Попытка стать богом: cозданный Франкенштейном
Всего 18 лет было англичанке Мэри Шелли, когда она начала писать устрашающий роман, который называют предтечей литературных и кинематографических ужасов. «Франкенштейн, или Современный Прометей» - считается первым научно-фантастическим произведением в истории, а имя автора стоит в одном ряду с Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом. Писательница не только шокировала публику, но и преподала философский урок.
Сказки и вулканическая зима
Летом 1816 года, на берегу Женевского озера в Швейцарии, девушка Мэри (до замужества — Годвин) отдыхала на вилле Диодати вместе со своим будущим мужем — английским поэтом Перси Шелли и друзьями-писателями, среди которых был Джордж Байрон. Лето 1816 года выдалось дождливым и ненастным, этот год вошел в мировую историю как «год без лета». Такая погода была вызвана извержением в 1815 году вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Огромный выброс пепла в атмосферу вызвал наступление вулканической зимы. Даже в Северной Америке и Западной Европе было необычайно холодно, люди ходили в теплых вещах и предпочитали оставаться дома.
Так как у компании англичан не было возможности разнообразить свою жизнь пешими прогулками по берегам Женевского озера и катаниям на лошадях, они согревались в гостиной у дровяного камина и обсуждали литературу. Приятели развлекали себя чтением страшных немецких сказок из сборника «Фантасмагориана», который вышел в 1812 году. На страницах этой книги рассказывалось о ведьмах, страшных проклятиях и привидениях, живущих в заброшенных домах. Байрон предложил товарищам тоже сочинить леденящую кровь историю. Мэри несколько дней пыталась что-то придумать, но идея пришла к ней ненастной июньской ночью. Во время одной из вспышек молнии она вдруг отчетливо увидела лабораторию своего будущего главного героя.
«Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца», — писала Мэри Шелли.
Впоследствии она сочинила историю о человеке, который воссоздал живое существо из мертвой материи. В 1818 году роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был опубликован анонимно, получил едкую критику, однако имел читательский успех. В 1831 году роман вышел уже под именем Мэри Шелли с развернутым предисловием, в котором автор поведает об обстоятельствах его создания.
Игра в бога
Франкенштейном часто называют монстра из романа, но это ошибка! Автор не наделила чудовище именем. А Виктор Франкенштейн – это молодой ученый, главный герой романа. Он же — создатель кошмарной твари. Виктор стремится к познанию и не отягощает себя мыслями об этике, что ведет к непредсказуемым и опасным последствиям. «Я собирал кости в склепах; я кощунственной рукой вторгался в сокровеннейшие уголки человеческого тела. <…> Бойня и анатомический театр поставляли мне большую часть моих материалов; и я часто содрогался от отвращения, но, подгоняемый всё возрастающим нетерпением, всё же вёл работу к концу».
Когда огромное существо, созданное из различных частей мертвых тканей, ожило, ошеломленный Виктор в страхе бежал из своей лаборатории. «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны и я подобрал для него красивые черты. Красивые — боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были чёрные, блестящие и длинные, а зубы белые, как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища».
Созданный им безымянный урод, никому не нужный и всеми ненавидимый, не без оснований возлагает на Франкенштейна ответственность за свое существование. Пара Франкенштейн и его монстр иллюстрирует в контексте христианской этики безуспешность попыток человека взять на себя функции бога, а в рациональном ключе – проблему этической ответственности ученого за последствия сделанных им открытий.
Молодой ученый понял, что совершил ошибку. Он узнает, что его младшего брата Вильяма жестоко убили. Полиция признала виновной служанку дома Франкенштейнов, но Виктор догадывался, что истинный преступник – ожившее чудовище. Монстр пошел на такой шаг, потому что возненавидел создателя, который без зазрения совести оставил свое детище в одиночестве и обрек его на несчастное существование и вечное гонение общества.
Далее монстр убивает лучшего друга Франкенштейна за то, что Виктор отказывается создавать чудовищу невесту. Ученый опасался, что после такой «свадьбы» Землю населят монстры. Потом обиженное чудовище мстит еще изощреннее — ночью проникает в комнату Виктора и душит его жену. Отчаявшийся ученый клянется уничтожить жестокого выродка и бросается за ним в погоню, которая приводит аж на Северный полюс. Но все напрасно, неуловимая тварь ускользает, а ученый умирает в пути. О дальнейшей судьбе монстра можно только догадываться, в конце романа «он исчез в темной дали».
Реальный замок Франкенштейн
А был ли реальный прототип у главного героя? По одной из версий, Мэри Шелли во время путешествия увидела замок, носящий название Франкенштейн, который расположен к югу от германского города Дармштадт. Здесь жил эксцентричный ученый, алхимик и врач по имени Иоганн Диппель. Мэри могла слышать рассказы об этом человеке. Может быть, даже посетила его обитель.
Талантливый и взбалмошный, ученый ставил в замке эксперименты, едва не стоившие ему жизни — проводя опыты с нитроглицерином, алхимик разрушил одну из башен замка. Позже его обвинили в краже трупов с кладбища — он якобы пытался оживить части человеческого тела. Однажды раздался сильнейший взрыв, который погубил экспериментатора. Якобы его обнаружили в лаборатории, с пеной у рта, он лежал в окружении разбросанных человеческих останков. Шелли решила не только использовать образ Диппеля в романе, но и дать звучное имя древнего замка — Франкенштейн — своему персонажу.
Замок Франкенштейн впервые упоминается в документах 1252 года. На протяжении нескольких столетий в нем жили представители династии Франкенштейнов. Однако постепенно древний род угасал, замок был несколько раз продан. Какое-то время он прослужил госпиталем, а позже — военной тюрьмой. В XVII веке Диппель организовал в замке передовую по тем временам лабораторию. Он не был потомком Франкенштейнов, но добавлял иногда к своему имени их фамилию.
Сегодня замок Франкенштейн отреставрирован. Сохранилась единственная уцелевшая с тех времен башня, имеется и внутренний дворик. Атмосфера в сегодняшнем замке Франкенштейн весьма мрачная, он словно отделен от остального мира темным лесом. Время здесь будто остановилось. Говорят, что призрак Конрада Диппеля до сих пор гуляет по развалинам замка и пытается найти вход в свою бывшую лабораторию. А в ночь Хэллоуина здесь устраиваются вечеринки, и под стенами замка собираются «вампиры», «оборотни» и «зомби» со всей Германии! Конечно, являются и «дети Франкенштейна».
Кстати вспомнить, что каноническим стал образ монстра, воплощенный британским актером Борисом Карлоффом, в фильме 1931 года (режиссер Джеймс Уэйл). А в 2015 году режиссер Пол Макгиган порадовал киноманов фильмом «Виктор Франкенштейн», где Дэниел Рэдклифф (бывший Гарри Поттер) сыграл Игоря Штрауссмана — помощника Виктора.
Тема создания жизни из неживой материи и сейчас актуальна — в эпоху медицинского прогресса, развития искусственного интеллекта и робототехники, клонирования, генетических экспериментов, выращивания целых органов для трансплантации и так далее. Какие этические границы нельзя преступать во время такого рода исследований и экспериментов? Это лишь один из вопросов, на который пытаются найти ответ.Автор: И.Микрюков
Сказки и вулканическая зима
Летом 1816 года, на берегу Женевского озера в Швейцарии, девушка Мэри (до замужества — Годвин) отдыхала на вилле Диодати вместе со своим будущим мужем — английским поэтом Перси Шелли и друзьями-писателями, среди которых был Джордж Байрон. Лето 1816 года выдалось дождливым и ненастным, этот год вошел в мировую историю как «год без лета». Такая погода была вызвана извержением в 1815 году вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Огромный выброс пепла в атмосферу вызвал наступление вулканической зимы. Даже в Северной Америке и Западной Европе было необычайно холодно, люди ходили в теплых вещах и предпочитали оставаться дома.
Так как у компании англичан не было возможности разнообразить свою жизнь пешими прогулками по берегам Женевского озера и катаниям на лошадях, они согревались в гостиной у дровяного камина и обсуждали литературу. Приятели развлекали себя чтением страшных немецких сказок из сборника «Фантасмагориана», который вышел в 1812 году. На страницах этой книги рассказывалось о ведьмах, страшных проклятиях и привидениях, живущих в заброшенных домах. Байрон предложил товарищам тоже сочинить леденящую кровь историю. Мэри несколько дней пыталась что-то придумать, но идея пришла к ней ненастной июньской ночью. Во время одной из вспышек молнии она вдруг отчетливо увидела лабораторию своего будущего главного героя.
«Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца», — писала Мэри Шелли.
Впоследствии она сочинила историю о человеке, который воссоздал живое существо из мертвой материи. В 1818 году роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был опубликован анонимно, получил едкую критику, однако имел читательский успех. В 1831 году роман вышел уже под именем Мэри Шелли с развернутым предисловием, в котором автор поведает об обстоятельствах его создания.
Игра в бога
Франкенштейном часто называют монстра из романа, но это ошибка! Автор не наделила чудовище именем. А Виктор Франкенштейн – это молодой ученый, главный герой романа. Он же — создатель кошмарной твари. Виктор стремится к познанию и не отягощает себя мыслями об этике, что ведет к непредсказуемым и опасным последствиям. «Я собирал кости в склепах; я кощунственной рукой вторгался в сокровеннейшие уголки человеческого тела. <…> Бойня и анатомический театр поставляли мне большую часть моих материалов; и я часто содрогался от отвращения, но, подгоняемый всё возрастающим нетерпением, всё же вёл работу к концу».
Когда огромное существо, созданное из различных частей мертвых тканей, ожило, ошеломленный Виктор в страхе бежал из своей лаборатории. «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны и я подобрал для него красивые черты. Красивые — боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были чёрные, блестящие и длинные, а зубы белые, как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища».
Созданный им безымянный урод, никому не нужный и всеми ненавидимый, не без оснований возлагает на Франкенштейна ответственность за свое существование. Пара Франкенштейн и его монстр иллюстрирует в контексте христианской этики безуспешность попыток человека взять на себя функции бога, а в рациональном ключе – проблему этической ответственности ученого за последствия сделанных им открытий.
Молодой ученый понял, что совершил ошибку. Он узнает, что его младшего брата Вильяма жестоко убили. Полиция признала виновной служанку дома Франкенштейнов, но Виктор догадывался, что истинный преступник – ожившее чудовище. Монстр пошел на такой шаг, потому что возненавидел создателя, который без зазрения совести оставил свое детище в одиночестве и обрек его на несчастное существование и вечное гонение общества.
Далее монстр убивает лучшего друга Франкенштейна за то, что Виктор отказывается создавать чудовищу невесту. Ученый опасался, что после такой «свадьбы» Землю населят монстры. Потом обиженное чудовище мстит еще изощреннее — ночью проникает в комнату Виктора и душит его жену. Отчаявшийся ученый клянется уничтожить жестокого выродка и бросается за ним в погоню, которая приводит аж на Северный полюс. Но все напрасно, неуловимая тварь ускользает, а ученый умирает в пути. О дальнейшей судьбе монстра можно только догадываться, в конце романа «он исчез в темной дали».
Реальный замок Франкенштейн
А был ли реальный прототип у главного героя? По одной из версий, Мэри Шелли во время путешествия увидела замок, носящий название Франкенштейн, который расположен к югу от германского города Дармштадт. Здесь жил эксцентричный ученый, алхимик и врач по имени Иоганн Диппель. Мэри могла слышать рассказы об этом человеке. Может быть, даже посетила его обитель.
Талантливый и взбалмошный, ученый ставил в замке эксперименты, едва не стоившие ему жизни — проводя опыты с нитроглицерином, алхимик разрушил одну из башен замка. Позже его обвинили в краже трупов с кладбища — он якобы пытался оживить части человеческого тела. Однажды раздался сильнейший взрыв, который погубил экспериментатора. Якобы его обнаружили в лаборатории, с пеной у рта, он лежал в окружении разбросанных человеческих останков. Шелли решила не только использовать образ Диппеля в романе, но и дать звучное имя древнего замка — Франкенштейн — своему персонажу.
Замок Франкенштейн впервые упоминается в документах 1252 года. На протяжении нескольких столетий в нем жили представители династии Франкенштейнов. Однако постепенно древний род угасал, замок был несколько раз продан. Какое-то время он прослужил госпиталем, а позже — военной тюрьмой. В XVII веке Диппель организовал в замке передовую по тем временам лабораторию. Он не был потомком Франкенштейнов, но добавлял иногда к своему имени их фамилию.
Сегодня замок Франкенштейн отреставрирован. Сохранилась единственная уцелевшая с тех времен башня, имеется и внутренний дворик. Атмосфера в сегодняшнем замке Франкенштейн весьма мрачная, он словно отделен от остального мира темным лесом. Время здесь будто остановилось. Говорят, что призрак Конрада Диппеля до сих пор гуляет по развалинам замка и пытается найти вход в свою бывшую лабораторию. А в ночь Хэллоуина здесь устраиваются вечеринки, и под стенами замка собираются «вампиры», «оборотни» и «зомби» со всей Германии! Конечно, являются и «дети Франкенштейна».
Кстати вспомнить, что каноническим стал образ монстра, воплощенный британским актером Борисом Карлоффом, в фильме 1931 года (режиссер Джеймс Уэйл). А в 2015 году режиссер Пол Макгиган порадовал киноманов фильмом «Виктор Франкенштейн», где Дэниел Рэдклифф (бывший Гарри Поттер) сыграл Игоря Штрауссмана — помощника Виктора.
Тема создания жизни из неживой материи и сейчас актуальна — в эпоху медицинского прогресса, развития искусственного интеллекта и робототехники, клонирования, генетических экспериментов, выращивания целых органов для трансплантации и так далее. Какие этические границы нельзя преступать во время такого рода исследований и экспериментов? Это лишь один из вопросов, на который пытаются найти ответ.Автор: И.Микрюков
Опубликовано 02 августа 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 581
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: