Бесценный исторический источник... Ветхий Завет
Бесценный исторический источник... Ветхий Завет
Несмотря на стойкий атеизм, Книгу Книг вынужден знать куда лучше среднестатистического священника, ориентироваться там на уровне начинающего богослова. Потому что даже любителю-историку без этого пособия - никуда. Снимаю шляпу, без тени иронии. Глобальность труда, его вневременность - очень сложный феномен мировой истории. Уверен, через сотни лет над страницами Библии будут думать, спорить, пытаться понять и расшифровать. Не богословы с теологами. Именно люди от науки...

Первый вопрос

... которым всегда задаются читатели Книги, раскрывшие ее не для погружения в «боговдохновленные истины»: почему именно 36 сочинений, иудейский канон Ветхого Завета, содержат вневременные глобальные ценности? Оставив без внимания другие шедевры древнеегипетской, шумерской, аккадской и прочих древних литератур Двуречья.

Святые отцы с высшими гуманитарными образованиями вам скажут: Ветхий Завет стал великой Книгой потому, что он — Священное Писание двух религий, иудаизма и христианства. Крепко ошибутся (или слукавят). Потому что эти две религии обязаны своим появлением, становлением и жизнью — более древнему сборнику текстов. Ставшими потом Ветхим Заветом…

Объясню позицию. Ветхий Завет заточен… на передачу ценных исторических сведений, доминирует именно такая тема. Если отряхнуть содержание от волшебства и магии. Развернуто монументальное полотно: от сотворения мира — до времен персидского владычества на Востоке. Сделано это через преломление истории «своего народа». Картина имеет обрамление-раму, ценные данные о соседях евреев и других далеких народах.


Восхищает поиск исторического анализа. Наверняка, первая в истории. Повествование Библии — не просто попытка упорядочить события. Это глубокий замысел умных людей выявить причинно-следственные связи. Посредством чередования последовательных эпох (или кругов), сформулировать все пункты «договора» между богом Яхве и людьми. Где многое зависит не от Творца, а именно от деяний человека.

Легкость чтения

На котором не спотыкаются многие желающие погрузиться в мир Книги. Хотя их не предупредили: Ветхий Завет создавался в XII-II веках до нашей эры. «Язык изложения» обращен к современникам, а отнюдь не к грядущим поколениям. Но этот язык обладает небывалым универсализмом, раз преодолел пространственно-временные барьеры. Вспомните запутанную поэзию древних индусов, бессистемность шумеров, летописи и хроники европцев, нашу ПВЛ… и снимите шляпу перед гением древних авторов Ветхого Завета.

В чем понятность и притягательность Книги? Во-первых, в универсализме географии «места действия». Красочные описания природы Палестины (Израиля). Есть снежные вершины гор и глубочайшая впадина планеты (Мертвое море), насыщенные зеленью и благодатью долины земледельцев, выжженные солнцем пустыни. Найдутся хвойные леса, поросшие ими холмы, даже буйная тропическая растительность. Жители Евразии, обеих Америк, Африки… обязательно найдут в Ветхом Завете созвучное им восприятие природной среды. Это очень важно.


Миры первой части Книги — стык континентов, центр Ближнего Востока, открытая со всех (почти) сторон геолокация. Фактор постоянной вовлеченности в международную систему сообщений первых цивилизаций Двуречья и Египта. И политику, само собой.

Второй фактор доступности прочтения — время действия. Ветхий Завет многими компиляциями и редактурами писался на протяжении целого тысячелетия. Это было бурное время в истории еврейского народа. Даже судьбоносное. С некоторыми эпизодами, когда был велик шанс исчезнуть из истории подобно скифам и прочим шумерам. Но древние евреи совершили переход от пастушеского кочевания к оседлому быту (XIV-XI вв. до н.э.). Вкусили сытость, величие и гордость цветущего государства Давида — Соломона (X в. до н.э.).

Познали гибель этой мощной державы, осознали горечь распада на два рахитичных образования — Иудейское и Израильское царства. Совершенно оправдано получили трагедию их уничтожения (Израильское — в 722 г. до н.э.; Иудейское — в 586 г. до н.э.). Испытания на этом только начинались: «жизнь в рассеянии» (в диаспоре) Вавилонии и Египта, бурная радость обретения новой государственности под властью персидских царей, Александра Македонского и правителей-эллинов. И собственных царей Хасмонеев…


Ветхий Завет подробно передает исторический опыт целого народа. Который совсем не чужд другим. Заставляет задуматься. Осмыслить причины взлетов и падений. Бесплатная инструкция для державных мужей, служителей любого культа, простого и затрушенного невзгодами люда…

Трудные времена

Это было I тысячелетие до нашей эры. Становой хребет для формирования современной цивилизации. Время, когда были нащупаны критерии дальнейшего развития человечества. Появилось рациональное мышление, потеснившее беспорядочное мифотворчество. Власть древнейших традиций и «абсолютных истин» ослабла, новые элиты Востока оценили важность новаторства. Самое главное — наконец, была понята идея «относительных истин».

Человек, получая периоды сытости и спокойствия, перемежающиеся с встрясками крови беспощадных и жестоких войн, — осознает свою самостоятельность, человечество — некую общность. Живут и проповедуют Заратустра и Будда, Конфуций и Лао-Цзы, Сократ и ветхозаветные пророки. Ветхий Завет становится тоже одним из творцов Великой Идеи.

Что помогло ему выжить, не кануть в лету подобно другим учениям и философиям? Видится только один фактор: тексты Ветхого Завета создаются и подвергаются многочисленным редакциям в очень широком социуме. Не в узкой касте «посвященных». Столетиями они подвергаются осмыслению, критике, толкованиям разных социальных, профессиональных и духовных кругов. Пророков и жрецов, писцов и светских «мужей», мудрых царей. Шла мучительная и трагическая переоценка ценностей, под постоянным гнетом бедствий. Выходами из тупиков всегда становились…


Пророки

Это было время, когда все (от жалкого раба до великого царя) были твердо уверены: боги предопределяют судьбу человека и государства. Жаждали знаний предназначения и будущего. Само собой, запрос был удовлетворен: стали находиться «избранные Богом». В личном общении с Творцом узнавшие малые части великого Замысла, приоткрывавшие тайны небесной канцелярии. Пророки исполняли священные миссии: указание пути следования «стаду», предупреждение о карах в случае побега или острой непонятливости.

Технически выглядело так. Пророки жили при крупных храмах или рядом с царями. Но в VIII-VI веках до н.э. Палестина узнала новую форму переноса ценной информации. С появлением «независимых пророков». Они собирали (из всех сословий) целые школы последователей. Их ученики плодили схожие ассоциации, сотнями грамотных мозгов составляя ветхозаветные пророческие книги, редактируя былые сказания и фольклор.

Выглядели пророчества сначала устной традицией передачи информации, с недопустимостью личной трактовки. Это были краткие, гармоничные, ритмизированные устные речи конкретного Учителя. Ученики передавали их в устной форме. От себя добавляли рассказы о жизни и духовных (или волшебных) свершениях наставника. Так накапливались несколько страниц текста, который не способна была удерживать человеческая память. Появились краткие сборники и цитатники в свитках. Спустя несколько десятилетий, дополненные и расширенные пророчества записывались.


К сожалению, полное собрание сочинений многочисленных пророков Ветхого Завета не сохранилось, доступны изучению лишь жалкие осколки. Это неполная сотня цитат из утраченных речений. И ровно полтора десятка пророческих книг Ветхого Завета. Первая в списке — Книга пророка Исайи (составлена из трех сборников разных времен).

Гибель Храма и Государства, неминуемое наказание отступивших от Яхве, спасение верных — это авторство пророка Иеремии (рубеж VII-VI вв. до н.э). Его ученики дополнили пророчества сведениями о жизни учителя и описаниями исторических событий. Дальше идет поток: пророк и священник Иезекииль (начало VI в. до н.э.), «многослойные малые пророки» (VIII в. до н.э.) Амос, Осия, Михей и Авдий, Наум, Аввакум и Софоний, Иоиль, Аггей, Захарий, Малахий, Книга пророка Ионы. Но это не жанр пророчеств уже.

Высказывания всех пророков универсальны. Это резко контрастировало с давней жреческой привычкой: на конкретное событие давать конкретное «пророчество». В случае сомнений или важности — переадресовывать ответственность «оракулам».


Ветхозаветные пророки резко осуждали неправедные богатство и роскошь, насилие и произвол, угнетение и бесправие. Воевали столетиями против «городов-блудниц», противопоставляя им идеализированную (сельскую) родоплеменную общину. Беспощадно судили царей. Не отрицая принцип государственности, критиковали произвол и преступления отдельных государей.

Утверждение Канона.
Это единственная и главная мысль, в которой сходятся абсолютно все пророки. Их страстный призыв, услышанный везде, — смёл богатый языческий пантеон древних евреев. Но монотеизм пророков был ограничен: Яхве признавался единственным богом только одной страны, одного народа. Изредка в их словах проскальзывала мысль об универсальности Творца, его покровительство всем остальным.

Пророки отрицали поклонение изображениям Яхве, настаивали на отвлеченном его восприятии. Что не мешало твердить о руках, глазах, ушах и прочих частях тела Творца. Пророки не отрицали важности выполнения религиозных обрядов, уточняли: они ничтожны без соблюдением норм морали. Так создавался понятный и доступный образ «праведной жизни». Все это привело к окончательно оформленной концепции Ветхого Завета:

- провозглашение единобожия,
- признание относительной независимости человека,
- значимость этических норм и осуждение любой несправедливости,
- противопоставление городского и сельского укладов жизни,
- яростное неприятие иноверцев.


Назрела логичная ситуация: нужно всё собрать в какую-то кучу, сделать единый Канон. Эту нелегкую задачу решало еврейское жречество. Рядом с ними «писцы» создали новые шедевры «литературы мудрости»: Книга Премудрости Акихара и Книга Иова, Книга Товита и Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста и Книга Премудрости Соломона и многие другие. Главный герой в них — человек и сложное умение праведно жить.

Так родился новый пласт литературы. О превосходстве интеллекта над чувствами и сиюминутностью желаний. А рядом накапливала мудрость «пророчеств». Из нее выросли произведения о конечных судьбах мира, «Откровения» (в III-II вв. до н.э.). Апокалиптическая концепция произведений всегда опиралась на слепую веру: всемогущества, вездесущности, всезнания, всеопределение Творца. С яркими подробностями действий карающего и спасающего Бога.

Завершенная картина

Полотно было создано. Сотворение Ветхого Завета предполагает иерархическую организацию огромного числа произведений. Центром, высшим авторитетом является Канон, всё остальное выполняет разъяснительную функцию. Сочинения— апокрифы («скрытые» или «укрытые» книги) и псевдоэпиграфы. Это так называемые «ложно надписанные» книги Юдифи и Товита, три Книги Маккавейские и Книга Юбилеев, Книга Еноха и Завещание 12 патриархов. Они составили периферию древнееврейской литературы, оказались пищей разных оппозиционных течений.


Потом в Библию, главную книгу христианства, кроме Ветхого Завета включили Новый Завет. Это письменные памятники раннехристианской литературы второй половины I века. Писались не пойми кем, но явно не апостолами Христа. Скорее всего, их учениками, прекрасно владевшими литературным греческим. С тем мы и прожили почти 18 столетий.

До XIX века существовала только религиозная точка зрения: повествования Библии внушены Свыше, они божественного происхождения. Истинны не поддаются критике, это данность. Под напором науки, протестантизма, обычного здравого смысла сами религиозные деятели пришли к выводу: многие священные откровения Ветхого Завета не историчны. В лучшем случае метафоричны. А часть вообще вызывает скепсис даже у детей.

Адаму, оказывается, было 930 лет, его сыну Сифу — 807, а Ною стукнуло полтыщи годков, когда он родил своих сыновей. Его Ковчег (по чертежам Бога) оказался доисторическим «Титаником» высоты четырехэтажного дома. Смешно представить себе деревянное судно такой величины, когда длиннее 20 метров посудины в те эпохи не хаживали. В прямой видимости берега.


Выводы

В начале XX века, купаясь в доктринах материализма, активные атеисты извели кучу бумаги, пытаясь доказать: тексты Библии — мистификация ранних епископов христианства, фантазия и сказки. Потому что никаких письменных доказательств их древности не существует. Веселье продолжалось до 1947 года, когда в скальных пещерах местечка Кумран на берегу Мертвого моря нашлись странные свитки, спрятанные в глиняных кувшинах.

Это были рукописи на коже и папирусе, которые содержали древнейшие библейские тексты. Состоялась сенсация. Рукописи «Мертвого Моря» анализировали ученые из университетов США, Великобритании, Израиля. Признали подлинность. Некоторые свитки были возрастом более двух тысяч лет. Расшифровка полностью перевернула понятие христианства, его возникновение.


Само собой, кумранская находка позволила более точно нащупать корни еврейской истории, принципы составления Ветхого Завета. Работа серьезная только начинается, сказать честно… Если любите древнюю историю, увлекаетесь тайнами и загадками прошлого… имейте под рукой хорошие переводы Ветхого Завета.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 18 апреля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1980

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия