Крест апостола Андрея
Имя апостола Андрея Первозванного исповедующие православную веру неразрывно связывают с Крещением Руси.
Однако в первые века принятия Русью христианства образ апостола Андрея вовсе не был столь популярен. Но в царствование Ивана Грозного этого не самого известного апостола возвели в ранг крестителя Руси, а веком позже, и вовсе в ранг небесного покровителя Российской державы. Почему же из всех евангельских апостолов именно Андрей удостоился такой чести?
Евангелия отдают апостолу Андрею дань уважения, но сообщают о его жизни совсем немного сведений.
Тень брата
Известно, что Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя, возвестившего приход Мессии. Андрей разделял учение Иоанна о том, что Спаситель принесет людям искупление через собственную мученическую смерть на кресте.
И когда Иисус пришел на Галилейское озеро, он там увидел рыбаков — братьев Андрея и Симона. Именно Андрей узнал в незнакомом человеке Сына Божьего.
Иисус сказал братьям: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Братья присоединились к Иисусу, потому что Андрей отлично помнил слова Иоанна Крестителя. Он сразу же откликнулся на зов Иисуса всем сердцем, поверил ему, поэтому христиане и называют его Первозванным.
В первые дни странствий с Иисусом Андрей стремился всячески помочь Иисусу, даже указывал моменты, когда возможно было совершить чудеса. Известная притча с приготовлением еды для сотен слушателей из двух рыб и пяти хлебов связана именно с Андреем: это он нашел в толпе мальчика с рыбами и хлебами. Известны и подвиги Андрея на ниве миссионерства: он успешно проповедовал Божье Слово грекам. Но, кроме этого, ничего больше об Андрее не рассказывается. Известно только, что братья Андрей и Симон были родом из Вифсаиды, откуда и пришли в городок Капернаум на Галилейском озере. И если о Симоне, ставшем апостолом Петром, известно очень многое, то Андрей всегда упоминается только в качестве его брата.
«Не святое» дополнение
В основном о судьбе Андрея рассказывается в житийной христианской литературе, которая, по большому счету, является собранием мифов и легенд христианства.
Она-то и сообщает, что Андрей присутствовал при распятии и вознесении Иисуса Христа, а в день Пятидесятницы исполнился, как и остальные апостолы, Святого Духа.
В этот день апостолы разделили между собой земной мир и сферы влияния. Андрею достались земли вокруг Черного моря - на юге, востоке и севере.
Все эти земли были заселены язычниками, многие из которых пребывали еще в диком состоянии. И Андрей Первозванный совершил четыре путешествия, обращая в христианскую веру языческие народы. В своих путешествиях он посетил земли Причерноморья, где было несколько греческих городов. Язычники плохо встречали христианского проповедника. Его постоянно били камнями, изгоняли, даже сажали в темницу. А в городке Синопе Андрея даже пытали. Но он выжил, пройдя через земли аланов, абасков, зигов, посетил Абхазию, Грузию и Боспорское царство, добрался до города Византий, где основал церковь и рукоположил в сан одного из епископов. Согласно Житиям, он везде творил чудеса и даже воскрешал мертвых, причем неоднократно.
Как-то он отправился с проповедью в страну антропофагов, то есть людоедов, где сидел в темнице апостол Матфей. Матфея он освободил, а людоедов обратил в христианство. В целом, с варварами было очень нелегко находить взаимопонимание, приходилось постоянно творить чудеса - то выращивать урожай за несколько часов, то мужественно устранять с дороги абсолютно голую женщину, не поддаваясь соблазну.
Легендарные странствия апостола Андрея увели его далеко на восток. Хотя в реальности дальше побережья Черного моря апостол не ходил. Он и погиб в пределах выделенного ему региона — в городке Патры, где новой вере жители оказались не рады. Глава города римский наместник Эгеат открытым текстом обвинил апостола в разрушении античных храмов. В результате возникшего спора о вере Эгеат приказал распять Андрея на косом кресте. Так кончилась земная жизнь апостола Андрея, и он отправился к своему Учителю на небеса.
Скифское путешествие
В третьем по счету странствии апостол Андрей посетил Скифию, то есть земли к северу от побережья Черного моря.
В Северном Причерноморье с начала греческой колонизации существовало несколько цивилизованных городов - Пантикапей, Феодосия, Херсонес, население которых было или греческим, или смешанным.
И в первоначальных житийных текстах апостол Андрей на север не забирался. Но шло время, все больше языческих народов принимало христианство. По мере расширения границ христианского мира стали расширяться и границы странствий апостола Андрея.
Когда Русь получила свое православие от Византии, летописцы еще помнили, что «апостолы же на Русь не ходили». Но в 1116 году Владимир Мономах приказал внести в список Повести временных лет следующий текст: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и направился в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось гак, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей”. И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев.
И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород, и отправился далее в страну варягов». Так, по воле киевского князя апостол Андрей благословил саму землю на воздвижение стольного града Киева! Дальше - больше. Между Киевом и Новгородом весьма большое расстояние. Поэтому появилась необходимость наполнить путешествие апостола по диким землям Восточно-Европейской равнины I века легко узнаваемыми деталями. Это решение оказалось буквально гениальным.
Так, в новгородских землях апостол видел русскую баню и голых распаренных людей, сигающих с берега в водоемы! Очень удивило апостола, с каким воодушевлением варвары хлещут себя молодыми зелеными ветками и обливаются квасом. Впрочем, дойдя до Новгорода, апостол посетил также и святой остров Валаам на Ладоге, который тоже заранее осенил крестами, и не простыми деревянными, а каменными!
Якобы капища Велеса и Перуна апостол разрушил, а языческих жрецов мгновенно обратил в истинную веру. Отечественные мифотворцы из короткого упоминания о скифском путешествии Андрея скроили целый роман с упоминанием наиболее значимых в будущем городов и монастырей. В более поздних легендах апостол даже обозначал места будущих церквей: в XVI веке появилась легенда о предначертанном апостолом строительстве Андреевской церкви в селе Грузино. Якобы, когда он покинул пределы Великого Новгорода и пошел вниз по Волхову, то свой жезл погрузил в землю, и с тех пор это место стало именоваться Грузино. Там-то и была возведена Андреевская церковь, а в ней и хранился сей чудотворный жезл из неизвестного дерева.
Но если мифам и легендам не верить, то становится понятным что апостол Андреи как историческая личность никак не мог посетить земли, лежавшие так далеко на север от Черного моря. Во-первых, это было бы не под силу даже такому подвижнику! Во-вторых, в I веке это попросту не имело ни малейшего смысла - к северу от этого моря жили племена настолько дикие, что даже легендарные антропофаги с их темницами показались бы апостолу цивилизованнейшими латинами. Утешает только, что не мы одни решили привлечь апостола к отечественной истории.Источник: "Загадки истории. Золотая серия"
Однако в первые века принятия Русью христианства образ апостола Андрея вовсе не был столь популярен. Но в царствование Ивана Грозного этого не самого известного апостола возвели в ранг крестителя Руси, а веком позже, и вовсе в ранг небесного покровителя Российской державы. Почему же из всех евангельских апостолов именно Андрей удостоился такой чести?
Евангелия отдают апостолу Андрею дань уважения, но сообщают о его жизни совсем немного сведений.
Тень брата
Известно, что Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя, возвестившего приход Мессии. Андрей разделял учение Иоанна о том, что Спаситель принесет людям искупление через собственную мученическую смерть на кресте.
И когда Иисус пришел на Галилейское озеро, он там увидел рыбаков — братьев Андрея и Симона. Именно Андрей узнал в незнакомом человеке Сына Божьего.
Иисус сказал братьям: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Братья присоединились к Иисусу, потому что Андрей отлично помнил слова Иоанна Крестителя. Он сразу же откликнулся на зов Иисуса всем сердцем, поверил ему, поэтому христиане и называют его Первозванным.
Скульптура в Ватикане
В первые дни странствий с Иисусом Андрей стремился всячески помочь Иисусу, даже указывал моменты, когда возможно было совершить чудеса. Известная притча с приготовлением еды для сотен слушателей из двух рыб и пяти хлебов связана именно с Андреем: это он нашел в толпе мальчика с рыбами и хлебами. Известны и подвиги Андрея на ниве миссионерства: он успешно проповедовал Божье Слово грекам. Но, кроме этого, ничего больше об Андрее не рассказывается. Известно только, что братья Андрей и Симон были родом из Вифсаиды, откуда и пришли в городок Капернаум на Галилейском озере. И если о Симоне, ставшем апостолом Петром, известно очень многое, то Андрей всегда упоминается только в качестве его брата.
«Не святое» дополнение
В основном о судьбе Андрея рассказывается в житийной христианской литературе, которая, по большому счету, является собранием мифов и легенд христианства.
Она-то и сообщает, что Андрей присутствовал при распятии и вознесении Иисуса Христа, а в день Пятидесятницы исполнился, как и остальные апостолы, Святого Духа.
В этот день апостолы разделили между собой земной мир и сферы влияния. Андрею достались земли вокруг Черного моря - на юге, востоке и севере.
Все эти земли были заселены язычниками, многие из которых пребывали еще в диком состоянии. И Андрей Первозванный совершил четыре путешествия, обращая в христианскую веру языческие народы. В своих путешествиях он посетил земли Причерноморья, где было несколько греческих городов. Язычники плохо встречали христианского проповедника. Его постоянно били камнями, изгоняли, даже сажали в темницу. А в городке Синопе Андрея даже пытали. Но он выжил, пройдя через земли аланов, абасков, зигов, посетил Абхазию, Грузию и Боспорское царство, добрался до города Византий, где основал церковь и рукоположил в сан одного из епископов. Согласно Житиям, он везде творил чудеса и даже воскрешал мертвых, причем неоднократно.
Как-то он отправился с проповедью в страну антропофагов, то есть людоедов, где сидел в темнице апостол Матфей. Матфея он освободил, а людоедов обратил в христианство. В целом, с варварами было очень нелегко находить взаимопонимание, приходилось постоянно творить чудеса - то выращивать урожай за несколько часов, то мужественно устранять с дороги абсолютно голую женщину, не поддаваясь соблазну.
Легендарные странствия апостола Андрея увели его далеко на восток. Хотя в реальности дальше побережья Черного моря апостол не ходил. Он и погиб в пределах выделенного ему региона — в городке Патры, где новой вере жители оказались не рады. Глава города римский наместник Эгеат открытым текстом обвинил апостола в разрушении античных храмов. В результате возникшего спора о вере Эгеат приказал распять Андрея на косом кресте. Так кончилась земная жизнь апостола Андрея, и он отправился к своему Учителю на небеса.
Скифское путешествие
В третьем по счету странствии апостол Андрей посетил Скифию, то есть земли к северу от побережья Черного моря.
В Северном Причерноморье с начала греческой колонизации существовало несколько цивилизованных городов - Пантикапей, Феодосия, Херсонес, население которых было или греческим, или смешанным.
И в первоначальных житийных текстах апостол Андрей на север не забирался. Но шло время, все больше языческих народов принимало христианство. По мере расширения границ христианского мира стали расширяться и границы странствий апостола Андрея.
Murillo, Bartolome Esteban Murillo The Martyrdom of St Andrew (Мурильо, Бартоломе Эстебан. Мученичество Святого Андрея)
Когда Русь получила свое православие от Византии, летописцы еще помнили, что «апостолы же на Русь не ходили». Но в 1116 году Владимир Мономах приказал внести в список Повести временных лет следующий текст: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и направился в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось гак, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей”. И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев.
И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород, и отправился далее в страну варягов». Так, по воле киевского князя апостол Андрей благословил саму землю на воздвижение стольного града Киева! Дальше - больше. Между Киевом и Новгородом весьма большое расстояние. Поэтому появилась необходимость наполнить путешествие апостола по диким землям Восточно-Европейской равнины I века легко узнаваемыми деталями. Это решение оказалось буквально гениальным.
Так, в новгородских землях апостол видел русскую баню и голых распаренных людей, сигающих с берега в водоемы! Очень удивило апостола, с каким воодушевлением варвары хлещут себя молодыми зелеными ветками и обливаются квасом. Впрочем, дойдя до Новгорода, апостол посетил также и святой остров Валаам на Ладоге, который тоже заранее осенил крестами, и не простыми деревянными, а каменными!
Якобы капища Велеса и Перуна апостол разрушил, а языческих жрецов мгновенно обратил в истинную веру. Отечественные мифотворцы из короткого упоминания о скифском путешествии Андрея скроили целый роман с упоминанием наиболее значимых в будущем городов и монастырей. В более поздних легендах апостол даже обозначал места будущих церквей: в XVI веке появилась легенда о предначертанном апостолом строительстве Андреевской церкви в селе Грузино. Якобы, когда он покинул пределы Великого Новгорода и пошел вниз по Волхову, то свой жезл погрузил в землю, и с тех пор это место стало именоваться Грузино. Там-то и была возведена Андреевская церковь, а в ней и хранился сей чудотворный жезл из неизвестного дерева.
Но если мифам и легендам не верить, то становится понятным что апостол Андреи как историческая личность никак не мог посетить земли, лежавшие так далеко на север от Черного моря. Во-первых, это было бы не под силу даже такому подвижнику! Во-вторых, в I веке это попросту не имело ни малейшего смысла - к северу от этого моря жили племена настолько дикие, что даже легендарные антропофаги с их темницами показались бы апостолу цивилизованнейшими латинами. Утешает только, что не мы одни решили привлечь апостола к отечественной истории.Источник: "Загадки истории. Золотая серия"
Опубликовано 14 января 2016
| Комментариев 0 | Прочтений 5116
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: