Космос для кайзера: космические полёты Второго рейха
Космос для кайзера: космические полёты Второго рейха
Обычно родиной космических полетов считается Германия 1920-30-х: именно там инженеры и конструкторы, любители и профессионалы, заложили основу будущих ракетных программ СССР и США.
Герман Оберт и его книга 1928 года "Ракета для межпланетного пространства", вместе с идеями Циолковского и Годдарда, открыла человечеству путь в космос (а Гитлеру - к ракете "Фау-2"). Однако начало было положено раньше: радикальный скачок от фантастических сюжетов (в духе Вольтера) к конкретным технологическим решениям был сделан ещё в XIX веке, в Германской империи. Второй рейх недаром славился технологичностью и агрессивностью (которая в итоге привела к мировой войне): прусские астрономы, фантасты и инженеры начали разрабатывать вполне конкретные планы захвата космоса.

Боязливые астрономы

Инопланетяне, межзвездная коммуникация и возможности полётов в космос, как ни странно, мало интересовали немецких астрономов конца XIX века. Ещё в 1822 году великий математик Карл Гаусс предлагал общаться с инопланетянами посредством системы зеркал, а мюнхенский астроном Франц фон Груйтуйзен заявил, что разглядел в одном из лунных кратеров целый город.

Франц фон Груйтуйзен. Кратер Груйтуйз...
Франц фон Груйтуйзен. Кратер Груйтуйзен на Луне

Но по мере ускорения прогресса астрономы всё больше дистанцировались от этих идей и делали упор на математике и наблюдениях за небесными телами. Понимание реальных масштабов Солнечной системы делало планы полёта в космос мало реалистичными, а развитие биологии указало на сложность и неповторимость земных условий для возникновения жизни. В 1870-е годы школьные учебники по астрономии стали впервые выходить большим тиражом, и тогда же профессиональные учёные и педагоги столкнулись с неожиданными конкурентами. Образованной публике было скучно читать про движения планет — она зачитывалась "С Земли на Луну" Жюля Верна и авантюрным романом Грега Перси "По Зодиаку", герой которого (инженер) попадает к марсианам с помощью антигравитационного двигателя.
Тогда астрономы тоже решили пойти в народ: в 1889 году, под покровительством частного общества любителей науки о звёздах "Урания", в Берлине начали показывать шоу "С Земли на Луну". В сопровождении лекции посетителям показывали яркие картинки, иллюстрирующие путешествие из деревни под Берлином к морям и горам Луны.
Этот научный театр, прообраз проекционного планетария, имел успех во всех европейских столицах. Основатель "Урании", Макс Вильгельм Майер, наставительно подчёркивал: "Мы можем отправиться на Луну и вернуться назад исключительно в воображении. Но мы увидим, что наш разум, если не допускать к нему смехотворные фантазии, послужит надёжным проводником по межзвёздному пространству".
Другие популяризаторы науки были не прочь открыть ворота непознанному. Так, Фридрих Густав Людвиг Гресслер, автор известного учебника "Земля и небо", писал о благотворности фантастики, позволяющей перенести школьника в любой уголок Вселенной. Допускал он и наличие далёких от земных форм жизни на лунах, планетах и звёздах. Например, обитатели Солнца "принадлежат к высшему, или четвертому царству живой природы, у них шесть или больше чувств, но с людьми их роднит Божья искра". Такой религиозно-философский подход к астрономии, по мнению Гресслера, укрепляет волю и дух школьника. Рассуждения о технических средствах освоения космоса астрономы считали бессмысленными фантазиями.

Инженеры-фантазёры

А что же инженеры? Ракетная техника, как ни странно, до 1920-х годов не воспринималась энтузиастами освоения космоса всерьёз. Ракеты считали слишком шумными, неуклюжими и неточными — в отличие от величавых, лёгких и парящих в воздухе дирижаблей. Ракеты считались делом фейерверков и спасателей, и даже популярные в начале века ракеты Конгрива не выдержали конкуренции с более точными и скорострельными казнозарядными пушками. Да и другие летательные аппараты долгое время воспринимались крайне скептически: так, когда прусское военное министерство отказалось финансировать дирижабли графа фон Цеппелина, офицер написал на проекте всего два слова — "Жюль Верн".

Космический корабль Германа Гасвиндта...
Космический корабль Германа Гасвиндта. Фото © Книга о проектах Гансвиндта издания 1899 г.

Космические полёты в Германской империи только один раз обсуждались публично, на уровне конкретного проекта. Разработал его инженер-любитель Герман Гансвиндт, изобретатель коммерчески успешных велосипедов и фантастических летательных аппаратов. Он пытался заработать денег на свои устройства чтением развлекательных лекций с музыкальными номерами.
27 мая 1891 года в Берлинской филармонии Гасвиндт, обругав противников прогресса (например, Наполеона, отвергшего идею парохода), рассказал о своем проекте межпланетных путешествий. Его корабль работал по принципам реактивного движения: в верхнем цилиндре в стальную взрывную камеру подаются стальные гильзы с динамитом. От взрыва часть гильзы ударяла в "потолок" камеры и передавала ей кинетическую энергию. Во втором, нижнем, цилиндре размещалась гондола для двух пассажиров. До выхода на орбиту космический корабль должны были поднять в воздух вспомогательные аппараты.
В развлекательном журнал Deutsche Illustrirte Familien- und Moden-Zeitung об изобретении отозвались с полным восторгом. "Системы жизнеобеспечения в гондоле не более сложны, чем в подводной лодке… Гасвиндт рассчитал, что до Марса на его корабле можно долететь за 22 часа. И его теория опирается на физику, благодаря чему можно перейти к её технической реализации. Даже в Средние века Колумб доплыл до Америки — хотя его современники считали его безумцем".
Профессионалы же оценивали Гасвиндта скептически. Австрийский инженер Роман Гостковски, профессор львовской Политехники, назвал этот проект "несбыточной фантазией", заявив, что принцип реактивного движения не работает в космосе (что неверно). Его венский коллега Людвиг Лоос был уверен, что ни одно взрывчатое вещество не сможет создать достаточно силы, чтобы "вытолкать" корабль в космос.
На самом деле к использованию реактивной отдачи для космических полётов в Германии могли бы отнестись более серьезно, если бы не репутация Гасвиндта. В отличие от университетских профессоров, он работал "на публику", создавая сенсации. Это оказалось палкой о двух концах: сначала инженер-самоучка привлёк благосклонное внимание публики и прессы, но отсутствие конкретных результатов вызвало разочарование. В 1902 году бдительные власти Пруссии обвинили его в мошенничестве (за показ неудачной модели геликоптера). Хотя Гасвиндта оправдали, его слава закончилась, а с ней и средства: газеты больше не соглашались печатать анонсы его лекций-презентаций.

Фантасты-империалисты

Главными покорителями космоса в высокотехнологичной кайзеровской Германии стали фантасты, свободные от диктата учёных. Первым классиком жанра стал учитель математики из Готы Курд Лассвиц — благодаря роману Auf zwei Planeten (вышел в один год с "Войной миров" Уэллса, в 1897 году). Трое немецких аэронавтов на Северном полюсе натыкаются на марсианскую станцию. Вскоре более продвинутые технологически и морально марсиане пытаются установить протекторат над Землёй, но агрессивные державы, прежде всего Англия, сопротивляются им, одновременно воюя друг с другом. После серьёзных разрушений цивилизованные инопланетяне всё же подчиняют Землю, но уходят через несколько лет, когда люди успешно освоили их технологии.

Kurd Lasswitz, "Auf zwei Planeten". 1...
Kurd Lasswitz, "Auf zwei Planeten". 1897 г.

В романе Лассвица примечательно, как обыгрываются актуальные империалистические сюжеты — а также стыковка "последнего рубежа" неисследованной Земли (Северный полюс) с дальним космосом. Как и многие позднейшие фантасты, Лассвиц сделал Марс полигоном для технологий будущего — солнечных батарей, антигравитационного поля, космических станций.
В 1900-е годы философские и утопические темы в фантастике были забыты, и на первый план вышли авантюрные истории, эксплуатирующие ту же тему инопланетного вторжения — вроде "Врагов из космоса" (Feinde im Weltall?, 1907) и "Марсианского шпиона" (Der Marsspion, 1908) Карла Грунерта. Одновременно начался расцвет популярных научно-технических журналов, где фантастика публиковалась на тех же страницах, что и рассказы инженеров о новых изобретениях. Будущее стало площадкой не для социальных утопий, а для обкатки технологических решений.
Характерны для этого тренда рассказы Ганса Доминика, ученика из гимназии Лассвица. В "Эксперименте" (Ein Experiment, 1913) немецкий инженер вступил в контакт с марсианами с помощью электрических волн, а в "Изобретении" (Eine Erfindung, 1902) некий профессор изобрёл антигравитационный двигатель и прицепил его к дирижаблю. Рассказы Доминика сопровождались подробными чертежами технических устройств будущего.
Дирижабли (цеппелины) появились в фантастике не случайно: в 1907–1908 годах они обрели феноменальный успех в Германии, считаясь более реальным инструментом покорения неба, чем аэропланы. Немецких фантастов интересовали уже не вторжения марсиан, а покорение космоса человеком — в самом ближайшем будущем. И само появление переоборудованных для космических полётов цеппелинов перекидывало мостик из настоящего в будущее.
Например, в дешёвой серии романов "Воздушный пират и его управляемый воздушный корабль" (Der Luftpirat und sein Lenkbares Luftschiff, публиковались анонимно в 1908–1912 годах) иллюстрации во всех подробностях показывают "межпланетный корабль" капитана Морса. Этот железный цеппелин был оснащён роскошной кабиной в стиле буржуазных интерьеров fin-de-siecle: кровать, письменный стол, книги, шкура медведя на полу, глобус и, наконец, — череп, символ не то смерти, не то медицинских исследований. Цеппелины отсылали не просто к современным технологиям: они выступали символом немецкого научного энтузиазма, национального единства и верности прогрессу.

Союз науки и фантастики

К началу Первой мировой войны астрономы Германии уже не относились к идеям космического полёта и инопланетного разума свысока, объявляя их ненаучными. Популярность и, главное, продаваемость этих тем заставила и учёных активно участвовать в дискуссиях на страницах журналов и газет. Однако астрономы безнадёжно проиграли битву за авторитет инженерам и фантастам.

Старт ракеты "Фау-2". Фотография план...
Старт ракеты "Фау-2". Фотография планеты Земля, сделанные 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2

Впрочем, эта тенденция не означала смерть или даже кризис науки. Напротив: космический полёт в кайзеровской Германии представлялся научно-техническим проектом, и смычка науки и технологий стала реальной задолго до строительства настоящих ракет и космических кораблей. Даже если авторы учебников и диссертаций были во всём не согласны с авторами фантастических романов и журнальных очерков, читатели этих текстов воспринимали их как элементы единой "астрокультуры". Вернер фон Браун, Герман Оберт и другие в следующем поколении "космических мечтателей", которое училось уже в вузах веймарской Германии в 1920-е годы и строило первые ракеты, с восторгом вспоминало научную фантастику времён своего детства — и высказанные именно тогда идеи полётов к другим мирам.Автор: М.Медведева
Источник: "Life"
Опубликовано 06 января 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 466

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия