Звездная карта на плечевой лопатке мамонта возрастом 30 000 лет
В этой статье я хочу рассказать об открытии, сделанном еще в 1978 году советским учителем истории Анатолием Столбуновым. В одной из пещер под Симферополем он обнаружил кости мамонта. Но самое поразительное, что кость лопатки была отполирована и на нее был нанесен рисунок, состоящий из символов и точек, который советские ученые признали - картой звездного неба.
Ученые долго ломали голову над тем, что бы это могло значить. Но потом рисунок увидел астрофизик Чернов и сказал, что это карта звездного неба: 16 созвездий Северного полушария и 102 звезды, некоторые из которых были открыты совсем недавно.
В результате исследований выяснилось, что кости мамонта пролежали в глубинах пещеры 30 000 лет...
Анатолий Столбунов сделал несколько набросков изображений и отправил их друзьям. Он очень хотел попытаться, как он сам говорил, "разгадать загадку, заданную кроманьонцами".
Из газеты «Советский Крым» того времени:
Тайны Крымской пещеры
В начале октября 1978 года в областной краеведческий музей школьники принесли кости и кремневые орудия. По форме и способу обработки последних было определено, что находки принадлежат к позднейшей культуре раннего палеолита, так называемой эпохе Мустье.
Однако необычайность, как тут же выяснилось, уникальность даже сенсационность находки заключалось совсем не в том, что они датируются этим археологическим периодом.
Мало ли подобных «свидетельств» примитивной деятельности человека найдено! Ценность находки заключалась в ином. В том, что смогли увидеть сперва острые глаза детей, а потом пристальный взгляд историка, вооруженного лупой.
Так случайно было сделано это удивительное открытие, заставляющее по-новому посмотреть на возраст не только искусства, но и человечества.
Сотрудники музея получили образчики творчества мустьерского человека.
Среди изображений на камне и кости, искусно отполированных способом гравировки, нарисованных сажей или охрой, значительное место занимают довольно сложные тотемические композиции: люди-птицы, люди-животные. Главной же темой изобразительного искусства является человек современного физического облика.
На некоторых миниатюрах рядом с ликами гомосапиенса встречаются изображения существ неандертальского типа. Что дает возможность предположить, оба эти вида сосуществовали.
Помимо ископаемой графики встречается скульптура птиц и животных, есть даже «карта» звёздного неба, которая по заключению председателя астрономического общества (г. Запорожье). Почетного члена Всесоюзного геодезического общества при АН СССР, соответствует положению звезд в Северном полушарии 27 тысяч лет назад.
Однако, кроме этих эмпирических методов определения возраста изображений был проведен еще один – радиоуглеродный, который окончательно подтвердил смелую догадку симферопольского археолога А.А. Столбунова.
Кто же он – автор столь удивительных творений? Чтобы по возможности обстоятельно ответить на этот непростой вопрос, видимо, следует рассказать о месте, в котором были сделаны эти находки.
Долина реки Малый Салгир, уютно огражденная от господствующих в холодное время года ветров с северо-востока и юго-запада возвышенностями предгорья и второй грядой Крымских гор, была в те далекие времена наиболее подходящим местом для поселения. Первому человеку, занимавшемуся охотой и собирательством, сама природа подарила карстовые пещеры для жилья и леса, богатые плодами и живностью.
Уже в 1928-29 годах этой долиной заинтересовались археологи. Тогда Мустьерскую пещерную стоянку небольшого урочища Чокурча исследовал Н.Л Эрнст. А в 1940-41 гг. Б.И. Татаринов обнаружил на своде пещеры петроглифы. В 1979 году О.Н. Бадер и уже упоминавшийся здесь А.А. Столбунов открыли и обследовали здесь еще одну стоянку, которую назвали Чокурча-2. Вернувшийся сюда в 1978 году Столбунов и обнаружил на Чокурче-2 грот с большим количеством миниатюр.
У симферопольского археолога собралась значительная коллекция образчиков древнего изобразительного искусства, дальнейшее изучение которых – дело науки.
До сих пор на территории нашей страны возраст искусства не отодвигался в столь глубокое прошлое, как ранний палеолит. Возможно, открытие сделанное неподалеку от Симферополя, обогатит мировую науку, - предполагал А.А. Столбунов, – позволит по-новому взглянуть на человека и человечество. А возможно, более осмысленно заглянуть в будущее.
Предполагал, искал способы опубликоваться и писал светилам науки, ища поддержки и понимания.
Не так давно ученые ввели копию эскиза в компьютер и посмотрели, как изменился рисунок звездного неба за столько лет, благодаря чему астрофизики смогли подтвердить, что именно 30 000 лет назад небо выглядело именно так.
Почти все звезды на рисунке существуют и сейчас, но увидеть их можно только с помощью телескопов. Как же древние люди могли вырезать такую карту на костях мамонта?
Звезды из тьмы веков
Из газеты «Советский Крым» от 14.12.1980
…В январе прошлого года в нашей газете была опубликована статья «Птичья цивилизация Чокурчи» крымского исследователя А.А.Столбунова. В ней впервые сообщалось об открытии в Крыму ранних форм первобытного искусства, обнаруженных на позднепалеолитической стоянке вблизи Симферополя.
...На кости, камне, ископаемых раковинах обнаружены многообразные изображения человека и животных. Среди изображений особенно выделяются «люди-птицы», «люди- медведи», «люди-мамонты»…
...Но, пожалуй, самой удивительной находкой Чокурчи явилось, возможно, первое изображение звездного неба на кости.
Гори, моя звезда
Из «Рабочей Газеты» от 1 ноября 1981 года
...Виктору Михайловичу (Чернов В.М. – председатель астрономического общества Запорожья, почетный член ВАТО (Всесоюзного астрономо-геодезического общества) при АН СССР; имеются заверенные печатью официальные заключения «Звездной карты» Чокурча-2, сделанные Черновым незадолго до смерти. Умер весной 1984 года) 78 лет. Возраст почтенный, но он продолжает заниматься научными исследованиями. Совсем недавно на небольшом кусочке кости, обнаруженной крымским краеведом А.А. Столбуновым на палеолитической стоянке древнейших людей Чокурча-2, он выявил одно из первых изображений звездного неба, выгравированных древнейшим художником-астрономом. Чернов сравнил изображение на кости со звездным атласом академика А.А. Михайлова и отождествил 17 созвездий Северного и Южного полушарий со ста двумя звездами. Он определил, что на первоначальной звездной карте запечатлена южная часть неба от 12 до 21 часа по прямому восхождению и от минус сорокового градуса по склонению…
Г. Сушко
Письмо Столбунова Анатолия Аркадьевича Академию наук Украины Б.Е. Патону
Глубокоуважаемый Борис Евгеньевич!
Несмотря на Вашу исключительную занятость, прошу Вас с доверием отнестись к моему письму.
Обстоятельства большой научной значимости побудили меня обратиться непосредственно к Вам. Проблема, которую я затрагиваю, уже частично изложена О.П. Чернышом в статье « К вопросу о времени возникновения искусства» (вестник АН УССР, №8, 1979г.» стр.46). В этой связи академик А.П. Окладников назвал сообщение О.П. Черныша, сделанное им ранее (см. в сб. «У истоков творчества», Новосибирск, 1978 г., стр.18), «поистине эпохально-принципиальным» (там же, стр.23).
Начало истории вопроса относится к 1974 г., когда по сигналу о находках образцов искусства палеолита в Крыму, в Симферополь при¬ехал известный археолог О.Н. Бадер. Я в то время работая заведующим отделом Крымского краеведческого музея. Была организована комплексная археологическая экспедиция, в которой я принял самое деятельное участие. О назначении работ этой экспедиции свидетельствует письмо О.Н. Бадера начальнику управления культуры тов. Г.В. Ивановскому от 18.07.1974 г, (см. в приложении). Тогда же экспедиция обследовала еще один объект под Симферополем (см. в приложении – «Еще одна тайна Чокурчи», газ. «Крымская правда» от 28. 11. 1974 г.).
В 1978 г. на этом памятнике мною были открыты сотни образцов мустьерского искусства (гравировки, рельефы, скульптуры из кости и камня).
О.Н. Бадер был тогда уже тяжело болен и не смог лично удостовериться в значении Чокурчи, как памятника мустьерского искусства. Когда о моей находке стало известно в Краеведческом музее, где я продолжал трудиться, то последовал приказ директора немедленно разобрать созданную мною экспозиций по искусству каменного века в Крыму, игнорируя ряд моих публикаций по данной теме на том основании, что «специалисты из Крымского отдела ИААН УССР выражают сомнение в этом вопросе?» Следует заметить, что ни один из названных «специалистов» не счел нужным лично побывать в местах работы экспедиции О.Н. Бадера и вникнуть в суть проблемы ни тогда, ни сейчас.
Тем не менее, тысячи уникальных экспонатов из непредвиденно обнажившихся культурных слоев Чокурчи разрушались и могли безвозвратно быть утраченными для научных исследований. Ни в краеведческом музее, ни в Крымском отделе ИААН УССР это явление почему-то никого не встревожило. На Чокурчу было наложено «табу» плотного молчания, а меня «научная общественность» стала рассматривать как несерьезного человека, к тому же вышедшего из послушания у начальства.
Отдавая себе ясный отчет в значении необычного научного феномена, я оставил место работы в музее и занялся изучением материалов
«Но какой же нормальный человек поменяет место заведующего отделом областного музея на груду ничего не значащих костей и кремня!» – именно так расценили мой поступок мои бывшие коллеги и некоторые безответственные лица, именующие себя археологами.
В течение я месяцев 1979 года я скрупулезно обрабатывал находки Чокурчи. Выводы, к которым я пришел в конечном итоге, ошеломляют, настолько они не привычны для глаза и слуха ученого мира.
В настоящий момент я работаю учителем в школе, но сегодня вопрос упирается вовсе не в некоего учителя имярек. Речь идет о научном престиже нашей республики и страны в целом в области приоритета культуры на мировой арене, о победе марксистско-ленинской научной методологии, наконец, о пересмотре наших взглядов на становление и развитие культуры человека как такового.
У меня нет оснований для неудовлетворенности действиями Областного комитета КПУ и Сибирского отделения АН СССР (см. в приложении ответ академику А. Л. Яншину от 10.11.1979г. на его письмо в адрес зав. отдела науки и учебных заведений Крымского обкома Компартии Украины, а также письмо академика А.П. Окладникова в Крымский обком КПУ от 29.03.1980 г.).
Однако все их добрые начинания были сведены до исходной точки усилиями Крымского отдела ИААН УССР. (И кто его знает этого Столбунова, может он, действительно, с некоторыми отклонениями!) В результате меня перестали печатать даже местные газеты. А сам памятник, достойный мирового признания до сих пор не находится на государственном учете, культурные его слои, состоящие исключительно из образцов искусства, расхищаются всеми, кто не ленится «заняться археологией». Мне буквально приходится охранять Чокурчу от дальнейшего разграбления, не говоря уже о том, что санитарное ее состояние вызывает озабоченность.
Чокурча – пока единственный памятник в палеолите Земли, давший такие высоко эстетические и научные образны древнейшего искусства, предварительно оцениваемого в 40 - 45 тыс. лет. Вопрос Чокурчи необходимо решать кардинально и комплексно, с привлечением исследователей различных смежных специальностей: палеозоологов, палеоантропологов, искусствоведов, астрономов, социологов и философов. Материалы памятника рассчитаны на изучение нескольких лет и не на одного человека. В первую очередь, следует сделать повторный радиокарбонный анализ (см. в приложении сообщение Сибирского отделения АН СССР № 611 от 8.12.1979 г.).
Несмотря на заслуживавшие полного доверия научные выкладки уважаемого Новосибирского ученого Н. В. Фирсова, выражая искреннее ему благодарность за бескорыстную и дружескую помощь, на мой взгляд, в силу каких-то объективных причин, цифровые данные возраста Чокурчи, подтвердившие палеолит, занижены по крайней паре на 10-15 тыс. лет. Хронологию этого памятника О.Н. Бадер оценивал в рамках типично Мустьерской стоянки (см. О.Н. Бадер «Новая Чокурчинская стоянка, в сб. «Исследование палеолита в Крыму», Киев, 1979, стр. 141).
Резюмируя научные данные Чокурчи, со всей очевидностью позволительно сделать выводы;
1. В эпоху позднего Мустье жил человек современного физического облика, с которым мирно сосуществовал человек неандертальской расы, находившийся на грани исчезновения;
2. Основным направлением в искусстве мустьерского общества было не анималистическое течение, характерное для всех последующих периодов эпохи камня, а антропоморфное с выраженными элементами развития материализма и антропоцентризма, иными словами центральное место в искусстве чокурчинцы отводили человеку, сквозь призму которого рассматривался весь окружающий мир – природа и космос;
3. К мустьерскому периоду относится проявление интереса человека к космосу (см. в приложении заключение академика В.М. Чернова).
4. У чокурчинцев существовала развитая мифология, своеобразная знаковая система и т.д. (см. в приложении фотографии с рисунков и скульптуры).***
Таким образом, вопрос о неспособности мустьерцев к зрелому мышлению, отказ им в праве на существование искусства должен быть снят с повестки дня археологии.
Прошу Вас командировать в Крым представителя АН УССР для уяснения ситуации на месте и планирования вопроса о дальнейшей памятника.
Прилагаю:
1. Письмо О.Н. Бадера начальнику Управления культуры Крымоблсовета тов. Г.В. Ивановскому от 18.07.1974 г.).
2. Заметку из газеты «Крымская правда» от 28.11. 1974 г.
3. Письмо Крымского обкома КПУ академику А. Л. Яншину от 10.11. 1979 г.
4. Сообщение Сибирского отдаления АН СССР от 8.12. 1979г.
5. Письмо академика А. П. Окладникова в Крымский обком КПУ от 29.03. 1980 г.
6- Заключение В.М. Чернова на материал «Звездной карты» стоянки Чокурча-2 от 1. 11.80. г.
7. Фотографии с рисунков образцов искусства Чокурчи.
Мой адрес: 333046 г.Симферополь. ул. Гагарина, 39, кв. 55.
С искренним уважением Столбунов Анатолий Аркадьевич.
г. Симферополь 26 марта 1981 г.
Кроме того, в Херсонесской пещере (так называется пещера, где были найдены кости, располагавшаяся в Древней Тавриде на территории современного Крыма) Столбунов обнаружил около десятка наскальных рисунков, изображающих два типа людей: Кроманьонцев и Неандертальцев, что, вопреки научным гипотезам, подтвердило, что эти два типа людей могли существовать одновременно.
На основании этих рисунков можно сделать вывод, что кроманьонцы занимались рыболовством, развивали земледелие и животноводство, а неандертальцы охотились и занимались собирательством. Оба типа людей сосуществовали.
Анатолий Столбунов, организатор экспедиции, отмечает, что поздние неандертальцы и ранние кроманьонцы общались на похожем языке жестов. Благодаря этому осуществлялся обмен продуктами и предметами быта. А дети обоих народов играли вместе.
Это утверждение полностью меняет картину восприятия древнего мира. Однако открытие было холодно воспринято академиками.
Найденные Анатолием Столбуновым артефакты опровергали (по меньшей мере, накладывали серьезную тень сомнения) общепринятую теорию эволюции человека, поэтому учитель истории столкнулся с полным непониманием, а то и настоящим сопротивлением со стороны официальной советской науки и местных властей.
Началась настоящая травля краеведа, который якобы занялся не своим делом. Пытаясь отстоять свое открытие, Столбунов сумел в то время лишь опубликовать несколько небольших заметок в прессе, из которых самой объемной и информативной статьей до сих пор считается «Цивилизация Чокурчи», напечатанная в газете «Советский Крым».
Пытаясь защитить свои находки, Столбунов хотел опубликовать их в СМИ, но власти вместе с научным сообществом воспротивились этому и отправили "археологическую сенсацию" якобы для изучения в Новосибирск.
На этом следы древнего артефакта затерялись. Сегодня никто не знает, где находится этот "неудобный" для всех артефакт…Источник: "Альманах непознанного"
Ученые долго ломали голову над тем, что бы это могло значить. Но потом рисунок увидел астрофизик Чернов и сказал, что это карта звездного неба: 16 созвездий Северного полушария и 102 звезды, некоторые из которых были открыты совсем недавно.
В результате исследований выяснилось, что кости мамонта пролежали в глубинах пещеры 30 000 лет...
Анатолий Столбунов сделал несколько набросков изображений и отправил их друзьям. Он очень хотел попытаться, как он сам говорил, "разгадать загадку, заданную кроманьонцами".
Из газеты «Советский Крым» того времени:
Тайны Крымской пещеры
В начале октября 1978 года в областной краеведческий музей школьники принесли кости и кремневые орудия. По форме и способу обработки последних было определено, что находки принадлежат к позднейшей культуре раннего палеолита, так называемой эпохе Мустье.
Однако необычайность, как тут же выяснилось, уникальность даже сенсационность находки заключалось совсем не в том, что они датируются этим археологическим периодом.
Мало ли подобных «свидетельств» примитивной деятельности человека найдено! Ценность находки заключалась в ином. В том, что смогли увидеть сперва острые глаза детей, а потом пристальный взгляд историка, вооруженного лупой.
Так случайно было сделано это удивительное открытие, заставляющее по-новому посмотреть на возраст не только искусства, но и человечества.
Сотрудники музея получили образчики творчества мустьерского человека.
Среди изображений на камне и кости, искусно отполированных способом гравировки, нарисованных сажей или охрой, значительное место занимают довольно сложные тотемические композиции: люди-птицы, люди-животные. Главной же темой изобразительного искусства является человек современного физического облика.
На некоторых миниатюрах рядом с ликами гомосапиенса встречаются изображения существ неандертальского типа. Что дает возможность предположить, оба эти вида сосуществовали.
Помимо ископаемой графики встречается скульптура птиц и животных, есть даже «карта» звёздного неба, которая по заключению председателя астрономического общества (г. Запорожье). Почетного члена Всесоюзного геодезического общества при АН СССР, соответствует положению звезд в Северном полушарии 27 тысяч лет назад.
Однако, кроме этих эмпирических методов определения возраста изображений был проведен еще один – радиоуглеродный, который окончательно подтвердил смелую догадку симферопольского археолога А.А. Столбунова.
Кто же он – автор столь удивительных творений? Чтобы по возможности обстоятельно ответить на этот непростой вопрос, видимо, следует рассказать о месте, в котором были сделаны эти находки.
Долина реки Малый Салгир, уютно огражденная от господствующих в холодное время года ветров с северо-востока и юго-запада возвышенностями предгорья и второй грядой Крымских гор, была в те далекие времена наиболее подходящим местом для поселения. Первому человеку, занимавшемуся охотой и собирательством, сама природа подарила карстовые пещеры для жилья и леса, богатые плодами и живностью.
Уже в 1928-29 годах этой долиной заинтересовались археологи. Тогда Мустьерскую пещерную стоянку небольшого урочища Чокурча исследовал Н.Л Эрнст. А в 1940-41 гг. Б.И. Татаринов обнаружил на своде пещеры петроглифы. В 1979 году О.Н. Бадер и уже упоминавшийся здесь А.А. Столбунов открыли и обследовали здесь еще одну стоянку, которую назвали Чокурча-2. Вернувшийся сюда в 1978 году Столбунов и обнаружил на Чокурче-2 грот с большим количеством миниатюр.
У симферопольского археолога собралась значительная коллекция образчиков древнего изобразительного искусства, дальнейшее изучение которых – дело науки.
До сих пор на территории нашей страны возраст искусства не отодвигался в столь глубокое прошлое, как ранний палеолит. Возможно, открытие сделанное неподалеку от Симферополя, обогатит мировую науку, - предполагал А.А. Столбунов, – позволит по-новому взглянуть на человека и человечество. А возможно, более осмысленно заглянуть в будущее.
Предполагал, искал способы опубликоваться и писал светилам науки, ища поддержки и понимания.
Не так давно ученые ввели копию эскиза в компьютер и посмотрели, как изменился рисунок звездного неба за столько лет, благодаря чему астрофизики смогли подтвердить, что именно 30 000 лет назад небо выглядело именно так.
Почти все звезды на рисунке существуют и сейчас, но увидеть их можно только с помощью телескопов. Как же древние люди могли вырезать такую карту на костях мамонта?
Звезды из тьмы веков
Из газеты «Советский Крым» от 14.12.1980
…В январе прошлого года в нашей газете была опубликована статья «Птичья цивилизация Чокурчи» крымского исследователя А.А.Столбунова. В ней впервые сообщалось об открытии в Крыму ранних форм первобытного искусства, обнаруженных на позднепалеолитической стоянке вблизи Симферополя.
...На кости, камне, ископаемых раковинах обнаружены многообразные изображения человека и животных. Среди изображений особенно выделяются «люди-птицы», «люди- медведи», «люди-мамонты»…
...Но, пожалуй, самой удивительной находкой Чокурчи явилось, возможно, первое изображение звездного неба на кости.
Гори, моя звезда
Из «Рабочей Газеты» от 1 ноября 1981 года
...Виктору Михайловичу (Чернов В.М. – председатель астрономического общества Запорожья, почетный член ВАТО (Всесоюзного астрономо-геодезического общества) при АН СССР; имеются заверенные печатью официальные заключения «Звездной карты» Чокурча-2, сделанные Черновым незадолго до смерти. Умер весной 1984 года) 78 лет. Возраст почтенный, но он продолжает заниматься научными исследованиями. Совсем недавно на небольшом кусочке кости, обнаруженной крымским краеведом А.А. Столбуновым на палеолитической стоянке древнейших людей Чокурча-2, он выявил одно из первых изображений звездного неба, выгравированных древнейшим художником-астрономом. Чернов сравнил изображение на кости со звездным атласом академика А.А. Михайлова и отождествил 17 созвездий Северного и Южного полушарий со ста двумя звездами. Он определил, что на первоначальной звездной карте запечатлена южная часть неба от 12 до 21 часа по прямому восхождению и от минус сорокового градуса по склонению…
Г. Сушко
Письмо Столбунова Анатолия Аркадьевича Академию наук Украины Б.Е. Патону
Глубокоуважаемый Борис Евгеньевич!
Несмотря на Вашу исключительную занятость, прошу Вас с доверием отнестись к моему письму.
Обстоятельства большой научной значимости побудили меня обратиться непосредственно к Вам. Проблема, которую я затрагиваю, уже частично изложена О.П. Чернышом в статье « К вопросу о времени возникновения искусства» (вестник АН УССР, №8, 1979г.» стр.46). В этой связи академик А.П. Окладников назвал сообщение О.П. Черныша, сделанное им ранее (см. в сб. «У истоков творчества», Новосибирск, 1978 г., стр.18), «поистине эпохально-принципиальным» (там же, стр.23).
Начало истории вопроса относится к 1974 г., когда по сигналу о находках образцов искусства палеолита в Крыму, в Симферополь при¬ехал известный археолог О.Н. Бадер. Я в то время работая заведующим отделом Крымского краеведческого музея. Была организована комплексная археологическая экспедиция, в которой я принял самое деятельное участие. О назначении работ этой экспедиции свидетельствует письмо О.Н. Бадера начальнику управления культуры тов. Г.В. Ивановскому от 18.07.1974 г, (см. в приложении). Тогда же экспедиция обследовала еще один объект под Симферополем (см. в приложении – «Еще одна тайна Чокурчи», газ. «Крымская правда» от 28. 11. 1974 г.).
В 1978 г. на этом памятнике мною были открыты сотни образцов мустьерского искусства (гравировки, рельефы, скульптуры из кости и камня).
О.Н. Бадер был тогда уже тяжело болен и не смог лично удостовериться в значении Чокурчи, как памятника мустьерского искусства. Когда о моей находке стало известно в Краеведческом музее, где я продолжал трудиться, то последовал приказ директора немедленно разобрать созданную мною экспозиций по искусству каменного века в Крыму, игнорируя ряд моих публикаций по данной теме на том основании, что «специалисты из Крымского отдела ИААН УССР выражают сомнение в этом вопросе?» Следует заметить, что ни один из названных «специалистов» не счел нужным лично побывать в местах работы экспедиции О.Н. Бадера и вникнуть в суть проблемы ни тогда, ни сейчас.
Тем не менее, тысячи уникальных экспонатов из непредвиденно обнажившихся культурных слоев Чокурчи разрушались и могли безвозвратно быть утраченными для научных исследований. Ни в краеведческом музее, ни в Крымском отделе ИААН УССР это явление почему-то никого не встревожило. На Чокурчу было наложено «табу» плотного молчания, а меня «научная общественность» стала рассматривать как несерьезного человека, к тому же вышедшего из послушания у начальства.
Отдавая себе ясный отчет в значении необычного научного феномена, я оставил место работы в музее и занялся изучением материалов
«Но какой же нормальный человек поменяет место заведующего отделом областного музея на груду ничего не значащих костей и кремня!» – именно так расценили мой поступок мои бывшие коллеги и некоторые безответственные лица, именующие себя археологами.
В течение я месяцев 1979 года я скрупулезно обрабатывал находки Чокурчи. Выводы, к которым я пришел в конечном итоге, ошеломляют, настолько они не привычны для глаза и слуха ученого мира.
В настоящий момент я работаю учителем в школе, но сегодня вопрос упирается вовсе не в некоего учителя имярек. Речь идет о научном престиже нашей республики и страны в целом в области приоритета культуры на мировой арене, о победе марксистско-ленинской научной методологии, наконец, о пересмотре наших взглядов на становление и развитие культуры человека как такового.
У меня нет оснований для неудовлетворенности действиями Областного комитета КПУ и Сибирского отделения АН СССР (см. в приложении ответ академику А. Л. Яншину от 10.11.1979г. на его письмо в адрес зав. отдела науки и учебных заведений Крымского обкома Компартии Украины, а также письмо академика А.П. Окладникова в Крымский обком КПУ от 29.03.1980 г.).
Однако все их добрые начинания были сведены до исходной точки усилиями Крымского отдела ИААН УССР. (И кто его знает этого Столбунова, может он, действительно, с некоторыми отклонениями!) В результате меня перестали печатать даже местные газеты. А сам памятник, достойный мирового признания до сих пор не находится на государственном учете, культурные его слои, состоящие исключительно из образцов искусства, расхищаются всеми, кто не ленится «заняться археологией». Мне буквально приходится охранять Чокурчу от дальнейшего разграбления, не говоря уже о том, что санитарное ее состояние вызывает озабоченность.
Чокурча – пока единственный памятник в палеолите Земли, давший такие высоко эстетические и научные образны древнейшего искусства, предварительно оцениваемого в 40 - 45 тыс. лет. Вопрос Чокурчи необходимо решать кардинально и комплексно, с привлечением исследователей различных смежных специальностей: палеозоологов, палеоантропологов, искусствоведов, астрономов, социологов и философов. Материалы памятника рассчитаны на изучение нескольких лет и не на одного человека. В первую очередь, следует сделать повторный радиокарбонный анализ (см. в приложении сообщение Сибирского отделения АН СССР № 611 от 8.12.1979 г.).
Несмотря на заслуживавшие полного доверия научные выкладки уважаемого Новосибирского ученого Н. В. Фирсова, выражая искреннее ему благодарность за бескорыстную и дружескую помощь, на мой взгляд, в силу каких-то объективных причин, цифровые данные возраста Чокурчи, подтвердившие палеолит, занижены по крайней паре на 10-15 тыс. лет. Хронологию этого памятника О.Н. Бадер оценивал в рамках типично Мустьерской стоянки (см. О.Н. Бадер «Новая Чокурчинская стоянка, в сб. «Исследование палеолита в Крыму», Киев, 1979, стр. 141).
Резюмируя научные данные Чокурчи, со всей очевидностью позволительно сделать выводы;
1. В эпоху позднего Мустье жил человек современного физического облика, с которым мирно сосуществовал человек неандертальской расы, находившийся на грани исчезновения;
2. Основным направлением в искусстве мустьерского общества было не анималистическое течение, характерное для всех последующих периодов эпохи камня, а антропоморфное с выраженными элементами развития материализма и антропоцентризма, иными словами центральное место в искусстве чокурчинцы отводили человеку, сквозь призму которого рассматривался весь окружающий мир – природа и космос;
3. К мустьерскому периоду относится проявление интереса человека к космосу (см. в приложении заключение академика В.М. Чернова).
4. У чокурчинцев существовала развитая мифология, своеобразная знаковая система и т.д. (см. в приложении фотографии с рисунков и скульптуры).***
Таким образом, вопрос о неспособности мустьерцев к зрелому мышлению, отказ им в праве на существование искусства должен быть снят с повестки дня археологии.
Прошу Вас командировать в Крым представителя АН УССР для уяснения ситуации на месте и планирования вопроса о дальнейшей памятника.
Прилагаю:
1. Письмо О.Н. Бадера начальнику Управления культуры Крымоблсовета тов. Г.В. Ивановскому от 18.07.1974 г.).
2. Заметку из газеты «Крымская правда» от 28.11. 1974 г.
3. Письмо Крымского обкома КПУ академику А. Л. Яншину от 10.11. 1979 г.
4. Сообщение Сибирского отдаления АН СССР от 8.12. 1979г.
5. Письмо академика А. П. Окладникова в Крымский обком КПУ от 29.03. 1980 г.
6- Заключение В.М. Чернова на материал «Звездной карты» стоянки Чокурча-2 от 1. 11.80. г.
7. Фотографии с рисунков образцов искусства Чокурчи.
Мой адрес: 333046 г.Симферополь. ул. Гагарина, 39, кв. 55.
С искренним уважением Столбунов Анатолий Аркадьевич.
г. Симферополь 26 марта 1981 г.
Кроме того, в Херсонесской пещере (так называется пещера, где были найдены кости, располагавшаяся в Древней Тавриде на территории современного Крыма) Столбунов обнаружил около десятка наскальных рисунков, изображающих два типа людей: Кроманьонцев и Неандертальцев, что, вопреки научным гипотезам, подтвердило, что эти два типа людей могли существовать одновременно.
На основании этих рисунков можно сделать вывод, что кроманьонцы занимались рыболовством, развивали земледелие и животноводство, а неандертальцы охотились и занимались собирательством. Оба типа людей сосуществовали.
Анатолий Столбунов, организатор экспедиции, отмечает, что поздние неандертальцы и ранние кроманьонцы общались на похожем языке жестов. Благодаря этому осуществлялся обмен продуктами и предметами быта. А дети обоих народов играли вместе.
Это утверждение полностью меняет картину восприятия древнего мира. Однако открытие было холодно воспринято академиками.
Найденные Анатолием Столбуновым артефакты опровергали (по меньшей мере, накладывали серьезную тень сомнения) общепринятую теорию эволюции человека, поэтому учитель истории столкнулся с полным непониманием, а то и настоящим сопротивлением со стороны официальной советской науки и местных властей.
Началась настоящая травля краеведа, который якобы занялся не своим делом. Пытаясь отстоять свое открытие, Столбунов сумел в то время лишь опубликовать несколько небольших заметок в прессе, из которых самой объемной и информативной статьей до сих пор считается «Цивилизация Чокурчи», напечатанная в газете «Советский Крым».
Пытаясь защитить свои находки, Столбунов хотел опубликовать их в СМИ, но власти вместе с научным сообществом воспротивились этому и отправили "археологическую сенсацию" якобы для изучения в Новосибирск.
На этом следы древнего артефакта затерялись. Сегодня никто не знает, где находится этот "неудобный" для всех артефакт…Источник: "Альманах непознанного"
Опубликовано 26 мая 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 1838
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: