Гнев богов: Хараппская цивилизация и причины её упадка
Гнев богов: Хараппская цивилизация и причины её упадка
Если не считать цивилизации вымышленные, Индская или Хараппская культура древностью уступает только египетской и месопотамской. И уступает не существенно. Она возникает за 3300 лет до н.э., значит примерно на 200 лет моложе шумерской и на 500 лет - недавно открытой Негадской в долине Нила. Тем не менее, Индская цивилизация куда менее известна и понятна. Что объясняется отчасти её сравнительно поздним открытием, но в куда большей мере её отдельностью, чуждостью и отсечённостью от истории более поздней. Если развитие в Египте и Междуречье являлось непрерывным, то преемственность между Хараппской и сменившей её на Инде за 1300 лет до н. э. Веддической цивилизацией представляется довольно слабой. Или, вернее, оценить её степень трудно...

...Но, кстати, о позднем открытии. Древние источники, как считалось, ничего не сообщают о Хараппе. Лишь задним числом некоторые шумерские тексты удалось истолковать как — возможное — упоминание этой страны. Ничего о себе не поведали и сами хараппцы. Наличие у них письменности остаётся вопросом дискуссионным. Находки с чем-то похожим на «надписи», выполненные с помощью примерно 500 символов, наличествуют, но редки. Да ещё и предельно коротки, почти никогда не насчитывая более 5 (рекорд 17) знаков, которые, вероятно, никогда не будут прочтены из-за скудности материала для анализа.

И это, собственно, первая интересная черта, отличающая Хараппскую цивилизацию от ближневосточных, в которых письменность изначально играла огромную роль. Возможно, иероглифы независимо были изобретены и на берегах Инда. Однако, распространения там данный способ хранения и передачи информации не получил. Данной особенности можно было бы удивиться. Но, — стоит ли? Цивилизации Перу и Мексики, достигшие сходного с Хараппской уровня развития, также без письменности обходились. При этом империя Инков даже смогла стать гиперцентрализованной и до крайности бюрократизированной.


И это, собственно, первая интересная черта, отличающая Хараппскую цивилизацию от ближневосточных, в которых письменность изначально играла огромную роль. Возможно, иероглифы независимо были изобретены и на берегах Инда. Однако, распространения там данный способ хранения и передачи информации не получил. Данной особенности можно было бы удивиться. Но, — стоит ли? Цивилизации Перу и Мексики, достигшие сходного с Хараппской уровня развития, также без письменности обходились. При этом империя Инков даже смогла стать гиперцентрализованной и до крайности бюрократизированной.


Хараппская цивилизация, впрочем, представляла собой нечто безмерно далекое от понятия «империя» и даже «царство», — фараонов, правивших практически мононациональным государством едва ли можно считать императорами. Именно государственный стой хараппцев представляется наиболее странным. Проблема здесь в том, что находки почти ничего не позволяют о нём сказать…

...Но сначала о населении огромной, — территория Хараппы в 5-10 раз больше всех прочих современных ей цивилизаций вместе взятых, — страны. Земледелие распространилось на этот регион с Ближнего Востока около 9 тысяч лет назад. И успело хорошо адаптироваться на месте. Хозяйственный уклад долины Инда, подобно другим земледельческим культурам Евразии, — и в отличие от американских культур, — был сложным и разнообразным, — основанным на возделывании многих культур и развитом скотоводстве. Важнейшими же составляющими являлись выращивание неприхотливого ячменя (вероятно, именно из Индии распространившемуся в другие регионы) и разведение коров-зебу.

Переход от земледельческих культур с племенной организацией к государственности, как и в других регионах, был связан в Хараппе с развитием ирригации. Однако же никогда не игравшей на берегах Инда настолько высокой роли, как в Египте и Месопотамии. То есть, — хараппцы жили не только по берегам реки, и возделываемую землю, если и орошали, то больше за счёт местных источников.


В расовом отношении население Хараппы относилось к дравидскому типу, и говорило на языке родственном языкам современных жителей южной Индии. Что долгое время казалось фактом интересным и многозначительным, в свете гипотезы дравидского же происхождения шумеров. Гипотеза эта не подтвердилась, однако, соседи шумеров — жившие на юго-западе Ирана эламиты — всё ещё подозреваются в индийском происхождении.

Убедительность данным предположениям придавала достоверно установленная мобильность хараппцев. Они широко пользовались колёсным транспортом, — фургоны на сплошных деревянных колёсах появились в Индии раньше, чем на Ближнем Востоке, — а также смело плавали по морям, используя корабли с парусом. Собственно, именно в этих областях технологические достижения Индской цивилизации считаются высшими. Хараппцы много торговали между собой и с другими странами, умея возить грузы не только по рекам и каналам. Возможно, — такая гипотеза выдвигается на основании найденных фигурок животных, — бывали в Восточной Африке. В отношении же обработки камня, меди, бронзы, кости, обжига глины, держались на уровне, но звёзд с неба не хватали. Как кажется, неважно обстояли у них дела и с ткачеством.


...Однако, развитие технологий и развитие ремёсел — не одной и то же. И самым хорошим, правильным вопросом будет такой: где, собственно, хараппские дворцы, статуи, величественные и изысканные, — да хоть какие-то, — произведения искусства, которым славятся Египет и Вавилония? Где золото? Где клады с украшениями? Ответ же воистину удивителен: ничего подобного не найдено. То есть, что-то есть, но с ближневосточными культурами это несравнимо.

С искусством и свершениями вообще у хараппцев всё было очень плохо. Ибо труд художника должен быть оплачен. Оплату же архитектурных чудес, ваз, целиком выточенных из полудрагоценного камня, и ювелирных изысков, традиционно, брали на себя жречество и военная знать, располагавшие высоким уровнем доходов. Но в хараппских городах не найдено ничего свидетельствующего о сословном делении общества. Как и признаков высокой роли религии, — пышных храмов.

Практически не найдено в хараппском государстве и оружия. Ну как «оружия»? Бронзового и медного, — каким могли располагать знатные воины. Не найдено и изображений вооружённых людей. Само собой, хараппцы не могли быть принципиальными пацифистами, — в эпоху бронзы пацифисты не выживали, — однако… Странно сие. Как минимум, можно утверждать, что оружие в этом государстве не было признаком высокого статуса.

Откуда же, если нет свидетельств деления на сословия, известно о существовании государства в Хараппе? Из общих соображений. Города, — именно города, то есть, торгово-ремесленные центры, — население которых достигало 50-100 тысяч человек, без государства едва ли могли бы существовать.

И более того, утверждать можно, что даже по современным меркам не маленькая страна представляла собой не конгломерат враждующих полисов, как Греция или Месопотамия, а централизованную державу, подобную Египту. Утверждать это можно, во-первых, на основании крайне низкого уровня милитаризации, во-вторых же в силу высочайшей стандартизации изделий по всей территории Хараппы. Не только меры, гири, но даже кирпичи повсюду использовались строго одинаковые. Достичь же такого без центральной власти нельзя.

...То есть, с одной стороны хараппское общество отличал высочайший уровень организации. С другой же стороны, нет никаких идей относительно того, что это была за организация, кем, каким образом и на какие средства она поддерживалась. И тут важно понимать, что организация эта была отнюдь не демократической, а крайне тоталитарной. Поскольку, при наличии бесспорных свидетельств развитого товарообмена, отсутствуют свидетельства того, что кто-то на торговле обогатился. Купец, дай ему волю, такой дворец построит, что князю и не снилось. А значит, с волей в Хараппе наличествовали определённые затруднения.

Какая сила могла держать в кулаке 5 миллионную страну, не имея ни оружия, ни положенного жрецам авторитета, — великая загадка хараппской культуры. И именно культуры, ибо, очевидно, что в социумах, история которых известна, — вплоть до столь необычных, как империя Инков или Спарта, — аналоги данной силы отсутствуют. Это очень интересная загадка.

...Да. И, кстати, о Гневе Богов. Это просто идиома, означающая конец. В случае Хараппы, кстати, не слишком-то внезапный. Около 1700 года до н.э. города начинают приходить в упадок. Завершение же истории Хараппы связано с другой загадкой древности — катастрофой бронзового века. Что именно тогда стряслось, — дискуссионный вопрос. Но это и неважно. Продолжавшееся столетиями ухудшение экономического положения по совокупности причин рано или поздно должно было привести к социальному взрыву, подобному тому, который значительно позже уничтожил цивилизацию майя. Снос же «надстройки» означал и окончательное устранение загадочной социально-политической силы, стабилизировавшей ситуацию на берегах Инда.Источник: "Цитадель адеквата"
Опубликовано 31 мая 2022 Комментариев 0 | Прочтений 977

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия