Кого церковь предаёт анафеме и за что?
Простому человеку понятие "анафема" кажется нелепым пережитком прошлого. Кое-кто верит, что "мракобесы в рясах" преследовали таким образом самых прогрессивных и вольномыслящих людей, "незаслуженно" отлучали от церкви гения русской литературы Льва Толстого, проклинали и отправляли на костер Джордано Бруно... На самом деле все обстоит вовсе не так "мракобесно", как может на первый взгляд показаться.
Далеко посылаю
Слово "анафема", хотя и звучит довольно грозно, на самом деле переводится абсолютно невинно. Оно происходит от греческих слов "ana"- "далеко" и "thema" -"ставлю". Таким образом, "анафема" означает: отлучение, отвержение.
Однако в энциклопедиях это слово объясняют так: анафема -это церковное проклятие.
Понятие "церковное проклятие" рождено в недрах католической церкви и не имеет отношения к православной. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Вот наглядные фрагменты из средневекового документа католической анафемы: "...Да проклянет его Бог-Отец, сотворивший человека! Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими... Да будет труп его оставлен на пожрание псам... Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада... Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою!"
Ритуал предания анафеме у католиков выглядел очень зловеще - от этого зрелища волосы шевелились.на голове. Непременным 'условием церемонии проклятия было личное присутствие осужденного. Если же еретик к моменту вынесения приговора умирал, то при отлучении должен был присутствовать его труп или хотя бы кости, вырытые из могилы. Скрывшегося от суда инквизиции подсудимого заменяло его изображение - портрет или символическая кукла.
А когда анафемствовали оступившегося священника, зрелище было еще страшнее. С него ритуально снимали облачение, лишали всех титулов и званий, устраняли следы тонзуры на голове (это такая выбритая макушка на голове духовных лиц) и даже могли срезать верхний слой кожи на большом и указательном пальцах обеих рук, уничтожая следы миропомазания .
Разбирайся сам!
Еще с апостольских времен христианская церковь регулярно сталкивалась с духовной конкуренцией. Огромное количество "философов" пыталось перекроить каноническое учение, возникали секты, а то и откровенно богохульные теории, которым следовало дать отпор. Святые отцы поначалу пытались аргументированно отстаивать прописные христианские истины, однако самых упорных лжеучителей, не желающих отрекаться от ереси, приходилось анафемствовать.
Например, на II Вселенском соборе в 381 году были преданы анафеме около десятка еретических течений - ариане, духоборцы, савеллиане, маркеллиане... Однако в то время (еще до образования католической церкви) никаких проклятий никому не объявляли. Да, ересь публично отвергалась и объявлялась вне закона. Отпавший от Бога еретик лишался возможности попасть в Царствие Небесное и отлучался от церкви, то есть больше не мог говорить от имени христианства. Но анафема не несла в себе пожелания зла отлучаемому! Более того, даже самый отпетый еретик мог спасти свою душу, публично и искренне раскаяться, предать анафеме свое ложное учение - и вновь быть принятым в лоно церкви.
И до сих пор в православии, в отличие от католицизма, ритуал анафемствования выглядит именно так. Церковь публично объявляет, что не имеет ничего общего с еретиком, и отпускает еретика на все четыре стороны разбираться со своей душой самостоятельно. А вот ежели разберется - то может покаяться и вернуться обратно.
Кстати, совсем не обязательно отлучать от церкви публично. Если человек явно отступает от православия и его святых таинств, уходит в секту, другую религию или становится безбожником, то тем самым он фактически сам себя анафемствует перед Господом. Под такой анафемой находятся все люди, крещеные в православии, но отрицающие бытие Божие, не признающие Единого в святой Троице Бога, бессмертие души, оспаривающие непорочность Пречистой Девы Марии и прочие православные догматы.
С 842 года, после окончательного разгрома и анафемствования ереси иконоборцев, каждое первое воскресенье Великого поста церковь отмечает праздник Торжества Православия. В ходе праздничных молитв предаются анафеме все существующие мировые ереси и прославляются великие Святые Отцы, которые в борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни.
Проклятие по-католически
Самый известный анафемст-вованный и казненный католиками еретик - Джордано Бруно. Современные историки отказались от версии, что он погиб якобы за свои астрономические гипотезы. Большинство утверждает, что подоплекой стали политические причины (и действительно, Бруно в своих литературных произведениях весьма сатирически высказывался о Ватикане). Другие считают, что Джордано, будучи католическим священником, умудрялся заниматься магией, считая ее весьма полезной "наукой". Увлекался оккультными учениями, отстаивал идею переселения душ и создавал свою философию, противоречащую христианству.
За это он был извержен из сана и предан анафеме. Расследование дела Бруно длилось 8 лет, ему предлагали покаяться, но он остался непреклонен. Конечно, в наше время за увлечения магией на костре не сжигают, но в Средние века действовали иные порядки.
А вот видного мыслителя и священника, магистра Яна Гуса католики казнили по политическим мотивам. Чешский реформатор резко критиковал зажравшееся, живущее далеко не по Божьим заповедям высокопоставленное духовенство. Он призывал вернуть авторитет Священного Писания как единственного источника веры и учения, утверждал, что основанием церкви является не Петр, а Христос, и что некоторые римские папы - еретики. За это он был предан анафеме, а 6 июля 1415 года сожжен на костре. Став жертвой католического произвола, умирая, Гус истово молился, и многим присутствующим казалось, что его просветленное лицо окружено сияющим ореолом, как у святого мученика.
Французский журналист Лео Таксиль (Габриель Антуан Жоган-Пажес) прославился благодаря бо-гсхульстиенным книгам "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие". Промышляя различными мистификациями, он 12 лет фактически подрывал церковный авторитет. В 18а/ году Таксиль со скандалом порвал с церковью. В ответ его предали анафеме. Среди множества витиеватых пожеланий богохульнику были такие: "...И Бог-Отец, который сотворил мир, его проклинает; и Бог-Сын, который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух - который возродил людей крещением, его проклинает... Да будет он проклят всюду, где бы ни находился... Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его... Чтобы болезни грызли его ст макушки головы до подошвы ног.."
Подействовало ли проклятие на Таксиля или нет, трудно судить. Но прожил он после этого 10 лет и умер з возрасте 53 лет. Помимо людей, католики проклинали и некоторые явления. Например, схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. В 1054 году Вселенская Церковь раскололась на две части - православие и католичество. После раскола у участвовавших в таинстве католических священников перестали загораться лампады! Обидевшись, римо-католики не придумали ничего лучшего, как предать это чудо анафеме и навсегда с нем забыть.
Взаимная анафема
После раскола Восточной и Западной церквей духовные оппоненты взаимно предали друг друга анафеме и начали самостоятельное существование. Православные анафемствовали католическую церковь как еретическую, католики тоже в долгу не остались.
Потепление отношений между двумя основными христианскими церквями наметилось в середине XIX века. 7 декабря 1965 года Вселенский патриарх Афина-гор и римский папа Павел VI объявши об отмене взаимных анафем между православным Константинополем и католическим Римом. Были торжественно разорваны грамоты 1054 года с текстами анафем.
При этом православные и католики пригнали, что взаимное снятие анафем не ведет к устранению разницы во взглядах между церквями, а является лишь выражением стремления к окончательному примирению.
Кошмары графа Толстого
В России отлучают от церкви довольно редко. Самый известный случай - это, конечно, анафемствование Льва Николаевича Толстого. Ему инкриминировали создание собственного лжеучения и антихристианские проповеди. Он не признавал жизни после смерти, отвергал святые таинства Церкви и считал Иисуса Христа всего лишь простым смертным духовным учителем. Певец Федор Шаляпин вспоминал, как однажды на Пасху, когда он радостно сказал Льву Николаевичу: "Христос воскресе!" - тот возразил: "Нет, Федор, он не воскрес!"
Толстой надеялся своими силами, без Божьей помощи, достигнуть совершенства. Извращенно понимал Нагорную проповедь Христа и был автором идеи непротивления злу насилием. По его логике получалось, что если злодеи убивают беззащитного человека, очевидец не имеет права обезвредить их любыми доступными средствами. Не нам судить классика русской литературы, но Лев Николаевич сбил с пути немало людей и во многом стал провозвестником гибели Российской империи.
С подачи Куприна, придумавшего байку "Анафема", многие поверили, что Толстому и впрямь было объявлено церковное проклятие. В реальности было лишь особое постановление Священного Синода, в котором публично констатировался факт:
"Л. Н. Толстой впал в ересь, добровольно отпал от православной церкви и более в ней не состоит. Но он еще может образумиться, покаяться и снова стать христианином".
Получив от Церкви этот своего рода официальный "развод", Толстой был разочарован. Он желал, чтобы священники громогласно объявили ему анафему, чтобы получился скандал на всю страну. А отлучение прошло слишком уж тихо и буднично.
..В конце жизни Льва Николаевича мучили ужасные видения. Сбежав из дома, он приехал в Ша-мординский монастырь к своей сестре-монахине и рассказал, что ему ни днем, ни ночью не дают покоя какие-то омерзительные чудовища, которых видит только он. Монахиня разъяснила, что бесы чуют приближение его смерти и жаждут завладеть его душой. В отчаянии Толстой поехал в Оптину пустынь. Но, поскольку Лев Николаевич был официально отлучен Священным Синодом, монахи не решились самостоятельно снять отлучение и послали запрос епископу. Увы, положительный ответ пришел уже после отъезда графа из обители. Очень некстати в монастырь приехали горячие поклонники идей Толстого - его дочь и домашний врач. После скандала они вкололи беглецу успокоительное и увезли из монастыря.
В дороге Лев Николаевич заболел. Когда он умирал на станции Астапово, к нему приехали Оптинский старец Варсонсфий и иеромонах Пантелеймон. Они собирались принять покаяние Толстого, чтобы он мог уйти в мир иной как прощенный, примирившийся с Богом христианин. Но родственники, помня давние пожелания Льва Николаевича, не пустили монахов к умирающему старику.
В тот же день на острове Валаам одному из старцев было видение: толпа бесов в воздухе будто гонялась за седым бородатым стариком. Старик стремился к церкви, но бесы окружили его и с жутким воем увлекли в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм. Впоследствии старец узнал о смерти Толстого и понял, чью несчастную душу он видел.
Ответ святотатцам
Анафеме также была предана советская власть. В 20-е годы коммунистами было расстреляно без суда и следствия около 15 тысяч духовных лиц Русской православной церкви. Были осквернены, разграблены и разгромлены 673 монастыря и тысячи храмов, отняты церковные ценности, земли и владения. Патриарх Тихон (недавно канонизированный в лике святых) предал богоборческую власть анафеме.
В своем послании он призывал коммунистов: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы! Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной..."
Впоследствии преемник святителя Тихона патриарх Сергий (Страгородский) ценой унизительных компромиссов наладил отношения с анафемствованной властью, объявив о сотрудничестве РПЦ с большевиками. Представители зарубежкой церкви и катакомбники сочли его предателем и предали анафеме. Но легко судить сгоряча и издалека. Не будь этого компромисса - всех верующих пересажали бы в лагеря и закрыли бы все храмы. По крайней мере, РПЦ удалось переждать лихие времена и уцелеть в стране безбожников.
Лукавые ангелы
В наше время самая известная история отлучения от церкви случилась на Кубани. Немало простодушных читателей приняли за чистую монету "Откровения ангелов-хранителей" известной кубанской целительницы и медиума Любови Пановой. Контактируя во время спиритических сеансов с духами, она приняла их за ангелов-хранителей и совместно с журналистом Ринатом Гарифзяковым написала серию "духовных" книг, вышедших огромными тиражами.
Прочитав "откровения", священники были потрясены. В книгах Пановой кощунственно искажено и оболгано все христианское вероучение. К примеру, "ангелы" нашептали ей, что непорочного зачатия не было, а просто доверчивой Девой Марией воспользовался некий римский священник Пандора, одевшийся в белые ризы. И Иисус Христос якобы не умирал на кресте и не воскресал, а был тайно переправлен в безопасное место, женился на Марии Магдалине, обзавелся пятью сыновьями и прожил 154 года, имея небольшой рудник в Индии... Богословская комиссия признала богохульными около ста положений, высказанных в книге.
Любовь Ивановна ничуть не смущаясь называла себя православной христианкой и даже утверждала, что ей покровительствует православный священник. Как выяснилось в ходе церковного расследования, она слишком поторопилась записать священнослужителя в свои единомышленники.
В 2003 году митрополит Кубанский и Екатериксдарский Исидор отлучил Любовь Панову от церкви. После этого Любовь Ивановна позвонила в епархиальное управление и стала оправдываться, возлагая всю вину за богохульство на своего соавтора. Но публичного покаяния и отказа от своей писательской и оккультной деятельности она так и не принесла. Посему анафема Пановой поныне остается в силе.
Далеко посылаю
Слово "анафема", хотя и звучит довольно грозно, на самом деле переводится абсолютно невинно. Оно происходит от греческих слов "ana"- "далеко" и "thema" -"ставлю". Таким образом, "анафема" означает: отлучение, отвержение.
Однако в энциклопедиях это слово объясняют так: анафема -это церковное проклятие.
Понятие "церковное проклятие" рождено в недрах католической церкви и не имеет отношения к православной. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Вот наглядные фрагменты из средневекового документа католической анафемы: "...Да проклянет его Бог-Отец, сотворивший человека! Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими... Да будет труп его оставлен на пожрание псам... Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада... Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою!"
Ритуал предания анафеме у католиков выглядел очень зловеще - от этого зрелища волосы шевелились.на голове. Непременным 'условием церемонии проклятия было личное присутствие осужденного. Если же еретик к моменту вынесения приговора умирал, то при отлучении должен был присутствовать его труп или хотя бы кости, вырытые из могилы. Скрывшегося от суда инквизиции подсудимого заменяло его изображение - портрет или символическая кукла.
А когда анафемствовали оступившегося священника, зрелище было еще страшнее. С него ритуально снимали облачение, лишали всех титулов и званий, устраняли следы тонзуры на голове (это такая выбритая макушка на голове духовных лиц) и даже могли срезать верхний слой кожи на большом и указательном пальцах обеих рук, уничтожая следы миропомазания .
Разбирайся сам!
Еще с апостольских времен христианская церковь регулярно сталкивалась с духовной конкуренцией. Огромное количество "философов" пыталось перекроить каноническое учение, возникали секты, а то и откровенно богохульные теории, которым следовало дать отпор. Святые отцы поначалу пытались аргументированно отстаивать прописные христианские истины, однако самых упорных лжеучителей, не желающих отрекаться от ереси, приходилось анафемствовать.
Например, на II Вселенском соборе в 381 году были преданы анафеме около десятка еретических течений - ариане, духоборцы, савеллиане, маркеллиане... Однако в то время (еще до образования католической церкви) никаких проклятий никому не объявляли. Да, ересь публично отвергалась и объявлялась вне закона. Отпавший от Бога еретик лишался возможности попасть в Царствие Небесное и отлучался от церкви, то есть больше не мог говорить от имени христианства. Но анафема не несла в себе пожелания зла отлучаемому! Более того, даже самый отпетый еретик мог спасти свою душу, публично и искренне раскаяться, предать анафеме свое ложное учение - и вновь быть принятым в лоно церкви.
И до сих пор в православии, в отличие от католицизма, ритуал анафемствования выглядит именно так. Церковь публично объявляет, что не имеет ничего общего с еретиком, и отпускает еретика на все четыре стороны разбираться со своей душой самостоятельно. А вот ежели разберется - то может покаяться и вернуться обратно.
Кстати, совсем не обязательно отлучать от церкви публично. Если человек явно отступает от православия и его святых таинств, уходит в секту, другую религию или становится безбожником, то тем самым он фактически сам себя анафемствует перед Господом. Под такой анафемой находятся все люди, крещеные в православии, но отрицающие бытие Божие, не признающие Единого в святой Троице Бога, бессмертие души, оспаривающие непорочность Пречистой Девы Марии и прочие православные догматы.
С 842 года, после окончательного разгрома и анафемствования ереси иконоборцев, каждое первое воскресенье Великого поста церковь отмечает праздник Торжества Православия. В ходе праздничных молитв предаются анафеме все существующие мировые ереси и прославляются великие Святые Отцы, которые в борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни.
Проклятие по-католически
Самый известный анафемст-вованный и казненный католиками еретик - Джордано Бруно. Современные историки отказались от версии, что он погиб якобы за свои астрономические гипотезы. Большинство утверждает, что подоплекой стали политические причины (и действительно, Бруно в своих литературных произведениях весьма сатирически высказывался о Ватикане). Другие считают, что Джордано, будучи католическим священником, умудрялся заниматься магией, считая ее весьма полезной "наукой". Увлекался оккультными учениями, отстаивал идею переселения душ и создавал свою философию, противоречащую христианству.
За это он был извержен из сана и предан анафеме. Расследование дела Бруно длилось 8 лет, ему предлагали покаяться, но он остался непреклонен. Конечно, в наше время за увлечения магией на костре не сжигают, но в Средние века действовали иные порядки.
А вот видного мыслителя и священника, магистра Яна Гуса католики казнили по политическим мотивам. Чешский реформатор резко критиковал зажравшееся, живущее далеко не по Божьим заповедям высокопоставленное духовенство. Он призывал вернуть авторитет Священного Писания как единственного источника веры и учения, утверждал, что основанием церкви является не Петр, а Христос, и что некоторые римские папы - еретики. За это он был предан анафеме, а 6 июля 1415 года сожжен на костре. Став жертвой католического произвола, умирая, Гус истово молился, и многим присутствующим казалось, что его просветленное лицо окружено сияющим ореолом, как у святого мученика.
Французский журналист Лео Таксиль (Габриель Антуан Жоган-Пажес) прославился благодаря бо-гсхульстиенным книгам "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие". Промышляя различными мистификациями, он 12 лет фактически подрывал церковный авторитет. В 18а/ году Таксиль со скандалом порвал с церковью. В ответ его предали анафеме. Среди множества витиеватых пожеланий богохульнику были такие: "...И Бог-Отец, который сотворил мир, его проклинает; и Бог-Сын, который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух - который возродил людей крещением, его проклинает... Да будет он проклят всюду, где бы ни находился... Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его... Чтобы болезни грызли его ст макушки головы до подошвы ног.."
Подействовало ли проклятие на Таксиля или нет, трудно судить. Но прожил он после этого 10 лет и умер з возрасте 53 лет. Помимо людей, католики проклинали и некоторые явления. Например, схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. В 1054 году Вселенская Церковь раскололась на две части - православие и католичество. После раскола у участвовавших в таинстве католических священников перестали загораться лампады! Обидевшись, римо-католики не придумали ничего лучшего, как предать это чудо анафеме и навсегда с нем забыть.
Взаимная анафема
После раскола Восточной и Западной церквей духовные оппоненты взаимно предали друг друга анафеме и начали самостоятельное существование. Православные анафемствовали католическую церковь как еретическую, католики тоже в долгу не остались.
Потепление отношений между двумя основными христианскими церквями наметилось в середине XIX века. 7 декабря 1965 года Вселенский патриарх Афина-гор и римский папа Павел VI объявши об отмене взаимных анафем между православным Константинополем и католическим Римом. Были торжественно разорваны грамоты 1054 года с текстами анафем.
При этом православные и католики пригнали, что взаимное снятие анафем не ведет к устранению разницы во взглядах между церквями, а является лишь выражением стремления к окончательному примирению.
Кошмары графа Толстого
В России отлучают от церкви довольно редко. Самый известный случай - это, конечно, анафемствование Льва Николаевича Толстого. Ему инкриминировали создание собственного лжеучения и антихристианские проповеди. Он не признавал жизни после смерти, отвергал святые таинства Церкви и считал Иисуса Христа всего лишь простым смертным духовным учителем. Певец Федор Шаляпин вспоминал, как однажды на Пасху, когда он радостно сказал Льву Николаевичу: "Христос воскресе!" - тот возразил: "Нет, Федор, он не воскрес!"
Толстой надеялся своими силами, без Божьей помощи, достигнуть совершенства. Извращенно понимал Нагорную проповедь Христа и был автором идеи непротивления злу насилием. По его логике получалось, что если злодеи убивают беззащитного человека, очевидец не имеет права обезвредить их любыми доступными средствами. Не нам судить классика русской литературы, но Лев Николаевич сбил с пути немало людей и во многом стал провозвестником гибели Российской империи.
С подачи Куприна, придумавшего байку "Анафема", многие поверили, что Толстому и впрямь было объявлено церковное проклятие. В реальности было лишь особое постановление Священного Синода, в котором публично констатировался факт:
"Л. Н. Толстой впал в ересь, добровольно отпал от православной церкви и более в ней не состоит. Но он еще может образумиться, покаяться и снова стать христианином".
Получив от Церкви этот своего рода официальный "развод", Толстой был разочарован. Он желал, чтобы священники громогласно объявили ему анафему, чтобы получился скандал на всю страну. А отлучение прошло слишком уж тихо и буднично.
..В конце жизни Льва Николаевича мучили ужасные видения. Сбежав из дома, он приехал в Ша-мординский монастырь к своей сестре-монахине и рассказал, что ему ни днем, ни ночью не дают покоя какие-то омерзительные чудовища, которых видит только он. Монахиня разъяснила, что бесы чуют приближение его смерти и жаждут завладеть его душой. В отчаянии Толстой поехал в Оптину пустынь. Но, поскольку Лев Николаевич был официально отлучен Священным Синодом, монахи не решились самостоятельно снять отлучение и послали запрос епископу. Увы, положительный ответ пришел уже после отъезда графа из обители. Очень некстати в монастырь приехали горячие поклонники идей Толстого - его дочь и домашний врач. После скандала они вкололи беглецу успокоительное и увезли из монастыря.
В дороге Лев Николаевич заболел. Когда он умирал на станции Астапово, к нему приехали Оптинский старец Варсонсфий и иеромонах Пантелеймон. Они собирались принять покаяние Толстого, чтобы он мог уйти в мир иной как прощенный, примирившийся с Богом христианин. Но родственники, помня давние пожелания Льва Николаевича, не пустили монахов к умирающему старику.
В тот же день на острове Валаам одному из старцев было видение: толпа бесов в воздухе будто гонялась за седым бородатым стариком. Старик стремился к церкви, но бесы окружили его и с жутким воем увлекли в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм. Впоследствии старец узнал о смерти Толстого и понял, чью несчастную душу он видел.
Ответ святотатцам
Анафеме также была предана советская власть. В 20-е годы коммунистами было расстреляно без суда и следствия около 15 тысяч духовных лиц Русской православной церкви. Были осквернены, разграблены и разгромлены 673 монастыря и тысячи храмов, отняты церковные ценности, земли и владения. Патриарх Тихон (недавно канонизированный в лике святых) предал богоборческую власть анафеме.
В своем послании он призывал коммунистов: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы! Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной..."
Впоследствии преемник святителя Тихона патриарх Сергий (Страгородский) ценой унизительных компромиссов наладил отношения с анафемствованной властью, объявив о сотрудничестве РПЦ с большевиками. Представители зарубежкой церкви и катакомбники сочли его предателем и предали анафеме. Но легко судить сгоряча и издалека. Не будь этого компромисса - всех верующих пересажали бы в лагеря и закрыли бы все храмы. По крайней мере, РПЦ удалось переждать лихие времена и уцелеть в стране безбожников.
Лукавые ангелы
В наше время самая известная история отлучения от церкви случилась на Кубани. Немало простодушных читателей приняли за чистую монету "Откровения ангелов-хранителей" известной кубанской целительницы и медиума Любови Пановой. Контактируя во время спиритических сеансов с духами, она приняла их за ангелов-хранителей и совместно с журналистом Ринатом Гарифзяковым написала серию "духовных" книг, вышедших огромными тиражами.
Прочитав "откровения", священники были потрясены. В книгах Пановой кощунственно искажено и оболгано все христианское вероучение. К примеру, "ангелы" нашептали ей, что непорочного зачатия не было, а просто доверчивой Девой Марией воспользовался некий римский священник Пандора, одевшийся в белые ризы. И Иисус Христос якобы не умирал на кресте и не воскресал, а был тайно переправлен в безопасное место, женился на Марии Магдалине, обзавелся пятью сыновьями и прожил 154 года, имея небольшой рудник в Индии... Богословская комиссия признала богохульными около ста положений, высказанных в книге.
Любовь Ивановна ничуть не смущаясь называла себя православной христианкой и даже утверждала, что ей покровительствует православный священник. Как выяснилось в ходе церковного расследования, она слишком поторопилась записать священнослужителя в свои единомышленники.
В 2003 году митрополит Кубанский и Екатериксдарский Исидор отлучил Любовь Панову от церкви. После этого Любовь Ивановна позвонила в епархиальное управление и стала оправдываться, возлагая всю вину за богохульство на своего соавтора. Но публичного покаяния и отказа от своей писательской и оккультной деятельности она так и не принесла. Посему анафема Пановой поныне остается в силе.
Опубликовано 26 ноября 2008
| Комментариев 0 | Прочтений 14687
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: