Кого в Древнем Риме хоронили заживо, но с почестями?
Кого в Древнем Риме хоронили заживо, но с почестями?
«…Он просил его не убивать. - И его не убили? - Нет, не убили. Но однажды он сладко уснул в своей камере, а проснулся в гробу. Глубоко под землей. Он просил не убивать, и его не убили. Но гроб закопать обязаны. Такова инструкция», - (с) В. Суворов, «Аквариум». В 1344 г. великий итальянский поэт Франческо Петрарка внезапно впал в летаргический сон. К счастью, он провёл в этом состоянии всего 20 часов. По закону, тело умершего следовало предать земле в течение суток, так что похоронить его не успели. Мнимый покойник ожил прямо в гробу, перед родственниками и друзьями, собравшимися для этой торжественной церемонии. Впрочем, нервы у людей XIV века были крепкими - этот случай какое-то время был предметом для пересудов, но и только...

«Преждевременное погребение». Антуан ...
«Преждевременное погребение». Антуан Вирц, 1854 г.

Пятью веками позже тафофобия (от греческого тафо — могила и фобос — страх), то есть патологическая боязнь быть похороненным заживо, стала весьма распространённой. Этому недугу были подвержены и писатели, такие как Гоголь и Эдгар Алан По. Ещё раньше, в 1772 г., немецкий герцог Фридрих Мекленбургский Благочестивый обязал в своих землях хоронить покойников не раньше, чем по прошествии трёх суток, чтобы убедиться в факте их смерти. Артур Шопенгауэр требовал, чтобы его похоронили только через пять дней после кончины, из тех же соображений.

Один из патентов XIX в. на конструкци...
Один из патентов XIX в. на конструкцию безопасного гроба

Эммануил Нобель, отец знаменитого шведского предпринимателя Альфреда Нобеля, был изобретателем и при этом страдал от тафофобии. Он придумал специальный «безопасный гроб», из которого ошибочно похороненный мог подать сигнал, что он жив. Но это было не первое подобное изобретение, свои конструкции безопасных захоронений предлагали в 1798 г. немецкий священник Песслер, в 1822 г. врач Адольф Гутсмут и в 1829 г. доктор из Ганновера Йохан Табергер. Наконец, в 1995 г. итальянец Фабрицио Казели запатентовал конструкцию гроба, имевшего не только систему связи и дыхательный аппарат, но также кардиомонитор и электрокардиостимулятор.

Кадр из фильма «Погребённый заживо», ...
Кадр из фильма «Погребённый заживо», 2010 г.

Страх быть похороненным заживо использовался ещё в древности, но не для продажи желающим средств спасения из гроба, а в прямо противоположных целях. Раз люди очень боятся оказаться живыми в могиле, то этот страх следует использовать для борьбы с особо тяжкими и опасными преступлениями — так решили юристы ещё в античности. В Древнем Риме эту меру наказания применяли в том числе для умерщвления опасных сектантов — некоторые христианские мученики закончили свою земную жизнь именно таким образом.

Погребение заживо св. Виталия на карт...
Погребение заживо св. Виталия на картине Федерико Бароччи, XVI в.

Была у римлян одна категория преступников, а если быть совсем точным, то преступниц, которых хоронили заживо на Campus Sceleratus, «Злодейском поле», но с почётом и всеми демонстративными знаками уважения. История сохранила имена некоторых несчастных, таких как Корнелия, похороненная заживо в 87 г. н.э. и Оппия, которую казнили в глубокой древности — в 483 г. до н.э.

Казнь весталки, современная иллюстрация
Казнь весталки, современная иллюстрация

Одетую в чёрное женщину опускали в небольшую комнатку, выкопанную в земле, где было приготовлено ложе, еда и питьё на сутки. После этого помещение закрывали крышкой и засыпали землёй навсегда. Кого и за что казнили таким способом? Только и исключительно весталок, нарушивших самый главный из обетов, даваемых ими при посвящении в жрицы: обет целомудрия. Девственность весталок считалась очень важной для самого существования Рима, и покушавшихся на честь жриц ждало жестокое наказание. Не сохранившая свою невинность жрица также была виновна и подлежала смерти.

Руины храма Весты в Риме. Современное...
Руины храма Весты в Риме. Современное фото

Осквернившая себя жрица всё равно оставалась жрицей, и обращались с ней соответственно. Весталка к тому же была не просто жрицей, она сама по себе почиталась как священный символ. Даже просто дотронуться до неё без дозволения было святотатством. Нельзя было допустить, чтобы священного тела избранницы богини, защищавшей каждый домашний очаг и спасавшей Рим от напастей, касался палач.

«Казнь весталки». Анри-Пьер Данлу, 18...
«Казнь весталки». Анри-Пьер Данлу, 1800 г.

Поэтому процедура казни была именно такой — римлянам было важно показать и людям, и богам, что это не они убили весталку. Виновную лишь отвели в отдельное помещение и оставили в нём. А то, что после замурованная задохнулась или умерла от жажды — так на то воля богов, сами римляне тут как бы ни при чём.Автор: Б.Мамлиев
Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 23 февраля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 2355

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия