Как Рождество Иисуса описано в христианских апокрифах
Как Рождество Иисуса описано в христианских апокрифах
Рождество Иисуса Христа является одним из самых известных сюжетов в мировой культуре. Действие происходит в хлеву, младенец Иисус лежит яслях, его окружают мать Мария, "отец" Иосиф, пастухи, волхвы и скот. Эту картину часто можно увидеть на иконах и в рождественский сезон рядом с храмами - Вертеп Рождества. Автором этой сцены является святой Франциск Ассизский, он сочинил ее в 13 веке, совместив евангельские рассказы о рождестве от Луки и Матфея. Но это не единственные источники создания известного всем образа. Христианские апокрифы (апокриф - неканонический текст, описывающий библейские события) богаты рассказами о рождении Иисуса. Самыми ранними и наиболее известными из них являются истории, найденные в "Протоевангелии Иакова". Этот текст, составленный во второй половине 2 века, сочетает рассказы Матфея и Луки о младенчестве с другими традициями, включая истории о рождении и воспитании Девы Марии. "Протоевангелие" было очень популярно - сегодня существуют сотни рукописей текста на разных языках, что подтверждает влияние апокрифа на христианскую литургию и учение о Марии Богородице...

Классическое изображение рождественск...
Классическое изображение рождественского вертепа

Позже "Протоевангелие" распространялось на Западе как часть "Евангелия от Псевдо-Матфея", которое добавило к нему рассказы о пребывании семьи Иисуса в Египте, а в некоторых рукописях добавило рассказы о детстве Иисуса, взятые из "Евангелия от Фомы". Другие рукописи "Псевдо-Матфея" содержат рассказ о рождении Иисуса.

Обручение Марии и Иосифа, сюжет из "П...
Обручение Марии и Иосифа, сюжет из "Протоевангелия Иакова"

На Востоке "Протоевангелие" было переведено на сирийский язык и дополнено другим набором историй, действие которых происходит в Египте. Этот комплекс текстов стал основой для формирования "Жития Пресвятой Девы Марии", которое позже было переведено на арабский язык как "Арабское Евангелие детства Спасителя". Другая сирийская переработка "Протоевангелия" лежит в основе "Армянского Евангелие младенчества".

Христиане Востока также расширили предание о волхвах, описанных в Евангелии от Матфея, создав "Откровение волхвов", "Сказание Афродитиана" и "О звезде", каждая из которых по-своему повествует о том, как волхвам стало известно, что звезда возвестила о рождении Иисуса.

Если бы читатели этих апокрифических текстов могли увидеть современные сцены рождества, они были бы удивлены, обнаружив младенца Иисуса в хлеву: в апокрифах младенчества рождение происходит в пещере за пределами Вифлеема, в том месте, которое указано Иустином Философом (2 век). На русских иконах Рождество Иисуса изображается именно в пещере.

"Рождество" Рублева. Сюжет в пещере
"Рождество" Рублева. Сюжет в пещере

Читатели апокрифических текстов также бы ожидали увидеть повитуху в сцене, так как она регулярно появляется в восточно-православных изображениях Рождества, помогая Марии купать новорожденного Иисуса. Как рассказывает "Протоевангелие", Иосиф оставил Марию в пещере и отправился в Вифлеем, чтобы найти повитуху. Но когда они приблизились к пещере, они увидели яркое облако, затмевающее пещеру. Затем облако исчезло, и появился свет, затем он угас и показался младенец Иисус.

Повитуха купает Иисуса
Повитуха купает Иисуса

Каждое из более поздних дополнений "Протоевангелия" рассказывает об этой сцене по-своему, но все они стремятся показать, что Иисус не был рожден естественным образом, что позволяет Марии физически оставаться девой после родов. Иисус настолько сверхчеловечен, что в некоторых текстах сообщается, будто его можно было видеть в разных формах. В "Армянском Евангелии" младенчества говорится, что каждый из волхвов видел его по-своему: как Сына Божьего на троне, как Сына Человеческого, окруженного войсками, и как человека, замученного, мертвого и воскресшего.

Армянская миниатюра рождества
Армянская миниатюра рождества

Апокрифические рассказы согласуются с рассказом Луки о том, что пастухи посетили семью вскоре после рождения Иисуса. В западных текстах семья затем переезжает из пещеры в хлев и кладет ребенка в ясли. Там вол и осел преклоняют колени и поклоняются Иисусу, исполняя пророчество пророка Исаии:

"Знает вол владельца своего, и осел - кормушку хозяина своего, а Израиль не знает, народ Мой не понимает", - Исаия 1:3

Несмотря на то, что животные были апокрифическим украшением, они стали традиционным элементом в последующих изображениях Рождества.

Поклонение вола и осла
Поклонение вола и осла

Чаще всего пещера остается местом последующих событий, включая посещение волхвов и обрезание. Волхвы обычно изображаются как три богато украшенных персидских вельможи. Однако Матфей называет их только "волхвами с Востока" и не говорит, сколько их было.

Авторы апокрифических текстов сделали все возможное, чтобы прояснить эти вопросы. В "Откровении волхвов" существует по меньшей мере двенадцать волхвов — столько же приводится в других сирийских традициях — и они пришли в Вифлеем в апреле (а не в декабре) из земли на Дальнем Востоке под названием "Шир" (возможно Китай).

В армянском Евангелии от младенчества говорится, что было три волхва, и их сопровождали 12 военачальников, у каждого из которых была армия в 1000 человек.

Волхвы в образе царей
Волхвы в образе царей

Многие тексты продолжают историю волхвов и рассказывают о том, что произошло, когда они вернулись на родину: В "Арабском Евангелие детства Спасителя" они приносят одну из пеленок Иисуса, которой затем поклоняются, потому что она обладает чудесными свойствами; в "Откровении волхвов" они едят пищу, которая вызывает видения; в "Сказании Афродитиана" они возвращаются с изображением Иисуса и его матери. Ни одна из этих апокрифических традиций волхвов не фигурирует сегодня в рождественских сценах, но некоторые из них повлияли на средневековое искусство и литературу.

Христиане всех времен и народов настолько восхищались историей рождения Иисуса, что стремились узнать о первом Рождестве больше, чем содержится в библейских повествованиях. Вертеп Рождества - это результат усилий творческих и благочестивых авторов заполнить пробелы, оставленные Матфеем и Лукой, и объединить множество традиций, библейских и небиблейских, в один прочный образ. Рождественская сцена - это вневременное представление о том, когда бог стал человеком; это также свидетельство человеческого воображения и искусства рассказывания историй.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 15 сентября 2022 Комментариев 0 | Прочтений 636

Ещё по теме...
Добавить комментарий