Как на самом деле выглядел Иисус Христос?
Каноничный образ Иисуса Христа, который сейчас можно увидеть на любой иконе, окончательно выведен только в VI в. Одним из эталонных образцов изображения Сына Божия стала икона из Синайского монастыря - Христос Пантократор. Это древнейший из ныне известных иконописных памятников, на которых запечатлен образ Иисуса...
Однако правильность изображения Спасителя вызывает сомнения, поскольку икона была написана в византийскую эпоху, где основной упор делали на символизм образа, а не на достоверность. Тем более, что Вселенский собор, постановивший изображать Христа в «реалистичном», человеческом воплощении, прошел лишь столетием позже. До этого события Христа в изобразительном искусстве часто показывали в аллегорических образах мальчика-подростка или агнца. Сказывалось эллинистическое влияние, согласно которому божеств изображали юными и прекрасными, а образ ягненка подчеркивал непорочность и кротость Иисуса.
Каноничный образ Христа как высокого человека с тонкими чертами лица, длинными светло-каштановыми волосами и бородой, одетого в тунику, стал складываться в IV в. Прообразом послужило популярнейшее в античности изображение Зевса, сидящего на троне. Византийские художники, перед которыми стояла задаче не просто передать облик человека, но и показать его божественную сущность, взяли статую Олимпийца за прототип и несколько переработали ее, омолодив и добавив некоторые элементы одежды.
Изображения Иисуса вообще много заимствовали из эллинистической культуры. Например, нимб, без которого сложно вообразить себе христианского святого, — это изначальный атрибут греческого солнцебога Аполлона. В образе Христа его начали использовать, чтобы передать божественное происхождение Спасителя. Лицо Иисуса также выполнено в каноническом античном стиле: оно гармонично, утонченно и красиво. Правда, византийские мастера все же попытались передать в его чертах ближневосточный типаж, однако на семитском происхождении упор не делали: Христос должен был стать универсальным и всеобщим.
На самом деле Иисус из Назарета, сын плотника и этнический иудей по всем параметрам должен был выглядеть иначе, чем на иконах. Причем начиная от роста и заканчивая лицом и прической. Современные ученые попытались воспроизвести облик Христа и получили неожиданные результаты. Основными базами для реконструкции стал анализ антропологами типовых черепов современников Иисуса — жителей Иерусалима I в. н.э., а также Туринская плащаница, на которой согласно легенде отпечатался посмертный облик Спасителя.
В 2018 г. ученые при помощи новых технологий моделирования создали объемное изображение Христа, основываясь на отпечатке с плащаницы. Согласно полученному макету Сын Божий был очень красивым мужчиной с царственным обликом и величественным выражением лица. Рост Иисуса по оценкам исследователей составлял около 180 см, что для I в. н.э. было очень большим значением: рост современников Христа редко превышал 155–165 см.
Полученные данные во многом совпадают с каноничным обликом Спасителя. Однако следует учитывать один факт: не существует научных подтверждений тому, что плащаница действительно была посмертным одеянием Христа. Таким образом, принадлежность отпечатка на ткани Иисусу и его подлинность лежит в плоскости чистой веры. Это подтверждает и Ватикан, который называет Плащаницу «иконой», а не святой реликвией.
Против каноничного эллинистического образа Христа говорит и Библия. Согласно Священному Писанию Сын Божий внешне ничем не отличался от других людей, а ветхозаветный пророк Исайя говорит, что он был «презрен и умален пред людьми». Косвенно отсутствие особых примет или выдающихся черт у Спасителя подтверждает Иуда Искариот. Ведь, чтобы выдать Иисуса страже, ему нужно было указать на него. Вряд ли римлянам потребовалось бы дополнительно указывать на вдохновенного красавца с утонченными чертами лица и светлыми волосами, возвышающегося над толпой учеников сантиметров на 15–20.
Таким образом, более жизнеспособной кажется реконструкция Ричарда Нива, художника-судмедэксперта из Манчестерского университета. Во главе группы антропологов он проанализировал черепа современников Иисуса, сопоставил с портретами I в. н.э. и вывел некий собирательный образ 30-летнего иудейского мужчины той эпохи. Ученые не утверждают, что воссоздали образ Христа, это скорей пример, как тот мог бы выглядеть.
По теории Нива, у Спасителя скорее всего были курчавые волосы, по традиции тех лет он носил короткую прическу и небольшую бороду, характерную для иудеев. Христос был не выше современников, около 155–160 см, был крепок и физически развит, сказывались происхождение, странствия и профессия плотника.
Неказистую внешность Иисуса и отсутствие ярко выраженных длинных волос и окладистой бороды подтверждают найденные изображения в израильских храмах и римских катакомбах, которые датируются более ранним периодом, чем Вселенский собор, окончательное утвердивший канон изображения Господа.
Существует альтернативная теория происхождения канонического облика Христа. Исходя из нее, Римский Папа Александр VI уничтожил все семитские изображения Спасителя, взамен утвердив образ, списанный со своего сына, Чезаре Борджиа. Однако, несмотря на сходство Чезаре и канонического облика Иисуса, в теории есть пробелы: понтифик и его отпрыск жили в Эпоху Возрождения и могли влиять на классическое искусство Ренессанса. Однако образ Спасителя в православной иконописи мало похож на изображение коротко стриженого темноволосого семитского мужчины. И весьма маловероятно, что на работы Андрея Рублева или других знаменитых русских иконописцев повлияло искусство Эпохи Возрождения.Автор: А.Дубинна
Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Однако правильность изображения Спасителя вызывает сомнения, поскольку икона была написана в византийскую эпоху, где основной упор делали на символизм образа, а не на достоверность. Тем более, что Вселенский собор, постановивший изображать Христа в «реалистичном», человеческом воплощении, прошел лишь столетием позже. До этого события Христа в изобразительном искусстве часто показывали в аллегорических образах мальчика-подростка или агнца. Сказывалось эллинистическое влияние, согласно которому божеств изображали юными и прекрасными, а образ ягненка подчеркивал непорочность и кротость Иисуса.
Агнец как распространенный аллегоричный образ Христа
Каноничный образ Христа как высокого человека с тонкими чертами лица, длинными светло-каштановыми волосами и бородой, одетого в тунику, стал складываться в IV в. Прообразом послужило популярнейшее в античности изображение Зевса, сидящего на троне. Византийские художники, перед которыми стояла задаче не просто передать облик человека, но и показать его божественную сущность, взяли статую Олимпийца за прототип и несколько переработали ее, омолодив и добавив некоторые элементы одежды.
Слева Зевс, справа - Иисус
Изображения Иисуса вообще много заимствовали из эллинистической культуры. Например, нимб, без которого сложно вообразить себе христианского святого, — это изначальный атрибут греческого солнцебога Аполлона. В образе Христа его начали использовать, чтобы передать божественное происхождение Спасителя. Лицо Иисуса также выполнено в каноническом античном стиле: оно гармонично, утонченно и красиво. Правда, византийские мастера все же попытались передать в его чертах ближневосточный типаж, однако на семитском происхождении упор не делали: Христос должен был стать универсальным и всеобщим.
Христос Пантократор. Каноничный образ
На самом деле Иисус из Назарета, сын плотника и этнический иудей по всем параметрам должен был выглядеть иначе, чем на иконах. Причем начиная от роста и заканчивая лицом и прической. Современные ученые попытались воспроизвести облик Христа и получили неожиданные результаты. Основными базами для реконструкции стал анализ антропологами типовых черепов современников Иисуса — жителей Иерусалима I в. н.э., а также Туринская плащаница, на которой согласно легенде отпечатался посмертный облик Спасителя.
В 2018 г. ученые при помощи новых технологий моделирования создали объемное изображение Христа, основываясь на отпечатке с плащаницы. Согласно полученному макету Сын Божий был очень красивым мужчиной с царственным обликом и величественным выражением лица. Рост Иисуса по оценкам исследователей составлял около 180 см, что для I в. н.э. было очень большим значением: рост современников Христа редко превышал 155–165 см.
Воссоздание образа с Туринской плащаницы
Полученные данные во многом совпадают с каноничным обликом Спасителя. Однако следует учитывать один факт: не существует научных подтверждений тому, что плащаница действительно была посмертным одеянием Христа. Таким образом, принадлежность отпечатка на ткани Иисусу и его подлинность лежит в плоскости чистой веры. Это подтверждает и Ватикан, который называет Плащаницу «иконой», а не святой реликвией.
Против каноничного эллинистического образа Христа говорит и Библия. Согласно Священному Писанию Сын Божий внешне ничем не отличался от других людей, а ветхозаветный пророк Исайя говорит, что он был «презрен и умален пред людьми». Косвенно отсутствие особых примет или выдающихся черт у Спасителя подтверждает Иуда Искариот. Ведь, чтобы выдать Иисуса страже, ему нужно было указать на него. Вряд ли римлянам потребовалось бы дополнительно указывать на вдохновенного красавца с утонченными чертами лица и светлыми волосами, возвышающегося над толпой учеников сантиметров на 15–20.
Христос и ученики
Таким образом, более жизнеспособной кажется реконструкция Ричарда Нива, художника-судмедэксперта из Манчестерского университета. Во главе группы антропологов он проанализировал черепа современников Иисуса, сопоставил с портретами I в. н.э. и вывел некий собирательный образ 30-летнего иудейского мужчины той эпохи. Ученые не утверждают, что воссоздали образ Христа, это скорей пример, как тот мог бы выглядеть.
Так мог выглядеть Иисус. Реконструкция внешности мужчины-иудея, жившего I в. н.э.
По теории Нива, у Спасителя скорее всего были курчавые волосы, по традиции тех лет он носил короткую прическу и небольшую бороду, характерную для иудеев. Христос был не выше современников, около 155–160 см, был крепок и физически развит, сказывались происхождение, странствия и профессия плотника.
Неказистую внешность Иисуса и отсутствие ярко выраженных длинных волос и окладистой бороды подтверждают найденные изображения в израильских храмах и римских катакомбах, которые датируются более ранним периодом, чем Вселенский собор, окончательное утвердивший канон изображения Господа.
Изображение Христа с фрески в римских катакомбах Домитиллы
Существует альтернативная теория происхождения канонического облика Христа. Исходя из нее, Римский Папа Александр VI уничтожил все семитские изображения Спасителя, взамен утвердив образ, списанный со своего сына, Чезаре Борджиа. Однако, несмотря на сходство Чезаре и канонического облика Иисуса, в теории есть пробелы: понтифик и его отпрыск жили в Эпоху Возрождения и могли влиять на классическое искусство Ренессанса. Однако образ Спасителя в православной иконописи мало похож на изображение коротко стриженого темноволосого семитского мужчины. И весьма маловероятно, что на работы Андрея Рублева или других знаменитых русских иконописцев повлияло искусство Эпохи Возрождения.Автор: А.Дубинна
Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 10 ноября 2020
Комментариев 1 | Прочтений 2047
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Алиса
11 ноября 2020 23:43:01
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: