Загадки Некрономикона: искусство Ужаса
Многие знакомы с произведениями Г.Ф. Лавкрафта - человека, мягко говоря, необычного, с еще более необычным воображением. Несмотря на то, что при жизни его творчество не получило должного признания, сегодня мы с восхищением, удивлением или даже с некоторой долей беспокойства погружаемся в его яркую мифологию. Истории Лавкрафта всегда были наполнены странными существами, зловещими силами и мрачной, искривленной магией.
Одной из самых известных частей его творчества является загадочная и одновременно пугающая книга, которую Лавкрафт назвал Некрономиконом - томом, наполненным, как считается, смертельными секретами, древними ритуалами и потусторонней силой. Хотя Лавкрафт редко детализировал содержимое этой книги, есть общее понимание, что лишь несчастье, отчаяние и даже смерть поджидают тех, кто осмелится прочитать её страницы. Несмотря на то, что Некрономикон - плод воображения Лавкрафта, существуют люди, которые верят, что эта книга действительно существовала, а сам Лавкрафт лишь перевел её и использовал в своих произведениях...
Таким образом, то, что изначально казалось простым сюжетным элементом в произведениях эксцентричного писателя, стало тем, что некоторые считают реальностью. Но почему же возникла эта вера? Не секрет, что Лавкрафт поощрял других авторов дополнять его работы, тем самым создавая, возможно, одну из первых крупных совместных вселенных в литературе. Некрономикон стал важным элементом этого процесса: разные авторы использовали его как основу для своих историй, развивая новые персонажи и идеи.
С расширением вселенной Лавкрафта росли и упоминания Некрономикона. В наши дни его можно встретить в различных медиа, несмотря на отсутствие прямой связи с миром Лавкрафта. И неудивительно, что многие начали верить в реальное существование этой книги, считая, что в ней, возможно, есть доля правды.
Происхождение Некрономикона, возможно, еще более странно, чем его содержание. Лавкрафт рассказывает, что некий Абдул Альхазред, или Безумный Араб, как он его называет, написал о внеземных существах, которые когда-то населяли космос, и назывались они Древними. Возможно, первоначально Некрономикон представлял собой вымышленную историю о нашем мире, где когда-то эти существа правили реальностью.
Лавкрафт также пояснял, что название "Некрономикон" означает «книга законов мертвых» или «книга мертвых имен». Со временем другие авторы предлагали свои интерпретации как смысла самого названия, так и значения книги. То, что изначально было книгой с именами мертвых и законами, касающимися их, приобрело репутацию собрания заклинаний, ритуалов и, особенно, описаний некромантии — призыва мертвых.
Близость слов «некромантия» и «Некрономикон» легко объясняет, как этот элемент был добавлен другими авторами, хотя это, вероятно, не входило в изначальный замысел Лавкрафта. Тем не менее, согласно Лавкрафту, в Некрономиконе содержались сведения о зарождении вселенной и чудовищах, которые когда-то существовали, настолько ужасных, что любой, кто осмелится прочитать эту книгу, рисковал сойти с ума. В самом деле, в ряде его рассказов персонажи сталкиваются именно с такой судьбой, как только берут в руки Некрономикон: вещи, описанные в книге, настолько выходят за пределы человеческого понимания, что разум не выдерживает.
По словам Лавкрафта, Абдул Альхазред, автор Некрономикона, был поэтом, родившимся в Йемене и проживавшим в Дамаске в VIII веке. Альхазред был частым путешественником и исследовал большую часть Ближнего Востока и некоторые регионы Европы. Он был очень образованным человеком и владел переводами на несколько языков.
Знания, которые Альхазред обрел для написания Некрономикона, пришли к нему через медитации и вдыхание различных испарений. В состоянии опьянения его мысли приняли мрачный оборот, и вскоре он осознал существование огромных внеземных существ во вселенной. Лишь годы спустя после смерти Лавкрафта, в 1938 году, был опубликован текст «История Некрономикона», где раскрылись более подробные детали о Альхазреде.
Во-первых, книга изначально называлась на арабском "Аль-Азиф" и, как полагают, отсылалась к звукам, которые насекомые или демоны издают ночью. Кроме того, Альхазред якобы открыл затерянный город Вавилон, где обрел дополнительные знания, которые помогли ему завершить работу над "Аль-Азиф". После его загадочного исчезновения в 738 году рукописи циркулировали среди ученых в течение следующих 200 лет, и в 950 году они были переведены с арабского на греческий неким философом Теодором Филотасом, где получили название "Некрономикон".
Греческий перевод вызвал огромные споры, так как он якобы заставлял читателей совершать ужасные поступки. В 1050 году Патриарх Константинополя приказал сжечь книгу, поскольку она побуждала людей к невыразимым делам. Другая версия гласит, что читатели Некрономикона стремились использовать знания о внеземных существах и следовали инструкциям книги для обретения их силы.
После этого, как писал Лавкрафт, книга стала предметом секретных обсуждений. Те, кто все же стремился к опасным знаниям, скрытно искали её. В конечном счете книга была переведена с греческого на латынь датским ученым Олаусом Ромулусом.
Хотя этот ученый действительно существовал, даты, указанные Лавкрафтом, не совпадают с его жизнью. Как бы то ни было, и греческий, и латинский переводы были запрещены Папой Григорием IX, хотя латинские издания якобы были напечатаны в XV и XVII веках в Германии и Испании, а также в Италии в XVI веке. Известный елизаветинский оккультист Джон Ди утверждал, что перевел Некрономикон на английский, но Лавкрафт утверждал, что эта версия так и не была опубликована и содержала лишь фрагменты оригинала, написанного в "Аль-Азиф".
Сам "Аль-Азиф" давно исчез, хотя Лавкрафт упоминал, что его секретный экземпляр якобы всплыл в Сан-Франциско, прежде чем сгорел в огне. Последний греческий экземпляр, как полагал Лавкрафт, существовал до конца XVII века, когда был уничтожен во время Салемских ведьмовских процессов. Существуют и другие переводы, созданные другими авторами в расширенной вселенной Лавкрафта, включая перевод на иврит, но этот момент остается спорным, особенно с учетом того, что Лавкрафт заявлял о существовании лишь пяти истинных копий Некрономикона — двух на латыни и трех на испанском.
Одна копия хранится в Национальной библиотеке в Париже, вторая — в Британском музее, где она скрыта от публики. Третья, четвертая и пятая копии на испанском: одна находится в Мискатоникском университете в Аркхэме (вымышленное место в мире Лавкрафта), другая — в Университете Буэнос-Айреса в Аргентине, и последняя — в библиотеке Уиденера при Гарвардском университете. Конечно, Абдул Альхазред, этот неуловимый Безумный Араб, который якобы ввел "Аль-Азиф" или Некрономикон в мир, был всего лишь вымышленным персонажем, которого Лавкрафт создал, вдохновившись «Арабскими ночами» Эндрю Лэнга.
В действительности, Альхазред был образом, с которым Лавкрафт отождествлял себя, когда в детстве погружался в мир Лэнга. Лавкрафт мечтал сам написать Некрономикон, чтобы сделать свою вселенную более правдоподобной и придать своим мифам больше веса, но так и не осуществил эту задумку.
И хотя это, возможно, жаль, тот факт, что Лавкрафт так ине создал полноценного текста, дал возможность другим авторам создать свои версии Некрономикона и только усилил таинственность книги, ведь никто никогда не сможет узнать её истинное содержание. Тем не менее, отсутствие официального Некрономикона не помешало другим пытаться его создать. Достаточно быстро найти на Amazon или в книжном магазине различные версии Некрономикона, некоторые из которых претендуют на звание «оригинала».
Конечно, все они — подделки, или в лучшем случае — интерпретации авторов, которые представляют, как мог бы звучать Некрономикон. Среди множества честных авторов, стремящихся расширить творчество Лавкрафта и продолжить его видение, всегда найдутся несколько тех, кто пытался нажиться на дешевых подделках. Это только укрепляет мнение о том, что настоящий Некрономикон где-то существует.
Одна из самых известных подделок — "Саймон Некрономикон". Автор, известный лишь под именем Саймон, выпустил книгу в 1970-х годах, смешав мифологию Лавкрафта с шумерскими мифами. Получился мистический сборник заклинаний, который, как утверждается, позволяет владельцу призывать различных существ.
Несмотря на явную фальшивость, книга не выходит из печати с момента публикации и к 2006 году продалась тиражом свыше 800 000 экземпляров. Издатели активно продвигали книгу, утверждая, что она обладает магической силой и является самой опасной черной книгой западного мира, что неудивительно, учитывая её успех. Более того, с тех пор были выпущены еще три тома.
Несмотря на то, что Лавкрафт открыто заявлял о вымышленности Некрономикона, удивительно, как широко распространилась вера в обратное. Вера в Некрономикон была настолько сильной, что многие его поклонники писали Лавкрафту с вопросами о том, есть ли в ней хоть капля правды. Шутники даже оставляли Некрономикон в книжных магазинах и создавали фальшивые записи о нём в библиотечных каталогах, где книгу якобы брали под именем А. Л. Хазреда — вымышленного автора.
Со временем конспирологические теории стали утверждать, что Ватикан хранит секретную копию книги. Успех "Саймон Некрономикон" вскоре привел к появлению книги, опровергающей мифы о Некрономиконе. В 1998 году вышли "Файлы Некрономикона", которые пытались собрать доказательства, опровергающие существование книги, и доказать, что все это — плод воображения писателя.
Любопытно, что Лавкрафт не уделял много внимания описанию внешнего вида Некрономикона. Хотя он часто упоминается в его произведениях, и персонажи иногда получают его в свои руки, физические характеристики книги почти не раскрываются. Мы знаем, что чаще всего её изображают переплетенной в кожу и снабженной металлическими застежками, но в некоторых рассказах Некрономикон прячется на виду, замаскированный под другую книгу с другим названием.
В некоторых историях персонажи читают Некрономикон, даже не подозревая об этом, что приводит их к безумию, о котором предупреждал Лавкрафт, ведь они не могут постичь информацию, которую узнали. Конечно, как вы могли догадаться, реальных случаев безумия после чтения книг пока не зафиксировано, и если они и есть, то, скорее всего, это не вина Лавкрафта, а возможно, Е.Л. Джеймс. В конечном итоге, Некрономикон остается, по сути, сюжетным элементом, придающим реалистичности невероятным идеям Лавкрафта.
Хотя, вероятно, именно это и было замыслом Лавкрафта, даже он вряд ли мог предсказать, какое влияние окажет Некрономикон...
Таким образом, то, что изначально казалось простым сюжетным элементом в произведениях эксцентричного писателя, стало тем, что некоторые считают реальностью. Но почему же возникла эта вера? Не секрет, что Лавкрафт поощрял других авторов дополнять его работы, тем самым создавая, возможно, одну из первых крупных совместных вселенных в литературе. Некрономикон стал важным элементом этого процесса: разные авторы использовали его как основу для своих историй, развивая новые персонажи и идеи.
С расширением вселенной Лавкрафта росли и упоминания Некрономикона. В наши дни его можно встретить в различных медиа, несмотря на отсутствие прямой связи с миром Лавкрафта. И неудивительно, что многие начали верить в реальное существование этой книги, считая, что в ней, возможно, есть доля правды.
Происхождение Некрономикона, возможно, еще более странно, чем его содержание. Лавкрафт рассказывает, что некий Абдул Альхазред, или Безумный Араб, как он его называет, написал о внеземных существах, которые когда-то населяли космос, и назывались они Древними. Возможно, первоначально Некрономикон представлял собой вымышленную историю о нашем мире, где когда-то эти существа правили реальностью.
Лавкрафт также пояснял, что название "Некрономикон" означает «книга законов мертвых» или «книга мертвых имен». Со временем другие авторы предлагали свои интерпретации как смысла самого названия, так и значения книги. То, что изначально было книгой с именами мертвых и законами, касающимися их, приобрело репутацию собрания заклинаний, ритуалов и, особенно, описаний некромантии — призыва мертвых.
Близость слов «некромантия» и «Некрономикон» легко объясняет, как этот элемент был добавлен другими авторами, хотя это, вероятно, не входило в изначальный замысел Лавкрафта. Тем не менее, согласно Лавкрафту, в Некрономиконе содержались сведения о зарождении вселенной и чудовищах, которые когда-то существовали, настолько ужасных, что любой, кто осмелится прочитать эту книгу, рисковал сойти с ума. В самом деле, в ряде его рассказов персонажи сталкиваются именно с такой судьбой, как только берут в руки Некрономикон: вещи, описанные в книге, настолько выходят за пределы человеческого понимания, что разум не выдерживает.
По словам Лавкрафта, Абдул Альхазред, автор Некрономикона, был поэтом, родившимся в Йемене и проживавшим в Дамаске в VIII веке. Альхазред был частым путешественником и исследовал большую часть Ближнего Востока и некоторые регионы Европы. Он был очень образованным человеком и владел переводами на несколько языков.
Знания, которые Альхазред обрел для написания Некрономикона, пришли к нему через медитации и вдыхание различных испарений. В состоянии опьянения его мысли приняли мрачный оборот, и вскоре он осознал существование огромных внеземных существ во вселенной. Лишь годы спустя после смерти Лавкрафта, в 1938 году, был опубликован текст «История Некрономикона», где раскрылись более подробные детали о Альхазреде.
Во-первых, книга изначально называлась на арабском "Аль-Азиф" и, как полагают, отсылалась к звукам, которые насекомые или демоны издают ночью. Кроме того, Альхазред якобы открыл затерянный город Вавилон, где обрел дополнительные знания, которые помогли ему завершить работу над "Аль-Азиф". После его загадочного исчезновения в 738 году рукописи циркулировали среди ученых в течение следующих 200 лет, и в 950 году они были переведены с арабского на греческий неким философом Теодором Филотасом, где получили название "Некрономикон".
Греческий перевод вызвал огромные споры, так как он якобы заставлял читателей совершать ужасные поступки. В 1050 году Патриарх Константинополя приказал сжечь книгу, поскольку она побуждала людей к невыразимым делам. Другая версия гласит, что читатели Некрономикона стремились использовать знания о внеземных существах и следовали инструкциям книги для обретения их силы.
После этого, как писал Лавкрафт, книга стала предметом секретных обсуждений. Те, кто все же стремился к опасным знаниям, скрытно искали её. В конечном счете книга была переведена с греческого на латынь датским ученым Олаусом Ромулусом.
Хотя этот ученый действительно существовал, даты, указанные Лавкрафтом, не совпадают с его жизнью. Как бы то ни было, и греческий, и латинский переводы были запрещены Папой Григорием IX, хотя латинские издания якобы были напечатаны в XV и XVII веках в Германии и Испании, а также в Италии в XVI веке. Известный елизаветинский оккультист Джон Ди утверждал, что перевел Некрономикон на английский, но Лавкрафт утверждал, что эта версия так и не была опубликована и содержала лишь фрагменты оригинала, написанного в "Аль-Азиф".
Папа Григорий IX
Сам "Аль-Азиф" давно исчез, хотя Лавкрафт упоминал, что его секретный экземпляр якобы всплыл в Сан-Франциско, прежде чем сгорел в огне. Последний греческий экземпляр, как полагал Лавкрафт, существовал до конца XVII века, когда был уничтожен во время Салемских ведьмовских процессов. Существуют и другие переводы, созданные другими авторами в расширенной вселенной Лавкрафта, включая перевод на иврит, но этот момент остается спорным, особенно с учетом того, что Лавкрафт заявлял о существовании лишь пяти истинных копий Некрономикона — двух на латыни и трех на испанском.
Одна копия хранится в Национальной библиотеке в Париже, вторая — в Британском музее, где она скрыта от публики. Третья, четвертая и пятая копии на испанском: одна находится в Мискатоникском университете в Аркхэме (вымышленное место в мире Лавкрафта), другая — в Университете Буэнос-Айреса в Аргентине, и последняя — в библиотеке Уиденера при Гарвардском университете. Конечно, Абдул Альхазред, этот неуловимый Безумный Араб, который якобы ввел "Аль-Азиф" или Некрономикон в мир, был всего лишь вымышленным персонажем, которого Лавкрафт создал, вдохновившись «Арабскими ночами» Эндрю Лэнга.
В действительности, Альхазред был образом, с которым Лавкрафт отождествлял себя, когда в детстве погружался в мир Лэнга. Лавкрафт мечтал сам написать Некрономикон, чтобы сделать свою вселенную более правдоподобной и придать своим мифам больше веса, но так и не осуществил эту задумку.
И хотя это, возможно, жаль, тот факт, что Лавкрафт так ине создал полноценного текста, дал возможность другим авторам создать свои версии Некрономикона и только усилил таинственность книги, ведь никто никогда не сможет узнать её истинное содержание. Тем не менее, отсутствие официального Некрономикона не помешало другим пытаться его создать. Достаточно быстро найти на Amazon или в книжном магазине различные версии Некрономикона, некоторые из которых претендуют на звание «оригинала».
Конечно, все они — подделки, или в лучшем случае — интерпретации авторов, которые представляют, как мог бы звучать Некрономикон. Среди множества честных авторов, стремящихся расширить творчество Лавкрафта и продолжить его видение, всегда найдутся несколько тех, кто пытался нажиться на дешевых подделках. Это только укрепляет мнение о том, что настоящий Некрономикон где-то существует.
Одна из самых известных подделок — "Саймон Некрономикон". Автор, известный лишь под именем Саймон, выпустил книгу в 1970-х годах, смешав мифологию Лавкрафта с шумерскими мифами. Получился мистический сборник заклинаний, который, как утверждается, позволяет владельцу призывать различных существ.
Несмотря на явную фальшивость, книга не выходит из печати с момента публикации и к 2006 году продалась тиражом свыше 800 000 экземпляров. Издатели активно продвигали книгу, утверждая, что она обладает магической силой и является самой опасной черной книгой западного мира, что неудивительно, учитывая её успех. Более того, с тех пор были выпущены еще три тома.
Несмотря на то, что Лавкрафт открыто заявлял о вымышленности Некрономикона, удивительно, как широко распространилась вера в обратное. Вера в Некрономикон была настолько сильной, что многие его поклонники писали Лавкрафту с вопросами о том, есть ли в ней хоть капля правды. Шутники даже оставляли Некрономикон в книжных магазинах и создавали фальшивые записи о нём в библиотечных каталогах, где книгу якобы брали под именем А. Л. Хазреда — вымышленного автора.
Со временем конспирологические теории стали утверждать, что Ватикан хранит секретную копию книги. Успех "Саймон Некрономикон" вскоре привел к появлению книги, опровергающей мифы о Некрономиконе. В 1998 году вышли "Файлы Некрономикона", которые пытались собрать доказательства, опровергающие существование книги, и доказать, что все это — плод воображения писателя.
Любопытно, что Лавкрафт не уделял много внимания описанию внешнего вида Некрономикона. Хотя он часто упоминается в его произведениях, и персонажи иногда получают его в свои руки, физические характеристики книги почти не раскрываются. Мы знаем, что чаще всего её изображают переплетенной в кожу и снабженной металлическими застежками, но в некоторых рассказах Некрономикон прячется на виду, замаскированный под другую книгу с другим названием.
В некоторых историях персонажи читают Некрономикон, даже не подозревая об этом, что приводит их к безумию, о котором предупреждал Лавкрафт, ведь они не могут постичь информацию, которую узнали. Конечно, как вы могли догадаться, реальных случаев безумия после чтения книг пока не зафиксировано, и если они и есть, то, скорее всего, это не вина Лавкрафта, а возможно, Е.Л. Джеймс. В конечном итоге, Некрономикон остается, по сути, сюжетным элементом, придающим реалистичности невероятным идеям Лавкрафта.
Хотя, вероятно, именно это и было замыслом Лавкрафта, даже он вряд ли мог предсказать, какое влияние окажет Некрономикон...
Опубликовано 14 октября 2024
Комментариев 0 | Прочтений 1114
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: