Древние Маги Норманов
Специалисты в области магии порой утверждают, что искусство волшебства у норманнов восходит к хордаландерам — древнейшим обитателям затонувшего материка Арктида, в незапамятные времена находившегося где- то на Крайнем Севере.
Меч против призрака
У древних скандинавов были очень богатые представления о всевозможных духах и волшебстве. Их магия была основана на интуиции, чувстве, не подвластном рассудку. Магами становились лишь в результате долгой душевной работы, сопряженной со страданиями и даже безумием. Рядом с людьми, как представлялось скандинавам, обитало множество потусторонних существ, представления о которых были весьма своеобразными. Например, норманнских призраков можно было убить с помощью холодного оружия…
Восставшие из мертвых
Скорее, речь идет даже не о призраках, а об оживших мертвецах. Одна из исландских саг повествует о том, что в поселке Торгальштадт жил нелюдимый крестьянин по имени Глаам. Окружающие не любили его. Однажды соседи нашли Глаама во дворе мертвым и по некоторым признакам решили, что его убил призрак. После смерти этот человек стал вредить жителям деревни, губить скот. Тот, кто случайно встречал его ночью, терял рассудок. Об этом кошмаре, постигшем Торгальштадт, прослышал храбрец Гретге и отправился туда, чтобы сразиться с живым мертвецом.
Однажды ночью призрак Глаама возник перед Гретге, который лежал в постели. Между ними завязалась драка. Когда, казалось, призрак одолел Гретге, к тому вдруг вернулись силы. Он взмахнул мечом и отсек Глааму голову, после чего сжег труп, собрал золу в кожаный мешок и зарыл ее вдали от лугов и дорог.
Эйрбиггернская сага повествует о том, как богатая женщина по имени Торгунна заболела и умерла. Она поделила между родственниками свое имущество и, между прочим, велела сжечь постель, на которой испустила дух. Однако наследники этого не сделали, так как постель стоила очень дорого. Вскоре после этого заболели и умерли 18 из 30 живших в доме людей. Их призраки стали ежесуточно появляться у очага, словно желая погреться у огня. Тогда жрец Спор- ре приказал все-таки сжечь постель Торгунны, а на призраков пожаловаться так называемому дверному суду, который обладал властью отваживать призраков.
Так и поступили. Когда постель была сожжена, дверной суд, собравшийся в доме Торгунны, вызвал на заседание призрак ее брата Торера Видлега. Тот не замедлил явиться. «Я сидел, пока мог сидеть здесь», — произнес он, выслушав приговор, согласно которому ему следовало убраться на кладбище, и вышел через дверь. То же повторилось и с остальными умершими родственниками Торгунны.
После изгнания призраков в жилище вошел священник, который с молитвой окропил дом святой водой. Больше привидения не появлялись.
Кол ненависти
Магия норманнов могла быть направлена не только на благие цели. Злой или завистливый ЙШ человек порой наводил на сельчан порчу. Едва ли не самым ужасным орудием наведения порчи считался «кол ненависти», который вонзали в землю, надев на него лошадиную голову. Считалось, что в ту сторону, куда «смотрит» лошадиная морда, непременно придет несчастье.
Это действо сопровождалось произнесением магических заклинаний. Когда великий скальд Эгиль Скаллегримсен (910-990 годы) решил навести порчу на земли королевской четы — Эриха Блютакса и Гунгильды, он высадился на окраине их острова, поднялся на склон гор, обращенный к их стране, вонзил в землю ореховый кол и надел на него конскую голову. При этом он произнес такие слова: «И обращаю против всех ветров страны, которые живут в ней, чтобы они всегда блуждали и не находили бы себе постоянного места, пока не прогонят короля Эриха с королевой Гунгильдой».
Волшебные руны
Особенно важную роль в скандинавской магии играли руны. По словам знатоков, руническая магия основана на сакральном кодировании, сакральном чтении и начертании знаково-буквенных систем, наделенных магическим и божественным смыслом. Как свидетельствуют данные археологии, уже первые знаки, начертанные человеком на камне, кости или дереве, несомненно, носили магический характер. Древнейшие находки такого рода относятся к XVII-XVI тысячелетию до н. э. Уже среди них находят знаки, напоминающие некоторые руны. В VI-V тысячелетии до н. э. в Европе начался необычайный культурный подъем. Археологи находят множество предметов быта и украшений с нанесенными на них изображениями магического характера. Многие из них и являются предшественниками рунического алфавита. Еще позднее, в III-I тысячелетии до н.э., системы магических знаков начинают превращаться в магические алфавиты.
Принято считать, что первый германский рунический алфавит — Футарк — сформировался к II веку уже нашей эры. Прообразом этого алфавита стало североитапийское письмо. Само же слово «руна» происходит от старонорвежского существительного «рун», означавшего «шепот» или «секрет».
Как гласит скандинавский миф, секретами рун изначально владел великан и мудрец Мимир. К нему обратился верховный бог Один, который был покровителем мудрости.
Великан потребовал сокровенное знание правый глаз бога. Один не только отдал свой правый глаз, но и прибил себя собственным копьем к мировому дереву, где и провисел девять дней. В эти дни к нему и пришло желаемое знание.
Во зло и во благо
Использовать магические руны можно было как во зло, так и во благо. Тот же Эгиль Скаллегримсен умел использовать их для исцеления людей. Однажды он зашел к знакомому крестьянину, у которого болела дочь. Она лежала в беспамятстве. Эгиль вырезал руны на рыбьей кости, которую затем положил больной под подушку. Тогда дочь крестьянина очнулась, словно ото сна, и сказала, что ей стало лучше.
Любопытно, что у скандинавов не было разделения магии на белую и черную. Волшебство считалось просто хорошим, если направлялось на пользу людям, и дурным, если с его помощью наносили вред. Всякое волшебство было одинаково законно, и колдунов уважали, если только они не использовали чары в мошеннических целях. Да и в этом случае отнюдь не сама магия, а ее цель считалась позорной.
До принятия христианства употребление рун и чародейных заговоров никому не ставилось в вину даже в том случае, если они применялись во зло. Но прошло всего полвека, и Энгаль, убийца Гретты Сильного, был объявлен народным собранием вне закона за то, что одолел Гретгу с помощью волшебства.
Предвидевшие будущее
Имелись у норманнов и свои прорицательницы-волюры. Особенно много их было в Норвегии и Гренландии. В саге Торфина Карасемна есть описание одной такой предсказательницы: «На ней был голубой плащ, завязывающийся спереди лентами, усыпанный донизу каменьями. На шее были надеты стеклянные бусы, на голове черная барашковая шапочка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с медным набалдашником, обсыпанным самоцветами. Талию охватывал пояс, на котором висела сумка с трутом и другими приспособлениями для добывания огня. Рядом висел кожаный мешок, в котором прорицательница хранила волшебные снадобья для чародейства. На ногах были меховые башмаки из телячьей кожи с длинными ремнями, на концах которых позвякивали, ударяясь одна о другую, оловянные пуговицы. На руках у нее были теплые перчатки из кошачьего меха. Как только женщина вошла, все сочли своим долгом вскочить и, кланяясь, приветствовать ее. Она же принимала каждого ласково или холодно, в зависимости оттого, нравился ей человек или же нет».
Хорошая волшебница должна была знать заговор «варлокка», обладавший особой силой. К тому же ей следовало уметь толковать сны. У норманнов всякий мужчина и всякая женщина могли объяснить сны, но чародеи делали это особенно хорошо. Они обладали также даром прорицания и умели заглядывать в будущее.
Меч против призрака
У древних скандинавов были очень богатые представления о всевозможных духах и волшебстве. Их магия была основана на интуиции, чувстве, не подвластном рассудку. Магами становились лишь в результате долгой душевной работы, сопряженной со страданиями и даже безумием. Рядом с людьми, как представлялось скандинавам, обитало множество потусторонних существ, представления о которых были весьма своеобразными. Например, норманнских призраков можно было убить с помощью холодного оружия…
Восставшие из мертвых
Скорее, речь идет даже не о призраках, а об оживших мертвецах. Одна из исландских саг повествует о том, что в поселке Торгальштадт жил нелюдимый крестьянин по имени Глаам. Окружающие не любили его. Однажды соседи нашли Глаама во дворе мертвым и по некоторым признакам решили, что его убил призрак. После смерти этот человек стал вредить жителям деревни, губить скот. Тот, кто случайно встречал его ночью, терял рассудок. Об этом кошмаре, постигшем Торгальштадт, прослышал храбрец Гретге и отправился туда, чтобы сразиться с живым мертвецом.
Однажды ночью призрак Глаама возник перед Гретге, который лежал в постели. Между ними завязалась драка. Когда, казалось, призрак одолел Гретге, к тому вдруг вернулись силы. Он взмахнул мечом и отсек Глааму голову, после чего сжег труп, собрал золу в кожаный мешок и зарыл ее вдали от лугов и дорог.
Эйрбиггернская сага повествует о том, как богатая женщина по имени Торгунна заболела и умерла. Она поделила между родственниками свое имущество и, между прочим, велела сжечь постель, на которой испустила дух. Однако наследники этого не сделали, так как постель стоила очень дорого. Вскоре после этого заболели и умерли 18 из 30 живших в доме людей. Их призраки стали ежесуточно появляться у очага, словно желая погреться у огня. Тогда жрец Спор- ре приказал все-таки сжечь постель Торгунны, а на призраков пожаловаться так называемому дверному суду, который обладал властью отваживать призраков.
Так и поступили. Когда постель была сожжена, дверной суд, собравшийся в доме Торгунны, вызвал на заседание призрак ее брата Торера Видлега. Тот не замедлил явиться. «Я сидел, пока мог сидеть здесь», — произнес он, выслушав приговор, согласно которому ему следовало убраться на кладбище, и вышел через дверь. То же повторилось и с остальными умершими родственниками Торгунны.
После изгнания призраков в жилище вошел священник, который с молитвой окропил дом святой водой. Больше привидения не появлялись.
Кол ненависти
Магия норманнов могла быть направлена не только на благие цели. Злой или завистливый ЙШ человек порой наводил на сельчан порчу. Едва ли не самым ужасным орудием наведения порчи считался «кол ненависти», который вонзали в землю, надев на него лошадиную голову. Считалось, что в ту сторону, куда «смотрит» лошадиная морда, непременно придет несчастье.
Это действо сопровождалось произнесением магических заклинаний. Когда великий скальд Эгиль Скаллегримсен (910-990 годы) решил навести порчу на земли королевской четы — Эриха Блютакса и Гунгильды, он высадился на окраине их острова, поднялся на склон гор, обращенный к их стране, вонзил в землю ореховый кол и надел на него конскую голову. При этом он произнес такие слова: «И обращаю против всех ветров страны, которые живут в ней, чтобы они всегда блуждали и не находили бы себе постоянного места, пока не прогонят короля Эриха с королевой Гунгильдой».
Волшебные руны
Особенно важную роль в скандинавской магии играли руны. По словам знатоков, руническая магия основана на сакральном кодировании, сакральном чтении и начертании знаково-буквенных систем, наделенных магическим и божественным смыслом. Как свидетельствуют данные археологии, уже первые знаки, начертанные человеком на камне, кости или дереве, несомненно, носили магический характер. Древнейшие находки такого рода относятся к XVII-XVI тысячелетию до н. э. Уже среди них находят знаки, напоминающие некоторые руны. В VI-V тысячелетии до н. э. в Европе начался необычайный культурный подъем. Археологи находят множество предметов быта и украшений с нанесенными на них изображениями магического характера. Многие из них и являются предшественниками рунического алфавита. Еще позднее, в III-I тысячелетии до н.э., системы магических знаков начинают превращаться в магические алфавиты.
Принято считать, что первый германский рунический алфавит — Футарк — сформировался к II веку уже нашей эры. Прообразом этого алфавита стало североитапийское письмо. Само же слово «руна» происходит от старонорвежского существительного «рун», означавшего «шепот» или «секрет».
Как гласит скандинавский миф, секретами рун изначально владел великан и мудрец Мимир. К нему обратился верховный бог Один, который был покровителем мудрости.
Великан потребовал сокровенное знание правый глаз бога. Один не только отдал свой правый глаз, но и прибил себя собственным копьем к мировому дереву, где и провисел девять дней. В эти дни к нему и пришло желаемое знание.
Во зло и во благо
Использовать магические руны можно было как во зло, так и во благо. Тот же Эгиль Скаллегримсен умел использовать их для исцеления людей. Однажды он зашел к знакомому крестьянину, у которого болела дочь. Она лежала в беспамятстве. Эгиль вырезал руны на рыбьей кости, которую затем положил больной под подушку. Тогда дочь крестьянина очнулась, словно ото сна, и сказала, что ей стало лучше.
Любопытно, что у скандинавов не было разделения магии на белую и черную. Волшебство считалось просто хорошим, если направлялось на пользу людям, и дурным, если с его помощью наносили вред. Всякое волшебство было одинаково законно, и колдунов уважали, если только они не использовали чары в мошеннических целях. Да и в этом случае отнюдь не сама магия, а ее цель считалась позорной.
До принятия христианства употребление рун и чародейных заговоров никому не ставилось в вину даже в том случае, если они применялись во зло. Но прошло всего полвека, и Энгаль, убийца Гретты Сильного, был объявлен народным собранием вне закона за то, что одолел Гретгу с помощью волшебства.
Предвидевшие будущее
Имелись у норманнов и свои прорицательницы-волюры. Особенно много их было в Норвегии и Гренландии. В саге Торфина Карасемна есть описание одной такой предсказательницы: «На ней был голубой плащ, завязывающийся спереди лентами, усыпанный донизу каменьями. На шее были надеты стеклянные бусы, на голове черная барашковая шапочка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с медным набалдашником, обсыпанным самоцветами. Талию охватывал пояс, на котором висела сумка с трутом и другими приспособлениями для добывания огня. Рядом висел кожаный мешок, в котором прорицательница хранила волшебные снадобья для чародейства. На ногах были меховые башмаки из телячьей кожи с длинными ремнями, на концах которых позвякивали, ударяясь одна о другую, оловянные пуговицы. На руках у нее были теплые перчатки из кошачьего меха. Как только женщина вошла, все сочли своим долгом вскочить и, кланяясь, приветствовать ее. Она же принимала каждого ласково или холодно, в зависимости оттого, нравился ей человек или же нет».
Хорошая волшебница должна была знать заговор «варлокка», обладавший особой силой. К тому же ей следовало уметь толковать сны. У норманнов всякий мужчина и всякая женщина могли объяснить сны, но чародеи делали это особенно хорошо. Они обладали также даром прорицания и умели заглядывать в будущее.
Опубликовано 14 апреля 2018
| Комментариев 0 | Прочтений 1995
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: