Как церковь боролась с магией славян
Как церковь боролась с магией славян
После Крещения Руси христианизация древнерусских княжеств шла несколько столетий. Но христианство не стало таким, каким его задумывали церковные иерархи и миссионеры. Христианство на Руси получилось народным. Народное христианство на Руси еще называют "двоеверием", что не совсем корректно, потому что восточные славянские народы не верили отдельно в христианского бога и отдельно в славянских богов. Все было перемешано, получился синкретизм, единая религиозная система, не похожая на то христианство, которое старалась внедрить церковь...

Отношение церкви к колдовству

Славянских богов церковь заменяла на христианских святых. Перун стал Ильей-пророком, Иван Купала (Иван Креститель) прикрыл языческие гуляния в священное летнее солнцестояние. В поздней славянской традиции доходило даже до того, что самый почитаемый святой Николай Чудотворец был возведен в статус бога после предполагаемой смерти библейского Бога.

Но церковь не могла смириться с одним - с магией. Носителями магических знаний были ведьмаки, колдуны, знахари, ведьмы. Магия для славянских народов не являлась чем-то единым. Народ разделял ее на темную и светлую. Темная магия совершается во вред, светлая во благо. Но для церкви это не имело значения, она относилась к обоим практикам как к бесовщине, как к контакту с дьяволом.


Кратко о славянской магии

Классификация белой и черной магии имеет двойной характер. Белой магией может быть та, которая обращается к христианскому богу или использует христианские предметы и молитвы. С другой стороны белой магией может быть внехристианская магия, но дающая людям благо (лечит, снимает порчу). То же самое с черной магией. Это либо магия, апеллирующая к дьяволу, либо магия, которая просто причиняет зло вне христианского контекста.

На уровне терминологии восточные славяне называли колдунами и ведьмами "злых" и "черных" магов. "Добрыми" и "светлыми" выступали знахари, знахарки, ведуньи. Первые насылают порчу и проклятия. Вторые лечат и снимают проклятия колдунов.

Магическое воздействие можно разделить на две категории: случайное и специальное. Случайная магия - это сглазы. Они возникают без видимой причины, внезапно. Человек позавидовал, случился сглаз.

Специальная магия является более продуманной. Таковой выступает порча. В ее создании участвовали колдуны и ведьмы.


Борьба церкви с магией

Для церкви "светлые" маги не имели никакого отношения к настоящему целительству, а "темные" подавно. Единственными источниками исцеления с позиции церкви являются молитва, пост и участие в таинствах. Все остальное бесовщина и не имеет права на существование.

Это может показаться странным. Почему церковь расценивает светлую магию как зло, если она помогает? Здесь несколько причин.

Во-первых, любовный приворот с точки зрения обывателя может быть добром. Ведь теперь любящий человек будет со своим любимым. Но в данном случае нарушается принцип свободы воли, который важен для христианства. Нарушение этого принципа является злом.


Во-вторых, болезнь не всегда является злом для церкви. Болезнь может быть действием Бога по отвращению от более опасной болезни или случая. Болезнь может быть в назидание, для врачевания души. Поэтому магическое вмешательство в "божественный промысел" является грехом.

Также важно отметить, что церковь не отрицала и до сих пор не отрицает существование магии. В Библии есть примеры, когда маги совершали сверхъестественные действия. Но все магические проявления не от Бога, поэтому церковь считала их злом и запрещала своим последователям участвовать в магических ритуалах. Во избежание воздействия колдунов и ведьм церковь рекомендовала молиться мученикам Киприану и Иустине.

Православный экзорцизм - отчитка

В православии экзорцизм называется отчиткой. Отчитка - это особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов.

Отчитка
Отчитка

Это самый яркий способ борьбы с магическим воздействием. Отчитки проводились над одержимыми, или бесноватыми, то есть людьми, которые в наибольшей степени подверглись "магическому воздействию". Определить одержимого просто: он часто зевает, страдает икотой, издает животные звуки, качается, выворачивается, при нахождении в храме хочет выбежать из него.

Данные признаки в действительности являются проявлением психических и нервных заболеваний, с чем соглашаются многие православные священники, но такая позиция не имеет универсального характера во всей Русской церкви. До сих пор есть случаи "изгнания бесов".

Таким образом, церковь издавна противопоставляла себя народным христианским практикам и всячески осуждала действия колдунов и знахарей. На данный момент церковное мнение в отношении магии разделилось. Одни считают магию реально существующим явлением, которое зависит от действий бесов. Другие полагают, что магия является суеверием и не приложима к действительности.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 12 марта 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1185

Ещё по теме...
Добавить комментарий