Мифотворчество славянских истуканов: Збручский идол
Мифотворчество славянских истуканов: Збручский идол
Поговаривают, мол, загадочный Збручский идол является настолько уникальным памятником древнеславянского язычества, что полностью раскрыл все тайны Киевской Руси и верований восточных славян. Тема вкусная, будем сегодня ниспровергать и наукой серьезной заниматься. Итак...

Утопленник!

Август 1848 года. Два сорванца-пастушонка решили искупаться в реке Збруч (граница Российской Империи и Австрии, Западная Украина). Но, не успев замочить ног, стремглав помчались в село Лычковцы, к уряднику Брушкевичу. Сообщили путано и сбивчиво: в реке у горы Соколихи на дне прохлаждается утопленник. Урядник мальцов турнул и продолжил употреблять местные горячительные. Пареньки оказались настойчивы в диалоге с властью, сообщили о находке пограничникам и таможенникам. Режим пограничной территории обязывал в таких делах разбираться, к тому же Австрия бурлила революционным порывом.

Таможенники посмотрели на «утопленника», но обнаружили каменное изваяние. От августовской жары Збруч обмелел, обнажил шапку этого истукана. Именно поэтому пацанва приняла его за утопленника, казалось в мелкой волне, что голова изваяния шевелится. Дальше долгая история с передачей информации по местечковым панам и чиновникам, и… при помощи трех пар волов резную каменюку выволокли на берег.

Идол представлял собой четырехгранный столб высотой 2,67 метра, высеченный из серого известняка. После того, как с него смыли налипшую землю, народ увидел — он разделен на три яруса, на каждом высечены различные изображения.


Под круглой шапкой изображены двое мужчин и две женщины в длинных одеждах. Центр столба (с каждой из четырех сторон) составляют более мелкие изображения мужчин и женщин. На нижнем ярусе одна грань пустая, а на другой изображен коленопреклоненный усатый мужик, поддерживающий обеими руками средний ярус. После долгих мытарств, изваяние попало к графу Мечиславу Людвику Потоцкому, коллекционеру древностей. Тот передал идола в Краковский музей.

Никаких разумных мыслей не возникло в то время, посчитали истукана языческим идолом бога Световита. Граф Потоцкий был образованным человеком, датского хрониста начала XIII-го века Саксона Грамматика читывал. Четырехликий бог балтийский славян острова Рюген был описан подробно. Это убеждение жило до времен советского археолога и историка Борис Рыбакова.

Сей интересный и порывистый в суждениях ученый муж идентифицировал женскую фигуру с рогом — богиней плодородия Макошью. А фигуру с кольцом назначил Ладой, богиней весны (покровительница брака и любви). Мужиков тоже раскидал по понятиям: фигура с мечом — Перун, бог грозы и войны. Божество с солярным символом — бог солнца Хорс. А может и покровитель плодородия и солнечного света — Даждьбог.

Держит это безобразие на нижнем ярусе — Велес. А среднюю часть идола заполняют не боги, а фигурки людей. Весь истукан является представлением язычников о Вселенной: с небом богов, подземным миром, и срединной частью мироздания живого люда. Как изваяние звать? Это облик всеобъемлющего и вездесущего бога Вселенной — Рода. Именно такая конфигурация мироздания сейчас считается «энциклопедической» в изучении древнеславянского язычества.


Рыбаков в своем капитальном «Язычестве Древней Руси» (очень рекомендую, но после хорошей базовой подготовки) восторженно сообщает:

«На фоне того, что нам известно о славянских идолах как по реальным находкам, так и по древним описаниям, совершенно исключительным оказывается збручский Род-Святовит, представляющий собою не изображение какого-либо отдельного божества, а дающий целую космогоническую систему, четко сложившуюся к IX веку».

Это отрывок из главы «Апогей язычества». Именно эон и настораживает. Поскольку до этой части книги Рыбаков представляет очень дотошную, взвешенную позицию ученого-скептика. Предшествующие описания культов славян не названы им высокоразвитыми, высокохудожественными. И вдруг… такой прорыв. Еще в советские времена ученому попеняли: писать столь серьезный труд, чтобы спорную находку юго-западной Руси подогнать под «апогей язычества»? Это некорректно…

Рождение мифа

Целое столетие, до 50-х годов ХХ века, Збручский идол оставался самой странной, даже беспрецедентной находкой для ареала расселения восточных славян. Чтобы анализировать что-то, пришлось ходить по тропам балтских пруссов. Привлекать в качестве аналогий их каменные изваяния XII-XIII веков. Даже рассматривать скифскую скульптуру, изваяния тюркских народов Евразии. Но в 1950 году у села Иванковцы (Хмельницкая область, Поднестровье) на территории поселения черняховского периода нашлись два четырехгранные изваяния с ликами. Плюс — антропоморфная скульптура скифского облика.


Четырехгранное трехликое изваяние назначили прямой аналогией Збручскому идолу. Но с датировками дело не заладилось, велико оказалось смещение культурных слоев. Да и не зафиксировали съемкой место находки. А теперь главный трюк «родноверов», которым они заполонили все тырнет-пространство и книжицы в мягких переплетах, используя факт раскопок окрестностей реки Збручь Прикарпатской экспедицией Института археологии АН СССР. Сначала окунемся во влажную версию любителей древнеславянской старины: в 1984 году ученые открыли на Збруче два больших… городища-святилища.

Одно находилось на гребне горы Богит. Второе было чуть дальше по течению, на высоком мысу. Оба городища были просто грандиозны.

«Ученые пришли к выводу, что здесь, в сравнительно глухой местности, удаленной от крупных городов Киевской Руси, существовал большой языческий центр».

Збручский идол возвышался над самой верхней части капища (площадка 50х70 м.), на пьедестале из камней. Его окружали восемь углублений для жертвоприношений. В двух были обнаружены погребения старых по возрасту мужчин, их назначили жрецами храма. В паре других нашлись кости детей. Этих во внучата к первым не записали, посчитали жертвоприношением. Нашлась керамика, датировали XII веком, время функционирования святилища назначили… вплоть до начала XIII века. Вывод незатейлив и суров:

«…славянские язычники сумели сберечь свою веру в течение нескольких столетий после повсеместного введения христианства. …святилище прекратило существование в годы нашествия Батыя. Под угрозой надвигавшегося разгрома язычники спрятали в реке Збруч изображение своего бога».


Так рождалась мифология. Информация об открытии рядом с местом находки Збручского идола «крупного городища-святилища», функционировавшего до середины XIII века, поначалу вызвала настоящую сенсацию. Новую волну интереса к восточнославянскому язычеству. Виной тому стала поддержка идентификации «капища на Бохите» (как места поклонения Збручскому изваянию) именно Рыбаковым. Авторитет непререкаемый был.

Проверяем

Действительно, в 1984 году советские археологи обратили внимание на гору «Замчисько» (называвшуюся теперь «Бохит-Богит»). Были найдены древнерусские артефакты. Датировались они Х- началом XI вв. и второй половиной XII века. Так называемый «постамент для идола» оказался всего лишь комплексом концентрически расположенных углублений объектов хозяйственного назначения. Они вторично использовались потом для погребений по христианскому обряду. Вот настоящий отчет Прикарпатской экспедиции.

Потом подняли длинную и путаную историю «кочевания» идола после его находки. От двора урядника Брушкевича — к эконому Зборовскому, охранявшего шляхтецкое поместье. И подарок истукана — графу Потоцкому. Ещё в 1851 году, по указанию этого собирателя древностей, был составлен «план городища Замчисько», которое потом копали советские ученые.

На плане поляка уже присутствовали каменные валы, «квадратный фундамент», якобы постамент для Збручского идола. А к северу от Замчиська располагалась окруженная валом долина «Бохут». Потоцкий с умным видом заявил: это остатки сожженного ханом Буняком древнерусского города, под названием… «Бог».


Не буду погружать Читателя в очень сложные, временами личностные, «разборки» ученого мира. Полыхающие между последователями версии Рыбакова и его оппонентов. Но есть непреложные факты о Збручском идоле: он абсолютно чужероден для восточных славян. В областях Среднего Поднепровья и Десны не найдено ничего похожего. Ни одной материальной аналогии или похожего уровня язычества. Ученый мир обнаружил только сброшенные в реку четыре однотипных «священных дуба». С вживленными кабаньими челюстями. Это очень примитивные анимистические культы. Того времени, когда Збручский идол, якобы, был центром мироздания.

Как быть с храмом Свентовита на острове Рюген, его идентичностью? Пардон, но это письменные данные датского хрониста. Крепко привиравшего в своих сообщениях. Об антропоморфных идолах славян и специально обустроенных языческих храмах можно говорить, да. Но они относятся к локальной группе прибалтийских славян XII века. Их язычество эволюционировало стремительно, в условиях острой военной конфронтации с германским государством и церковью.

Сословие волхвов Балтии сумело придумать единый Пантеон, железной рукой теократии собрало племена эльбо-одерских славян в кулак. Чтобы два века отбиваться от геноцида и экспансии немецких епископов. Какие такие факторы заставили примитивных язычников глухой юго-западной Руси скакануть через полдюжины ступеней эволюции верований — к единому, высокохудожественному Пантеону Богов?


Изображения Збручского идола объединены в сложную композицию, о чем даже речи не идет в других каменных изваяниях региона. Уникальна для славянского искусства VI-Х веков её многоярусная структура. Но главное в другом: изваяние не принадлежит одному персонажу. Это космогоническая картина, восточным славянам абсолютно не известная в культовом поклонении.

«Пантеон в одном камне» нарушает основной принцип славянских языческих капищ, описанных письменными источниками: один бог — один идол. Попытка Владимира Ярославича собрать разных богов в одном месте… к чему привела? К бунту Киева. Многобожие было, никто не спорит. Но соединить несоединимое… до этого еще не додумались восточные славяне. Нет материальных подтверждений, нарратива художественного.

А теперь разбираем

... другие «неимоверно древние языческие идолы» славян, вокруг которых пляшут «роднОверы». Знакомый же пантеончик?

Каменные изваяния восточнославянского...
Каменные изваяния восточнославянского ареала

1 и 2 — Иванковцы; 3 — Кременная; 4 — Шклов; 5 — Яровка; 6 — Мурованные Куриловцы; 7 — Збручский идол; 8 — Себеж; 9 — Шексна; 10 — Слоним; 11 — Акулинино; 12 — Юрковцы.

Барельеф Збручского идола сочетается с круглой скульптурой группы небольших «идолов»-бюстов. Один из них — Себежский (№8). Он четко датирован христианским временем, по выбитой на нем кириллической надписи. Идол №12 — Юрковецкий. Изображен не в шапке (как Збручский), а в шлеме XIV-XVI веков. Это парковая скульптура XVIII-XIX вв.

№11 — Акулининский идол. Изготовлен из стандартного строительного блока и полностью лишен патинирования, изготовлен в XIX веке, как подражание степным истуканам. №10 — Слонимский: выполнен как круглая скульптура. Очень поздняя подделка ХХ века, выдает себя современной детализацией черт лица и анатомическими пропорциями шеи.

Приднестровские изваяния скифского облика, найденные в 1950 году? Не датируются, говорил уже. Есть подозрения: введены в оборот для создания исторического фона Збручского истукана. Сходство ограничено только столбовидностью скульптур и схематическим изображением человеческого лица. Вполне допускаю, именно эти идолы и были распространены среди славян.

Потому что так их описывает в начале Х века ибн-Фадлан. Еще похожи на артефакты славянских деревянных резных фигурок XI-XIII веков. Называются — апотропейные изображения божеств. Или «группой бытовых предметов с многоликим завершением». Это следующая ступень эволюции язычества, смена культа «один бог — один идол». Но до создания Пантеона Збручского идола — должна была пройти еще сотня лет, как минимум. При условии жесткого процесса централизации культов. Как на острове Рюген. Этого времени христианизация… не дала языческой Руси.


Полный разгром...

... для Збручского идола наступил на его столетний юбилей. Назывался естественно-научной экспертизой. Истукан был изготовлен из местного рифового массива Медоборы (Товтры), неподалеку от места находки изваяния. Сразу отправилась на свалку популярная версия о «киевских волхвах», спасших божество от христианского неистовства Владимира Красно Солнышко. То есть, истукан изготовлен из местного материала, очень популярного «пильного камня» той местности.

Эти петрографические исследования в 1949 году произвел реставратор Вавельского комплекса Козловский. Его выводы потом очень насторожили ученый мир. Несмотря на мягкий материал изваяния, оно почти не подверглось биологической эрозии. А река Збруч очень стремительна, ее течение высоко-абразивно. Озадачило минимальное количество повреждений от ударов, небывалая сохранность микрорельфов. Из явных видимых повреждений… только длинные продольные царапины от волочения идола.

Не обнаружились следы заметного воздействия природных осадков или влаги, тем более — признаков длительного пребывания в воде. В разных частях скульптуры сохранились даже следы минеральных красителей (!) на основе железа. Установлено: истукан был раскрашен в рыжевато-красный цвет… не менее 100 лет назад. Кальцитовые отложения (на стороне D) пришлось полностью вычеркнуть из перечня аргументов «неимоверной древности», как ничтожные.


Збручский идол не лежал девять веков на дне реки. Не подвергался хоть какое-то долгое время воздействию атмосферной влаги. Версии про «стоял под навесом, а потом его закопали, речка подмыла берег»… сносим в топку. Доказано необратимо обратное. Исследованиями места находки. Такого быть не могло в принципе (со всеми совами Украины на глобусе этой же страны), оставьте в покое комментарии…

Вкусненьким является еще один факт. Исследования Козловского, публикация их выводов … задержалась на целых 15 лет. Хотя он сам верил: идол древний, был прикопан и случайно «добыт разливом реки Збруч». Как понимаете, места такого не нашли. Случайно или нет, но полный анализ поверхности истукана появился в научном обороте только после раскопок «черняховского святилища» в Иванковцах. Хоть какой-то фон исторический создали для исследований «славянского язычества» на территории СССР.

Выводы

Для «родноверов» — печальные, увы. Зброчский идол — слишком уникальное творение для периода Х-XII веков, не имеющий археологических аналогий среди каменной и деревянной культуры. Технологическая и композиционная сложность на несколько порядков превосходит даже потенциальную «языческую каменную скульптуру I тысячелетия новой эры». Тем более среди восточных славян, крайне догматичных в этом вопросе.

В округе, где был «найден» Збручский идол, — нет археологических памятников IX-X веков, которые хоть как-то соответствовали уникальному уровню его исполнения. Это при том, что материал исключительно местный. Кроме сообщения датского хроникера Грамматика о четырехликом балтском Свентовите, в восточнославянском ареале не известны подобные культы и изображения. Тем более — трехслойные и многоярусные. Присутствие сразу нескольких божеств в одном идоле противоречит всем летописным известиям о славянском язычестве. Их высочайшая антропоморфность — всей археологии примитивнейших идолов того периода.


Естественнонаучная экспертиза Козловского опровергла длительное воздействия естественной среды на поверхность изваяния, его длительное использование в ритуальных целях. Схема повреждений говорит: истукана просто скатили с невысокой горочки. А потом (неизвестно как) доставили под пологий (!) бережок, к популярному месту купания селян. Он не лежал прикопанный на высоком берегу (покрылся бы солями рядом с сырым берегом) и не обрушился во время разлива Збруча.

Была это подделка? Скорее всего — да. Исполненная очень грамотным мистификатором. Графом Потоцким собутыльники. В середине XIX века он обладал полным материально-техническим арсеналом исполнения Збручского идола. Достаточным уровнем образования профессионального историка, искателя реликвий. Чтобы опровергнуть вышеприведенные выводы… потребуется формулировка нескольких крайне рискованных гипотез (не блеяние возвышенное родноверское, извините). С неимоверным числом допущений. Но это… как постоянно напоминает аффтару вредный Читатель один — полностью нарушает принцип «бритвы Оккама». Для подлинного артефакта это слишком…Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 25 апреля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1307

Ещё по теме...
Добавить комментарий