Религия Вуду
Вуду в переводе с языка народа фон (проживавшего в африканском королевстве Дагомея, которое существовало на побережье Западной Африки с 1620 по 1900 гг.) означает «дух», «божество». Это религиозная традиция, основой для которой служили культы и воззрения упомянутого народа фон и соседствующей с ним народности йоруба.
Кроме того, на формирование религии Вуду немалое влияние оказывали верования жителей центральной Африки (Гвинеи, Анголы, Конго, Сенегала и т.д.).
На остров, с 1492 года именовавшийся Эспаньолой («маленькой Испанией»), позже — Санто-Доминго («святое воскресенье») и лишь в 1804 г. названный Гаити (от «айти», что в переводе с языка индейцев означает «гористый остров»), а оттуда впоследствии — в Америку и Мексику — религия Вуду была привнесена чернокожими рабами.
Их, начиная с 1503 года, вынуждены были завозить на Гаити испанские колонизаторы, практически полностью истребившие местное население (индейцев племени таинос) и остро нуждавшиеся в дешевой рабочей силе.
Большую часть рабов, по мнению исследователей, составляли военнопленные и люди, обвиненные в каких-либо социальных проступках, в частности, за колдовство (lese-majeste).
Именно благодаря последним (среди которых было немало жрецов) религия Вуду повсеместно распространилась на Гаити, а в начале прошлого века проникла в Соединенные Штаты.
В наши дни в одном только Нью-Йорке насчитывается около 100 магазинов, где покупателям предлагают культовые принадлежности и даже жертвенных животных для проведения церемоний Вуду.
Считается, что термины Воуду, Вуду, Худу — синонимы. Это не совсем так. Упомянутые термины служат для наименования различных духовных систем. Религиозное течение на Гаити именуется Воуду (voudou), причем служители этого культа именуют себя «служителями лоа (loa — «духов»)», а не «vodouisant» (этот термин чаще применяют иностранцы).
В некоторых случаях упомянутое название записывается как «vodoun» (vodun, voudun). А, поскольку не все знают правила французской орфографии (согласно которым конечный «n» в данном случае не произносится), гаитянское религиозное течение иногда ошибочно именуют Воудан.
Водоу (vodou) — наименование целой системы верований нескольких народностей Бенина (государство в Западной Африке, прежде именовавшееся Дагомея). Приверженцы дагомейского (бенинского) Водоу также именуют себя «служителями loa».
Вуду (voodoo) — религиозная традиция афроамериканцев. Отличается от вышеперечисленных тем, что изначальная система верований и познаний утеряна, акценты смещены в сторону колдовских ритуалов.
Худу (hoodoo) — в некоторых регионах данный термин применяется для обозначения колдовских ритуалов.
Совершенно ошибочное мнение, что последователей Вуду в мире не так уж много. По самым приблизительным подсчетам в наши дни в мире насчитывается более 50 миллионов приверженцев данного религиозного течения.
Многие уверены, что Вуду — религиозная традиция, противопоставлявшаяся другим верованиям, активно насаждаемым колонизаторами. Но это не совсем так. И Вуду, и сходные шаманистские традиции зачастую ассимилировались с другими религиозными направлениями, поскольку открытое поклонение «языческим богам и символам» строго преследовалось.
Потому, например, Сантерия (santeria — «путь святости», от исп. Santo — «святой»), широко распространенная в Бразилии, на Кубе и на островах Карибского моря, представляет собой синтез испанского католицизма и африканского шаманизма.
Под видом почитания христианских святых, в храмах данной религии поклоняются духам (orisha), причем каждому из них соответствует определенный танец, эмблема, цвет, число, подношение (в виде пищи или жертвенного животного) и т.д.
Например, хранителя врат Легбу почитают под именем св. Петра, Дамбалла переименован в св. Патрика (общее у этих личностей — умение управляться со змеями), а, поклоняясь Деве Марии, последователи Сантерии на самом деле возносят хвалу богине плодородия и любви Эрзули.
Данному слиянию верований сопутствовало и то, что среди символов Вуду, Сантерии и т.д. присутствует крест (например, его выкладывают из муки на спине животного, принесенного в жертву лоа), не имеющий, однако, никакого отношения к христианству. В данном случае крест является древним шаманистским символом, олицетворяющим 4 стороны света.
В Бразилии также популярны формы верований, объединяемые термином «Макумба». К ним относятся Кандомбл (candomble), отличающийся от Сантерии тем, что у святых, которым «истово поклоняются» приверженцы данной религии, португальские имена, и Умбанда — результат слияния шаманизма, буддизма и индуизма.
В некоторых случаях к разновидностям Вуду причисляют практикуемую в Мексике Бруерию, но следует учесть, что данная традиция — результат объединения христианства и религиозных верований ацтеков.
Однако при этом нужно помнить, что упомянутая ассимиляция происходила лишь внешне, а, по сути, христианство и разновидности шаманистских религиозных традиций различны. Например, последователи Вуду не приемлют концепцию Страшного Суда, верят в то, что у человека имеется 2 души (одна представляет собой нетленную индивидуальность, и именуется gros bon ange — «большой добрый ангел»; вторая, ti bon ange — «маленький добрый ангел» — нечто вроде ангела-хранителя или совести) и т.д.
Еще одно ошибочное мнение, что в святилищах Вуду и мужчины, и женщины пляшут обнаженными. В религии Вуду и действия (танцы, песнопения, жертвоприношения и т.д.), и одеяния строго регламентированы. Женщинам предписывается являться на религиозные церемонии в белых одеждах, мужчинам — в костюмах.
В некоторых случаях во время церемонии женщины, одержимые Эрзули (Erzulie, духом, олицетворяющим любовную страсть) могут ярко проявить сексуальный интерес. Однако, во-первых, ориентирован этот порыв будет только на избранника прекрасной дамы (жениха или мужа), во-вторых, будет носить не оргаистический, а ритуальный характер.
Не обязательно человек, который во время ритуалов Вуду становится одержимым одним из духов, ведет себя очень агрессивно либо же впадает в прострацию. Многое зависит от того, какие именно лоа вселяются в человека. Например, Обатала (Obatala, в Сантерии — дух чистоты, противостоящий злу) дарует одержимому им спокойствие и уверенность в поведении и речах, обаяние, колдовские навыки и любовь к белым одеждам.
Вселение в человека духа пророчеств orunla проявляется в том, что одержимый произносит советы или предсказания (при этом голос всегда будет мужским, звучным и глубоким, вне зависимости от того, в кого именно вселился упомянутый дух).
А вот те, над которыми властвует Легба (Legba, страж перекрестков, дух, охраняющий врата в подземный мир и дарующий возможность человеку общаться с лоа и душами предков), теряют способность передвигаться и чаще всего лежат, словно парализованные.
Чаще всего, в последователей религии Вуду вселяются только африканские лоа. Но, бывают и исключения. Например, Мадмуазель Шарлота (Mademoiselle Charlotte) — дух, представляющий себя в виде белокожей женщины и вселяющийся чаще всего в белокожих последователей культа Вуду.
Одержимые этим лоа обретают обаяние, светские манеры, навыки этикета и совершенное знание французского языка (даже если не говорили на нем прежде).
Не всегда одержимость, обретенная во время ритуала Вуду, в обыденной жизни может только мешать человеку. Например, люди, одержимые Ochosi (духом целительства и охоты) обретают энергичность и быстроту движений, способность выслеживать врага и добычу, что позволяет им преуспеть в роли шпионов или охотников.
А попавшие под власть Shango (духа шторма, молний и грома) теряют чувствительность к воздействию огня и электрического тока, демонстрируют недюжинную физическую силу и навыки владения огнестрельным оружием.
И хотя люди под влиянием упомянутых духов должны прилагать немало усилий, дабы удержать себя от разрушительных действий, в некоторых случаях одержимость такого рода оказывается весьма полезной (например, во время военных действий или восстаний).
В некоторых случаях люди, одержимые лоа, совершают действия, опасные для их жизни и здоровья. Например, в человека вселяется Думбалла (Dumballah, дух, покровительствующий змеям и являющийся хранителем брачных уз).
Поскольку это божество обожает воду, одержимый может добраться до ближайшего водоема, и попросту утонуть. Чтобы предотвратить такой печальный исход, непосредственно в святилище помещаются большие емкости с водой, погружаясь в которые одержимый и духа задобрит, и жив останется.
Люди, над которыми властвует Геде (Ghede, бог царства мертвых, покровитель кладбищ и сексуального влечения) отличаются большой любовью к рому, сдобренному несколькими стручками жгучего перца, и во время ритуала с легкостью опустошают одним духом целую бутылку упомянутого напитка (что не так уж полезно для желудка одержимого).
Кроме того, на формирование религии Вуду немалое влияние оказывали верования жителей центральной Африки (Гвинеи, Анголы, Конго, Сенегала и т.д.).
На остров, с 1492 года именовавшийся Эспаньолой («маленькой Испанией»), позже — Санто-Доминго («святое воскресенье») и лишь в 1804 г. названный Гаити (от «айти», что в переводе с языка индейцев означает «гористый остров»), а оттуда впоследствии — в Америку и Мексику — религия Вуду была привнесена чернокожими рабами.
Их, начиная с 1503 года, вынуждены были завозить на Гаити испанские колонизаторы, практически полностью истребившие местное население (индейцев племени таинос) и остро нуждавшиеся в дешевой рабочей силе.
Большую часть рабов, по мнению исследователей, составляли военнопленные и люди, обвиненные в каких-либо социальных проступках, в частности, за колдовство (lese-majeste).
Именно благодаря последним (среди которых было немало жрецов) религия Вуду повсеместно распространилась на Гаити, а в начале прошлого века проникла в Соединенные Штаты.
В наши дни в одном только Нью-Йорке насчитывается около 100 магазинов, где покупателям предлагают культовые принадлежности и даже жертвенных животных для проведения церемоний Вуду.
Считается, что термины Воуду, Вуду, Худу — синонимы. Это не совсем так. Упомянутые термины служат для наименования различных духовных систем. Религиозное течение на Гаити именуется Воуду (voudou), причем служители этого культа именуют себя «служителями лоа (loa — «духов»)», а не «vodouisant» (этот термин чаще применяют иностранцы).
В некоторых случаях упомянутое название записывается как «vodoun» (vodun, voudun). А, поскольку не все знают правила французской орфографии (согласно которым конечный «n» в данном случае не произносится), гаитянское религиозное течение иногда ошибочно именуют Воудан.
Водоу (vodou) — наименование целой системы верований нескольких народностей Бенина (государство в Западной Африке, прежде именовавшееся Дагомея). Приверженцы дагомейского (бенинского) Водоу также именуют себя «служителями loa».
Вуду (voodoo) — религиозная традиция афроамериканцев. Отличается от вышеперечисленных тем, что изначальная система верований и познаний утеряна, акценты смещены в сторону колдовских ритуалов.
Худу (hoodoo) — в некоторых регионах данный термин применяется для обозначения колдовских ритуалов.
Совершенно ошибочное мнение, что последователей Вуду в мире не так уж много. По самым приблизительным подсчетам в наши дни в мире насчитывается более 50 миллионов приверженцев данного религиозного течения.
Многие уверены, что Вуду — религиозная традиция, противопоставлявшаяся другим верованиям, активно насаждаемым колонизаторами. Но это не совсем так. И Вуду, и сходные шаманистские традиции зачастую ассимилировались с другими религиозными направлениями, поскольку открытое поклонение «языческим богам и символам» строго преследовалось.
Потому, например, Сантерия (santeria — «путь святости», от исп. Santo — «святой»), широко распространенная в Бразилии, на Кубе и на островах Карибского моря, представляет собой синтез испанского католицизма и африканского шаманизма.
Под видом почитания христианских святых, в храмах данной религии поклоняются духам (orisha), причем каждому из них соответствует определенный танец, эмблема, цвет, число, подношение (в виде пищи или жертвенного животного) и т.д.
Например, хранителя врат Легбу почитают под именем св. Петра, Дамбалла переименован в св. Патрика (общее у этих личностей — умение управляться со змеями), а, поклоняясь Деве Марии, последователи Сантерии на самом деле возносят хвалу богине плодородия и любви Эрзули.
Данному слиянию верований сопутствовало и то, что среди символов Вуду, Сантерии и т.д. присутствует крест (например, его выкладывают из муки на спине животного, принесенного в жертву лоа), не имеющий, однако, никакого отношения к христианству. В данном случае крест является древним шаманистским символом, олицетворяющим 4 стороны света.
В Бразилии также популярны формы верований, объединяемые термином «Макумба». К ним относятся Кандомбл (candomble), отличающийся от Сантерии тем, что у святых, которым «истово поклоняются» приверженцы данной религии, португальские имена, и Умбанда — результат слияния шаманизма, буддизма и индуизма.
В некоторых случаях к разновидностям Вуду причисляют практикуемую в Мексике Бруерию, но следует учесть, что данная традиция — результат объединения христианства и религиозных верований ацтеков.
Однако при этом нужно помнить, что упомянутая ассимиляция происходила лишь внешне, а, по сути, христианство и разновидности шаманистских религиозных традиций различны. Например, последователи Вуду не приемлют концепцию Страшного Суда, верят в то, что у человека имеется 2 души (одна представляет собой нетленную индивидуальность, и именуется gros bon ange — «большой добрый ангел»; вторая, ti bon ange — «маленький добрый ангел» — нечто вроде ангела-хранителя или совести) и т.д.
Еще одно ошибочное мнение, что в святилищах Вуду и мужчины, и женщины пляшут обнаженными. В религии Вуду и действия (танцы, песнопения, жертвоприношения и т.д.), и одеяния строго регламентированы. Женщинам предписывается являться на религиозные церемонии в белых одеждах, мужчинам — в костюмах.
В некоторых случаях во время церемонии женщины, одержимые Эрзули (Erzulie, духом, олицетворяющим любовную страсть) могут ярко проявить сексуальный интерес. Однако, во-первых, ориентирован этот порыв будет только на избранника прекрасной дамы (жениха или мужа), во-вторых, будет носить не оргаистический, а ритуальный характер.
Не обязательно человек, который во время ритуалов Вуду становится одержимым одним из духов, ведет себя очень агрессивно либо же впадает в прострацию. Многое зависит от того, какие именно лоа вселяются в человека. Например, Обатала (Obatala, в Сантерии — дух чистоты, противостоящий злу) дарует одержимому им спокойствие и уверенность в поведении и речах, обаяние, колдовские навыки и любовь к белым одеждам.
Вселение в человека духа пророчеств orunla проявляется в том, что одержимый произносит советы или предсказания (при этом голос всегда будет мужским, звучным и глубоким, вне зависимости от того, в кого именно вселился упомянутый дух).
А вот те, над которыми властвует Легба (Legba, страж перекрестков, дух, охраняющий врата в подземный мир и дарующий возможность человеку общаться с лоа и душами предков), теряют способность передвигаться и чаще всего лежат, словно парализованные.
Чаще всего, в последователей религии Вуду вселяются только африканские лоа. Но, бывают и исключения. Например, Мадмуазель Шарлота (Mademoiselle Charlotte) — дух, представляющий себя в виде белокожей женщины и вселяющийся чаще всего в белокожих последователей культа Вуду.
Одержимые этим лоа обретают обаяние, светские манеры, навыки этикета и совершенное знание французского языка (даже если не говорили на нем прежде).
Не всегда одержимость, обретенная во время ритуала Вуду, в обыденной жизни может только мешать человеку. Например, люди, одержимые Ochosi (духом целительства и охоты) обретают энергичность и быстроту движений, способность выслеживать врага и добычу, что позволяет им преуспеть в роли шпионов или охотников.
А попавшие под власть Shango (духа шторма, молний и грома) теряют чувствительность к воздействию огня и электрического тока, демонстрируют недюжинную физическую силу и навыки владения огнестрельным оружием.
И хотя люди под влиянием упомянутых духов должны прилагать немало усилий, дабы удержать себя от разрушительных действий, в некоторых случаях одержимость такого рода оказывается весьма полезной (например, во время военных действий или восстаний).
В некоторых случаях люди, одержимые лоа, совершают действия, опасные для их жизни и здоровья. Например, в человека вселяется Думбалла (Dumballah, дух, покровительствующий змеям и являющийся хранителем брачных уз).
Поскольку это божество обожает воду, одержимый может добраться до ближайшего водоема, и попросту утонуть. Чтобы предотвратить такой печальный исход, непосредственно в святилище помещаются большие емкости с водой, погружаясь в которые одержимый и духа задобрит, и жив останется.
Люди, над которыми властвует Геде (Ghede, бог царства мертвых, покровитель кладбищ и сексуального влечения) отличаются большой любовью к рому, сдобренному несколькими стручками жгучего перца, и во время ритуала с легкостью опустошают одним духом целую бутылку упомянутого напитка (что не так уж полезно для желудка одержимого).
Опубликовано 18 июля 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1331
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: