«Зелёных человечков» придумали не уфологии. Это древняя история…
Именно так. Впервые «зелёные человечки», они же «зелёные дети Вулпита» были найдены в Англии XII века, наделав немало переполоха в графстве Суффолк, близ аббатства Бери Сент-Эдмундс. Если вас пустят в запасники Британского музея, то можете учтиво попросить показать латинский манускрипт № 3875 Харлейанской Коллекции. Его автор, английский хронист XII века Уильям из Ньюбурга (монастырь в Йоркшире), описывает невероятную историю, произошедшую во времена короля Стивена (1135-1154 гг.).
Проверяется запись другим источником. Другого хрониста, Ральфа из Коггешэлла, аббата монастыря в графстве Эссекс. Кто у кого списал, или они пользовались собственными и независимыми источниками — не установлено. Канва описаний совпадает, некоторые детали - сильно разнятся...
Это можно было отнести на стеллаж архива, где стоит пометка «Средневековое фэнтези», но научный мир категорически возражает. Оба хроникера — кристальной честности люди, записывали исторические события скупо и точно, без фантазий. Даже «промыслом божиим» не злоупотребляли в оценках. Поэтому, мнение сложили о себе самое благожелательное. Если бы не это странное… событие.
История
повествует о загадочном происшествии в деревушке Вулпит графства Суффолк. Это сотня верст от Лондона. Жители деревни работали в поле, когда к ним вышли два ребенка, мальчик и девочка. Выглядели испуганными и размахивали руками. Словно атакованы роем пчел, которых крестьяне не заметили. Зато удивление сменилось страхом, когда пригляделись к малышам: их глаза, волосы и даже кожа были… совершенно зелёными.
«Зелёные дети! Лягушата!» — кричала толпа. Аббат Ральф сухо сообщил подробности. Мальчик и девочка с кожей зелёного цвета были обнаружены близ шахты неподалеку от церкви Св. Марии:
Сначала «зелёные человечки» выглядели крайне напуганными, потом освоились и стали лопотать на незнакомом жителям языке. В их речи преобладали сплошные свистящие и шипящие звуки. Жители Суффолка были изрядными полиглотами, но ничего не поняли. Стоит помнить, что Англия тогда только-только была завоевана франкоязычными норманнами Вильгельма.
В Суффолке звучала самая разная речь: здесь помнили скандинавские говоры данов и норманнов, детвора на ярмарке бойко шпарила на самых разных «суржиках» германского англосаксонского наречия. Уже знакомы были с французским рыцарей Нормандии. Глухие деревни по-прежнему использовали кельтские говоры валлийцев, ирландцев и шотландцев. Монастыри и церкви активно бормотали на латыни.
Ничего близко в речи «зелёных детей» не напоминало здешние языки. Жители деревни доставили мальцов к местному землевладельцу, сэру Ричарду де Келну. Тот немедля приказал накормить тощих измождённых «лягушат», но прислуга впала в ступор: дети отказывались от мяса, хлеба, рыбы, каш и супов. Но, увидев свежесрезанную зелёную фасоль, стали активно жестами сообщать: самое то, несите!
Хроникёр Уильям Ньюбургский с удивлением пишет: это было то единственное, что «зелёные дети» посчитали за пищу. Но ели они фасоль неправильно. Явно не подозревая, что стручки нужно вскрывать. Молотили как есть. Слуги сэра Ричарда показали правильную технику извлечения бобов, но ещё долгое время «лягушата» питались исключительно зеленой фасолью.
Ричард де Келн пожалел сирот, оставил в своем замке. Вскоре их окрестили. Они оказались весьма сообразительны, но гастрономическое пристрастие к фасоли меняли крайне неохотно. Благодаря изощрённой методике «прикорма» замкового повара, «лягушат» удалось перевести на человеческий рацион. О чудо… вскоре их кожа, глаза и волосы начали приобретать нормальный цвет. Мальчик и девочка оказались чистыми блондинами со очень светлой кожей и голубыми глазами. Нетипичными для Суффолка тоже.
Через несколько месяцев дети сносно тараторили на английском. Мальчик, с самого начала выглядевшим крайне болезненным, — всё-таки умер от «резей живота». Девочка выросла, стала очень умной и гордой особой. На полную катушку использую статус «приёмной дочери» сэра Ричарда. Вышла замуж за богатого торговца из Норфолка, уезжать отказалась в город наотрез. Прожила всю свою жизнь в Вулпите, по словам аббата Ральфа:
Монастырские версии
Со временем девица рассказала, кто они с братом такие и откуда появились на пшеничном поле в жаркий августовский день близ Вулпита. По её словам, жили они в… «Земле святого Мартина»:
Девушка говорила: жители их страны исключительно добропорядочные христиане. Но где именно, даже в какой стороне света расположена «Земля святого Мартина» девочка не смогла объяснить. По версии аббата Ральфа из Коггешэлла — дети пасли овец на границе «Земли…», забрели в пещеру, откуда доносился колокольный звон. Пошли на звук, вышли на яркий дневной свет подле Вульпита.
Манускрипт хрониста Уильяма из Ньюбурга более подробен, просто мечта уфологов. Однажды отец отправил сына и дочь на луг пасти овец. Дети неожиданно увидели перед собой огромный светящийся шар, урчащий ровным шумом. Детки были ответственными пастушатами, не сдрейфили. Бросились отгонять от шара овец, которые как не в себе потянулись к загадочному явлению.
Но приблизившись, были подхвачены странным водоворотом. Напоминающим речной. Неведомая сила затянула их в воронку, наступила кромешная тьма. Время остановилось. Следующее воспоминание детей уже началось на залитом солнцем пшеничном поле. Над головами раздавалось назойливое гудение, напоминавшее жужжание потревоженных пчел. Именно поэтому крестьяне и увидели их такими, размахивающими в панике руками.
Попытка анализа
Научный мир, как уже говорил, — склонен верить обоим хроникёрам. Уильям Ньюбургский был нетипичным для XII века летописцем. Объективным эрудитом, в подлинности этой истории сомневался крепко. Сообщив потомкам: есть какая-то неправдоподобность, с неохотой включаю её в хронику.
Хроникёр Уильям сообщил ряд подробностей, которые отсутствуют в рассказе аббата Ральфа. Последний преподносит историю как достоверный факт, более-менее. Полная уверенность учёных: записано всё со слов сэра Ричарда де Келна или его домашних. А многие детали и подробности о нравственном облике выросшей «зелёной девушки» указывают на возможную подлинность изложенных фактов. Потому что аббат Ральф из Коггешэлла не делал ранее (и после) замечаний по этическим вопросам. Если не разговаривал с очевидцами тех или иных событий.
Но фантастичность истории настораживает. Необъяснимы три вещи — цвет кожи детей, полное незнание местных языков, сам факт неожиданного появления. Ещё исследователи викторианской эпохи «распутали» сообщение о «лягушатах». Сказав: брат с сестрой просто сбежали с медных рудников, которые должны располагаться неподалеку. Детский труд широко использовался в Средние века. Благодаря малому росточку, дети толкали по узким штоленкам тележки с рудой.
Зелёный цвет кожи и волос — последствия вдыхания медной пыли. Контакт окислов руды с волосами и кожей. История о «Земле святого Мартина» и светящемся шаре — детская выдумка. Чтобы не вернули на шахту, дав церковный приют и защиту.
Богословы с твёрдой памятью и незамутнённым разумом полезли в архивы. Зацепившись за имя святого, которого поминали дети. Сказали: …однако! Оказалось, к XII веку популярность Мартина переживала острый кризис, слава святого потускнела до еле-еле заметного мерцания. В Англии его совсем не почитали. Это был… французский святой!
Справка:
Тупик
Историки Церкви не нашли упоминаний о «стране Святого Мартина» нигде в архивах. Не было даже в околоцерковных преданиях и легендах. Предположили: «Землей святого Мартина» зелёных детей могла быть одна из деревушек Франции, которая носила имя святого. Или принадлежала монастырю святого Мартина. Этих локаций навалом.
Но Мартин Турский — все-таки французский святой, Англия его почти не знала тогда. На пшеничном поле, рядом с волчьими рвами Восточной Англии, непостижимым образом нашлись дети с материка? Как попали, почему «зелёные», речь непонятная? Хотя графство Суффолк тогда было нашпиговано франкоязычным норманнским дворянством. Король был французом. Что это за странное объяснение детей…
Это что угодно, только не описание Франции. Потом «зелёные дети» начинают себе противоречить: мол, прошли через какой-то туннель, в конце которого увидели сверкающий свет. Пойдя на него, оказались сбитыми с толку. Тем переполохом, который вызвало их появление у английских крестьян. Потом (уже одна девушка) выдала дополнительное сообщение о «Земле святого Мартина». Её можно видеть на большом расстоянии, как «светящуюся страну на другом берегу реки».
Итак. Предположим, хронисты Уильям и Ральф добросовестно и честно записали набор слухов округи, даже встречались с очевидцами события. Что они значат, какое может быть разумное и логическое объяснение? Вернёмся к викторианским историкам, которые совершенно точно опознали «зелёных детей» — полурабами медных рудников. Может постоянный контакт с медной пылью вызвать изменения внешнего вида человека? Окрашивание кожи и волос в зеленый цвет? Да, такое возможно.
Есть современные примеры такого явления, связаны контактом с медью. Лондонская газета «Дейли мейл» в ноябре 1995 года напечатала статью. Рассказала: несколько шведских подростков попили воды, в которой была окись меди, их рыжие волосы стали зелеными. Там же описали датскую кошку зелёного цвета. Ветеринары изловили животное, провели анализы. Оказалось, в крови очень высокое содержание меди.
Недостаток света в «Земле святого Мартина» — вполне подходит под описание жизни на медной шахте. Детей привезли из Франции с такого производства? Тогда нет загадки в их проблеме непонимания здешних языков. Тоннель или пещера на берегу реки, упоминаемых детьми? Тоже подходит. Только вступает в противоречие с историей о пастушестве овец их отца.
Вполне объяснимо тоже, зная детскую фантазию. Сбежали из рудников, навыдумывали кучу всего. От овечек до светящегося шара. Но опять тупик… Незнание человеческого рациона. Неумение есть фасоль, самого распространенного продукта Средневековья. После ячменя и капусты.
ХХ век
попытался поставить точку в этой загадочной легенде. Американский исследователь английского фольклора Пол Харрис написал интересное исследование «Зелёные дети Вулпита: тайна XII века и её возможное объяснение». Историю с «зелёными детьми» признал правдивой. Имевшей место около 1173 года, во времена Генриха II Плантагенета. Тогда острова столкнулись с массовым «исходом фламандцев» с материка, нелегальным переселением в Англию.
Ладно бы просто приезжали, так они приняли самое деятельное участие в восстании против монарха 1173-1174 годов. Тысячи мигрантов были убиты в битве при Форнхеме. Это недалеко от Вулпита. Место отделено от искомого пшеничного поля «зелёных детей» — рекой Лакр и Сетфордским лесом. Харрис сначала был уверен: мальчик и девочка были осиротевшими детьми фламандцев, прятавшимися в заброшенных кремнёвых шахтах Граймс-Грейвз.
Поэтому их кожа подверглась заболеванию «хлороз», вызванному отсутствием света и истощением. По неясным причинам они выбрались из шахт, пошли на звон колоколов аббатства Бери-Сент-Эдмундс. Перепугав крестьян (помимо оттенка цвета кожи «народа холмов и леса») своим диалектом фламандского языка.
В 1980 году Пол Харрис приехал в Вулпит лично. Местные жители историю дополнили, сообщили о некоем норфолкском графе, опекуне мальчика и девочки. Других, не «зелёных». Их родители умерли во время Чумы, оставив немалое наследство. По законам Англии вступить в право владения землями они должны были, достигнув совершеннолетия.
Гнусный и коварный аристократ стал детишек… травить мышьяком. Долгое время ничего не получалось, бегали живехонькие и здоровенькие. Тогда граф отвёз детей на границу Норфолка и Суффолка, бросил в глухой чаще. Опаньки, сказал фольклорист Харрис. А не этих ли детишек нашли потом крестьяне на пшеничном поле, когда те всё-таки выжили и добрались до населённых мест?
Зеленоватый цвет кожи объясним вполне, мышьяк действительно так действует на кожные покровы при сильных отравлениях. Наполеону такой диагноз ставили, как уморил его на острове св. Елены генерал аглицкий…
«Земля святого Мартина», о которой говорили брат и сестра? Оказалось, в нескольких милях от Вулпита есть деревня Форнхем-Сент-Мартин. Не о ней ли упоминали дети? Именно там рядышком находятся древние и заброшенные шахты по добыче кремня. Тупик.
Три раза «ага»
Так сказали пытливые «британские ученые». Не зря ставшие нарицательными персонажами мировой науки. Сначала выдвинули гипотезу: дети сбежали из какой-то бродячей труппы комедиантов. Уже с XI века такие описывались. Очень часто привлекая публику на ярмарках… уродцами. Дети вполне могли стать жертвами мистификаторов. Их просто выкрасили в зелёный цвет стойкой травяной или минеральной смесью. Представляя «лепреконами из-под холмов». Да хоть из подземелий далекой «Земли святого Мартина».
Но тоже не сходится. Почему дети отказывались от нормальной человеческой еды? Разговаривали на странном свистящем языке, который никто не опознал. Ни единым словечком…
Группа молодых британских «учёных-историков» не остановилась. Посидев годик в пабах, предложила другую версию. Даже в своей среде немедленно наречённую «ересью околонаучной».Оказывается: загадочные «зелёные дети Вулпита» — не Нomo sapiens. А обитатели параллельной Вселенной. Которая через каверны сообщается с нашим измерением. Абзац и точка.
Хотя гипотеза абсолютно всё объяснила. Зелёный цвет кожи — это такая особенность организма в среде, которая не может дать живым организмам достаточно света. Ткани насыщены хлорофиллом, сахара вырабатывают фотосинтезом. Как растения. Генные инженеры, кстати, были единственными… кто версию поддержал. Сказав, такое можно хоть сейчас провернуть. Дайте нам разрешение, выведем вам «зелёных человечков» сколько угодно. Они будут фотосинтезом жить… частично.
Выводы
Пока автора, несгибаемого борца с мракобесием и лженауками… в поганые альтернативщики не записали. Всё-таки стоит расчленить сообщения наших хроникеров на эпизоды. Пойти от обратного. Сразу сказав себе — никаких «зелёных детей» физически не существовало. А были плоды богатого воображения некоего мистификатора, популярного сказителя восточной Англии в XII веке. Который вполне мог обмануть святых отцов убедительной легендой. Или кто-то из них это придумал, к некой вящей выгоде.
Кожа, волосы и глаза детей были зелёными. Это постоянный атрибут внешности английских, ирландских и гаэльских «скрытых людей из-под холмов». Фей лесных и лепреконов. Эльфов иногда. На Островах до сих пор самая популярная легенда — это «О Зелёном Джеке» (Зелёном Человеке). Мифическом существе, языческом символе весны и плодовитости.
История «зелёных детей из Земли святого Мартина» просто обязана восходить к древним языческим представлениям о потустороннем мире кельтов. Там постоянным орнаментом описаний бывает: чарующая музыка, которая обязательно приведёт к входам в подземный мир глубоких пещер. Обитатели которых общаются в темноте друг с другом свистом и шипением. Попасть внутрь можно, только пройдя через светящееся облако. Оно проверяет чистоту помыслов посетителей.
«Земля святого Мартина» — это прямой отсыл к эвфемистическому обозначению кельтской «Земли мёртвых». В этих многослойных мирах фасоль или бобы — единственная еда мёртвых. Во многих захоронениях найдены. Именно фасоль предпочитали и наши «зелёные дети». Изменение цвета кожи потом на бледно-лунный… Тоже мифы древние. Именно так начинают со временем выглядеть вышедшие из «Земли Мёртвых» счастливчики.
То, что мы читаем о загадочных «зелёных детях Вульпита» — просто очень интересно искажённая легенда «О Плутоне и Персефоне». С христианским подтекстом «Земли Св. Мартина» средневековой Англии XII века. Наш мистификатор сообщил хроникам скрытый смысл древнего предания: Природа («плодородная» зелёная девочка, оставшаяся в живых и вышедшая замуж) — покинула подземный Мир Смерти. Ожила, как это делают почки каждой весной.
Умерший потом мальчик? Это тоже символизм древних кельтских верований. В ритуалах плодородия мужской персонаж играет всегда второстепенную и страдательную роль «терпилы». На него списывают все болезни, неудачи, катаклизмы, поражения и т.д. … А женский персонаж Королевы всегда выживает и процветает.
Удивляюсь близорукости или политкорректности англичан. Прекрасно зная мифологию Островов… не сделали другой, очевидный шаг в своих изысканиях. Продолжая в научных (!) энциклопедиях возвышенно вздыхать:
А нет желания проверить, как ярко вспыхнул культ Святого Мартина в Англии и в какое именно время? Как широко раскинулся по Норфолку и Суффолку, всей Восточной и Центральной части королевства в конце XII века… Названиями деревень, церквей, аббатств. Став легендарным и известным «временем бойни» (time of slaughter), когда за 44 дня (со дня святого Мартина и до Рождества) начинался забой домашнего скота и заготовки мяса на весь зимний период.
Как «английский культ Мартина» перепрыгнул через Канал обратно во Францию. Снабжённый новыми многочисленными чудесами и фантастическими историями. Возродил там угасший интерес к Турскому святителю галлов. Как норманнская знать и королевский двор опять вспомнили о нём. Эх… простачки «зелёные». А аббату Ральфу из Коггешэлла, монаху Уильяму Ньюбургскому — «зачёт и уважуха» от всего мира профессиональных политтехнологов. Такую тонкую и изящную работу редко встретишь.Источник: "Исторические наперстки"
Это можно было отнести на стеллаж архива, где стоит пометка «Средневековое фэнтези», но научный мир категорически возражает. Оба хроникера — кристальной честности люди, записывали исторические события скупо и точно, без фантазий. Даже «промыслом божиим» не злоупотребляли в оценках. Поэтому, мнение сложили о себе самое благожелательное. Если бы не это странное… событие.
История
повествует о загадочном происшествии в деревушке Вулпит графства Суффолк. Это сотня верст от Лондона. Жители деревни работали в поле, когда к ним вышли два ребенка, мальчик и девочка. Выглядели испуганными и размахивали руками. Словно атакованы роем пчел, которых крестьяне не заметили. Зато удивление сменилось страхом, когда пригляделись к малышам: их глаза, волосы и даже кожа были… совершенно зелёными.
«Зелёные дети! Лягушата!» — кричала толпа. Аббат Ральф сухо сообщил подробности. Мальчик и девочка с кожей зелёного цвета были обнаружены близ шахты неподалеку от церкви Св. Марии:
«Другое чудо случилось в Суффолке, при Святой Марии. Местные жители нашли возле одной из ям мальчика с сестрой, которые всем были похожи на прочих людей, но отличались цветом кожи от всех обитателей нашего мира; ибо вся поверхность их кожи была зеленого цвета. Речи их никто не понимал».
Сначала «зелёные человечки» выглядели крайне напуганными, потом освоились и стали лопотать на незнакомом жителям языке. В их речи преобладали сплошные свистящие и шипящие звуки. Жители Суффолка были изрядными полиглотами, но ничего не поняли. Стоит помнить, что Англия тогда только-только была завоевана франкоязычными норманнами Вильгельма.
В Суффолке звучала самая разная речь: здесь помнили скандинавские говоры данов и норманнов, детвора на ярмарке бойко шпарила на самых разных «суржиках» германского англосаксонского наречия. Уже знакомы были с французским рыцарей Нормандии. Глухие деревни по-прежнему использовали кельтские говоры валлийцев, ирландцев и шотландцев. Монастыри и церкви активно бормотали на латыни.
Ничего близко в речи «зелёных детей» не напоминало здешние языки. Жители деревни доставили мальцов к местному землевладельцу, сэру Ричарду де Келну. Тот немедля приказал накормить тощих измождённых «лягушат», но прислуга впала в ступор: дети отказывались от мяса, хлеба, рыбы, каш и супов. Но, увидев свежесрезанную зелёную фасоль, стали активно жестами сообщать: самое то, несите!
Хроникёр Уильям Ньюбургский с удивлением пишет: это было то единственное, что «зелёные дети» посчитали за пищу. Но ели они фасоль неправильно. Явно не подозревая, что стручки нужно вскрывать. Молотили как есть. Слуги сэра Ричарда показали правильную технику извлечения бобов, но ещё долгое время «лягушата» питались исключительно зеленой фасолью.
Ричард де Келн пожалел сирот, оставил в своем замке. Вскоре их окрестили. Они оказались весьма сообразительны, но гастрономическое пристрастие к фасоли меняли крайне неохотно. Благодаря изощрённой методике «прикорма» замкового повара, «лягушат» удалось перевести на человеческий рацион. О чудо… вскоре их кожа, глаза и волосы начали приобретать нормальный цвет. Мальчик и девочка оказались чистыми блондинами со очень светлой кожей и голубыми глазами. Нетипичными для Суффолка тоже.
Через несколько месяцев дети сносно тараторили на английском. Мальчик, с самого начала выглядевшим крайне болезненным, — всё-таки умер от «резей живота». Девочка выросла, стала очень умной и гордой особой. На полную катушку использую статус «приёмной дочери» сэра Ричарда. Вышла замуж за богатого торговца из Норфолка, уезжать отказалась в город наотрез. Прожила всю свою жизнь в Вулпите, по словам аббата Ральфа:
«была своевольного и капризного нрава, но муж в ней души не чаял».
Монастырские версии
Со временем девица рассказала, кто они с братом такие и откуда появились на пшеничном поле в жаркий августовский день близ Вулпита. По её словам, жили они в… «Земле святого Мартина»:
«над которой никогда не бывает светло, клубится густой туман и все люди зелёные. Там никогда не восходит Солнце, но вдали видна сверкающая земля, отделённая от их страны широкой рекой».
Девушка говорила: жители их страны исключительно добропорядочные христиане. Но где именно, даже в какой стороне света расположена «Земля святого Мартина» девочка не смогла объяснить. По версии аббата Ральфа из Коггешэлла — дети пасли овец на границе «Земли…», забрели в пещеру, откуда доносился колокольный звон. Пошли на звук, вышли на яркий дневной свет подле Вульпита.
Манускрипт хрониста Уильяма из Ньюбурга более подробен, просто мечта уфологов. Однажды отец отправил сына и дочь на луг пасти овец. Дети неожиданно увидели перед собой огромный светящийся шар, урчащий ровным шумом. Детки были ответственными пастушатами, не сдрейфили. Бросились отгонять от шара овец, которые как не в себе потянулись к загадочному явлению.
Но приблизившись, были подхвачены странным водоворотом. Напоминающим речной. Неведомая сила затянула их в воронку, наступила кромешная тьма. Время остановилось. Следующее воспоминание детей уже началось на залитом солнцем пшеничном поле. Над головами раздавалось назойливое гудение, напоминавшее жужжание потревоженных пчел. Именно поэтому крестьяне и увидели их такими, размахивающими в панике руками.
Попытка анализа
Научный мир, как уже говорил, — склонен верить обоим хроникёрам. Уильям Ньюбургский был нетипичным для XII века летописцем. Объективным эрудитом, в подлинности этой истории сомневался крепко. Сообщив потомкам: есть какая-то неправдоподобность, с неохотой включаю её в хронику.
«Сперва не поверил в эту историю, но дальнейшее расследование убедило в её истинности».
Хроникёр Уильям сообщил ряд подробностей, которые отсутствуют в рассказе аббата Ральфа. Последний преподносит историю как достоверный факт, более-менее. Полная уверенность учёных: записано всё со слов сэра Ричарда де Келна или его домашних. А многие детали и подробности о нравственном облике выросшей «зелёной девушки» указывают на возможную подлинность изложенных фактов. Потому что аббат Ральф из Коггешэлла не делал ранее (и после) замечаний по этическим вопросам. Если не разговаривал с очевидцами тех или иных событий.
Но фантастичность истории настораживает. Необъяснимы три вещи — цвет кожи детей, полное незнание местных языков, сам факт неожиданного появления. Ещё исследователи викторианской эпохи «распутали» сообщение о «лягушатах». Сказав: брат с сестрой просто сбежали с медных рудников, которые должны располагаться неподалеку. Детский труд широко использовался в Средние века. Благодаря малому росточку, дети толкали по узким штоленкам тележки с рудой.
Зелёный цвет кожи и волос — последствия вдыхания медной пыли. Контакт окислов руды с волосами и кожей. История о «Земле святого Мартина» и светящемся шаре — детская выдумка. Чтобы не вернули на шахту, дав церковный приют и защиту.
Богословы с твёрдой памятью и незамутнённым разумом полезли в архивы. Зацепившись за имя святого, которого поминали дети. Сказали: …однако! Оказалось, к XII веку популярность Мартина переживала острый кризис, слава святого потускнела до еле-еле заметного мерцания. В Англии его совсем не почитали. Это был… французский святой!
Справка:
Святитель Мартин родился в Паннонии начала IV века. Огромной римской провинции, включавшей в себя части современных: Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины. Всю сознательную жизнь был на воинской службе, добился немалых званий в кавалерии.
Приняв христианство, свои ратные занятия бросает, отправляется проповедовать в самое опасное место — к западным галлам. Становится первым христианским святым тех мест, который не умер насильственной смертью. Наоборот, язычники очень быстро возвели вокруг его имени целый культ. Со временем Мартин Турский становится покровителем нищих, солдат, текстильщиков, домашних животных и птиц. День его почитания приходится на главный кельтский праздник — Самайн, день сбора урожая.
В V веке на месте захоронения Мартина построили аббатство. Во времена франков, обращённых в христианство, этот святой становится покровителем всего народа. Его плащ франкские короли и герцоги брали в походы. Мартин Турский со временем стал символом и покровителем аристократии и рыцарства. Но к концу XII века, действительно… его культ подвергнут ревизии. Шла непримиримая борьба с «языческими пережитками».
Тупик
Историки Церкви не нашли упоминаний о «стране Святого Мартина» нигде в архивах. Не было даже в околоцерковных преданиях и легендах. Предположили: «Землей святого Мартина» зелёных детей могла быть одна из деревушек Франции, которая носила имя святого. Или принадлежала монастырю святого Мартина. Этих локаций навалом.
Но Мартин Турский — все-таки французский святой, Англия его почти не знала тогда. На пшеничном поле, рядом с волчьими рвами Восточной Англии, непостижимым образом нашлись дети с материка? Как попали, почему «зелёные», речь непонятная? Хотя графство Суффолк тогда было нашпиговано франкоязычным норманнским дворянством. Король был французом. Что это за странное объяснение детей…
«В Земле святого Мартина никогда не бывает света больше, чем в Англии при утренних или вечерних сумерках, а над землей клубится густой туман».
Это что угодно, только не описание Франции. Потом «зелёные дети» начинают себе противоречить: мол, прошли через какой-то туннель, в конце которого увидели сверкающий свет. Пойдя на него, оказались сбитыми с толку. Тем переполохом, который вызвало их появление у английских крестьян. Потом (уже одна девушка) выдала дополнительное сообщение о «Земле святого Мартина». Её можно видеть на большом расстоянии, как «светящуюся страну на другом берегу реки».
Итак. Предположим, хронисты Уильям и Ральф добросовестно и честно записали набор слухов округи, даже встречались с очевидцами события. Что они значат, какое может быть разумное и логическое объяснение? Вернёмся к викторианским историкам, которые совершенно точно опознали «зелёных детей» — полурабами медных рудников. Может постоянный контакт с медной пылью вызвать изменения внешнего вида человека? Окрашивание кожи и волос в зеленый цвет? Да, такое возможно.
Есть современные примеры такого явления, связаны контактом с медью. Лондонская газета «Дейли мейл» в ноябре 1995 года напечатала статью. Рассказала: несколько шведских подростков попили воды, в которой была окись меди, их рыжие волосы стали зелеными. Там же описали датскую кошку зелёного цвета. Ветеринары изловили животное, провели анализы. Оказалось, в крови очень высокое содержание меди.
Недостаток света в «Земле святого Мартина» — вполне подходит под описание жизни на медной шахте. Детей привезли из Франции с такого производства? Тогда нет загадки в их проблеме непонимания здешних языков. Тоннель или пещера на берегу реки, упоминаемых детьми? Тоже подходит. Только вступает в противоречие с историей о пастушестве овец их отца.
Вполне объяснимо тоже, зная детскую фантазию. Сбежали из рудников, навыдумывали кучу всего. От овечек до светящегося шара. Но опять тупик… Незнание человеческого рациона. Неумение есть фасоль, самого распространенного продукта Средневековья. После ячменя и капусты.
ХХ век
попытался поставить точку в этой загадочной легенде. Американский исследователь английского фольклора Пол Харрис написал интересное исследование «Зелёные дети Вулпита: тайна XII века и её возможное объяснение». Историю с «зелёными детьми» признал правдивой. Имевшей место около 1173 года, во времена Генриха II Плантагенета. Тогда острова столкнулись с массовым «исходом фламандцев» с материка, нелегальным переселением в Англию.
Ладно бы просто приезжали, так они приняли самое деятельное участие в восстании против монарха 1173-1174 годов. Тысячи мигрантов были убиты в битве при Форнхеме. Это недалеко от Вулпита. Место отделено от искомого пшеничного поля «зелёных детей» — рекой Лакр и Сетфордским лесом. Харрис сначала был уверен: мальчик и девочка были осиротевшими детьми фламандцев, прятавшимися в заброшенных кремнёвых шахтах Граймс-Грейвз.
Поэтому их кожа подверглась заболеванию «хлороз», вызванному отсутствием света и истощением. По неясным причинам они выбрались из шахт, пошли на звон колоколов аббатства Бери-Сент-Эдмундс. Перепугав крестьян (помимо оттенка цвета кожи «народа холмов и леса») своим диалектом фламандского языка.
В 1980 году Пол Харрис приехал в Вулпит лично. Местные жители историю дополнили, сообщили о некоем норфолкском графе, опекуне мальчика и девочки. Других, не «зелёных». Их родители умерли во время Чумы, оставив немалое наследство. По законам Англии вступить в право владения землями они должны были, достигнув совершеннолетия.
Гнусный и коварный аристократ стал детишек… травить мышьяком. Долгое время ничего не получалось, бегали живехонькие и здоровенькие. Тогда граф отвёз детей на границу Норфолка и Суффолка, бросил в глухой чаще. Опаньки, сказал фольклорист Харрис. А не этих ли детишек нашли потом крестьяне на пшеничном поле, когда те всё-таки выжили и добрались до населённых мест?
Зеленоватый цвет кожи объясним вполне, мышьяк действительно так действует на кожные покровы при сильных отравлениях. Наполеону такой диагноз ставили, как уморил его на острове св. Елены генерал аглицкий…
«Земля святого Мартина», о которой говорили брат и сестра? Оказалось, в нескольких милях от Вулпита есть деревня Форнхем-Сент-Мартин. Не о ней ли упоминали дети? Именно там рядышком находятся древние и заброшенные шахты по добыче кремня. Тупик.
Три раза «ага»
Так сказали пытливые «британские ученые». Не зря ставшие нарицательными персонажами мировой науки. Сначала выдвинули гипотезу: дети сбежали из какой-то бродячей труппы комедиантов. Уже с XI века такие описывались. Очень часто привлекая публику на ярмарках… уродцами. Дети вполне могли стать жертвами мистификаторов. Их просто выкрасили в зелёный цвет стойкой травяной или минеральной смесью. Представляя «лепреконами из-под холмов». Да хоть из подземелий далекой «Земли святого Мартина».
Но тоже не сходится. Почему дети отказывались от нормальной человеческой еды? Разговаривали на странном свистящем языке, который никто не опознал. Ни единым словечком…
Группа молодых британских «учёных-историков» не остановилась. Посидев годик в пабах, предложила другую версию. Даже в своей среде немедленно наречённую «ересью околонаучной».Оказывается: загадочные «зелёные дети Вулпита» — не Нomo sapiens. А обитатели параллельной Вселенной. Которая через каверны сообщается с нашим измерением. Абзац и точка.
Хотя гипотеза абсолютно всё объяснила. Зелёный цвет кожи — это такая особенность организма в среде, которая не может дать живым организмам достаточно света. Ткани насыщены хлорофиллом, сахара вырабатывают фотосинтезом. Как растения. Генные инженеры, кстати, были единственными… кто версию поддержал. Сказав, такое можно хоть сейчас провернуть. Дайте нам разрешение, выведем вам «зелёных человечков» сколько угодно. Они будут фотосинтезом жить… частично.
Выводы
Пока автора, несгибаемого борца с мракобесием и лженауками… в поганые альтернативщики не записали. Всё-таки стоит расчленить сообщения наших хроникеров на эпизоды. Пойти от обратного. Сразу сказав себе — никаких «зелёных детей» физически не существовало. А были плоды богатого воображения некоего мистификатора, популярного сказителя восточной Англии в XII веке. Который вполне мог обмануть святых отцов убедительной легендой. Или кто-то из них это придумал, к некой вящей выгоде.
Кожа, волосы и глаза детей были зелёными. Это постоянный атрибут внешности английских, ирландских и гаэльских «скрытых людей из-под холмов». Фей лесных и лепреконов. Эльфов иногда. На Островах до сих пор самая популярная легенда — это «О Зелёном Джеке» (Зелёном Человеке). Мифическом существе, языческом символе весны и плодовитости.
История «зелёных детей из Земли святого Мартина» просто обязана восходить к древним языческим представлениям о потустороннем мире кельтов. Там постоянным орнаментом описаний бывает: чарующая музыка, которая обязательно приведёт к входам в подземный мир глубоких пещер. Обитатели которых общаются в темноте друг с другом свистом и шипением. Попасть внутрь можно, только пройдя через светящееся облако. Оно проверяет чистоту помыслов посетителей.
«Земля святого Мартина» — это прямой отсыл к эвфемистическому обозначению кельтской «Земли мёртвых». В этих многослойных мирах фасоль или бобы — единственная еда мёртвых. Во многих захоронениях найдены. Именно фасоль предпочитали и наши «зелёные дети». Изменение цвета кожи потом на бледно-лунный… Тоже мифы древние. Именно так начинают со временем выглядеть вышедшие из «Земли Мёртвых» счастливчики.
То, что мы читаем о загадочных «зелёных детях Вульпита» — просто очень интересно искажённая легенда «О Плутоне и Персефоне». С христианским подтекстом «Земли Св. Мартина» средневековой Англии XII века. Наш мистификатор сообщил хроникам скрытый смысл древнего предания: Природа («плодородная» зелёная девочка, оставшаяся в живых и вышедшая замуж) — покинула подземный Мир Смерти. Ожила, как это делают почки каждой весной.
Умерший потом мальчик? Это тоже символизм древних кельтских верований. В ритуалах плодородия мужской персонаж играет всегда второстепенную и страдательную роль «терпилы». На него списывают все болезни, неудачи, катаклизмы, поражения и т.д. … А женский персонаж Королевы всегда выживает и процветает.
Удивляюсь близорукости или политкорректности англичан. Прекрасно зная мифологию Островов… не сделали другой, очевидный шаг в своих изысканиях. Продолжая в научных (!) энциклопедиях возвышенно вздыхать:
«Тайна зелёных детей из Вулпита по сей день продолжает оставаться неразгаданной…».
А нет желания проверить, как ярко вспыхнул культ Святого Мартина в Англии и в какое именно время? Как широко раскинулся по Норфолку и Суффолку, всей Восточной и Центральной части королевства в конце XII века… Названиями деревень, церквей, аббатств. Став легендарным и известным «временем бойни» (time of slaughter), когда за 44 дня (со дня святого Мартина и до Рождества) начинался забой домашнего скота и заготовки мяса на весь зимний период.
Как «английский культ Мартина» перепрыгнул через Канал обратно во Францию. Снабжённый новыми многочисленными чудесами и фантастическими историями. Возродил там угасший интерес к Турскому святителю галлов. Как норманнская знать и королевский двор опять вспомнили о нём. Эх… простачки «зелёные». А аббату Ральфу из Коггешэлла, монаху Уильяму Ньюбургскому — «зачёт и уважуха» от всего мира профессиональных политтехнологов. Такую тонкую и изящную работу редко встретишь.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 09 июля 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1320
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: