Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
«Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви». Тонкое наблюдение Василия Ключевского актуально во все времена...
Сценарии супружеской ссоры неизменны с глубокой древности до современности. Из античной мифологии достаточно вспомнить размолвки Геры (Юноны) и Зевса (Юпитера): жена недовольна изменами мужа - мужу не по нраву ревность жены. Знакомая история, правда? Однажды грозный глава Олимпийского пантеона в запале гнева сковал руки Геры золотой цепью, привязал к ногам две наковальни - и подвесил строптивицу меж сиянием эфира и облаками...

Заветы Сократа

Славу самой скандальной из всех жён снискала Ксантиппа — супруга Сократа, которая бесконечно изводила его руганью и придирками. По дому философа летали сандалии, кувшины и даже столы. Один раз Ксантиппа вылила на голову Сократу ведро помоев, другой раз в ярости разорвала на нем плащ прямо посреди рыночной площади. Имя Ксантиппы вошло в историю как нарицательное для злобных женушек.

Ян-Эразм Квеллинус «Юпитер, Семела и ...
Ян-Эразм Квеллинус «Юпитер, Семела и Юнона»

«Почему ты не прогонишь эту женщину? Зачем ты вообще на ней женился?» — с изумлением спрашивали друзья Сократа. «Желая научиться искусству жить с людьми, я женился на Ксантиппе. Я рассудил, что если вынесу её нрав, то буду ладить с людьми всяких характеров», — смиренно отвечал Сократ.

Рейер ван Бломмендаль «Ксантиппа изде...
Рейер ван Бломмендаль «Ксантиппа издевается над Сократом в присутствии Алкивиада», ок. 1655 г.

Великая борьба полов

Известный с позднего Средневековья бытовой сюжет — «битва за штаны» (англ. Battle for pants; Who wears the breeches) — описывал супружеские распри и борьбу за господство в браке. Элемент мужского костюма символизировал порочное стремление женщины верховодить в семье. Женское самоуправство отражено в немецкой идиоме «Sie hat die Hosen an» (Она в штанах). Израэль ван Мекенем изобразил сатирическую сценку, в которой жена заставляет мужа-подкаблучника мотать пряжу и колотит его прялкой под наблюдением ликующего дьявола. Некое подобие штанов валяется на земле, дожидаясь победителя. Работа нидерландского гравера Николааса Бре высмеивает злонравную женушку, что таскает мужа за волосы и отнимает его брюки.

Израэль ван Мекенем «Сердитая жена», ...
Израэль ван Мекенем «Сердитая жена», ок. 1500 г.

Николаас Бре «Битва за штаны», ок. 16...
Николаас Бре «Битва за штаны», ок. 1608 г.

В средневековом германском законодательстве семейные конфликты могли быть официально улажены с помощью судебного поединка между супругами. В Германии выходили фехтбухи — иллюстрированные гравюрами руководства по ведению таких поединков. Немецкий фехтбук Ганса Тальхоффера представляет мужчину стоящим по пояс в яме, с привязанной к туловищу одной рукой — дабы обеспечить силовое равенство. Женщина орудует длинным боевым чулком с увесистой каменюкой. В распоряжении мужа три деревянных жезла против жениных трёх камней. Согласно правилам, касание мужчиной края ямы отнимало у него один жезл, а удар в момент передачи жезла судьям лишал женщину одного «чулка». Высокие отношения, неслабая во всех смыслах семейка.

«Дуэль между мужчиной и женщиной», ил...
«Дуэль между мужчиной и женщиной», илл. Клауса Пфлигерома из фехтбука Ганса Тальхоффера, 1459 г.

Не менее популярным с конца 16-го века был мотив супружеской войны в европейской комедии. Этот мотив раскрывался то как природная борьба полов, то как статусно-ролевая конкуренция, то как несочетаемость психотипов. И снова женщины на передовой линии фронта. Вечно актуальное «Укрощение строптивой» Шекспира и его ироническое продолжение «Награда женщине» Флетчера, гротескная «Ветреница» Шерли и назидательная «Деревенская жена» Уичерли, фарсовые «Заговор жен» Ванбру и «Добрячок» Голдсмита, «Последняя ставка женщин» Колли Сиббера… И, конечно же, «Школа злословия» Шеридана!

Фелисьен Ропс «Битва полов в доистори...
Фелисьен Ропс «Битва полов в доисторические времена», 1887 г.

Ссора в красках

Семейный разлад любили изображать не только писатели, но и художники. Особо преуспели в этом англичане, достаточно назвать цикл сатирических картин Уильяма Хогарта «Модный брак» (1743−1745), триптих Августа Леопольда Эгга «Прошлое и Настоящее» (1859), серию полотен Уильяма Ордчардсона о недостатках брака по расчёту (1859−1887).

Август Леопольд Эгг «Прошлое и Настоя...
Август Леопольд Эгг «Прошлое и Настоящее Источник: часть I)», 1858 г.

Традиционно супружеские ссоры начинались после медового месяца, знаменуя переход от поэзии страсти к прозе жизни. Этот грустный момент в разных вариациях запечатлён на многих живописных полотнах.

Джордж Генри Боутон «Заканчивающийся ...
Джордж Генри Боутон «Заканчивающийся медовый месяц», 1890-е г.

Уильям Куиллер Ордчардсон «Первая раз...
Уильям Куиллер Ордчардсон «Первая размолвка в час досуга», 1887 г.

Роберт Уокер «Макбет. Наша первая раз...
Роберт Уокер «Макбет. Наша первая размолвка», 1878 г.

В русской живописи позапрошлого столетия, пожалуй, наиболее известны работы Николая Неврева «Увещевание» (священник уговаривает помириться повздоривших супругов) и Константина Савицкого «Не сошлись характером» (жена демонстрирует глубокую обиду).

Николай Неврев «Увещевание», 1893 г.
Николай Неврев «Увещевание», 1893 г.

Константин Савицкий «Семейная ссора [...
Константин Савицкий «Семейная ссора [Не сошлись характером]", 1890 г.

От вонки до сбяги

Не менее эпичны, чем в привилегированных сословиях, были супружеские разногласия в простонародье. Если в других сословиях практиковались различные формы посредничества в примирении супругов, то в крестьянской общине было ограничение на вмешательство в семейные дела. Стороннее улаживание супружеских конфликтов обычно осуждалось.
К сельскому сходу обращались в основном при семейных разделах. Это отражено в пословицах: никто не судья в чужом дому; муж с женой бранится, да под одну шубу ложится; муж с женой ругайся, а третий не мешайся.
От супружеского разлада недалеко до вражды других членов семьи. Свекрови сживают со свету невесток, мачехи гнобят падчериц, зятья не ладят с тёщами, грызутся снохи, воюют свояченицы… Здесь что ни пословица — то хлесткая характеристика: золовка — колотовка; сваха — неряха; зять в дом — иконы вон; невестка невестке — полоса мяса; родня — собачья глодня.

Василий Максимов «Лихая свекровь», 18...
Василий Максимов «Лихая свекровь», 1893 г.

В разновидностях семейных размолвок можно убедиться на примере семейных традиций белорусских крестьян 19-го века. Любопытны уже одни названия семейных неурядиц: сбяги, прочки, вонки, уходалы… Вонка — кратковременный уход (обычно женщиной) из дома в разгар ссоры. Прочка — временное удаление кого-то из членов семьи до окончания конфликта. Сбяги — чье-либо длительное отсутствие дома в результате раздора, вплоть до окончательного оставления семьи.

Пути к примирению

Впрочем, отрадно, что по классической схеме за ссорой должно следовать примирение. Среди самых популярных способов — задаривание обиженной стороны. В немецком разговорном есть даже особое понятие Drachenfutter (букв. «корм дракона») — подарки виноватого мужа с целью вернуть расположение жены.
Издревле практиковались и магические способы улаживания семейных отношений. Жена собачится с мужем — деревенский колдун подаёт ей «наговорной водицы» и пресекает раздор, как только вода попадает в рот. По легенде, один крестьянин придумал оригинальную воспитательную меру: едва только жена принималась браниться — он заставлял её набирать в рот отвар водосбора (аквилегии), чтобы молчала. Отсюда народное французское название этого растения — «трава сварливой бабы».
И, конечно же, во все времена предпринимались попытки постичь саму природу ссоры, её истоки и механизмы. Ведь супружеские распри — всего лишь одна из глав в мировом эпосе злоречия. Зачатки психоанализа демонстрирует гравюра французского мастера Абрахама Босса, символически изображая нисходящую иерархию семейной ссоры. Жена лупит мужа в присутствии любовника, дочка колотит брата, а курица клюёт петуха.

Абрахам Босс «Семейные ссоры», 1630-е г.
Абрахам Босс «Семейные ссоры», 1630-е г.

Как видим, зачинщица вновь женщина. Правку традиционного представления о ссоре вносит Франсуа де Ларошфуко в своих знаменитых «Максимах»: «Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне». Это утверждение справедливо и спустя 350 лет.Автор: Ю.Щербинина
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 15 декабря 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 819

Ещё по теме...
Добавить комментарий