Адские муки и райское наслаждение
«Там — как и везде, — якобы говорил Юлий Цезарь Клеопатре, имея в виду потусторонний мир, — главное, не бояться». Не будем спорить с точкой зрения великого полководца. Но вот если не бояться, кого же тогда устрашит ад? Наверное, в аду должно быть как минимум жутковато. А вот как именно? На этот счёт существует богатая литература. Давайте заглянем в неё. Ведь некоторые авторы пытались ответить на вопрос, как там — по ту сторону…
Лёд и пламень
Представления древних греков интересны тем, что у них в загробное царство мрачного Аида нельзя было прибыть бесплатно. Перевозчик душ умерших Харон требовал мзду в один обол — такую монетку родственники клали умершему под язык. Правда, о том, что Харон делал с деньгами, история умалчивает, да и это вымогательство продолжалось недолго. Вскоре Аид запретил Харону брать деньги. Очевидно, это был первый случай борьбы с коррупцией «сверху». Но о загробном царстве у греков мы узнаем немного. Какая-то тоскливая равнина да река забвения Лета — вот, по сути, и всё, никаких красочных подробностей. Поэтому в Древней Греции задерживаться не будем. Направим нашу машину времени к новым эпохам.
В 1621 году в Милане вышла книга профессора Антонио Роуски, посвящённая аду и демонам. В этом обширном (более 600 страниц) труде, снабжённом для солидности предисловием, введением и вступлением, профессор развенчивает лженаучные взгляды многих предшественников. Подумать только, они искали ад то на Северном или Южном полюсе, то в кометных хвостах, то на Луне. Сущий вздор, авторитетно заявляет профессор, ничего подобного. Ад находится в центре Земли, в области вечного пламени, и незачем наводить тень на плетень в столь ясном вопросе. Сомневающиеся могут проверить лично — пожалуйста, попасть туда можно через жерла действующих вулканов. Впрочем, и сам профессор Роуски испытывал определённые затруднения. Так, ему было трудно согласовать заслуживающие доверия свидетельства о том, что в аду грешники страдают не только от нестерпимого жара, но и от пронизывающего холода. Как же так, задаётся вопросом достойный учёный. Огонь не может порождать холод, воду в котелке он согреет, а не остудит ещё больше. Но, поломав некоторое время голову, профессор находит изящный выход: «Если Бог может создать огонь, в его силах получить из него и мороз». Не придерёшься. Хотя и в современных холодильниках получают холод из тепла, больше не из чего, так что общий принцип верен. Но ведь и огонь надо из чего-то получать.
Радикально решил этот вопрос англиканский священник Суинден из графства Кент, который додумался разместить ад прямо на Солнце. В самом деле, огня хватит.
Вокруг вечности
А вот придворного инфернолога (специалиста по аду) — баварского курфюрста Максимилиана — Иеремию Дрекселя в 1631 году заинтересовала другая проблема — о вечности адских мук. Почему это они вечные? А как же, отвечает знаток. Судите сами: ведь грешники, страдая, возносят хулу на Бога и тем совершают новый грех, а потому и наказываться должны постоянно. Логично. Если, скажем, преступник, находясь в местах лишения свободы, совершит там новое преступление, ему добавят срок, верно? Почему же в аду должно быть иначе?
Потруднее оказалось разобраться с тем, что такое, собственно, вечность. Дрексель предлагает образные решения. Представьте себе, пишет он, огромную гору до самого неба, состоящую из крошечных песчинок. Каждые 100 миллионов лет одну песчинку уносит воробей. Вечность продолжается до тех пор, пока последняя песчинка не будет унесена. Или муха пьёт океан по капле… Красиво, но в таком случае вечность, по Дрекселю, получается хоть и очень долгой, но всё же конечной. И куда деваются унесённые воробьём песчинки и выпитая мухой вода? Жаль, что уважаемый инфернолог не сделал следующего логичного шага, добавив к своим рассуждениям всего одну строчку — «И всё начинается сначала». Тогда он гениально предвосхитил бы взгляд на сущность времени астрофизика наших дней Роджера Пенроуза.
Секреты адской кухни
Это все хорошо, но как же выглядит ад? Развёрнутую картину даёт в своей книге, вышедшей в 1670 году, советник при брауншвейгском и люнебургском дворе Юстас Шоттель. Его ад систематичен и чётко регламентирован. В центре находится огромное огненное колесо. На ступице указано, что вращается оно вечно. Простим советнику это допущение, ведь Парижская академия наук отказалась рассматривать проекты вечных двигателей лишь в 1775 году! Колесо совершает один оборот за миллион лет. На его спицах расписано, какие конкретно муки ждут грешников: голод, жажда, зловоние, горящая смола, зубовный скрежет и тому подобное. Шоттель приписывает каждому виду мучений точную длительность. В смоле гореть тысячу лет, скрежетать зубами 100 тысяч лет. По ободу колеса перечисляются муки душевные: раскаяние, отчаяние, ужас. Шоттель определяет даже позы грешников. Сто лет на правом боку, тысячу на левом, 20 тысяч на спине, 100 тысяч на животе, и все сначала.
В 1861 году в Лондоне издали книгу английского иезуита отца Фернисса под названием «Вид ада». Там он сообщает кое-что новенькое. Как наказываются непослушные подростки? Вот, к примеру, одна шестнадцатилетняя девочка красила лицо и посещала танцевальную школу. Мало того, по воскресеньям она не в церковь ходила, а гуляла в парке! Это уж ни в какие ворота не лезет. Стоит ли удивляться справедливости назначенного ей наказания — вечно стоять босиком на раскалённом железе… Или другая девочка, которая вместо мессы пошла в театр. Лучше бы передумала, а то после театра попала в кровавый (в буквальном смысле) цирк отца Фернисса. В её в жилах вечно кипела кровь, а в костях — костный мозг.
Не смотрите на лукавого
Мало-помалу читатели привыкли к зубовному скрежету и перестали пугаться. Но, как ни крути, пугать чем-то надо. И вот итальянский монах-доминиканец Батиста Манни в 1677 году написал свою книгу. В ней он уверяет, что страшнее всяческих мук сам вид чертей. Очевидно, сей автор не знал русской поговорки, гласящей, что не так страшен черт, как его малюют. Манни ссылается на святую Катарину, которая заглядывала в ад во сне и заявляла, что лучше бы ей по раскалённым углям бродить, чем черта увидать. Есть ещё свидетельство некоего господина, повстречавшего двух чертей и решившего нырнуть в озеро расплавленного свинца, нежели увидеть третьего.
Несколько раньше, в 1616 году, французский каноник Франсуа Арнольт в книге «Чудеса потустороннего мира» лихо расправился с виновными в «преступлениях любви». Начал он, как и пристало галантному французу, с женщин. «Забудьте о белилах и румянах, распутные дамы! — восклицает он. — Что вы скажете, когда черти под трубный вой и мерзкий хохот потащат вас обнажёнными по площадям ада на потеху толпе?» Однако несправедливо было бы упрекать каноника в женоненавистничестве. Мужчинам, пренебрегшим «облико морале», от него тоже досталось. Вместо ложа любви им предстояло возлежать на раскалённой плите, а вместо объятий возлюбленных ждали их объятия огненных змеев, тоже по-своему пылких. То есть вдыхающих им в уста серные газы, которые жгут грешников изнутри.
Соблазны Эдема
Однако что это мы всё о мрачном. Ад и ад, а что же в отношении рая? Тут обратимся прежде всего к тому же Франсуа Арнольту. Адом он не ограничивается, описывает и рай. Правда, рай у него мало чем отличается от современной ему Франции. Тот же махровый феодализм сверху донизу. Ангельские чины — маркизы, графы, бароны и т.д. по табели о рангах, простые праведники — народ. Он, как ему и свойственно, ликует, а что ему ещё делать, когда нет ни земных забот, ни тревог, ни труда ради хлеба насущного. Дворец короля (в этой роли, естественно, Господь) семиэтажный, причём вход на каждый этаж охраняется ангелом в чине капитана. Во дворце 1200 окон. Но это не просто окна, а как бы звёзды, а самые большие — Солнце и Луна. Хотя Солнце здесь в общем-то ни к чему, поскольку сияние тел праведников в семь раз сильнее. Зато на беспрерывных пирах подаётся дивный напиток, по вкусу превосходящий любые изысканные вина. Оно, конечно, славно, да только обидно как-то. Приходишь на пир, а на столе одни бокалы.
Другой автор, испанский иезуит Энрикес, в 1631 году уделил большое внимание эстетическому аспекту рая. Женщины у него там одеты по последней моде того времени. Балы следуют один за другим сплошной чередой. Девственницы поют благозвучнее оперных див, причём не умолкая ни на минуту. Рай всегда пронизан этой сладчайшей музыкой. Сегодня музыка, завтра музыка, через тысячу лет музыка. Так и свихнуться недолго. Или попросить отпуск в ад, немного отдохнуть…
Но, пожалуй, самое изысканное наслаждение для праведников в раю придумал шотландский проповедник Томас Бостон (1672-1732 годы). Они созерцают столбы дыма, поднимающиеся из ада, и злорадствуют по поводу участи грешников. Хотя ведь каждый представляет рай как место, где ему самому было бы хорошо, не так ли?Источник: "Тайны XX века"
Лёд и пламень
Представления древних греков интересны тем, что у них в загробное царство мрачного Аида нельзя было прибыть бесплатно. Перевозчик душ умерших Харон требовал мзду в один обол — такую монетку родственники клали умершему под язык. Правда, о том, что Харон делал с деньгами, история умалчивает, да и это вымогательство продолжалось недолго. Вскоре Аид запретил Харону брать деньги. Очевидно, это был первый случай борьбы с коррупцией «сверху». Но о загробном царстве у греков мы узнаем немного. Какая-то тоскливая равнина да река забвения Лета — вот, по сути, и всё, никаких красочных подробностей. Поэтому в Древней Греции задерживаться не будем. Направим нашу машину времени к новым эпохам.
Фра Анджелико. "Страшный суд" (фрагмент "Ад"). Около 1431 года
В 1621 году в Милане вышла книга профессора Антонио Роуски, посвящённая аду и демонам. В этом обширном (более 600 страниц) труде, снабжённом для солидности предисловием, введением и вступлением, профессор развенчивает лженаучные взгляды многих предшественников. Подумать только, они искали ад то на Северном или Южном полюсе, то в кометных хвостах, то на Луне. Сущий вздор, авторитетно заявляет профессор, ничего подобного. Ад находится в центре Земли, в области вечного пламени, и незачем наводить тень на плетень в столь ясном вопросе. Сомневающиеся могут проверить лично — пожалуйста, попасть туда можно через жерла действующих вулканов. Впрочем, и сам профессор Роуски испытывал определённые затруднения. Так, ему было трудно согласовать заслуживающие доверия свидетельства о том, что в аду грешники страдают не только от нестерпимого жара, но и от пронизывающего холода. Как же так, задаётся вопросом достойный учёный. Огонь не может порождать холод, воду в котелке он согреет, а не остудит ещё больше. Но, поломав некоторое время голову, профессор находит изящный выход: «Если Бог может создать огонь, в его силах получить из него и мороз». Не придерёшься. Хотя и в современных холодильниках получают холод из тепла, больше не из чего, так что общий принцип верен. Но ведь и огонь надо из чего-то получать.
Радикально решил этот вопрос англиканский священник Суинден из графства Кент, который додумался разместить ад прямо на Солнце. В самом деле, огня хватит.
Вокруг вечности
А вот придворного инфернолога (специалиста по аду) — баварского курфюрста Максимилиана — Иеремию Дрекселя в 1631 году заинтересовала другая проблема — о вечности адских мук. Почему это они вечные? А как же, отвечает знаток. Судите сами: ведь грешники, страдая, возносят хулу на Бога и тем совершают новый грех, а потому и наказываться должны постоянно. Логично. Если, скажем, преступник, находясь в местах лишения свободы, совершит там новое преступление, ему добавят срок, верно? Почему же в аду должно быть иначе?
Потруднее оказалось разобраться с тем, что такое, собственно, вечность. Дрексель предлагает образные решения. Представьте себе, пишет он, огромную гору до самого неба, состоящую из крошечных песчинок. Каждые 100 миллионов лет одну песчинку уносит воробей. Вечность продолжается до тех пор, пока последняя песчинка не будет унесена. Или муха пьёт океан по капле… Красиво, но в таком случае вечность, по Дрекселю, получается хоть и очень долгой, но всё же конечной. И куда деваются унесённые воробьём песчинки и выпитая мухой вода? Жаль, что уважаемый инфернолог не сделал следующего логичного шага, добавив к своим рассуждениям всего одну строчку — «И всё начинается сначала». Тогда он гениально предвосхитил бы взгляд на сущность времени астрофизика наших дней Роджера Пенроуза.
Секреты адской кухни
Это все хорошо, но как же выглядит ад? Развёрнутую картину даёт в своей книге, вышедшей в 1670 году, советник при брауншвейгском и люнебургском дворе Юстас Шоттель. Его ад систематичен и чётко регламентирован. В центре находится огромное огненное колесо. На ступице указано, что вращается оно вечно. Простим советнику это допущение, ведь Парижская академия наук отказалась рассматривать проекты вечных двигателей лишь в 1775 году! Колесо совершает один оборот за миллион лет. На его спицах расписано, какие конкретно муки ждут грешников: голод, жажда, зловоние, горящая смола, зубовный скрежет и тому подобное. Шоттель приписывает каждому виду мучений точную длительность. В смоле гореть тысячу лет, скрежетать зубами 100 тысяч лет. По ободу колеса перечисляются муки душевные: раскаяние, отчаяние, ужас. Шоттель определяет даже позы грешников. Сто лет на правом боку, тысячу на левом, 20 тысяч на спине, 100 тысяч на животе, и все сначала.
Адольф Уильям Бугро. "Данте и Вергилий в аду". 1850 год
В 1861 году в Лондоне издали книгу английского иезуита отца Фернисса под названием «Вид ада». Там он сообщает кое-что новенькое. Как наказываются непослушные подростки? Вот, к примеру, одна шестнадцатилетняя девочка красила лицо и посещала танцевальную школу. Мало того, по воскресеньям она не в церковь ходила, а гуляла в парке! Это уж ни в какие ворота не лезет. Стоит ли удивляться справедливости назначенного ей наказания — вечно стоять босиком на раскалённом железе… Или другая девочка, которая вместо мессы пошла в театр. Лучше бы передумала, а то после театра попала в кровавый (в буквальном смысле) цирк отца Фернисса. В её в жилах вечно кипела кровь, а в костях — костный мозг.
Не смотрите на лукавого
Мало-помалу читатели привыкли к зубовному скрежету и перестали пугаться. Но, как ни крути, пугать чем-то надо. И вот итальянский монах-доминиканец Батиста Манни в 1677 году написал свою книгу. В ней он уверяет, что страшнее всяческих мук сам вид чертей. Очевидно, сей автор не знал русской поговорки, гласящей, что не так страшен черт, как его малюют. Манни ссылается на святую Катарину, которая заглядывала в ад во сне и заявляла, что лучше бы ей по раскалённым углям бродить, чем черта увидать. Есть ещё свидетельство некоего господина, повстречавшего двух чертей и решившего нырнуть в озеро расплавленного свинца, нежели увидеть третьего.
Несколько раньше, в 1616 году, французский каноник Франсуа Арнольт в книге «Чудеса потустороннего мира» лихо расправился с виновными в «преступлениях любви». Начал он, как и пристало галантному французу, с женщин. «Забудьте о белилах и румянах, распутные дамы! — восклицает он. — Что вы скажете, когда черти под трубный вой и мерзкий хохот потащат вас обнажёнными по площадям ада на потеху толпе?» Однако несправедливо было бы упрекать каноника в женоненавистничестве. Мужчинам, пренебрегшим «облико морале», от него тоже досталось. Вместо ложа любви им предстояло возлежать на раскалённой плите, а вместо объятий возлюбленных ждали их объятия огненных змеев, тоже по-своему пылких. То есть вдыхающих им в уста серные газы, которые жгут грешников изнутри.
Соблазны Эдема
Однако что это мы всё о мрачном. Ад и ад, а что же в отношении рая? Тут обратимся прежде всего к тому же Франсуа Арнольту. Адом он не ограничивается, описывает и рай. Правда, рай у него мало чем отличается от современной ему Франции. Тот же махровый феодализм сверху донизу. Ангельские чины — маркизы, графы, бароны и т.д. по табели о рангах, простые праведники — народ. Он, как ему и свойственно, ликует, а что ему ещё делать, когда нет ни земных забот, ни тревог, ни труда ради хлеба насущного. Дворец короля (в этой роли, естественно, Господь) семиэтажный, причём вход на каждый этаж охраняется ангелом в чине капитана. Во дворце 1200 окон. Но это не просто окна, а как бы звёзды, а самые большие — Солнце и Луна. Хотя Солнце здесь в общем-то ни к чему, поскольку сияние тел праведников в семь раз сильнее. Зато на беспрерывных пирах подаётся дивный напиток, по вкусу превосходящий любые изысканные вина. Оно, конечно, славно, да только обидно как-то. Приходишь на пир, а на столе одни бокалы.
Микалоюс Чюрлёнис. "Рай" 1909 год
Другой автор, испанский иезуит Энрикес, в 1631 году уделил большое внимание эстетическому аспекту рая. Женщины у него там одеты по последней моде того времени. Балы следуют один за другим сплошной чередой. Девственницы поют благозвучнее оперных див, причём не умолкая ни на минуту. Рай всегда пронизан этой сладчайшей музыкой. Сегодня музыка, завтра музыка, через тысячу лет музыка. Так и свихнуться недолго. Или попросить отпуск в ад, немного отдохнуть…
Но, пожалуй, самое изысканное наслаждение для праведников в раю придумал шотландский проповедник Томас Бостон (1672-1732 годы). Они созерцают столбы дыма, поднимающиеся из ада, и злорадствуют по поводу участи грешников. Хотя ведь каждый представляет рай как место, где ему самому было бы хорошо, не так ли?Источник: "Тайны XX века"
Опубликовано 21 июля 2017
| Комментариев 0 | Прочтений 4044
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: