Жители древней Германии были каннибалами
Немецкий город Шпейер в регионе Рейн-Неккар (земля Рейнланд-Пфальц) знаменит своим романским собором и коллекцией древних костей. Черепа, кости ног и позвоночника часто можно увидеть в археологических музеях, однако эта коллекция имеет свои особенности. Она говорит о том, что этих людей съели каннибалы.
"На черепах есть желобки, которые начинаются около носа и идут вниз к шее. И на висках такие же. Эти следы, без сомнения, указывают на то, что мясо здесь отрывалось", - рассказала Андреа Цеб-Ланц, глава регионального археологического отделения.
На некоторых костях заметны тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями. Края бедренных костей раздроблены. Если судить по достаточно хорошей сохранности всех останков, то становится ясно, что повреждения были нанесены уже после того, как жертва была убита.
Человеческие останки были найдены на стоянке каменного века Херксхайм недалеко от Шпейера. Около 7 тысяч лет назад фермеры, которые выращивали пшеницу и ячмень, разводили свиней, овец и крупный рогатый скот, осели в этом месте и выстроили деревню, в которой насчитывалась от 4 до 12 домов.
Сами дома не сохранились - археологи смогли их определить лишь по углублениям в земле.
В то время в Европе как раз начали появляться первые фермеры-скотоводы, которые вытеснили своих предшественников - охотников-собирателей. Поселенцы Херксхайма пришли с севера в период между 5400 и 4950 годами до нашей эры. Они принадлежали к культуре линейно-ленточной керамики.
Поселение окружали две линии рвов. Эти рвы вряд ли выполняли оборонительные функции, так как в нескольких местах они прерывались. Роль захоронений они также играть не могли - у представителей культуры линейно-ленточной керамики были совсем другие погребальные традиции, они чаще всего сжигали своих умерших. Однако во время раскопок этого района археологи нашли в рвах десятки тысяч костей.
Во время первой серии исследований, предпринятых в конце 1990-х годов, археологи уже обратили внимание на многочисленные видимые травмы скелетов. Однако тогда их приняли за свидетельство произошедшей здесь когда-то резни.
Но в 2008 году антрополог Брюно Булестан из университета Бордо изучил некоторые кости, найденные в этих рвах, и выяснил, что около 2000 фрагментов скелетов принадлежали всего десятку людей.
"Мы не располагаем прямыми доказательствами каннибализма. Но я обнаружил постоянно повторяющиеся признаки, подтверждающие, что этих людей съели", - отметил Булестан.
Как рассказал ученый, следы на скелетах свидетельствуют, что кости ломали, резали, скребли и давили. Вероятно, тела расчленяли, сухожилия и связки отделяли, мясо срезали, а кости раскалывали.
Позвоночник разрубался, чтобы удалить ребра, так же, как мясники сегодня вырезают филейные части. Верхняя часть черепа вскрывалась, чтобы достать мозг. Сохранилось довольно мало костей, в которых остался костный мозг (особенно среди позвонков и коротких костей).
Общее исследование других костей из рвов показало, что их постигла та же судьба. Если учесть, что поселение было раскопано лишь частично, то здесь, вероятно, убили и съели более тысячи людей. Примеров подобных массовых захоронений в первобытной истории нет.
Другие случаи каннибализма в период неолита в Западной Европе ученым известны. В частности, на южном побережье во Франции в пещерах Фонбрегуа и Адауст или к западу от них в пещере Ле Перра. Однако масштаб каннибализма на этих стоянках несравним с поселением Херксхайм.
Среди человеческих останков археологи нашли большое количество глиняных черепков. Анализ керамики позволяет предположить, что период каннибализма продолжался не более 50 лет. То есть, скорее всего, люди были убиты не из-за голода. И вряд ли сотня фермеров могла одолеть в 10 раз больше людей. Поэтому археологи пришли к выводу, что обнаружили следы ритуальных убийств.
По мнению историка Жана Гилэна и палеопатолога Жана Замми, существовало два основных вида ритуального каннибализма. Жертвами "экзоканнибализма" становились люди, живущие вне определенной общности: съесть побежденного врага нужно было не для того, чтобы насытиться, а чтобы противники навсегда исчезли с лица земли. Это также помогало присвоить себе жизненную силу и доблесть врага. Символически ритуал подтверждал победу над врагом.
В случае "эндоканнибализма" страдали "свои" - представители той же культуры, племени или социальной группы. Причин этому могло быть несколько: попытка присвоить себе качества покойного, вера в то, что это действие поможет возрождению после смерти. Или же каннибализм как способ объединения душ покойных в их живых потомках, или, наоборот, отделения души от тела. В таком случае ритуал становился символом любви и уважения к покойному.
Историки, занимавшиеся изучением Херксхайма, исключили оба варианта. "Эндоканнибазим" невозможен, так как размер поселения был слишком мал. Теория "экзоканнибализма" тоже выглядит неправдоподобной - в таком случае жителям Херксхайма пришлось бы постоянно совершать набеги на отдаленные поселения, пригонять домой толпы пленников и приносить сюда всю их керамику.
Поэтому в данном случае нужно искать третий вид каннибализма. Вероятно, люди действительно специально привели в это поселение каких-то пленников и принесли с собой множество керамики. Все это могло быть сделано для большой жертвенной церемонии.
"В то время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для этого им потребовалось множество керамики, а каннибализм - лишь часть ритуального обряда", - предположила Цеб-Ланц.Источник: infox.ru
"На черепах есть желобки, которые начинаются около носа и идут вниз к шее. И на висках такие же. Эти следы, без сомнения, указывают на то, что мясо здесь отрывалось", - рассказала Андреа Цеб-Ланц, глава регионального археологического отделения.
На некоторых костях заметны тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями. Края бедренных костей раздроблены. Если судить по достаточно хорошей сохранности всех останков, то становится ясно, что повреждения были нанесены уже после того, как жертва была убита.
Человеческие останки были найдены на стоянке каменного века Херксхайм недалеко от Шпейера. Около 7 тысяч лет назад фермеры, которые выращивали пшеницу и ячмень, разводили свиней, овец и крупный рогатый скот, осели в этом месте и выстроили деревню, в которой насчитывалась от 4 до 12 домов.
Черепа, кости ног и позвоночника часто можно увидеть в археологических музеях
Сами дома не сохранились - археологи смогли их определить лишь по углублениям в земле.
В то время в Европе как раз начали появляться первые фермеры-скотоводы, которые вытеснили своих предшественников - охотников-собирателей. Поселенцы Херксхайма пришли с севера в период между 5400 и 4950 годами до нашей эры. Они принадлежали к культуре линейно-ленточной керамики.
Поселение окружали две линии рвов. Эти рвы вряд ли выполняли оборонительные функции, так как в нескольких местах они прерывались. Роль захоронений они также играть не могли - у представителей культуры линейно-ленточной керамики были совсем другие погребальные традиции, они чаще всего сжигали своих умерших. Однако во время раскопок этого района археологи нашли в рвах десятки тысяч костей.
Во время первой серии исследований, предпринятых в конце 1990-х годов, археологи уже обратили внимание на многочисленные видимые травмы скелетов. Однако тогда их приняли за свидетельство произошедшей здесь когда-то резни.
Но в 2008 году антрополог Брюно Булестан из университета Бордо изучил некоторые кости, найденные в этих рвах, и выяснил, что около 2000 фрагментов скелетов принадлежали всего десятку людей.
"Мы не располагаем прямыми доказательствами каннибализма. Но я обнаружил постоянно повторяющиеся признаки, подтверждающие, что этих людей съели", - отметил Булестан.
Как рассказал ученый, следы на скелетах свидетельствуют, что кости ломали, резали, скребли и давили. Вероятно, тела расчленяли, сухожилия и связки отделяли, мясо срезали, а кости раскалывали.
Позвоночник разрубался, чтобы удалить ребра, так же, как мясники сегодня вырезают филейные части. Верхняя часть черепа вскрывалась, чтобы достать мозг. Сохранилось довольно мало костей, в которых остался костный мозг (особенно среди позвонков и коротких костей).
Общее исследование других костей из рвов показало, что их постигла та же судьба. Если учесть, что поселение было раскопано лишь частично, то здесь, вероятно, убили и съели более тысячи людей. Примеров подобных массовых захоронений в первобытной истории нет.
Другие случаи каннибализма в период неолита в Западной Европе ученым известны. В частности, на южном побережье во Франции в пещерах Фонбрегуа и Адауст или к западу от них в пещере Ле Перра. Однако масштаб каннибализма на этих стоянках несравним с поселением Херксхайм.
Среди человеческих останков археологи нашли большое количество глиняных черепков. Анализ керамики позволяет предположить, что период каннибализма продолжался не более 50 лет. То есть, скорее всего, люди были убиты не из-за голода. И вряд ли сотня фермеров могла одолеть в 10 раз больше людей. Поэтому археологи пришли к выводу, что обнаружили следы ритуальных убийств.
По мнению историка Жана Гилэна и палеопатолога Жана Замми, существовало два основных вида ритуального каннибализма. Жертвами "экзоканнибализма" становились люди, живущие вне определенной общности: съесть побежденного врага нужно было не для того, чтобы насытиться, а чтобы противники навсегда исчезли с лица земли. Это также помогало присвоить себе жизненную силу и доблесть врага. Символически ритуал подтверждал победу над врагом.
В случае "эндоканнибализма" страдали "свои" - представители той же культуры, племени или социальной группы. Причин этому могло быть несколько: попытка присвоить себе качества покойного, вера в то, что это действие поможет возрождению после смерти. Или же каннибализм как способ объединения душ покойных в их живых потомках, или, наоборот, отделения души от тела. В таком случае ритуал становился символом любви и уважения к покойному.
Историки, занимавшиеся изучением Херксхайма, исключили оба варианта. "Эндоканнибазим" невозможен, так как размер поселения был слишком мал. Теория "экзоканнибализма" тоже выглядит неправдоподобной - в таком случае жителям Херксхайма пришлось бы постоянно совершать набеги на отдаленные поселения, пригонять домой толпы пленников и приносить сюда всю их керамику.
Поэтому в данном случае нужно искать третий вид каннибализма. Вероятно, люди действительно специально привели в это поселение каких-то пленников и принесли с собой множество керамики. Все это могло быть сделано для большой жертвенной церемонии.
"В то время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для этого им потребовалось множество керамики, а каннибализм - лишь часть ритуального обряда", - предположила Цеб-Ланц.Источник: infox.ru
Опубликовано 09 апреля 2009
Комментариев 0 | Прочтений 3096
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: