдыха. С вечера и весь следующий день одевались во все новое, да ещё и несколько раз переодевались, чтобы были обновы. Нельзя было также в Новый год платить долгов, а то весь год придётся расплачиваться. А если в праздник кто-то чихает — это к личному благополучию, весь год будет счастливым. Если в это время что-то случилось с человеком — так и весь год будет случаться. А коли первый день в году весёлый и счастливый, то и весь год будет таков.
Дни пошли на убыль? В темницу!
Интересная историческая справка: в Москве вплоть до конца XVIII века соблюдали такой обычай. В день зимнего солнцестояния (то есть, по старому стилю, 9 декабря) блюститель часобития главного кремлёвского собора за сообщение о возврате часов на лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля (по количеству часов в сутках). Напротив, в день летнего солнцестояния (9 июня по старому стилю) тот же звонарь после возвещения о возврате солнца с лета на зиму отсиживал 24 часа в темнице Ивановской колокольни…
Как известно, Пётр Первый повелел встречать Новый год в России по европейскому обычаю, то есть в ночь на 1 января. Последний раз Новый год «по-старому» праздновали осенью 1699 года. А 20 декабря 1699 года в царском указе «О праздновании Нового года» за подписью Петра Первого говорилось: «Будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год». Так что встреча 2000 года в нашей стране была юбилейной, трёхсотой по счёту, справленной в соответствии с петровским указом по европейскому образцу.
Все знают, что Пётр Первый приказал вовремя новогодних торжеств украшать дома и ворота хвойными ветками и везде зажигать праздничные огни и фейерверки. Но при этом вряд ли многим известно, что обычай ставить в домах уже не хвойные ветви, а целую новогоднюю ёлку родился вовсе не при царе-реформаторе, а гораздо позже. Это начали делать в богатых российских домах только в конце XIX века. А вот в начале прошлого столетия, по специальному указу Николая Второго, ёлки уже появились на всех главных площадях Санкт-Петербурга и Москвы, а затем и в губернских городах. Но простой россиянин и в то время, как правило, у себя дома целое деревце не ставил, а ограничивался только хвойными ветками.
А Снегурочка — Клара Цеткин
В первые годы советской власти новогоднюю ёлку считали буржуазным пережитком, и было много попыток придумать какие-нибудь свои, советские новогодние торжества с модернизированными обычаями и обрядами. Например, в газетах того времени писали, что в некоторых организациях сотрудников с Новым годом поздравлял персонаж, загримированный не под Деда Мороза, как обычно, а под… Карла Маркса. Естественно, живого классика при этом сопровождала не Снегурочка, а… Клара Цеткин.
А вот как описывался в одной из газет 1922 года новогодний праздник в N-ском стрелковом полку: «На сцене вместо буржуазной разукрашенной ликами святош ёлки стояла большая ветвистая сосна, которая была закреплена в чучеле, изображавшем мировой капитал. На ветках сосны висели проткнутые щепками-штыками куклы чеха, Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников капитала… В исповедальной будке сидел военком полка и слушал рассказы «кающихся» красноармейцев. Одни рассказывали о своих проступках на службе, таких, как сон в неурочное время, самовольные отлучки, а другие каялись в смерти от их рук белогвардейской и эсеровской кронштадтской псевдоматросской сволочи. Выходивший на сцену помощник комиссара «отпускал грехи» и осенял красноармейцев красной звездой».
Поставил дома ёлку? На Колыму!
Особенно серьёзные нападки на ёлочные торжества начались с середины 1920-х годов, когда к делу подключились парткомы предприятий и даже органы ГПУ. Дело в том, что ёлка в сознании властей ассоциировалась с Рождеством и потому автоматически попадала в разряд вредных религиозных атрибутов. Хвойное деревце не спасло даже то обстоятельство, что в годы военного коммунизма первое советское правительство относилось к этому празднику вполне терпимо, а товарищ Ленин однажды лично посетил ёлку в Сокольниках.
В первой половине 30-х годов «поклонение ёлке» грозило советскому человеку крупными неприятностями — как минимум увольнением с работы, а то и арестом со ссылкой. В газетах того времени сообщалось, как органы «брали на карандаш» не только тех, кто под Новый год приносил домой хвойные ветки или, не дай Бог, целое деревце, но даже тех, кто не сообщил куда следует об «идолопоклонстве» соседа. Известен случай, когда вот за такое прегрешение один ленинградский инженер по статье 58-10 УК РСФСР получил десять лет лагерей с формулировкой «за антисоветскую религиозную пропаганду».
Только с 1935 года власти советской страны, наконец-то, признали право народа отмечать Новый год по-старому, то есть с ёлкой и с шумным весельем. Тогда же в Колонном зале Дома союзов в Москве впервые установили то, что впоследствии стали называть главной ёлкой Страны Советов. Традиция ставить главную ёлку в Кремле сохранялась все последующие годы, в том числе во время Великой Отечественной войны, после неё, а также при Хрущёве и Брежневе.Автор: В.Ерофеев
Источник: "Тайны ХХ века" №52, 2009 г.
Опубликовано 31 декабря 2019
| Комментариев 1 | Прочтений 1078
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Сергей Шилин
11 января 2020 00:09:16
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: