Александр Македонский - православный святой?
Александр Македонский - православный святой?
Одно имя на всю жизнь в честь святого покровителя люди стали получать не так уж и давно - когда появилась церковная регистрация новорождённых.
До того как церковь стала регистрировать новорождённых, вместо имён люди носили осмысленные прозвища: Третьяк, Найдёныш, Молчун и так далее...

Имя героя

Такое имя менялось, но характеризовало человека: Длинный, Добрый, Хромец (Тамерлан). Если Восьмой (Октавиан) вставал во главе империи, его называли Цезарем («правителем») и Августом («богоподобным»). Владимир (который к тому же Красно Солнышко) — не имя, а прозвище по занимаемому месту в иерархии.
Среди прочих таковы и древнегреческие «имена».
Они не повторяются! Потому что это прозвища — Геродот («старый даритель» или «даритель древностей»), Гиппарх («конный начальник»), Демокрит («избранный народом»), Евдокс («хорошее воображение»)…
Мать Александра Македонского во младенчестве имела прозвище Поликсена («радующаяся пришедшим к ней»); в детстве — Миртала (от мирта, растения с белыми пушистыми цветками). Муж Филипп прозвал её Олимпиадой в честь спортивных игр. После его смерти она убила новую жену Филиппа, подчинила себе войско и взяла прозвище Стратоника — «военачальница».
А что значит «Александр»? Это имя в те времена встречалось довольно редко.
Сегодня «Александр» переводят с греческого как «защитник» или «оберегающий муж». Если же учесть редкость имени и божественное происхождение самого героя, то невозможно понять его иначе как Спаситель.
В детстве Александру Македонскому (356-323 годы до нашей эры) внушали, что отец его — не царь Филипп,а бог ; Дионис. Ещё бы — матушка его. Олимпиада, была жрицей Диониса.
По другой легенде, отцом его был Зевс-громовержец, одаривший Олимпиаду ребёнком во время грозы. Кстати, его друг, живописец Апеллес, рисовал Александра в образе громовержца.
Есть просто «сериальные» сюжеты. Будто бы фараон Нектанеб II, сын главного жреца бога Амона, после своего отца должен был занять ту же должность, но судьба отдала ему трон фараона, и он совмещал эти две должности. Незнамо почему он бежал из Египта в Македонию, и во время длительной отлучки Филиппа не обходил вниманием его жену, которая оставалась в убеждении, что имеет дело с самим богом Амоном. Филипп по возвращении поверил, что во чреве её — сын бога. А греки, надо сказать, отождествляли Амона и Зевса.
Историки в какой-то степени поддерживают «Зевсову» линию, правда, через его сына Геракла. Например, австрийский историк Фриц Шахермайр описывает, как в 332 году до нашей эры Александр Македонский подчинял себе город Тир: «Относительно Тира у Александра были свои планы: считая себя отпрыском Геракла (то есть внуком бога Зевса — Прим. авт.), он хотел в знак благодарности принести жертву богу города — знаменитому торскому Гераклу…».
Рождению великого героя сопутствовали природные катаклизмы и прочие чудеса. В данном случае у разных летописцев описаны затмение Луны, землетрясение, сожжение храма в Эфесе… Вдобавок Александр в раннем возрасте проявил мужество и разум: укрощал коня, побеждал в Олимпийских играх, мудро отвечал послам и т.д.
Наводит на размышления и факт «множественности» мест гибели героя и его могил. Один склеп с гробом Искандера Двурогого (так называли его на Востоке) пропал под песком и не найден до сих пор. Второй был обнаружен в Сидоне (ныне Сайда в Ливане) и находится сейчас в музее Стамбула. Третий (пустой) найден в оазисе Сиви на границе Египта с Ливией. По персидским сказаниям, царя захоронили где-то в Вавилоне.

Откуда о нём известно?

Историк Фриц Шахермайр в своей книге пишет, что «никакой другой поход не получал ещё столь полного отражения в литературе ни по количеству написанного, ни по разнообразию сочинений», далее на нескольких страницах перечисляет античных авторов, писавших об Александре, а в конце списка сокрушенно признаётся: «Ни одно из упомянутых произведений не дошло до нашего времени».
Всё написанное об Александре и все вещи, несущие память о нём, отстоят от времени его жизни на 3, 5, а то и 10 веков!
Один из самых известных источников «знаний» о его жизни — роман «История Александра Великого». Написан, полагают, во II веке до нашей эры. Опять же, в подлиннике его нет, а только переводы, сделанные неизвестно с чего столетия спустя. На старославянский сочинение перевели в XII веке. В нем, в частности, описан эпизод вознесения Александра в небо. Якобы он приказал взять двух грифонов, не кормить их три дня. Изготовить из дерева род ярма и привязать к их шеям. Закрепить на всем этом нечто вроде корзины из бычьей кожи.
Затем писано от первого лица: «…Я вошёл в её середину, крепко держа копьё в семь локтей длины, на конце которого была лошадиная печень. Тотчас же птицы взлетели, чтобы съесть печень, и я поднялся вместе с ними в воздух, так что, казалось, я был близко от неба».
Когда он уже совсем замёрз, царю явилась человекообразная птица (а возможно, ангел) и велела возвращаться назад.

Полководец в России

Дмитриевский собор во Владимире был построен в 1194-1197 годах как придворная церковь Всеволода Большое Гнездо (оцените прозвища), крещёного Дмитрием, в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Центральное положение на каждом из трёх фасадов храма занимает фигура царя Давида (Тот же Давид, кстати, изображён и на стене церкви Покрова на Нерли). Есть тут целая «галерея» святых, включая князей Бориса и Глеба. Есть рельеф «Бой Геракла со зверем», и другие «древнегреческие» сюжеты. Немало фигурок фантастических зверей и птиц: львы с «цветущими» хвостами, гуси со сплетёнными шеями. Заметим, что животные с переплетенными шеями характерны никак не для Европы, а скорее для рельефов Египта и Месопотамии.

На стенах Дмитриевского собора изобра...
На стенах Дмитриевского собора изображён Александр Македонский, возносящийся на небо!

Среди прочего в декоре использован сюжет «Вознесение Александра Македонского на небо». Царь сидит в корзине, к которой привязаны грифоны, и держит в поднятых руках приманку для птиц. Правда, не кусок конской печени, а маленьких львят.
Другого Спасителя, кроме Александра, в изображениях на внешних стенах собора нет. А что было внутри, нам теперь не узнать. Все образцы живописи, уцелевшие после бедствий и пожаров, случавшихся на протяжении столетий, в середине XIX века были уничтожены, и стены внутри храма заново расписали масляными красками.
Можно предположить, что по всей Римской империи, особенно в восточной её части, в какое-то время шёл процесс формирования некоего христианского течения, завязанного на Александра. Неважно, полностью выдумана его биография или составлена из кусочков биографий разных лиц — важна тенденция. Тексты неизменно поворачивали в сторону его обожествления. Его изображали на стенах соборов — ведь собор во Владимире не единственный случай. Тот же сюжет есть на фасаде собора в Фиденце, в Венеции и нескольких других.
Современные историки считают, что сюжет «вознесения Александра Македонского на небо» может восприниматься как символ сакральности царской власти, как духовное преображение человека и как христологический образ.
К сожалению, точно узнать, как к этому «образу» относился Всеволод Большое Гнездо, нам не удастся никогда. Но его появление на стене одного из главных соборов Руси свидетельствует о многом.Автор: Д.Калюжный
Источник: "Загадки истории" №50, 2019 г.
Опубликовано 06 декабря 2019 | Комментариев 0 | Прочтений 1114

Ещё по теме...
Добавить комментарий