Находки Госфильмофонда, большие и маленькие
Находки Госфильмофонда, большие и маленькие
В Госфильмофонде, где хранится более 100 тыс. картин, всё ещё есть фильмы, о которых мало что известно, и работа киноархивистов при встрече с такими лентами напоминает детектив...
Специалисты Госфильмофонда пытаются опознать актёров, принимавших участие в съёмках, по визуальному стилю определить год и страну, где был поставлен фильм. Всё это — зацепки, через которые можно выяснить название картины и её создателей.
Один из примеров такого «расследования» — работа с картиной, которая хранилась в фонде под условным названием «экспериментальный фильм». Никакой другой информации ни на картотечной карточке, ни на коробке, в которой лежала киноплёнка длиной 17 метров (при переводе на хронометраж это 40 секунд), не было.

«Когда мы посмотрели плёнку на монтажном столе, то увидели фрагмент мультипликационного фильма, в котором квадраты различных размеров и цветов, наложенные друг на друга, двигались под музыку из увертюры к «Виндзорским проказницам» Николаи, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — Не было ни титров, ни пометок на киноплёнке — откуда этот фрагмент сказать с ходу было невозможно. Единственное, что было доподлинно известно, что перед нами горючая нитроплёнка, на что указывала маркировка фабрики-производителя Kodak, отличный индикатор, который помогает определить год печати позитивной пленки, и что это оригинальный позитив цветного довоенного фильма».

«Квадраты» Оскара Фишингера, 1934 г.
«Квадраты» Оскара Фишингера, 1934 г.

При внимательном изучении плёнки выяснилось, что дорожка с фонограммой окрашена в пурпурно-красный, а в местах царапин на эмульсии просвечивает голубой цвет. При этом само изображение в кадре очень насыщенно по цвету и передаёт богатый спектр оттенков. По этим техническим признакам стало понятно, что фильм сделан по трёхцветному процессу Гаспарколор. Этот метод, разработанный венгерским химиком Белой Гаспаром, использовался в основном для мультипликации и был в ходу до середины 1940-х.

«Визуальный стиль картины очень напоминал работы немецкого художника Оскара Фишингера, хотя такой ленты мы точно не видели в его фильмографии прежде, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — На основе всего того, что мы выяснили — временные рамки, цветовой процесс, гипотеза об авторе — историк кино и бывший сотрудник Госфильмофонда Пётр Багров отправился изучать доступные источники. И довольно быстро наткнулся в расширенных фильмографиях Фишингера на информацию о незавершённом и запрещённом Третьим рейхом фильме «Квадраты» 1934 года. Правда, в архиве Фишингера сохранился не озвученный и сильно пострадавший от времени отрывок, а идентифицированный нами фрагмент прекрасно сохранился».

Ещё одно архивное расследование развернулось совсем недавно — необходимо было выяснить, откуда в Госфильмофонд поступила оригинальная нитратная копия фильма Луи Фейада «Юдифь» 1909 года. На картотечной карточке фильма стояла карандашная отметка «колл. тов. Осипова». Возникла гипотеза, что имеется в виду один из ранних дореволюционных прокатчиков Сергей Иванович Осипов, участник крупной прокатной конторы дореволюционной России «П. Тиман, Ф. Рейнгард и С. Осипов». Но никаких доказательств этому не было.

«Юдифь» Луи Фейады, 1909 г.
«Юдифь» Луи Фейады, 1909 г.

«Наша коллега, историк кино Тамара Шведюк решила отталкиваться от почерка человека, сделавшего запись «колл. тов. Осипова» в картотечной карточке. Возможно, дало знать о себе первое — юридическое — образование Тамары и практики почерковедческих экспертиз, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — Но и это поначалу не принесло результатов. Тем не менее почерк идентифицировать удалось. В бумажном архиве с материалами фильма к «Пиковой Даме» Якова Протазанова сохранились документы с пометками на полях, сделанные той же рукой, что и запись на карточке. Оказалось, эти надписи сделала Вера Дмитриевна Ханжонкова, жена другого известного дореволюционного прокатчика Александра Ханжонкова».

В 1950—1960-е годы Вера Дмитриевна работала в Госфильмофонде, помогала восстанавливать «Пиковую Даму» и другие дореволюционные фильмы, поэтому её записи сохранились в фонде. В том числе переписка с неким Н. С. Осипова, который хотел передать киноплёнки своего отца в Госфильмофонд. Инициалы отца, указанные в письме, совпадали с инициалами дореволюционного прокатчика, годы писем с годом принятия материалов в фонд. «Юдифь» была не единственным фильмом, который они передали в Госфильмофонд, поэтому в фонде можно даже выделить отдельную «коллекцию Осипова».
Совершить архивную находку — эффектное событие в профессиональной жизни киноархивиста, но не частое. Большие находки — это редкие звери, которых не всегда можно поймать, даже если ловить специально. Находку всемирного значения больше десяти лет назад сделали в небольшом аргентинском музее кино в Буэнос-Айресе — там сохранилась единственная полная версия «Метрополиса» Фрица Ланга. «Квадраты», «Юдифь» и другие находки Госфильмофонда — менее крупные, но бесспорно значимые.
С большей вероятностью совершить архивную находку в Госфильмофонде можно при работе с коллекциями ранних фильмов — американские, французские, итальянские, немецкие немые ленты и русское дореволюционное кино. Фильмов и источников от этой эпохи сохранилось очень мало. В начале 20-го века никому и в голову не приходило сохранять исходные материалы (негативы), идея архива была реализована только в середине 1930-х годов. Из-за недостаточности информации некоторые фильмы и фрагменты в этих коллекциях до сих пор остаются неопознанными, они ждут своих исследователей и новых источников.
С советским кино второй половины 20-го века ситуация несколько проще. После создания Госфильмофонда все киностудии союзных республик должны были сдавать туда исходный материал (негатив, промпозитив, позитив), они же передали на хранение всё, что уцелело в фондах студий. Поэтому в архиве сохранились даже невыпущенные в прокат, не прошедшие цензуру картины. А также материалы к этим фильмам — монтажные листы, литературные и режиссёрские сценарии, цензурные документы. А вот российское кино начала 1990-х представлено в коллекции не в полном объёме — с распадом Советского Союза правило сдачи исходного материала перестало работать, и многие фильмы этого периода канули в лету.
Зарубежная коллекция Госфильмофонда была сформирована на базе «трофейных» плёнок — кинолент из фондов немецкого государственного киноархива («Райхсфильмархив»), которые были вывезены из Германии после Второй мировой войны. Причём, это фильмы не только немецкого производства, но также американского, французского, английского — всё, что было в прокате на территории нацистской Германии и оккупированных территорий.
Второй источник, благодаря которому пополнилась коллекция зарубежных фильмов, — обмен с киноархивами и киномузеями, участниками Международной федерации киноархивов FIAF. Так в Госфильмофонде оказались ленты, которые никогда не выходили в советский прокат, но были доступны для киноведов и режиссёров, приезжавших в архив.
Весь фонд зарубежных фильмов структурирован внутри архива по типам (звуковое, немое, цветное кино) и по национальным кинематографиям. Например, есть коллекция фильмов скандинавских стран. Здесь и классика Ингмара Бергмана и Бу Видерберга, и прокатные советские копии комедий и приключенческих картин — детективы, исторические фильмы, сказки («Ходжа из Пьорта», 1985; «Красная мантия», 1967), несколько картин из серии о банде Ольсена). Однако большую её часть составляют фильмы, известные только в самой Скандинавии, которые можно найти в архивах Дании, Швеции и Норвегии. Впрочем, попадаются там и фильмы, которых нет даже в этих архивах — как правило, они поступали в Госфильмофонд не из Швеции или Дании, а через страны Восточной Европы (Польшу, Чехословакию).
В отдельную коллекцию собраны цветные зарубежные фильмы на нитроплёнке, той, на которую снимались самые первые фильмы в конце 19 — первой половине 20 века. (Нитроплёнка довольно опасна в силу своей воспламеняемости, поэтому практически все материалы в конце 1960-х были скопированы на безопасную триацетатную плёнку, а нитраты смыты. Историческую ценность нитроплёнки как уникального носителя осознали лишь несколько десятилетий назад, и сейчас то немногое, что уцелело, хранится в Госфильмофонде.)
Среди недавно выявленных в этом собрании архивных радостей можно назвать мультфильмы 1930-х годов режиссёра-аниматора Оскара Фишингера — «Квадраты», «Розовая стража на параде», «Мелука идёт вперёд!». Фишингер придумывал спецэффекты для фантастического фильма Фрица Ланга «Женщина на Луне» 1929 года и принял участие в создании «Фантазии» Уолта Диснея (правда, его видение оказалось слишком абстрактным для главы студии и не попало в финальную версию мультфильма). Или живописные документальные фильмы «Цвет в глине» и «Сталь», снятые оператором Джеком Кардиффом, — именно он подарил визуальный стиль картинам Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера «Вопрос жизни и смерти», «Чёрный Нарцисс» и «Красные башмачки». Или ранние диснеевские мультфильмы «Глупые симфонии» со знаменитыми танцующими цветами и деревьями.

«Розовая стража на параде» Оскара Фиш...
«Розовая стража на параде» Оскара Фишингера, 1934 г.

Раньше архивные редкости можно было увидеть только в стенах Госфильмофонда или на фестивале архивного кино «Белые столбы» в Подмосковье, где расположен Госфильмофонд. В прошлом году у фестиваля «Белые столбы» появился столичный преемник, Московский международный фестиваль архивных фильмов. Архивные редкости, находки и реставрации стали доступны не только киноведам и историкам, но широкому кругу зрителей. Теперь перед каждым сеансом в кинотеатре «Иллюзион» можно увидеть уникальные архивные «вещицы» из коллекции Госфильмофонда.Автор: Д.Карпюк, А.Насртдинова
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 03 апреля 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 740

Ещё по теме...
Добавить комментарий