Анафема - что это? Как действует отлучение от церкви?
Отлучение от церкви, пожалуй, самое тяжёлое из наказаний для верующего человека. А самое радикальное из отлучений — анафема. Отступник полностью исключается из жизни духовной общины и теряет всякую надежду на Спасение. Так кого и за что подвергали столь жёсткой каре? И что же такое анафема: возмездие, остракизм или попытка наставить грешника на путь истинный и вернуть в лоно церкви?
Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.
Защитники веры
Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!».
Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.
Бич для врагов
Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII анафематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием.
Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов.
Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам.
Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство.
Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого…
Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа…
Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец.
В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.
Казнить нельзя помиловать
И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам.
У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д'Арк. И это лишь два имени из огромного списка.
Неугодный Фидель
Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов.
Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро.
Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались.Источник: "Загадки истории" №45, 2019 г.
Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.
Защитники веры
Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!».
Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.
Бич для врагов
Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII анафематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием.
Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов.
Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам.
Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство.
Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого…
Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа…
Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец.
В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.
Казнить нельзя помиловать
И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам.
У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д'Арк. И это лишь два имени из огромного списка.
Неугодный Фидель
Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов.
Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро.
Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались.Источник: "Загадки истории" №45, 2019 г.
Опубликовано 02 ноября 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1512
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: