Граф Дракула: всеобщий ужас и мировой феномен
Граф Дракула: всеобщий ужас и мировой феномен
Литературным героем Влад III Цепеш стал уже вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле».
Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?
Создателем образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он был активным членом оккультной организации «Золотая заря». Для таких сообществ был характерен интерес к вампирам. Их физическое бессмертие не оставляло в покое оккультистов и так называемых чёрных магов.
Появившееся в 14-м веке княжество Валахия было первым крупным государственным образованием на территории современной Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления государства является валашский князь Влад Цепеш.
Почти всё, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Год, когда будущий повелитель Валахии появился на свет, можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м...

Влад III Цепеш
Влад III Цепеш

Построенный в начале 14-го в. дом на Кузнечной улице в Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь, неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул.
«Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.
Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремёсел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать её через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костёр или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадёжным в глазах государя.
Своей политикой Влад III заслужил себе прозвище Цепеш, что в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заострённый кол в те времена был основным орудием казни. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.
Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидала одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвинённых в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами веры Христовой пришёл конец.
Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.
Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

- Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
- Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
- Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
- Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
- Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.
- Существует также легенда, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.


В первой четверти 20-го века, вскоре после появления романа Брэма Стокера «Дракула», а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» Фридриха Мурнау главный герой этих произведений — граф Дракула — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду, но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.
В середине 20-го века на могилу известного «вампира» началось паломничество туристов. Чтобы уменьшить нездоровое внимание, власти перенесли могилу.
О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьёзных книг о нём носит название в духе «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел» и так далее. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.Источник: "Дилетант"
Опубликовано 05 сентября 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 1084

Ещё по теме...
Добавить комментарий