Знамя над Рейхстагом: Гонки фотокоров
Знамя над Рейхстагом: Гонки фотокоров
Сегодня невозможно себе представить, чтобы какое-то важное событие обошлось без фотокорреспондентов. Первой в истории человечества войной, запечатлённой на фотоплёнку, была Крымская (1853-1856 годы). В 1945 году технические средства и искусные фотокоры, уже оставившие потомкам массу впечатляющих документов, были в состоянии надлежащим образом запечатлеть волнующий миг водружения символа Победы над Рейхстагом.

Снимок фотокорреспондента Тёмина

Фотокоров подстёгивали главные редакторы различных изданий, хотя в этом не было нужды. Они, прошедшие всю войну, были людьми смелыми, энергичными и весьма инициативными. Талантливый и удачливый фотокорреспондент газеты «Правда» Виктор Антонович Тёмин сумел опередить всех конкурентов, и его газета напечатала впечатляющий снимок горящего Рейхстага с красным знаменем на куполе. Тёмин договорился с авиаторами, и ему 1 мая выделили самолёт По-2, чтобы он смог с воздуха запечатлеть триумф Советской армии. 30 апреля прошла информация, что Рейхстаг взят и над ним реет красный флаг.
1 мая вокруг Рейхстага и в самом здании шёл ожесточённый бой. Поэтому на кукурузнике кружить над зданием и фотографировать было довольно опасно. Сделали один круг, во время которого Тёмин сумел произвести целый ряд замечательных фотоснимков. Вернувшись на аэродром, на котором стоял и персональный самолёт Жукова, Тёмин сумел каким-то образом убедить пилота немедленно вылететь в Москву, не спросив разрешения у самого маршала. Шутили, что Тёмин просто угнал самолёт Жукова.

Выход, найденный в редакции

Когда в Москве проявили плёнку, оказалось, что снимки действительно очень удачные, только вот никаких флагов на них не видно. Хотя не менее десятка знамён уже были вывешены и установлены в различных местах здания. И Тёмин хорошо их видел с самолёта. Что делать?
В редакции своему лучшему фотографу поверили на слово, тем более что уже было объявлено на весь мир о водружении флага над Рейхстагом. И если он ещё там не установлен, то это всё равно случится и объявленную дату никто менять не будет. Правда, главного редактора совсем не устроили места установки знамён, на которые указывал Тёмин, не зная точно, какое из них и есть главное Знамя Победы. Для Знамени Победы мог подойти только купол Рейхстага. Поэтому ретушёру приказали дорисовать флаг на нужном месте.
Тёмин вернулся в Берлин на том же самолёте Жукова, размахивая пачкой газет с фотографией поверженного Рейхстага и развевающегося знамени на его куполе.

Во всём виноват ретушёр

Художник-ретушёр, пририсовавший флаг, плохо представлял себе размеры огромного купола Рейхстага. На фотографии Тёмина флаг вышел несуразно огромным, в 2-3 раза больше настоящего знамени. Даже не зная размеров Рейхстага, путём простого сравнения, можно увидеть огромное несовпадение между знаменем, с которым позировали перед фотографами Егоров и Кантария, и флагом на снимке Тёмина.
1 мая, когда Тёмин облетал Рейхстаг на кукурузнике, в самом здании возник пожар, и столбы дыма валили через купол. Знамя Победы Егоров с помощью Кантарии, уже без охраны отряда автоматчиков, установили 2 мая во второй половине дня, когда пожар в центральном зале утих. Тем не менее фотография В.А. Тёмина официально называется «Знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года в Берлине». Снимок был удостоен наград в СССР и за рубежом.

Фотографии Морозова

Все остальные фотографии Знамён Победы, сделанные по горячим следам, были выполнены 2 мая, после капитуляции Берлина. Другим фотокорам соревноваться с Тёминым было сложно, и они пошли традиционным путём «вылавливания» главных действующих лиц. Фронтовой фотокорреспондент старший лейтенант Анатолий Морозов сделал знаменитый снимок Егорова и Кантарии со Знаменем Победы 2 мая 1945 года. Через 60 лет Анатолий Павлович рассказывал, что он находился на командном пункте 3-й ударной армии, когда пришла телеграмма из ГлавПУРа — срочно сфотографировать героев-знаменосцев, водрузивших Знамя Победы.


От командного пункта армии до Рейхстага было метров триста. Рейхстаг, как и весь берлинский гарнизон, капитулировал, но многие отдельные группы немецких солдат об этом ещё не знали, и перестрелки были довольно оживлёнными. Морозов разыскал командира батальона С. Неустроева и сказал, что имеет задание сфотографировать знаменосцев. Они нашли Егорова и Кантарию спящими в подвале Рейхстага. Лейтенанта Береста, сыгравшего выдающуюся роль не только при водружении Знамени Победы, но и во взятии Рейхстага, разыскать тогда не удалось.
Фотокор потащил полусонных бойцов на крышу, знамя сняли со скульптуры Вильгельма II, и была сделана целая серия снимков. Морозов гонял Егорова и Кантарию по лестницам, этажам и крыше Рейхстага. Плёнка была отправлена в Москву, и 3 мая все газеты СССР опубликовали этот исторический кадр. Счастливые и взволнованные Егоров и Кантария, ещё не привыкшие к вниманию корреспондентов, стоят на крыше Рейхстага и держат развевающееся под порывами ветра Знамя Победы. Никаких надписей на флаге пока нет. Они появились позднее, по указанию политотдела дивизии.

Одно из самых известных фото Черчилля, где он запечатлён сердитым, сделано в 1941 году. Премьер-министр отказался убрать сигару, и тогда фотограф просто отобрал её. Реакция Черчилля на эту наглость осталась на фото.

Главные знаменосцы?

Но наибольшим вниманием фотокоров пользовалась группа разведчиков лейтенанта С. Сорокина. Корреспонденты Яков Рюмкин, Александр Капустянский (газета «Красная Звезда»), Иван Шагин («Комсомольская правда») сделали массу исторических снимков. Самые известные из них, когда на фото Шагина разведчики Сорокина (с развёрнутым знаменем в руках — Г. Булатов) бегут пригнувшись в сторону Рейхстага. На снимке Рюмкина у флага на Рейхстаге запечатлены бойцы группы Сорокина из 674-го полка, включая Григория Булатова, и оказавшийся вместе с ними командир батальона С.А. Неустроев из 756-го полка. Капустянский сфотографировал разведчиков крупным планом — впереди всех молодой боец Булатов, водрузивший Знамя Победы.
Многие считают, что именно эта группа водрузила на скульптуре «Германия» первый красный флаг (сшитый из немецкого матраца) 30 апреля в 14:25, когда генерал Кузнецов докладывал об этом маршалу Жукову. Почему в конце концов «главными» знаменосцами Победы стали Егоров и Кантария, кто сделал окончательный выбор — точного ответа нет.

Поиск художника

Совершенно другим путём пошёл ещё один знаменитый фронтовой корреспондент — Евгений Халдей. В отличие от своих коллег, Халдей в этот раз размышлял над тем, что завершение войны необходимо увенчать фотошедевром, который не оставит равнодушными ни современников, ни потомков.
В Будапеште кто-то дал Халдею газету со снимком знаменитого американского фотожурналиста Джо Розенталя. Американские морские пехотинцы водружают звёздно-полосатый флаг на острове Иводзима, взятом после крайне ожесточённых боёв. Этот постановочный (то есть художественный, не документальный) снимок стал в Соединённых Штатах культовым, главным фотоснимком Второй мировой войны. Работа Розенталя произвела на Евгения огромное впечатление и послужила толчком для обдумывания сюжета с флагом, достойного для завершения его фронтовой фотоэпопеи.

Действовать наверняка

Поставив перед собой цель, Евгений Ананьевич подумал, что неразумно действовать на авось. И попросил тассовско-го завхоза, Григория Любинского, помочь ему с материалом для флага. Любинский презентовал ему три красные скатерти. Дальний родственник Евгения, портной Израиль Соломонович Кишицер, сшил ему из этих скатертей три флага. Серп, молот и звезду Халдей вырезал из простыни лично. Вот эти три флага и находились в рюкзаке фотокора и всегда были готовы к использованию в подходящей ситуации.
Взобравшись на Бранденбургские ворота, где он водрузил один из своих флагов, Евгений увидел вдалеке купол Рейхстага. Знамени Победы на куполе ещё не было. Халдей подошёл к бывшему парламенту, к группе солдат. Не говоря ни слова, вместо приветствия достал из-за пазухи заветный флаг и показал бойцам. Они аж ахнули от изумления и вызвались проводить фотокора на крышу.

Шедевр Евгения Халдея

Е. Халдей вспоминал, что к горящему куполу Рейхстага приблизиться было невозможно. Он полыхал, валил густой дым, сыпались искры. Поэтому фотокор начал искать другое место, с хорошим видом на Берлин. Стоя на самом краю крыши, Евгений отснял две кассеты. Фотографии получились отменные: на фоне разрушенной немецкой столицы, с улицей, полной всяческой техники — трамваев, танков, машин.
В 1995 году Е.А. Халдей был приглашён на международный фестиваль фотожурналистики, проходивший в городе Перпиньяне во Франции. Туда приехал и Джо Розенталь. Оба были удостоены наивысшей награды — звания рыцарей ордена Искусств и литературы.Источник: "Тайны ХХ века" №18, 2014 г.
Опубликовано 07 мая 2019 | Комментариев 0 | Прочтений 1548

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия