Запретный остров, который в ХХ веке удалось посетить и выбраться оттуда благополучно лишь одному антропологу
Запретный остров, который в ХХ веке удалось посетить и выбраться оттуда благополучно лишь одному антропологу
Этот остров признан самой опасной местностью в мире. Северный Сентинел официально является территорией Индии, но государство его не контролирует. Фактически строго запрещено приближаться к его берегам менее чем на 5,6 км. Тот, кто нарушит запрет, рискует повторить судьбу американского проповедника Джона Аллена Чау, которого племя сентинельцев встретило стрелами и убило, а он успел только крикнуть: «Иисус любит вас»...

В 2006 году власти Индии превратили Северный Сентинел в «зону отчуждения» после гибели двух рыбаков, которые подошли слишком близко к острову, расположенному в Бенгальском заливе, в архипелаге Андаманских и Никобарских островов, который становится всё более популярным среди туристов. Они не были первыми, кто погиб на этих, казалось бы, райских пляжах.


Сентинельцы отвергают все виды внешних контактов. Эксперты считают, что они живут на этом маленьком островке более 55 000 лет, как известно, они никогда не были колонизированы или вступали в долгие контакты с цивилизацией. Такими они и хотят оставаться.

Один из аборигенов племени Северного ...
Один из аборигенов племени Северного Сентинела атакует самолет, пролетевший над островом в 2004 году, чтобы проверить последствия Великого цунами

Туземцы никогда не смешивались с другими группами и являются прямыми потомками первого великого исхода из Африки 60 000 лет назад.

Остров с высоты полета самолета
Остров с высоты полета самолета

Сентинельцы живут охотой и рыбалкой. Они не знают сельского хозяйства, могут использовать огонь, но не умеют этого делать, и не демонстрируют определенной социальной иерархии. Они крайне агрессивны по отношению к туристам: атакуют любого постороннего стрелами и топорами. Не только белых людей, но и вообще всех пришельцев, поскольку никак не связаны с соседними островными племенами и не имеют общего языка. Их изоляция экстремальна.


Согласно исследованиям, проведенным Университетом Осло в начале XXI века, сентинельцы считаются азиатским народом, несмотря на то, что их физические и генетические характеристики почти идентичны характеристикам африканских народов 60 000 лет назад. Они являются частью одного из первых массовых исходов, прошедших по персидскому и индийскому побережью, не оставив археологических свидетельств эпического путешествия. Часть этой миграции продолжилась через континент в Японию, а другая – через океан в Австралию. Сотня участников исхода завершила свое путешествие на этом небольшом острове площадью чуть более 40 квадратных километров, который они больше никогда не покидали.

Контакт с «белыми людьми» и болезни

Попытки контакта предпринимались, по крайней мере, с 1771 года. Одна из самых значимых произошла в 1867 году, когда индийское торговое судно «Ниневия» застряло на коралловом рифе, который окружает остров и делает его труднодоступным. Команда достигла побережья на лодках и через несколько месяцев была найдена мертвой спасательной экспедицией британского флота.

Тринадцать лет спустя на острове побывала еще одна британская экспедиция. На этот раз туземцы скрылись, хотя исследовательская группа в конечном итоге захватила пожилую пару и четверых детей, которых перевезли в Порт-Блэр для изучения. Через несколько дней все заболели, взрослые умерли, а дети были возвращены на остров с подарками. Точные последствия этого для коренного населения неизвестны, но антропологи обычно упоминают эту главу как возможное объяснение их враждебного отношения к посторонним.

Власти Индии понимают, что сентинельцы осведомлены об окружающем их мире. Они видят вдалеке огромные грузовые суда и самолеты, летающие над их островом. Одна из самых известных фотографий этого племени, иллюстрирующая эту статью, изображает туземца, который стрелами атакует разведывательный самолет, пролетевшими над островом в 2004 году, чтобы проверить, пережило ли племя Великое цунами. Да, пережили... Индия, как и правительства южноамериканских стран, в которых проживают неконтактные племена, решила уважать волю аборигенов и никоим образом не вмешиваться в повседневную жизнь сентинельцев.

Трилокинатх Пандит: 24 года работы и один день успеха

Так было не всегда. Фактически, в течение примерно 30 лет индийское правительство проводило ограниченные экспедиции, которые закончились некоторым успехом. Во главе их стоял единственный человек, который за всю историю поддерживал более или менее привычный контакт с сентинельцами и сумел выжить, чтобы рассказать об этом. Это Трилокинатх Пандит, антрополог, которому правительство поручило выполнить эту задачу в 1960-х годах. Сегодня, в возрасте 83 лет, он живет в своем доме в Нью-Дели, обложенный фотографиями и воспоминаниями о своих незабываемых контактах с диким племенем. Сейчас он не уверен, что это была хорошая идея.

Сентинельцы оценили кокосы, подаренные им экспедицией, потому что кокосовые пальмы не растут на острове

Пандит впервые прибыл на Северный Сентинел в 1967 году. И, как и в 1880 году, туземцы отреагировали, спрятавшись в джунглях, которые покрывают практически весь остров. Как вспоминал антрополог, он повторил попытку в 1970 и 1973 годах. Их встретили стрелами, и исследователям чудом удалось спастись.

В 1974 году они вернулись на остров – снова с кокосами и даже с живой свиньей, которую оставили на берегу. Вот как Пандит отразил в своих дневниках реакцию аборигенов на подарки:

«Они повернулись к нам спиной и присели на корточки... Они хотели нас оскорбить и показать, что нас не ждут…»

Несмотря на это, антропологи обратили внимание на то, что сентинельцам понравилось, а что нет. Они пришли к выводу, что предпочтительным подарком были кокосы, которые не растут на острове. И они участили свои визиты, которые воспринимались всё менее и менее враждебно. Это была работа, которая заняла десятилетия, пока она не была завершена в 1991 году. 4 января того года Пандит и его спутники подошли к острову и впервые были приняты группой из 28 невооруженных мужчин, женщин и детей.


Словесное общение было невозможно, но группа обменялась жестами и несколькими улыбками. Из этой встречи явились основные данные об их культуре. Например, в их песнях только две ноты и они способны считать только до двух. Вдобавок Пандит пришел к выводу – вопреки тому, что считалось, – что сентинельцы не каннибалы, хотя они действительно сохраняют такие традиции, как изготовление ожерелий из зубов умерших членов племени.

Пандит во время встречи с местными жи...
Пандит во время встречи с местными жителями в 1991 году

Однако успех длился недолго. После небольшого единения, в котором обе группы смешались на берегу пляжа, сентинельцы восстановили свое враждебное отношение. Больше, чем когда-либо.

Разбившийся корабль, перенесший их в железный век

Одна из самых любопытных глав в истории острова Северный Сентинел произошла именно в это время кажущейся открытости. Был август 1981 года, и корабль «Примроуз» по какой-то причине подошел слишком близко к острову и налетел на барьерный риф, который его защищает. Капитан корабля знал об опасности острова, на котором они оказались, и приказал экипажу оставаться на корабле. Через несколько дней они увидели, как туземцы угрожали им луками с берега, и начали сооружать небольшие каноэ, на которых они приближались к севшему на мель корабли. Аборигены не могли найти способ взобраться на него и напасть на экипаж, а их стрелы мало что могли сделать против стали.

В итоге члены экипажа были спасены вертолетом, но самое удивительное было задокументировано Пандитом и его командой во время их последующих визитов: у оружия, которым их атаковали туземцы, теперь были не деревянные, а железные наконечники. Разбившийся корабль – все еще там по сей день, и его видно на Google Maps – внезапно перенес островитян в железный век.

Заброшенный корпус корабля «Примроуз»...
Заброшенный корпус корабля «Примроуз» остается источником железа для изолированных жителей острова Северный Сентинел

«Постоянная изоляция нецелесообразна. Они окружены 200 000 человек, живущих на соседних островах. Правительство должно убедиться, что им не будет причинен вред, и что они не умрут от болезней, принесенных извне», – заявил Пандит в 1993 году. За два года до этого он установил успешный контакт, но островитяне снова атаковали его экспедицию. Три года спустя Индия решила приостановить их навсегда.

Местные жители
Местные жители

В статье, опубликованной в 2017 году New York Times , антрополог вспоминает то время с некоторым отвращением. Сентинельцы – не единственное изолированное племя, которое выжило в этом районе до начала XXI века. Другие, такие как онге или джарава, тоже пытались выживать самостоятельно, но их больше нет. Пандит работал с ними, привозил им подарки и частично показывал миру. Теперь он сожалеет об этом.

«Мы познакомили их с современным образом жизни, который они не могут вести. Они научились есть рис и сахар. Мы превратили свободных людей в нищих», – сказал он в интервью.

И это правда, особенно в случае с племенем джарава, жертвами туризма и человеческих сафари. Многие из его представителей умерли от распространенных, но неизвестных их иммунной системе заболеваний, точно так же, как это произошло в Америке с индейцами после открытия Нового Света в 1492 году.

Сентинельцы не обращают внимания на трагическую судьбу, постигшую их племенных соседей, но они подсознательно защищают себя. Из неконтактных племен они единственные, кто выжил на острове, который обеспечивает им естественную и эффективную защиту. Но Трилокинатх Пандит, единственный человек, который общался с ними, настроен отнюдь не оптимистично:

«Со временем эти сообщества исчезнут. Их культура будет потеряна», – сказал он.


Год спустя безответственный американский проповедник, 26-летний Джон Аллен Чау, погибший на острове (видео выше), показал, что, скорее всего, Пандит прав.Источник: "Аква-Космос"
Опубликовано 17 июля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 3582

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия