Аскольд и Дир: история летописной мистификации...
Аскольд и Дир: история летописной мистификации...
Хочется трезво пройтись по очевидной летописной несуразице «Повести временной...». В очень важном эпизоде истории древней Руси… Стройная легенда. Не буду пруфить зубодробительным церковно-славянским языком, постараюсь изложить близко к тексту и со смыслами, что редколлегия Киево-печерского издательства ПВЛ нам попыталась в головы вложить. Эту историю с вызовом князей знает даже ленивая школота с «тройкой» по предмету... Однако не всё так просто...

В 882 году малолетний князь Игорь Рюрикович, на крепких руках воспитателя-воеводы Вещего Олега, прибыл под стены града Киева. Назвались купцами от князя Новгородского. Путь, мол держим к грекам, подайте нам правителей города - Аскольда и Дира. Хотим своих соплеменников обнять, посплетничать о пиратских варяжских делах… Когда радостные «бояре новгородские» прискакали на бережок, из ладей выскочил отрядик матерых убийц, хозяев Киева порешили прям у днепровской тины... без зачтения приговора.


Первый вопрос: ходят ли князья (по первому вызову) на бережок к неведомым купцам? Вооруженным до зубов — других просто не водилось на земле-матушке в те лохматые седые времена. Не наоборот ли все происходило век от века, до наших дней включительно? Прибыл — доложись и назовись. Чтобы все по чину было. С поклоном и дарами малыми. Сначала береговой страже с вахтером-боярином. Потом приглашения жди. Хоть друг, хоть сват-брат правителю. Прискакал посыльный с разрешением — ступай в терем княжеский, там тебе рады будут, если знакомец стародавний. А если просто купец — тут другой протокол встречи.

Второй вопрос. Некто Иббн Фадлан, арабский посланник в Волжскую Булгарию, подробно описал (в 922 году) процедуру «речного досмотра» прибывающих «купцов». Что суть разбойники с большой и малой воды, соленой и пресной… Царь булгар, при появлении у его пристаней ладей русов — выходил туда лично, забирал каждого десятого раба. «Проездной» билетик так оплачивался.

Понятное дело, корыта на парусно-весельном ходу предварительно обшаривались «таможней». И личной охраной, для полного понимания ситуации: что везут, сколько брать положено в казну… На Днепре такие же правила. Обязанность княжеская — досмотр чинить, свою долю изымать. С нее сам живет, дружину кормит. Только вот… Птицы столь высокого полета с телохранителями обычно ходят. После предварительного боярского шмона. Варяги, «внезапно» выпрыгивающие из ладей, — как-то… несуразно выглядят. Супротив любой логики.

Третий вопрос, не менее детский. Подход большого войска северных племён (словен, чуди, мери и веси) с немалым числом варягов — осталось незамеченным? Перед этим, если помнится — Любеч выше по течению взят был. Крепостица в укреплениях еще та была, мое почтение. Подчинение Смоленска — это для радушных и беззаботных Аскольда и Дира тоже незамеченным прошло?


Четвертый вопрос: ничего эта сцена не напоминает? Многим — да, просто калька истории захвата в 859 г. викингом Гастингом итальянского города Луны. Что ошибочно был принят за великий Рим… Там тоже «детская хитрость» сработала. Скандинавы передали графу и епископу города, что имеют с собой дары. Двое простаков встретили делегацию у городских ворот. Гастинг, прикинувшийся мертвым, внезапно ожил. Соскочил со щитов — порешил обоих руководителей обороны города. Подвопрос: Нестор эту байку слышал или нет?

С другого фланга зайдем, не будем вредничать. Военную хитрость и подкуп ближников Аскольда и Дира никто не отменял. Так или этак — могло случиться всяко… Отмотаем назад события.

Без конспирологии вот что доподлинно известно. Итак — во главе похода 860 года на Царьград «Повесть временных лет» поставила двух «варягов» — Аскольда и Дира. Те пришли в Киев из Новгорода, освободили мифических «полян» от хазарской дани. Еще и печенегов покрошили не счесть… которыми в тех краях не пахло, если только перебравшие кумыса маячили иногда. Подтвердить историчность Аскольда и Дира абсолютно нечем.

Аскольд и Дир в Царьграде (летописная...
Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)

В середине IX века Новгорода (торговая фактория) и Киева (средних размеров городище) как городских центров — не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, — остались неизвестны византийским и европским летописцам. Даже предшествующий «Повести временных лет» — летописный свод Новгородской первой летописи младшего извода — никак царьградский налёт... не связывает с Аскольдом и Диром.

Хоть один постоянный и вредный читатель канала и будет против…, но буду утверждать — имена Аскольда и Дира были внесены в летопись поздними редколлегиями «Повести временных лет». Теми же самыми личностями, превратившими их в «варягов», Рюриковых «бояр». Но что делать с набившей оскомину «доказательной базой» подтверждения исторического существования Аскольда и Дира от арабского историка Масуди? С упоминанием знакомого имени:

«Первый из славянских царей есть царь Дира (Алдира, Дина), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами».

Это про что описание? Среднего Днепра второй половины IX века, как настаивают с пеной у рта граждане одной невероятно свидомой страны? Покажите археологию «обширных городов». Описание столь грандиозного политического объединения в любых других источниках. Византийских, например, — обязательно должны же заметить.

Какие «многие обитаемые страны» у него в подчинении? Голядь да вятичи? Хазары-булгары? И торговля… Простите, ее заметные следы (клады с арабскими дирхемами) появляются только после 900 годов… Так о чем речь?


Читая карты. Если не спихивать в корзину сообщение Масуди (хотя надо), то стоит почитать полный текст, откуда отрывок про Дира выдран. Получается совсем иная географическая реальность и другая история. «Царство Дира» очерчено так:

«Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом (Византией), Ифранджем (Франкской империй), Нукабардом (лангобарды, Северная Италия) и с другими народами…».

Судя по политической карте, с нашими географическими метками, — араб говорит о неком правителе… на Балканах. Примерно в Далмации. Но прочитаем дальше:

«Затем, с этим славянским царем граничит царь Турка (Венгрия). Это племя красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них».

Итак, «царство Дира», не опознается — как никакое из славянских государств конца IX — начала X в. Остается только заподозрить в таком величии… Великую Моравию или дунайскую Болгарию. Не спорю, их правители примеривали на себя главенство в славянском мире. Даже города в их владениях были многолюдны. Но «царство Дира» там не находится по причине хорошего знания именословов правящих династий. Если даже пройтись по топонимике этих стран (с совой на глобусе) — тоже полный голяк, пардон…


Добавим себе еще немного терпения, постараемся понять Масуди. Причисление к «славянам» — венгров. Очевидная глупость и несуразица, вроде бы. Но вдруг… вдруг араб использовал термин «ас-сакалиба» («славяне») — весьма широко? Как обобщение вообще всего населения восточной Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. И «первым из славянских царей» вполне мог подразумевается Оттон I. Сначала саксонский герцог, а с 936 г. — король Восточнофранкского королевства (Германии). Вот тут таки да… И странами обширными владел, и торговлишку перехватывал у Византии, могущественный мужчина был. Но почему… «Дира»? Тупичок-с…

Не наших краев птицы эти Аскольд и Дир. Какая-то явная чужеродность летописных преданий. Хотя… есть еще одна тропка. Если предположить — говорится в Летописи не про днепровский Киев. Может, какой-то дунайский имеется ввиду. Их там немало стояло.

Как и Новоградов. Кеве (близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус. Город Киёв (Южная Моравия, рядышком с Брно). Любой из шести «Kyjov» и трех «Kyje» — в Чехии. Пара «Kijova» в Словакии, продолжать (поверьте) еще можно... Тогда логичным будет сообщение Никоновской летописи XVI века. Там говорится о гибели сына Аскольда на Дунае. В войне болгарами.

Этимология имен Аскольд и Дир ничего нам не расскажут, не упражняйтесь в комментариях. «Дир» (кельтское Dir) означает — верный, сильный, знатный. Использовалась балканскими славянами в вариациях — Тир или Тиро. У поляков есть сообщения о Дирсласе или Дирисласе.

Имя Аскольд (летописный Оскольд) — родственно церковнославянскому слову осколъ — «скала». С традицией киевской древней — добавлять «д» в конце. Так и писали — Осколь(д) и «Дир(д). К какому региону, народу это привязать? Да хоть к ацтекам… Оба лишены каких-либо характерных черт.

Может, как некоторые исследователи вопят, — Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время? Ну тогда уж более логичным выглядит: это одно историческое лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, потом стали самостоятельной личностью в мозгах монахов, стремившихся хоть как-то закрывать летописные пробелы. Царьград во время налёта «Аскольда-Дира» вообще-то один предводитель возглавлял, хоть и безымянный…


Могилы. Тут тоже мутна водица в облацех… Считается, что единственное доказательство их существования. Упоминаемые уже в «Повести временных лет», как местные достопримечательности — сохранились в киевской топографии поныне. Еще во времена Российской Империи ученые задавались вопросом — почему они разнесены так далеко друг от друга? В один день погибшие «варяжские князья», неразлучный тандем…

Если критически осмысливать, что писано про Аскольда и Дира в «Повести временной…»… то в 860-ом (а не в 866-ом) состоялся их поход на Царьград. Предприятия нетривиальное, подготовки требует годика три минимум. В 882-ом году их убивают. И получается, этот дружный союз продлился почти четверть века. Но Аскольд похоронен на Угорской горе, «а Дирова могила за святою Ориною» (св. Ириною). Не берусь что-то утверждать… Просто очередная несуразность.


Самая смелая версия. Нестор придумал Аскольда и Дира, это очевидные и поздние фантомные фигуры «Руси изначальной». А араб Масуди писал о том — что историческая наука еще не раскопала. Как вариант, зацепимся за слова патриарха Фотия. Который утверждал — в 860 году русы «обратили оружие против Византии» лишь после того, как покорили окружавшие их народы, поднепровских восточных славян. Константин Багрянородный позднее называет их «пактиоты» (данники русов). А покорить их могли так называемые «тавроскифы». Назвавшие Десну (приток Днепра), как свою правую руку (одесную).

«Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII— IX вв., т. е. Росов». (Д. Талис)

Таврическая неведомая нам Русь? Может быть, может быть… Только — ни князей, ни царей в истории не осталось. Что тоже странно…Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 20 марта 2021 Комментариев 0 | Прочтений 2170

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия