Утилизация трупов в Гобекли-Тепе: истинное назначение его древних каменных сооружений?
Гобекли Тепе расположен в Турции, недалеко от сирийской границы и Харрана, традиционной родины Авраама. Как и некоторым другим объектам в этом районе, ему, по оценкам специалистов, около 11 000 лет - более чем в два раза больше, чем пирамидам и Стоунхенджу. Комплекс находится на вершине холма, вдали от проточной воды и каких-либо признаков человеческого жилья.
Гобекли Тепе состоит по меньшей мере из 20 прилегающих друг к другу каменных кругов диаметром от 10 до 30 метров, из которых на сегодняшний день раскопаны только четыре. Археологи предполагают, что этот и другие подобные комплексы в этом районе были самыми ранними храмами в мире, но это не объясняет их основного назначения.
Круглые ямы различаются по размеру и деталям. Одна особенность, которая является общей для всех четырех слегка вытянутых кругов, - это пара больших Т-образных столбов, которые стоят друг напротив друга в центре каждого круга. Эти большие столбы высотой до пяти метров поддерживали деревянные платформы размером примерно три на один метр.
На эти платформы клали трупы, приглашая стервятников и других птиц, питающихся мясом, обгладывать тела. В некоторых древних культурах считалось, что парящие птицы доставляли плоть умерших на небеса.
К центральным платформам вели деревянные настилы, соединявшие их с кругом деревянных перемычек, которые опирались на дюжину каменных столбов, имевших форму перевернутой буквы L, что позволяло перемычкам слегка нависать над круглыми ямами, обеспечивая тем самым укрытие и небольшую тень для скорбящих, которые сидели на низких скамьях из небольших камней, пристроенных к внутренним стенам ямы.
Стены также были выложены более мелким сухим камнем между столбами. Эти L-образные столбы были изваяны в квазичеловеческой форме в качестве хранителей ямы. Предположительно, они представляли либо предков, либо божеств - в сознании доисторического человека было мало разделения между этими двумя категориями.
Воссоздание драматических похорон в Гобекли-Тепе
Проявив немного воображения, мы можем воссоздать драматизм похорон в Гобекли-Тепе 11 000 лет спустя. Скорбящие спускаются по короткой лестнице из восьми каменных ступеней в круглую яму храма. Они входят через прямоугольный дверной проем, прорубленный в большом камне площадью три метра квадратных. Они сидят вокруг стен ямы на каменных скамьях.
Умершего вносят вместе с ними и усаживают на почетное место, чтобы вместе со скорбящими принять участие в "последнем ужине", обычно состоящем из хлеба и мяса газели. Труп ничего не ест, несмотря на то, что ему предлагают еду, и поэтому в конце пиршества скорбящие делают вывод, что он готов перейти в мир духов.
Вполне возможно, что ритуальный каннибализм практиковался и в Гобекли-Тепе. Частично обгоревшие человеческие кости со следами порезов свидетельствуют об обезглавливании, а чаши, найденные на месте, возможно, использовались для сбора крови, которую затем выпивали, чтобы члены семьи могли унаследовать жизненную энергию умершего.
Нежелательные младенцы также могли быть съедены таким образом, как это позже сделали карпократиане. Такие ритуалы не были редкостью в древних культурах и символически сохранились до наших дней в церемонии христианского причастия. Однако каннибализм в Гобекли-Тепе неясен, поскольку он не был частью последующей зороастрийской традиции.
Если труп не съедался, его выносили на центральную платформу на высоте трех метров над уровнем пола, где его обгладывали стервятники. В конце концов труп распадался и падал обратно в яму. Когда скорбящие покидали яму, их входная дверь была закрыта, и в то же время был открыт другой соседний прямоугольный дверной проем в большом входном валуне (вверху слева). Это давало доступ к внешнему проходу, в котором содержались хищники. Затем они входили в яму и съедали то, что осталось от трупа.
Другой портальный камень (вверху справа) был расположен низко в стене в Гобекли-Тепе. Его размер, форма и расположение, а также резьба с изображением животных ясно указывают на то, что это был вход, предназначенный для использования четвероногими существами, и он мог быть легко заблокирован для их удержания. Тот факт, что круговое кольцо перемычек нависало над ямами, помогало гарантировать, что животные не смогут убежать.
На столбах в Гобелки Тепе высечены грифы, змеи, скорпионы и несколько видов четвероногих хищников с выдающимися зубами. Костедробильные гиены потребляют 95% своей добычи и, как известно, разгрызают человеческие трупы. Лисы, шакалы, гиены, львы и дикие кабаны содержались в ямах, чтобы доедать распадающиеся на части трупы и кости.
Эти хищники стали тотемными животными, которые считались нечистыми и не употреблялись в пищу их хозяевами. На сегодняшний день в Гобекли-Тепе найдены только фрагменты человеческих костей. Шестьдесят процентов фрагментов костей принадлежали джейрану, который, предположительно, был съеден скорбящими во время погребальных пиров.
В Гобекли-Тепе было найдено 130 обсидиановых ножей. Возможно, они использовались для лепки и нанесения надписей на камни или, наоборот, для разделки газелей и трупов. Было установлено, что обсидиан происходил из нескольких вулканов, расположенных на обширной территории, поэтому представляется вероятным, что Гобекли-Тепе обслуживал погребальные нужды обширной территории. Множество круглых ям говорит о том, что одновременно в захоронении могло нуждаться большое количество трупов.
Всего в нескольких милях от него находится деревня Навали Кори, которая была современна Гобекли Тепе, но теперь затоплена после строительства плотины. В некоторых домах были обнаружены человеческие черепа и неполные скелеты. Представляется вероятным, что эти реликвии были спасены для домашнего почитания после того, как в "храмах" Гобекли-Тепе трупы подверглись воздействию стервятников и падальщиков. В Гобекли-Тепе была найден барельеф с отрубленной головой.
Небесные захоронения до сих пор практикуются в Тибете и Монголии, а также у парсов Ирана и Индии, чья религия происходит от зороастризма. Те же методы использовались североамериканскими индейцами в протоисторические времена, что позволяет предположить, что эта практика очень древняя.
Гобекли-Тепе в Книге Даниила?
Ямы в Гобекли-Тепе, вероятно, также использовались для принесения в жертву нежелательных младенцев, казни преступников и врагов, а также для избавления от умерших естественной смертью. Возможно, именно в этом месте пророк Даниил имел свою известную близкую встречу в логове львов. Книга пророка Даниила рассказывает эту историю.
Царь Дарий пришел к власти в Медии около 522 года до н.э. и постепенно создал расширяющуюся Персидскую империю, победив многих местных царей. Его империя, которая была разделена на части и управлялась примерно двадцатью сатрапами или местными правителями, включала в себя прежнюю Ассирийскую империю, а также территорию нынешних Сирии, Турции и Ирана.
Пророк Даниил, возможно, был одним из еврейских детей, уведенных в вавилонский плен. Он достиг привилегированного положения старшего правителя в Персидской империи, вероятно, в провинции Медия. Историк Геродот, писавший около 450 года до н.э., указывал, что Медия считалась самым высокопоставленным государством в империи. Медия, по-видимому, плохо определена, но приблизительно она включала верхнюю часть Месопотамии, где находится Гобекли-Тепе.
Меньшие правители устроили ловушку для Даниила, который продолжал поклоняться объявленному вне закона богу Израиля. Дарий запретил поклоняться этому божеству и постановил, что всякий поклоняющийся ему должен быть "брошен в львиный ров". Царь был обязан своим указом исполнить этот приговор, когда ревнивые правители донесли ему о религиозных обрядах Даниила:
"И отдал царь приказание, и привели Даниила и бросили его во львиный ров. Царь сказал Даниилу: "Да спасет тебя Бог твой, Которому ты постоянно служишь!".
Принесли камень и положили его на устье логова, и царь запечатал его своим перстнем и перстнями своих вельмож, чтобы положение Даниила не изменилось. Затем царь вернулся в свой дворец и провел ночь, не принимая пищи и не предлагая ему никаких развлечений. И он не мог заснуть.
С первыми лучами рассвета царь встал и поспешил к логову львов. Подойдя к логову, он обратился к Даниилу со словами: "Даниил, раб Бога живого, смог ли Бог твой, которому ты постоянно служишь, спасти тебя от львов?".
Даниил ответил: "Да живет царь вечно! Бог мой послал ангела своего, и он заградил пасть львам. Они не причинили мне вреда, потому что я был признан невиновным в очах Его. И я никогда не делал зла перед вами, ваше величество".
Царь обрадовался и приказал вывести Даниила из логова. И когда Даниил был извлечен из логова, на нем не было обнаружено ни одной раны, потому что он уповал на своего Бога.
По приказу царя привели людей, ложно обвинивших Даниила, и бросили их в логово львов вместе с их женами и детьми. И прежде чем они достигли дна логова, львы одолели их и сокрушили все кости их...
Так процветал Даниил в царствование Дария и в царствование Кира Персидского". (Даниил 6, Новая международная версия)
Благодаря планировке Гобекли-Тепе было возможно спустить Даниила в центральную яму, в то время как львы все еще были сдержаны во внешнем проходе. Кажется вероятным, что Дарий разработал план, согласно которому он выполнил букву своего закона, не рискуя жизнью своего ценного слуги. Когда выяснилось, что Даниил "чудесным образом" пережил ночь в "логове львов", Дарий получил необходимое оправдание, чтобы одобрить бога Даниила и бросить соперников Даниила в центральную яму, где они были немедленно съедены голодными львами.
Ссылки на ритуальное воздействие: утилизация трупов в Гобекли Тепе
Известно, что Дарий Великий был поклонником Ахура Мазды, верховного божества зороастризма, и это указывает нам на парсов, чье географическое происхождение было связано с Персией и чьим религиозным корнем также является зороастризм. Самое раннее упоминание о зороастрийском ритуальном обнажении содержится в "Истории" Геродота (около 450 года до н.э.), который описал обряд как тайный, но смутно указал, что труп таскали за собакой или птицей как часть процесса.
Византийский историк Агафий описал зороастрийские похороны в Мцхете (Грузия) в 555 году н.э. сасанидского полководца Михр-Михроя:
"Прислужники Мермероса взяли его тело и вынесли его в место за городом и положили его там, как оно было, одно и непокрытое, согласно их традиционному обычаю, как отбросы для собак и ужасный карион".
В традиции парсов круглые башни или дахмы до недавнего времени использовались для захоронения трупов. Эти круглые башни строились на вершинах холмов или невысоких гор в пустынных местах, удаленных от населенных пунктов. В зороастрийской традиции мертвое тело считается нечистым, поэтому существуют правила, позволяющие избавляться от трупов как можно безопаснее. Чтобы исключить загрязнение земли или огня, тела умерших кладут на вершину дахмы и выставляют на солнце и на падаль птиц. Таким образом, гниение со всеми сопутствующими опасностями наиболее эффективно предотвращается.
Дахмы имеют почти плоскую крышу, периметр которой немного выше центра. Крыша разделена на три концентрических кольца. Тела мужчин располагаются вокруг внешнего кольца, женщин - во втором, а детей - в самом внутреннем. После того как кости обесцвечиваются солнцем и ветром, что может занять целый год, их собирают в костницу в центре башни, где под воздействием извести они постепенно распадаются.
Сходство между традицией парси и вещественными доказательствами в Гобекли-Тепе настолько поразительно, что не может быть случайным. В обоих случаях мы имеем:
- Место на вершине холма, удаленное от человеческого жилья.
- Круговой комплекс, состоящий из трех концентрических колец.
- Центральная яма.
- Признаки центральной возвышенной платформы.
- Участие грифов и хищников.
Нет сомнений в том, что основной целью комплекса в Гобекли-Тепе и других подобных ему была утилизация трупов гигиеничным и экологически чистым способом. Планировка этой доисторической дахмы и связанные с ней погребальные практики сохранялись практически без изменений на протяжении более чем 10 000 лет в традиции парси.
Археологи и исследователи, похоже, не рассматривали возможность того, что в круглых ямах Гобекли Тепе содержался плотоядный зоопарк для утилизации трупов.
Ямы в Гобекли-Тепе были засыпаны щебнем очень давно, возможно, на более позднем этапе строительства или когда другие методы избавления от трупов стали более популярными. Эпоха, когда Гобекли-Тепе впервые начал действовать, была эпохой, когда люди сами были в основном плотоядными. На смену ей пришла эпоха, когда возникло и стало доминировать сельское хозяйство, предполагающее ежегодное воспроизводство семян. Это, в свою очередь, привело к почитанию божеств злаков и, следовательно, к вере в реинкарнацию или воскрешение, побуждая людей хоронить своих мертвых в надежде, что их трупы в будущем вернутся к жизни, как семена зерна.
Древние люди, похоже, верили, что душа человека переселяется в тело существа, которое съедает его труп. Это объясняет широко распространенное изображение людей с головами животных или птиц, которое мы находим почитаемым в египетской и других древних традициях. Буддистское представление о том, что люди могут перевоплощаться в животных или других существ, коренится в той же идее.
Каменный тотемный столб высотой два метра был найден в Гобекли-Тепе. Он поврежден, но на нем, похоже, изображены несколько органически связанных существ, возникающих друг над другом. Самое верхнее существо, возможно, кошачье, но есть две или три пары человеческих рук, а самый нижний гуманоид либо рожает, либо держит череп.
Конфигурация этого тотемного столба из Гобекли-Тепе может символизировать связь с предками или эволюцию человека от младенца, через взрослую жизнь и до обожествления в форме животного. На столбе вырезаны змеи, которые, вероятно, символизируют переселение души, поскольку змеи сбрасывают свою шкуру по мере роста. Статуя указывает на существенное единство и экологическую взаимозависимость всех форм жизни, преобладающую над смертью отдельного человека - экзистенциальный факт, который человечество в настоящее время открывает для себя заново.Источник: "Альманах непознанного"
Гобекли Тепе состоит по меньшей мере из 20 прилегающих друг к другу каменных кругов диаметром от 10 до 30 метров, из которых на сегодняшний день раскопаны только четыре. Археологи предполагают, что этот и другие подобные комплексы в этом районе были самыми ранними храмами в мире, но это не объясняет их основного назначения.
Круглые ямы различаются по размеру и деталям. Одна особенность, которая является общей для всех четырех слегка вытянутых кругов, - это пара больших Т-образных столбов, которые стоят друг напротив друга в центре каждого круга. Эти большие столбы высотой до пяти метров поддерживали деревянные платформы размером примерно три на один метр.
На эти платформы клали трупы, приглашая стервятников и других птиц, питающихся мясом, обгладывать тела. В некоторых древних культурах считалось, что парящие птицы доставляли плоть умерших на небеса.
Круглые ямы Гобекли-Тепе, как видно сверху
К центральным платформам вели деревянные настилы, соединявшие их с кругом деревянных перемычек, которые опирались на дюжину каменных столбов, имевших форму перевернутой буквы L, что позволяло перемычкам слегка нависать над круглыми ямами, обеспечивая тем самым укрытие и небольшую тень для скорбящих, которые сидели на низких скамьях из небольших камней, пристроенных к внутренним стенам ямы.
Стены также были выложены более мелким сухим камнем между столбами. Эти L-образные столбы были изваяны в квазичеловеческой форме в качестве хранителей ямы. Предположительно, они представляли либо предков, либо божеств - в сознании доисторического человека было мало разделения между этими двумя категориями.
Трупы клали на платформы, обнаруженные в каменных кругах Гобекли-Тепе, приглашая стервятников и других птиц, питающихся мясом, для того, чтобы они сняли с тел плоть
Воссоздание драматических похорон в Гобекли-Тепе
Проявив немного воображения, мы можем воссоздать драматизм похорон в Гобекли-Тепе 11 000 лет спустя. Скорбящие спускаются по короткой лестнице из восьми каменных ступеней в круглую яму храма. Они входят через прямоугольный дверной проем, прорубленный в большом камне площадью три метра квадратных. Они сидят вокруг стен ямы на каменных скамьях.
Умершего вносят вместе с ними и усаживают на почетное место, чтобы вместе со скорбящими принять участие в "последнем ужине", обычно состоящем из хлеба и мяса газели. Труп ничего не ест, несмотря на то, что ему предлагают еду, и поэтому в конце пиршества скорбящие делают вывод, что он готов перейти в мир духов.
Вполне возможно, что ритуальный каннибализм практиковался и в Гобекли-Тепе. Частично обгоревшие человеческие кости со следами порезов свидетельствуют об обезглавливании, а чаши, найденные на месте, возможно, использовались для сбора крови, которую затем выпивали, чтобы члены семьи могли унаследовать жизненную энергию умершего.
Нежелательные младенцы также могли быть съедены таким образом, как это позже сделали карпократиане. Такие ритуалы не были редкостью в древних культурах и символически сохранились до наших дней в церемонии христианского причастия. Однако каннибализм в Гобекли-Тепе неясен, поскольку он не был частью последующей зороастрийской традиции.
Слева: прямоугольный дверной проем, найденный в Гобекли Тепе, через который хищники проникали в яму, чтобы съесть труп. Справа: Портальный камень, найденный в Гобекли Тепе
Если труп не съедался, его выносили на центральную платформу на высоте трех метров над уровнем пола, где его обгладывали стервятники. В конце концов труп распадался и падал обратно в яму. Когда скорбящие покидали яму, их входная дверь была закрыта, и в то же время был открыт другой соседний прямоугольный дверной проем в большом входном валуне (вверху слева). Это давало доступ к внешнему проходу, в котором содержались хищники. Затем они входили в яму и съедали то, что осталось от трупа.
Другой портальный камень (вверху справа) был расположен низко в стене в Гобекли-Тепе. Его размер, форма и расположение, а также резьба с изображением животных ясно указывают на то, что это был вход, предназначенный для использования четвероногими существами, и он мог быть легко заблокирован для их удержания. Тот факт, что круговое кольцо перемычек нависало над ямами, помогало гарантировать, что животные не смогут убежать.
На столбах в Гобелки Тепе высечены грифы, змеи, скорпионы и несколько видов четвероногих хищников с выдающимися зубами. Костедробильные гиены потребляют 95% своей добычи и, как известно, разгрызают человеческие трупы. Лисы, шакалы, гиены, львы и дикие кабаны содержались в ямах, чтобы доедать распадающиеся на части трупы и кости.
Эти хищники стали тотемными животными, которые считались нечистыми и не употреблялись в пищу их хозяевами. На сегодняшний день в Гобекли-Тепе найдены только фрагменты человеческих костей. Шестьдесят процентов фрагментов костей принадлежали джейрану, который, предположительно, был съеден скорбящими во время погребальных пиров.
На столбе из Гобекли-Тепе изображен безголовый труп младенца в окружении грифов, змей, лисицы и скорпиона
В Гобекли-Тепе было найдено 130 обсидиановых ножей. Возможно, они использовались для лепки и нанесения надписей на камни или, наоборот, для разделки газелей и трупов. Было установлено, что обсидиан происходил из нескольких вулканов, расположенных на обширной территории, поэтому представляется вероятным, что Гобекли-Тепе обслуживал погребальные нужды обширной территории. Множество круглых ям говорит о том, что одновременно в захоронении могло нуждаться большое количество трупов.
Всего в нескольких милях от него находится деревня Навали Кори, которая была современна Гобекли Тепе, но теперь затоплена после строительства плотины. В некоторых домах были обнаружены человеческие черепа и неполные скелеты. Представляется вероятным, что эти реликвии были спасены для домашнего почитания после того, как в "храмах" Гобекли-Тепе трупы подверглись воздействию стервятников и падальщиков. В Гобекли-Тепе была найден барельеф с отрубленной головой.
Небесные захоронения до сих пор практикуются в Тибете и Монголии, а также у парсов Ирана и Индии, чья религия происходит от зороастризма. Те же методы использовались североамериканскими индейцами в протоисторические времена, что позволяет предположить, что эта практика очень древняя.
В Гобекли-Тепе найдены барельефы и статуи пожирателей плоти
Гобекли-Тепе в Книге Даниила?
Ямы в Гобекли-Тепе, вероятно, также использовались для принесения в жертву нежелательных младенцев, казни преступников и врагов, а также для избавления от умерших естественной смертью. Возможно, именно в этом месте пророк Даниил имел свою известную близкую встречу в логове львов. Книга пророка Даниила рассказывает эту историю.
Царь Дарий пришел к власти в Медии около 522 года до н.э. и постепенно создал расширяющуюся Персидскую империю, победив многих местных царей. Его империя, которая была разделена на части и управлялась примерно двадцатью сатрапами или местными правителями, включала в себя прежнюю Ассирийскую империю, а также территорию нынешних Сирии, Турции и Ирана.
Пророк Даниил, возможно, был одним из еврейских детей, уведенных в вавилонский плен. Он достиг привилегированного положения старшего правителя в Персидской империи, вероятно, в провинции Медия. Историк Геродот, писавший около 450 года до н.э., указывал, что Медия считалась самым высокопоставленным государством в империи. Медия, по-видимому, плохо определена, но приблизительно она включала верхнюю часть Месопотамии, где находится Гобекли-Тепе.
Меньшие правители устроили ловушку для Даниила, который продолжал поклоняться объявленному вне закона богу Израиля. Дарий запретил поклоняться этому божеству и постановил, что всякий поклоняющийся ему должен быть "брошен в львиный ров". Царь был обязан своим указом исполнить этот приговор, когда ревнивые правители донесли ему о религиозных обрядах Даниила:
"И отдал царь приказание, и привели Даниила и бросили его во львиный ров. Царь сказал Даниилу: "Да спасет тебя Бог твой, Которому ты постоянно служишь!".
Принесли камень и положили его на устье логова, и царь запечатал его своим перстнем и перстнями своих вельмож, чтобы положение Даниила не изменилось. Затем царь вернулся в свой дворец и провел ночь, не принимая пищи и не предлагая ему никаких развлечений. И он не мог заснуть.
С первыми лучами рассвета царь встал и поспешил к логову львов. Подойдя к логову, он обратился к Даниилу со словами: "Даниил, раб Бога живого, смог ли Бог твой, которому ты постоянно служишь, спасти тебя от львов?".
Даниил ответил: "Да живет царь вечно! Бог мой послал ангела своего, и он заградил пасть львам. Они не причинили мне вреда, потому что я был признан невиновным в очах Его. И я никогда не делал зла перед вами, ваше величество".
Царь обрадовался и приказал вывести Даниила из логова. И когда Даниил был извлечен из логова, на нем не было обнаружено ни одной раны, потому что он уповал на своего Бога.
По приказу царя привели людей, ложно обвинивших Даниила, и бросили их в логово львов вместе с их женами и детьми. И прежде чем они достигли дна логова, львы одолели их и сокрушили все кости их...
Так процветал Даниил в царствование Дария и в царствование Кира Персидского". (Даниил 6, Новая международная версия)
Благодаря планировке Гобекли-Тепе было возможно спустить Даниила в центральную яму, в то время как львы все еще были сдержаны во внешнем проходе. Кажется вероятным, что Дарий разработал план, согласно которому он выполнил букву своего закона, не рискуя жизнью своего ценного слуги. Когда выяснилось, что Даниил "чудесным образом" пережил ночь в "логове львов", Дарий получил необходимое оправдание, чтобы одобрить бога Даниила и бросить соперников Даниила в центральную яму, где они были немедленно съедены голодными львами.
"Даниил в логове львов", Питер Пауль Рубенс
Ссылки на ритуальное воздействие: утилизация трупов в Гобекли Тепе
Известно, что Дарий Великий был поклонником Ахура Мазды, верховного божества зороастризма, и это указывает нам на парсов, чье географическое происхождение было связано с Персией и чьим религиозным корнем также является зороастризм. Самое раннее упоминание о зороастрийском ритуальном обнажении содержится в "Истории" Геродота (около 450 года до н.э.), который описал обряд как тайный, но смутно указал, что труп таскали за собакой или птицей как часть процесса.
Византийский историк Агафий описал зороастрийские похороны в Мцхете (Грузия) в 555 году н.э. сасанидского полководца Михр-Михроя:
"Прислужники Мермероса взяли его тело и вынесли его в место за городом и положили его там, как оно было, одно и непокрытое, согласно их традиционному обычаю, как отбросы для собак и ужасный карион".
В традиции парсов круглые башни или дахмы до недавнего времени использовались для захоронения трупов. Эти круглые башни строились на вершинах холмов или невысоких гор в пустынных местах, удаленных от населенных пунктов. В зороастрийской традиции мертвое тело считается нечистым, поэтому существуют правила, позволяющие избавляться от трупов как можно безопаснее. Чтобы исключить загрязнение земли или огня, тела умерших кладут на вершину дахмы и выставляют на солнце и на падаль птиц. Таким образом, гниение со всеми сопутствующими опасностями наиболее эффективно предотвращается.
Дахмы имеют почти плоскую крышу, периметр которой немного выше центра. Крыша разделена на три концентрических кольца. Тела мужчин располагаются вокруг внешнего кольца, женщин - во втором, а детей - в самом внутреннем. После того как кости обесцвечиваются солнцем и ветром, что может занять целый год, их собирают в костницу в центре башни, где под воздействием извести они постепенно распадаются.
Сходство между традицией парси и вещественными доказательствами в Гобекли-Тепе настолько поразительно, что не может быть случайным. В обоих случаях мы имеем:
- Место на вершине холма, удаленное от человеческого жилья.
- Круговой комплекс, состоящий из трех концентрических колец.
- Центральная яма.
- Признаки центральной возвышенной платформы.
- Участие грифов и хищников.
Нет сомнений в том, что основной целью комплекса в Гобекли-Тепе и других подобных ему была утилизация трупов гигиеничным и экологически чистым способом. Планировка этой доисторической дахмы и связанные с ней погребальные практики сохранялись практически без изменений на протяжении более чем 10 000 лет в традиции парси.
Археологи и исследователи, похоже, не рассматривали возможность того, что в круглых ямах Гобекли Тепе содержался плотоядный зоопарк для утилизации трупов.
Критская легенда о Тесее и минотавре (Астерионе), который был наполовину быком, наполовину человеком и содержался в лабиринте, где питался жертвенными девами, может также относиться к комплексу, подобному комплексу в Гобекли-Тепе
Ямы в Гобекли-Тепе были засыпаны щебнем очень давно, возможно, на более позднем этапе строительства или когда другие методы избавления от трупов стали более популярными. Эпоха, когда Гобекли-Тепе впервые начал действовать, была эпохой, когда люди сами были в основном плотоядными. На смену ей пришла эпоха, когда возникло и стало доминировать сельское хозяйство, предполагающее ежегодное воспроизводство семян. Это, в свою очередь, привело к почитанию божеств злаков и, следовательно, к вере в реинкарнацию или воскрешение, побуждая людей хоронить своих мертвых в надежде, что их трупы в будущем вернутся к жизни, как семена зерна.
Древние люди, похоже, верили, что душа человека переселяется в тело существа, которое съедает его труп. Это объясняет широко распространенное изображение людей с головами животных или птиц, которое мы находим почитаемым в египетской и других древних традициях. Буддистское представление о том, что люди могут перевоплощаться в животных или других существ, коренится в той же идее.
Каменный тотемный столб, обнаруженный в Гобекли-Тепе
Каменный тотемный столб высотой два метра был найден в Гобекли-Тепе. Он поврежден, но на нем, похоже, изображены несколько органически связанных существ, возникающих друг над другом. Самое верхнее существо, возможно, кошачье, но есть две или три пары человеческих рук, а самый нижний гуманоид либо рожает, либо держит череп.
Конфигурация этого тотемного столба из Гобекли-Тепе может символизировать связь с предками или эволюцию человека от младенца, через взрослую жизнь и до обожествления в форме животного. На столбе вырезаны змеи, которые, вероятно, символизируют переселение души, поскольку змеи сбрасывают свою шкуру по мере роста. Статуя указывает на существенное единство и экологическую взаимозависимость всех форм жизни, преобладающую над смертью отдельного человека - экзистенциальный факт, который человечество в настоящее время открывает для себя заново.Источник: "Альманах непознанного"
Опубликовано 26 июня 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 568
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: