Предпосылки Варфоломеевской ночи
Предпосылки Варфоломеевской ночи
События, которые произошли в Париже в ночь на 24 августа 1572 г., в день святого Варфоломея, вошли в историю. При этом Варфоломеевская ночь является не только историческим событием, но и одним из тех моментов, которые прочно вошли в сознание современного человека. Это событие рассматривалось и рассматривается в работах многих историков. Разумеется, эта небольшая статья, описывающая событие, которому были посвящены десятки и даже сотни научных трудов, не может претендовать на некие «великие открытия».
Но многие о событиях той ночи судят по романам и фильмам, где борьба между гугенотами и католиками объясняется (если объясняется вообще) только религиозными причинами. Например, у Мериме прямо говорится о том, что все различия ограничиваются лишь тем, что одни поют молитвы на латыни, а другие на французском.
При этом нередко происходит деление на хороших (обычно это гугеноты) и плохих (соответ­ственно, католики).
Для примера можно вспомнить наш фильм «Королева Марго», снятый Жигуновым.
Здесь мы видим гугенотов в лице адмирала Колиньи, которому для полноты образа не хватает только нимба. А так классический святой и великомученик.
Со стороны католиков есть вороватый подлец трактирщик, придурковатый Коконас (в исполнении самого Жигунова) и профессиональный убийца Морвель (его великолепно сыграл Боярский). В качестве их лидеров выступают коварные интриганы Гиз (о его мести за отца ни слова) и беспощадная Екатерина Медичи. Последняя, судя по фильму, стремится уничтожить Генриха Наваррского (следующего в наследовании трона после ее детей) только на основе пророчеств своего астролога.
Причиной такой трактовки во многом является тот факт, что произведения, по которым снимаются подобные фильмы (нередко очень хорошие сами по себе), были написаны в 19 веке. Следовательно, в объяснении этих событий отражают понимание того времени.
В данной статье предпринята попытка объяснить эти события на основе исследований современных историков.

Начало Нового времени

16 век многие западные историки называют началом Нового времени. Появление новых тенденций вызвало борьбу и одновременно переплетение со старыми порядками. Однако старинные обычаи и традиции были сильны.
Новое время – это время появления и развития технологий, например, книгопечатания, огнестрельного оружия, каравелл и т.д. Это вызвало различные процессы в странах Европы. В экономике произошло появление новых форм организации труда (мануфактуры и т.д). Выросли объемы и формы торговли, изменились соотношения цен на товары. Так, приток большого количества золота и серебра из Латинской Америки привел к значительному падению стоимости драг. металлов (инфляции). Развитие торговли вызвало усиление горожан, появление пред­капиталистической буржуазии. Одновременно шло ослабление значения традиционного дворянства.
Во Франции ситуация складывалась следующим образом.

Дворянство

Французское дворянство значительную часть своих доходов получало в виде фиксированной ренты, установленной законом и обычаем. Но к 1559 г. стоимость золота и серебра упала на 56 % по сравнению с началом века.
Это падение продолжалось. Фактически это падение отражало неумение большинства дворян перестроить свое хозяйство на новый лад.
Поэтому можно говорить об очень значительном снижении их доходов. Таким образом, экономическое положение значительной части дворянства ухудшилось.
Появление и развитие огнестрельного оружия свело на нет роль рыцарской конницы.
И хотя дворяне по-прежнему выполняли роли офицеров и кавалеристов, о монополии на военное ремесло отныне говорить не приходится. Подобная потеря значения означала и определенную потерю статуса.
Прекращение итальянских войн лишило дворянство возможности поправить свои дела за счет армейского жалования и добычи.
Практически единственным мирным выходом из этого положения для дворянина было найти место в свите какого-нибудь знатного сеньора, в идеале самого короля.
Увеличение клиентел усиливало могущество аристократии, но заставляло ее намного активнее бороться за власть, чтобы оплатить преданность своих сторонников.

Города

Городская верхушка все больше богатела. В большинстве городов Франции коммуна (городское самоуправление) была уничтожена и власть перешла к королевским чиновникам. Но должности этих чиновников продавались, причем купить их могли только те, кто знал законы данной провинции (кутюмы). Фактически это означало, что их покупали представители местной городской верхушки. Теперь они имели право управлять городом, не обращая внимания на выборы и т.д. Наиболее важные должности давали право на получение дворянства. Но при этом чиновники продолжали оставаться членами городской общины, и их патриотические чувства, а также стремление сохранить и усилить свое положение внутри города, приводили к тому, что они стремились учесть и интересы своих горожан.
Но это удавалось далеко не всегда. Нередко представители городской верхушки считали себя хозяевами города. При этом они обычно не давали развернутся ни наиболее ловким купцам, если те не принадлежали их кланам, ни простонародью.
В городах все больше росло недовольство городской олигархией.

Новые дворяне

Сложился целый слой дворян-чиновников из богатых горожан. Их стали называть дворянством мантии. Новые дворяне все больше скупали дворянские земли и занимали место старинных родов. Неудивительно, что традиционное дворянство (дворянство шпаги) ненавидело и презирало их. Борьба между этими двумя группами дворян была важным фактором политической жизни.

Положение аристократии

Наиболее знатная часть французского дворянства, аристократия, имела свои особенности. Поскольку система вассальных отношении уже не имела никакого значения, аристократы стремились стать королевскими чиновниками высшего ранга (губернаторами и т.д.) Становясь ими, они получали возможность распределения должностей, пенсий и т.д. среди своих сторонников, членов своей клиентелы.
Так образовывались Дома – мощные политические партии, действовавшие как на уровне провинций и городов, так и на уровне страны в целом.
Раздавая должности таким влиятельным аристократам, королевская власть получала сильных союзников на местах. Но при малейшем ослаблении королевской власти они могли слишком усилиться и стать ее соперниками.
Таким образом, французская аристократия того времени боролась уже не за раскол государства, а за овладение государством в целом, за монополизацию в своих руках всего управления страной.

Положение короля

Король располагал мощным чиновничьим аппаратом и мог выставить большую армию. Его не сдерживал общенациональный парламент.
Однако чиновники (точнее говоря офисье, т.е. те, кто купил должности), и управляющие провинциями и занимавшие ключевые посты (т.е. аристократы), имели свои интересы (см. выше). Постоянная армия отсутствовала, поскольку это было очень дорого. Система набора войск также отсутствовала.
Поэтому при необходимости король назначал полковников и приказывал им набрать войска. Естественно, что каждый полк подчинялся тому, кто его собирал и нанимал, а не королю. Обычно это были те же аристократы, поскольку они могли создавать полки из состава своих клиентел. Король мог рассчитывать только на отдельные части – гвардию, несколько постоянных полков и наемников. Кроме того, разумеется, были части, набранные теми дворянами, которые поддерживали короля (в этот момент).
В этих условиях очень многое зависело от личности и авторитета самого монарха. Он мог, используя свои возможности, как для нажима, так и для маневра, заставлять подчиняться себе все эти группы. Нередко он сталкивал лбами различные группировки. Например, столкнувшись с противодействием стариной французской знати, короли сумели оттеснить ее, выдвинув ей на смену род Гизов.
Но в условиях всеобщего недовольства король уже не мог обойтись таким маневрированием.

Религиозная ситуация

Появление протестантской церкви

Чтобы понять и осмыслить новые условия жизни, средневековый человек, естественно, обращался к вере, т.е. к церкви. Католическая церковь была властительницей дум средневековой Европы. Однако она оказалась слишком связанной с традиционными формами общества. К тому же, отсутствие конкурентов вызвало значительное разложение внутри самой церкви. Дисциплина падала как среди низшего духовенства, так и среди верхушки. Любые попытки отдельных священников выдвинуть нечто новое в рамках церкви вызывали жесткий отпор со стороны ортодоксов. Классическим примером является сожжение на костре Яна Гуса за критику существующего положения церкви и призывы к ее самоочищению.
Но в новых условиях желание людей к изменениям было слишком велико. И поскольку реформаторы, несмотря на значительную поддержку общества, не смогли убедить церковное руководство пойти на реформы внутри церкви, они начали создавать реформированную церковь. Поскольку сторонники реформаторской церкви начали с протестов против разложения католического духовенства, то их стали называть протестантами.

Различия между католицизмом и протестантизмом

Католическая церковь учила, что только она, благодаря знаниям ритуалов и заслугам своих святых, может помочь верующему достичь царствия небесного.
У католиков большим уважением пользовались священники и монахи, труд которых заключался в том, что они молились за всех перед Господом. Считалось что они обладают особыми силами – благодатью, т.е. имеют особый статус.
Протестанты же считали, что нельзя молиться за других, поэтому положение священника ничем не отличается положения мирянина. У протестантов не было духовенства как особого сословия, претендующего на особые отношения с богом, хотя священники, разумеется, присутствовали. Но с точки зрения протестантов священник – это обычный человек, который просто больше знает про то, как нужно молиться.
Они требовали упрощений в обрядности церкви, например перевода Библии и молитв на все языки (католики молились на латыни). Протестанты считали ненужными пышные обряды и многочисленное духовенство, которое эти обряды проводит.
В результате роль церкви как специальной организации, цель которой организовать верующих и помочь им достичь спасения, у протестантов была сведена к минимуму.
На практике это означало, что огромные богатства, накопленные католической церковью, которой принадлежала примерно 1/3 всей обрабатываемой земли, должны перейти в руки тех, кто будет проводить эту реформу. Церковь также собирала различные налоги, наиболее известным из которых была десятина. 10 процентов дохода мирянин должен был отдать церкви. В протестантских странах этот налог или отменялся, или собирался в пользу государства.
Они выступали также за новое отношение к труду, заявляя, что труд – это не наказание за первородный грех, а обязанность человека. Это отвечало стремлениям тех слоев, кто ориентировался на капиталистическое отношение к труду и к богатству.

Кальвинизм

Протестантизм очень быстро разделился на различные течения, имеющие свои подходы. Во Франции того времени наиболее распространенным был кальвинизм. Исторически сложилось так, что его сторонников во Франции называли гугенотами.
Создателем и основным теоретиком этого движения был Кальвин (1509 – 1564 г.).
Кальвин провозгласил доктрину о предопределении. Т.е., он заявлял, что бог заранее предначертал, кто из людей спасется, а кто попадет в ад. Но при этом каждый человек должен был активно действовать, веря в то, что он относится к числу избранных. Большую роль играло «призвание». Кальвин считал, что бог каждому даровал свое предназначение заниматься каким-либо делом. Выполняя его как можно более тщательно, человек приближается к спасению. Отсюда вытекал культ труда. С другой стороны, человек должен сосредоточиться на своем предназначении, и только на нем.
Кальвин резко отрицательно относился к любым развлечениям, украшениям и т.п. Он говорил, что человек должен трудиться и молиться. За соблюдением этих правил следила община (т.е. все окружающие). В Женеве, городе, где кальвинисты пришли к власти, все стороны жизни горожан были четко регламентированы. Все развлечения были запрещены. Современники сравнивали царившие там порядками с обстановкой в католических монастырях, причем тех, где очень жестко соблюдался устав. Несогласных наказывали, вплоть до сожжения на костре.

Гугеноты

Во Франции протестантизм начал распространятся среди торговцев и ремесленников. Первоначально королевская власть относилась к нему спокойно.
Дело в том, что король был союзником немецких протестантов в войне с испанцами. Позднее корона начала преследовать гугенотов. Но подавить их не удалось. Более того, к ним стало примыкать дворянство.
К середине века новую идеологию разделяли три группы.
Во-первых, представители тех слоев, которые не нуждались в защите и поддержке традиционных цехов, которые предпочитали работать по-новому. Разумеется, это не происходило автома­ти­чески. Но если человек начинал работать, например, применяя какое-то усовершенствование в технологии или организации труда (мануфактура), то члены цеха стремились заставить его отказаться от этого. А священник говорил о том, что главное не накопление денег, а только стремление заработать столько, чтобы хватило выжить. В результате такой человек или примыкал к гугенотской общине, или отказывался от новых идей.
В результате небольшие общины гугенотов сложились во всех крупных городах Франции, в первую очередь в наиболее экономически развитых. Разумеется, успехи гугенотов вызывали зависть их более правоверных, но менее удачливых собратьев. Следует учесть, что верхушка цехов, выступавшая за традиционные формы организации труда, практически сливалась с королевскими чиновниками. В результате новая религия стала идеологией и тех, кто выступал за новые способы производства, и тех, кто боролся против власти городской олигархии. Но, бросая вызов власти цехам, протестанты бросали вызов и королевской власти.
Во-вторых, небольшие города юга Франции, который позднее вошел в состав королевства. Они еще помнили времена, когда они имели значительную автономию. Здесь новая вера стала знаменем сепаратизма и борьбы за независимость от центральной власти, произвола ее чиновников и уплаты налогов.
В-третьих, южное дворянство, обычно имеющее меньше связей при дворе и потому не имеющее возможности компенсировать свои убытки за счет королевских милостей. Во главе их стали знатнейшие фамилии Франции – Бурбоны, Шатильоны и т.д. Они были недовольны тем, что королевская власть заменила их более сговорчивыми вассалами. Их во многом привлекала возможность поправить свои финансы за счет захвата церковных земель, а также земель своих противников. Не следует забывать, что среди верхушки дворянства были развиты традиции Ренессанса, с его уважением к личности человека и его праву на свободу мысли.
Среди гугенотов были разные люди. Были те, кто очень серьезно подошел к вопросам перемены веры, например Жанна Д'Альбре, королева Наваррская, рьяная сторонница протестантизма.
В Наварре была разрешена только протестантская религия. Земли католической церкви были конфискованы, а католики изгнаны.
Были и те, кто больше интересовался новой религией как возможностью улучшить свое положение, например ее муж, Антуан де Бурбон. Он использовал гугенотов, чтобы добиться усиления своего политического влияния.
Их сыном был знаменитый Генрих Наваррский.
В 1562 г. насчитывалось 2150 мест, где гугеноты молились. Общее количество гугенотов определялось примерно в 400 тыс. человек. Во Франции в то время насчитывалось примерно 16 миллионов жителей.
Поэтому гугеноты практически везде оставались в меньшинстве. Но это меньшинство было сосредоточено в городах, имеющих благодаря стенам большое военное значение и являющихся экономическими центрами страны. Также оно включало в свой состав множество дворян.
Поскольку они находились во враждебном окружении католиков, то обладали большей сплоченностью. Не стоит забывать, что поскольку вступление в новую веру было очень важным решением, то среди гугенотов был больший процент решительных и энергичных людей, чем среди католиков.


Для понимания мировоззрения гугенотской партии, особенно ее лидеров, очень важно понимание того факта, что в первой половине века протестантизм находился на подъеме. За считанные десятилетия в протестантскую веру перешли Скандинавские страны, практически вся Северная Германия, Англия. Тогдашний немецкий император Фердинанд I (1556 – 1564) стремился к диалогу с протестантами, а его сын и наследник проявлял к ним большие симпатии, и многие подозревали в нем самом тайного протестанта. При этом большая часть дворянства и значительная часть горожан императорского домена (Австрии) были протестантами.
Разумеется, это не означало, что все эти страны сразу перешли в новую веру. Были случаи, когда протестантизм отступал. Но все же его позиции постепенно росли. Так не удалась попытка королевы Марии вернуть католицизм в качестве государственной религии в Англии. Хотя она провозгласила католицизм государственной религией и успешно подавила оппозицию, ее предложение вернуть церковные земли вызвало массовое недовольство практически всего дворянства и обрекло ее политику на провал. При новой королеве Елизавете протестантизм вновь стал государственной религией, хотя значительная часть англичан оставалась католиками.
Во Франции двор традиционно отличался вольнодумством. Екатерина Медичи выслушала молитвы на французском языке. А ее дети, включая малолетнего короля, передразнивали католических священников. Его брат, будущий король Генрих 3-й, в девять лет заявил жене испанского посла: «Я маленький гугенот, но вырасту большим». В 1560 г. один из влиятельнейших духовных авторитетов протестантизма, Теодор де Без, назвал Екатерину Медичи «протестантской королевой».
Поэтому мысль о том, что протестантизм является идеологией будущего, к которой постепенно придут все христианские страны, включая и Францию, вовсе не выглядела невероятной.

Отношения между католиками и гугенотами

Говоря об отношениях во Франции 16 века, следует учесть, что верующими были тогда практически все, поэтому религиозные войны были вызваны не только социальными и экономическими причинами, но и религиозным фанатизмом с обеих сторон.
Между католиками и гугенотами всегда существовали значительные разногласия. Обе стороны считали своих противников еретиками.
Следует учитывать, что многие положения кальвинизма были направлены на разрушение традиционного общества и, естественно, вызывали его неприязнь. Так, неприятие кальвинистами традиций цехов (которые стремились к тому, чтобы все члены цеха имели гарантированный заработок), их любовь к труду приводили к разорению их конкурентов. Отказ от роскоши вел к разорению тех групп, которые занимались производством и продажей предметов роскоши.
Также не стоит забывать, что гугеноты отрицали возможность спасения с помощью молитв других людей. Поэтому гугенотская церковь намного меньше, чем католическая, занималась благо­творительностью. Сама идея о том, что если богатый человек даст милостыню, т.е. пожертвует деньги, а тот, кому дали эти деньги, помолится за него, не укладывалась в ее каноны. Ведь для спасения важны только личные заслуги человека, а не то, молится ли за него кто-то другой. Католики же поощряли милостыню, да и католическая церковь занималась благотворитель­ностью.
Нередко религиозные противоречия накладывались на старые споры, как бы облагораживая старинную вражду и вендетты.
Очень важно было то, что наиболее многочисленная часть населения страны, крестьяне, практически полностью остались в лоне католической церкви. Возможно, сыграл роль тот фактор, что Франция, как и другие романские страны, где католицизм сохранил свои позиции (Испания, Италия, Южная Германия), входила в состав Римской империи. Христианство в форме католицизма сформировалось и укрепилось здесь снизу, в основном на добровольной основе, впитав многие местные традиции и само став их частью. Причем это произошло еще в 2-3 вв.
В большинстве стран, где победил протестантизм, христианство в форме католицизма были навязано сверху в 8-11 вв. в уже готовом и достаточно жестком виде.
Разумеется, эти страны в рассматриваемое время давно уже были католическими. Но все же католицизм здесь намного меньше был связан с местными традициями и обычаями. Впрочем, это всего лишь предположение.
Но факт остается фактом: практически все крестьянство и большая часть других сословий Франции оставались католиками.

Международное положение

Самым могущественным государем Европы того времени был Филипп II, король Испании. Он был ярым сторонником католицизма. Ему принадлежит фраза: «лучше совсем не иметь поданных, чем иметь еретиков». Кроме Испании, ему принадлежат Нидерланды (нынешние Нидерланды, часто называемые в просторечии Голландия, по названию одной из провинций, плюс Бельгия и Люксембург) – самый развитый и, следовательно, самый богатый регион Европы 16 века.
Плюс половина Италии, которую он и его отец завоевали, разгромив Францию в так называемых итальянских войнах (первая половина 16 века). В его распоряжении была также огромная колониальная империя, включающая в себя всю современную Латинскую Америку, кроме португальской Бразилии, и южные штаты нынешних США (Техас, Калифорния, Флорида). Наиболее важны были золотые и серебряные рудники, дававшие королю огромные доходы. Кроме того, немецкий император, хозяин нынешних Австрии и Чехии, являлся его родственником и практически вассалом.
Но у него были и серьезные противники. Наиболее опасен был турецкий султан, который не уступал ему по размерам своих владений. С ним шла война в Средиземном море и в Австрии. Франция была традиционным союзником турок.
Крупные неприятности доставляли английские пираты, которым покровительствует их королева. Впрочем, и французские пираты не забывали про испанские корабли. Кроме того, многие немецкие и итальянские князья, и даже папа римский, не желали признавать лидерство испанской короны.
Начиная с 1566 г. в Нидерландах шло восстание против испанского владычества.
Оно проходило под знаменем борьбы за протестантскую религию. Повстанцам помогали англичане.

Начало религиозных войн

В 1559 г. на турнире совершенно случайно (копье противника сломалось, причем щепка попала королю в глаз) гибнет король Генрих 2. Потерпевшая поражение в Итальянских войнах, раздираемая религиозными спорами страна осталась без авторитетного лидера.
Новый король, Франциск 2 (его женой была та самая Мария Стюарт), умирает через три года, 16 лет от роду. Ему наследует его брат, десятилетний Карл 9.
Вдова короля Генриха 2, Екатерина Медичи, вновь и вновь становиться регентшей. Она была родом из семьи флорентийских банкиров, которые сумели захватить власть в своем родном городе. Достойная наследница Макиавелли, она была в целом равнодушна к религиозным спорам. Основу ее политики составляла игра на противоречиях между различными партиями, при которой корона должна была сохранять роль верховного арбитра.
Но она была женщина и иностранка, поэтому вынуждена искать союзников и маневрировать. При дворе началась борьба между аристократическими домами.
Наиболее влиятельными были три дома, каждый из которых возглавляли герцоги.
Это были дома Гиз, Бурбон и Монморанси. Все они опирались на своих сторонников и союзников.
Анри де Монморанси, представитель одной из древнейших династий, был лидером самого могущественного Дома Юга Франции, губернатором Лангедока. Кроме того, он был конетаблем (главнокомандующим). Монморанси приблизил ко двору своего племянника, Гаспара де Колиньи, получившего титул адмирала.
Дом Гизов (происходивший от младшего сына лотарингского герцога) возвысился благодаря французским королям первой половины 16 в., когда последние стали оттеснять от власти старую, непокорную аристократию. Его возглавлял Франсуа Гиз, опытный полководец, как и его сын, Генрих. Он добился того, что его второй сын, Карл, получил титул кардинала, 30 архиепископств, 9 епископств и 5 аббатств, приносившие ему огромные доходы и власть.
Третьим был дом Бурбонов, представителей старой аристократии, дальних родственников Капетингов. Но важнее было то, что теща их лидера, Антуана де Бурбона, была сестрой французского короля Франциска I, что делало его и его сына ближайшими родственниками Валуа. Кроме Антуана, большую роль в доме Бурбонов играл его брат, принц Конде.
Все три Дома сразу начали использовать религиозные споры в борьбе за власть.
Гизы всегда заявляли о себе, как о добрых католиках и защитниках церкви.
Антуан де Бурбон стремился опереться на гугенотов, хотя не раз предавал их.
Монморанси относились к протестантам с симпатией и старались придерживаться средней линии.

Религиозные войны

После смерти мужа Екатерина Медичи стала регентшей при малолетнем сыне-короле.
Она безуспешно попыталась найти компромисс между двумя религиями, организовав открытый диспут между католическими и протестантскими священниками в Пуаси.
Начиная с 1562 гг. начались открытые столкновения между католиками и гугенотами. Гугеноты добивались уважения своих прав. Католики этому препятствовали.
Со своими противниками обе партии не церемонились.
Нередко в различных городах проходили избиения более слабых группировок. Такие погромы (их устраивали и гугеноты и католики) первоначально получили название мишлеяд. Нередко уничтожались целые группы людей, например, вырезались целые монастыри или все протестантское население какого-либо города. Чаще представители противоположной веры изгонялись или ограничивались в правах, причем фортуна здесь могла быть весьма переменчивой.
Так, в Тулузе долгое время шли уличные бои между протестантами и католиками.
В Шалоне протестанты захватили власть над городом силой. В Лионе протестанты были изгнаны. В долине Роны особо «прославился» грабежами и убийствами католиков барон дез Андрэ (позднее вернувшийся в лоно католицизма)
Гугеноты нередко приглашали своих единоверцев из Германии, которые занимались в первую очередь грабежом. Католики стремились опереться на помощь католических держав.
Гугеноты первые сумели организоваться и благодаря этому действовали достаточно умело. Несмотря на то, что королевским войскам удалось одержать несколько крупных побед, им не удавалось полностью разгромить гугенотов. Под руководством адмирала Колиньи они сумели очень эффектно использовать практику набегов, со страшной силой опустошая королевство.
Вскоре все старые лидеры сошли со сцены.


Наиболее громким было убийство герцога Гиза. Его совершил один из приверженцев Колиньи, Польтро де Мере. Под пытками он заявил, что Колиньи склонял его к этому. Адмирал заявил, что невиновен в организации убийства, хотя и назвал это убийство благим делом. Несмотря на это, многие католики считали адмирала организатором убийства. Семья Гиза стремилась отомстить ему. Для них, как и для многих других, войны за власть и веру стали еще и частью кровной мести своим врагам.
Постепенно гугеноты добивались всё больших уступок, но не успокаивались на этом.
Королевская власть под руководством регентши стремилась добиться усмирения страны. При этом она опасалась как усиления крупной католической знати, так и усиления гугенотов. Она стремилась столкнуть лбами обе партии, уравновесив тем самым их влияние.
Основной программой королевы-матери было разрешение протестантской религии при условии, что протестанты не будут воевать за политические права. Но поскольку нельзя было социально-экономические проблемы решить простым разрешением свободы религии, то мятежи продолжались.
В 1564 г. королевские войска при Друэ разбили гугенотов. На стороне короля воевали испанцы, на стороне протестантов англичане. После этого был вновь заключен мир.
Но в провинции напряжение оставалось. Так, протестанты, жители городка Бокор, даже отказались впустить в город королевский кортеж, когда туда приехал король.
В 1566 г. гугеноты предприняли попытку захватить королевский двор в заложники в районе города Мо. Роскошный и гордый французский двор был вынужден галопом нестись к ближайшему укрепленному замку, а кавалерия гугенотов несколько раз пыталась прорваться через прикрывавшие их отряды швейцарской гвардии.
Король Франции бежал не от иностранных врагов, но от своих подданных. Это было чрезвычайно оскорбительно.
Началась новая война. Боевые действия шли практически по всей территории королевства. Королевские войска вновь одерживают победы, важнейшей из которых была битва при Сен-Дени (1566 г.) Но королевские войска не смогли захватить крепости и города гугенотов, важнейшей из которых была Ла-Рошель, торговая (и пиратская) столица юга Франции. Опираясь на свои крепости, протестанты безжалостно грабили Францию, вынуждая короля заключить мир.
Король был вынужден пойти на уступки и заключить мир.
Через некоторое время нарушения с обоих сторон привели к новой войне, проходившей по тому же сценарию.
Так продолжалось несколько раз.
Несмотря на это, Екатерина Медичи решила вновь попытаться добиться компромисса. В 1570 г. она выдвинула план династического брака между своей дочерью и Генрихом Наваррским, самым знатным из лидеров гугенотов, официально бывшим главой их партии.
Лидеры гугенотов согласились на это. Генрих, его брат, принц Конде и фактический глава гугенотов, адмирал Колиньи (недавно женившейся в 3-й раз), прибыли ко двору. Большим влиянием и уважением среди гугенотов пользовалась мать Генриха, королева Наварры Жанна Д'Альбре. Она также прибыла ко двору. Вскоре после этого скончалась. Поползли слухи о том, что она была отравлена. Говорили, что ей передали некие перчатки в подарок от королевы-матери, которые были смазаны или надушены ядом. Вскрытие, проведенное в наши дни, показало, что смерть последовала от естественных причин.

Ситуация летом 1572 г.

Итак, подготовка к свадьбе шла полным ходом.
В столицу съехалось большое количество дворян-гугенотов. Их богатство, высокомерие, нежелание принимать в расчет религиозные чувства окружающих вызывали ропот и недовольство парижан.
В городе, крупном производителе предметов роскоши, куда традиционно, в расчете на милостыню и возможность подработать стекалось множество людей, разоренных в ходе религиозных войн, быстро нарастало напряжение. Многие люди, искавшие здесь заработок или милостыню, были крестьянами, потерявшими свое имущество во время религиозных войн.
Тем временем во дворце Колиньи завоевывал доверие и дружбу короля, который открыто называл его своим отцом.
Молодой (22 года) король стремился вырваться из-под опеки своей матери и опереться на авторитет нового советника. Он стремился к воинской славе и оказывал все большее внимание речам опытного военачальника. Недавний мятежник все больше превращался в фактического руководителя страны.

Программа Колиньи

Колиньи выдвинул продуманную политическую программу. Он заявил, что французы (имелись в виду в первую очередь дворяне) – такой народ, что они обязательно должны воевать с кем-то, или за пределами страны, или между собой.
Естественно, первый вариант выглядел предпочтительнее.
Поэтому он выступал за помощь мятежным Нидерландам в их борьбе против испанского короля. Выгоды такого предложения были очевидны:

1) Франция присоединяет очень богатую страну.
2) Создание мощной армии позволит занять делом огромное количество дворян.
3) Победоносная война укрепит авторитет молодого короля.

Екатерина Медичи выступила против этих планов. Кроме того, что она теряла власть, ее недовольство вызывали следующие моменты программы Колиньи:

1) Война с могущественной Испанией будет очень трудной, вполне возможно, что Франция потерпит поражение.
2) Нидерланды борются за свою независимость. Чтобы втянуть Францию в войну, они могут многое обещать. Но захотят ли они воевать за подчинение французскому королю?
3) В условиях войны с Испанией корона не сможет воевать внутри страны. Если гугеноты вновь подымут мятеж, они смогут диктовать свои условия, так как армия будет занята за пределами страны. Поднять мятеж вполне могут и католики, возмущенные союзом с еретиками. В условиях серьезной внешней войны корона просто не сможет сопротивляться серьезному натиску внутри страны. Единственным вариантом для нее будут уступки на любые требования оппозиции. Наиболее организованной, а следовательно сильной оппозицией была гугенотская партия, хотя сбрасывать со счетов позиции католических ультра во главе с герцогом Гизом тоже не стоило.

Теперь уже невозможно сказать, насколько искренним был адмирал. Вариант того, что Колиньи втягивает страну в войну, чтобы усилить влияние своей партии, кажется вполне вероятным. Ведь война с Испанией означала союз с протестантскими державами и невозможность воевать с гугенотами внутри страны. Практически это означало, что аппетиты гугенотов будут ограничены только их скромностью.

Колебания короля и его окружения

Отказаться от плана Колиньи означало бы отказаться от соглашения с гугенотами, а значит, начать новую войну. Но весь опыт предыдущих столкновений убеждал в том, что все попытки уничтожить гугенотов в бою провалились. Но и решиться на войну с самой могущественной христианской державой того времени было непросто.
Надо сказать, что Колиньи, не дожидаясь официального решения, целенаправленно втягивал страну в войну. Несмотря на то, что Франция официально находилась в мире, он добился молчаливого согласия короля на то, чтобы один из его помощников (Жарнлис) с 4000-м отрядом отправился на помощь нидерландцам.
Но 17 июля этот отряд был разгромлен испанским наместником в Нидерландах, герцогом Альбой. Это показало силу испанцев.
Кроме того, протестантская Англия, возможный союзник в войне, пошла на примирение с Испанией. Дело в том, что англичане боялись усиления Франции так же, как и Испании.
9 и 10 августа на государственном совете, после долгих споров, было решено отказаться от плана войны с Испанией.
Характерно заявление, которое произнес Колиньи, обращаясь к королеве-матери:

«Мадам, король отказывается от вступления в войну, так пусть же Господу будет угодно, чтобы не началась еще одна, избежать которой будет уже не в его власти»

В устах человека, уже не раз подымавшего мятеж, это звучало весьма угрожающе.
В ответ Екатерина решила перейти к решительным действиям.
На встрече с вдовой герцога Гиза она фактически дала согласие на убийство Колиньи.
Но совершенная 22 августа попытка не удалась, и хотя убийцу не смогли задержать, выяснилось, что его лошадь была с конюшни Гизов и стрелял он из дома близкого к ним человека. Напряжение быстро нарастало.
Большое количество дворян-гугенотов скопилось вокруг дома, где жил Колиньи, и среди них шли открытые разговоры о мести. Становилось ясно, что устранение Колиньи вызовет неминуемую вспышку гражданской войны.
Практически перед правительством встала реально альтернатива, о которой не раз говорил Колиньи – война вовне страны или война внутри страны.
Утром 23 августа на совещании королевы-матери, брата короля Генриха Анжуйского, маршала Тавана, герцога Невера и ряда других была выдвинута идея о превентивном уничтожении руководства гугенотов и наиболее активных членов гугенотской партии, дабы запугать и сломить ее могущество.
Вечером того же дня было получено согласие короля.
События той ночи довольно хорошо описаны и показаны в различных книгах и фильмах.
Но следует учесть, что вслед за избиением гугенотов в Париже последовали такие же погромы во многих других городах Франции. В городах Мо, Ла Шарите, Бурже, Орлеане, Анжере, Труа, Руане, Бордо, Тулузе, Альби. Количество погибших очень разнится. Считается, что во время этих событий погибло от 20 до 30 тыс. чел.
Поэтому количество жертв той ночи нельзя ограничивать одним Парижем.
Несмотря на это, полностью разгромить гугенотов не удалось.
Гражданская война продолжалась.

Миф о Варфоломеевской ночи

Сразу после этого события обе стороны попытались дать объяснение этому событию.
Правительство разослало послания во все католические страны о том, что оно уничтожило большое количество еретиков. В своих посланиях в протестантские державы правительство выдвинуло другую версию, позднее ставшую официальной. Было заявлено, что гугеноты готовили заговор с целью убийства короля и его семьи, а также захвата власти. Т.е., речь шла не о борьбе за веру, а о борьбе за власть.
На вполне резонные заявления протестантов о том, в чем провинились женщины и дети, убитые в ту ночь, неофициально говорилось о разгуле черни.
Практически почти сразу был создан миф, рожденный как рассказами очевидцев, так и фантазиями создателей.
Этот миф включал в себя такие моменты, как преследование людей только за веру, коварство хозяев по отношению к гостям, низость убийц и святость жертв. Подчеркивая реальные факты, этот миф вырывал Варфоломеевскую ночь из всего контекста гражданской войны.
Протестантские проповедники выдвинули идею о том, что все это было заранее подстроено кровавой королевой. Версия о Екатерине Медичи, как об отравительнице и убийце, стала весьма популярной во многих памфлетах того времени. Говорилось о том, что коварная итальянка специально заманила мученика-адмирала и его сподвижников в ловушку. Естественно, что правда здесь щедро переплеталась и дополнялась вымыслом. Так, называлась цифра в 100 тыс. убитых. Вспомнили и о смерти королевы Наваррской.
Не стоит забывать, что такой миф вполне отвечал интересам не только протестантов, но и католиков. Ведь чем больше королевская власть была «замазана» участием в Варфоломеевской ночи, тем меньше у нее была возможность договориться с протестантами. Следовательно, увеличивалась ее зависимость от ультракатолической партии.
Практически во многом на основе этого мифа создали свои произведения такие классики литературы, как Бальзак, Мериме, Манн, Дюма и многие другие.
Не следует забывать, что Варфоломеевская ночь стала для многих из них символом королевского деспотизма и преследования человека за его убеждения. К тому же по условиям цензуры намного удобней было говорить о событиях 16 века, чем о событиях своего времени.
В результате миф о Варфоломеевской ночи, хотя и включающий в себя элементы истины, во многом заслонил собой само событие.
Опубликовано 07 октября 2019 | Комментариев 0 | Прочтений 2125

Ещё по теме...
Добавить комментарий