Мелькарт: финикийский Геракл
Древние греки часто отождествляли богов других народов со своими. Примером такого соединения был финикийский Мелькарт, вобравший черты Геракла...
Владыка Тира
Мелькарт — одно из самых известных финикийских божеств. Имя этого бога значит «царь города», а другим его именем было «Владыка Тира». Мелькарт считался основателем и покровителем Тира, величайшего города Финикии.
В Ветхом Завете есть рассказ о том, как царь Ахав вводил в Израиле культ Баала. Допускают, что в действительности это мог быть культ именно Мелькарта.
Греческий историк Геродот, записывавший чужие предания, сообщает в своей «Истории», что тирское святилище этого бога такое же древнее, как и сам город.
Культ Мелькарта был связан с жизненным циклом, смертью и возвращением к жизни. Из изображений этого бога в гробницах формируется его образ как повелителя жизни и смерти. Весной в Тире и его колониях праздновали «пробуждение» Мелькарта.
Мелькарт и Геракл
Как минимум с 6-го века до н. э. греки отождествляли Мелькарта со своим героем Гераклом. Иногда они называли финикийского героя «тирским Гераклом», тем самым отделяя от греческого. Но сами финикийцы изображали Мелькарта с атрибутами его греческого аналога.
Среди фигур героя есть два типа. К первому относятся аутентичные финикийские изображения, в которых ещё нет следов влияния греческих мифов о Геракле.
Гораздо многочисленнее изображения второго типа, созданные под греческим влиянием. В них Мелькарт отождествляется с Гераклом. Этих изображений особенно много в Палестине после 4-го века до н. э.
Эти изображения сочетают греческие и восточные черты. Герой одет в львиную шкуру и вооружён палицей. Есть в его образе и ближневосточные черты: Мелькарт изображён в соответствии с сюжетами о поражающем божестве и повелителе зверей — он заносит руку с палицей над головой, а другой рукой держит маленького льва.
По археологическим данным с Кипра и испанского Кадиса (регионы, где соседствовали греки и финикийцы) культы двух героев слились воедино. Некоторые черты образа Геракла были переданы Мелькарту, но и сам образ греческого героя уже включал заимствования из восточных мифов.
Высказывали предположение, что места западных подвигов Геракла — возвращение коров Гериона и посещение сада Гесперид — получили географическую локализацию от финикийских культовых центров Мелькарта.
Во время переговоров с Тиром Александр Великий попросил жителей города позволить ему принести жертву Гераклу-Мелькарту в их городе. Он аргументировал это тем, что является потомком этого бога.
Бог Средиземноморья
Культ Мелькарта вышел за пределы Тира и стал популярен в финикийских колониях Средиземноморья. Многие финикийские города, включая знаменитый Карфаген, считались колониями Тира. Переселенцы поддерживали связи с городом-основателем и хранили его традиции.
Сохранились свидетельства, что Карфаген отправлял десятую часть своих доходов в тирский храм Мелькарта. А также о том, что карфагеняне отправляли туда часть военной добычи.
Во время осады Тира армией Александра Великого в 332 году до н. э. в городе оказалось священное посольство из Карфагена. Оно прибыло на ежегодное празднество в честь пробуждения Мелькарта.
В легендах об основании Карфагена много упоминается Тир. Естественно, в них находится место и Мелькарту, пусть и не в главной роли. Согласно легенде, пересказанной римским автором Юстином, мужем основательницы Карфагена Дидоны был верховный жрец Мелькарта Ахербас. После его смерти Дидона бежала из Тира с реликвиями храма Мелькарта.
В Эллинистическую эпоху карфагеняне не раз подчёркивали связь своего города с легендарным царём-героем. Его изображают на монетах, в текстах упоминается жреческий титул «воскреситель бога», вероятно, указывающий на весенний ритуал. Наконец, имя божества является составной частью карфагенских имён, таких как «Гамилькар» или «Бомилькар».
Вторым городом, имевшим давние связи с Тиром, был испанский Кадис. Античные авторы писали, что Кадис был основан переселенцами из Тира, которым указал путь оракул «Геракла». В испанском городе стоял овеянный легендами храм Мелькарта. В частности, писали, что в кадисском храме хранились кости героя, а древесина в храме не гнила.
Позже жители Кадиса решили основать новую колонию — Картею. Перед этим они официально получили из тирского святилища Мелькарта культовые предметы для храма в новом городе. Ещё одно финикийское святилище Геракла-Мелькарта упоминается в поселении Ликс, которое находилось на западном побережье Африки.
Религиозные надписи в честь тирского бога обнаруживают в регионах Западного Средиземноморья, которые находились под влиянием финикийцев. Это Южная Галлия, Сардиния, Сицилия, Мальта. Около побережья Испании были два острова, посвящённые Мелькарту.
Карфаген, Утика, Кадис и Картея — все эти города претендовали на то, чтобы быть древними колониями Тира. Связи с родиной предков и культ Мелькарта объединял эти города.
Позже культ Мелькарта помог финикийцам сблизиться с греческим населением Средиземноморья. Монеты Эллинистической эпохи показывают образ Мелькарта, впитавший черты греческого героя. На монетах из Кадиса герой изображён одетым в львиную шкуру.
Мастера из других финикийских городов Западного Средиземноморья помещают на свои монеты изображения Мелькарта в львиной шкуре. Они дополняют его образ символами своих поселений. На монетах Асидо — с молнией и рогом изобилия, Баэло — быком.
Культ тирского героя-бога вышел за пределы своего города и стал общим для многих финикийцев. Мелькарт считался покровителем переселенцев и мореплавателей.Автор: Н.Разумов
Источник: "Дилетант"
Владыка Тира
Мелькарт — одно из самых известных финикийских божеств. Имя этого бога значит «царь города», а другим его именем было «Владыка Тира». Мелькарт считался основателем и покровителем Тира, величайшего города Финикии.
В Ветхом Завете есть рассказ о том, как царь Ахав вводил в Израиле культ Баала. Допускают, что в действительности это мог быть культ именно Мелькарта.
Статуя Мелькарта
Греческий историк Геродот, записывавший чужие предания, сообщает в своей «Истории», что тирское святилище этого бога такое же древнее, как и сам город.
Культ Мелькарта был связан с жизненным циклом, смертью и возвращением к жизни. Из изображений этого бога в гробницах формируется его образ как повелителя жизни и смерти. Весной в Тире и его колониях праздновали «пробуждение» Мелькарта.
Мелькарт и Геракл
Как минимум с 6-го века до н. э. греки отождествляли Мелькарта со своим героем Гераклом. Иногда они называли финикийского героя «тирским Гераклом», тем самым отделяя от греческого. Но сами финикийцы изображали Мелькарта с атрибутами его греческого аналога.
Среди фигур героя есть два типа. К первому относятся аутентичные финикийские изображения, в которых ещё нет следов влияния греческих мифов о Геракле.
Гораздо многочисленнее изображения второго типа, созданные под греческим влиянием. В них Мелькарт отождествляется с Гераклом. Этих изображений особенно много в Палестине после 4-го века до н. э.
Эти изображения сочетают греческие и восточные черты. Герой одет в львиную шкуру и вооружён палицей. Есть в его образе и ближневосточные черты: Мелькарт изображён в соответствии с сюжетами о поражающем божестве и повелителе зверей — он заносит руку с палицей над головой, а другой рукой держит маленького льва.
Стела Мелькарта
По археологическим данным с Кипра и испанского Кадиса (регионы, где соседствовали греки и финикийцы) культы двух героев слились воедино. Некоторые черты образа Геракла были переданы Мелькарту, но и сам образ греческого героя уже включал заимствования из восточных мифов.
Высказывали предположение, что места западных подвигов Геракла — возвращение коров Гериона и посещение сада Гесперид — получили географическую локализацию от финикийских культовых центров Мелькарта.
Во время переговоров с Тиром Александр Великий попросил жителей города позволить ему принести жертву Гераклу-Мелькарту в их городе. Он аргументировал это тем, что является потомком этого бога.
Бог Средиземноморья
Культ Мелькарта вышел за пределы Тира и стал популярен в финикийских колониях Средиземноморья. Многие финикийские города, включая знаменитый Карфаген, считались колониями Тира. Переселенцы поддерживали связи с городом-основателем и хранили его традиции.
Сохранились свидетельства, что Карфаген отправлял десятую часть своих доходов в тирский храм Мелькарта. А также о том, что карфагеняне отправляли туда часть военной добычи.
Во время осады Тира армией Александра Великого в 332 году до н. э. в городе оказалось священное посольство из Карфагена. Оно прибыло на ежегодное празднество в честь пробуждения Мелькарта.
В легендах об основании Карфагена много упоминается Тир. Естественно, в них находится место и Мелькарту, пусть и не в главной роли. Согласно легенде, пересказанной римским автором Юстином, мужем основательницы Карфагена Дидоны был верховный жрец Мелькарта Ахербас. После его смерти Дидона бежала из Тира с реликвиями храма Мелькарта.
В Эллинистическую эпоху карфагеняне не раз подчёркивали связь своего города с легендарным царём-героем. Его изображают на монетах, в текстах упоминается жреческий титул «воскреситель бога», вероятно, указывающий на весенний ритуал. Наконец, имя божества является составной частью карфагенских имён, таких как «Гамилькар» или «Бомилькар».
Вторым городом, имевшим давние связи с Тиром, был испанский Кадис. Античные авторы писали, что Кадис был основан переселенцами из Тира, которым указал путь оракул «Геракла». В испанском городе стоял овеянный легендами храм Мелькарта. В частности, писали, что в кадисском храме хранились кости героя, а древесина в храме не гнила.
Руины Тира
Позже жители Кадиса решили основать новую колонию — Картею. Перед этим они официально получили из тирского святилища Мелькарта культовые предметы для храма в новом городе. Ещё одно финикийское святилище Геракла-Мелькарта упоминается в поселении Ликс, которое находилось на западном побережье Африки.
Религиозные надписи в честь тирского бога обнаруживают в регионах Западного Средиземноморья, которые находились под влиянием финикийцев. Это Южная Галлия, Сардиния, Сицилия, Мальта. Около побережья Испании были два острова, посвящённые Мелькарту.
Карфаген, Утика, Кадис и Картея — все эти города претендовали на то, чтобы быть древними колониями Тира. Связи с родиной предков и культ Мелькарта объединял эти города.
Позже культ Мелькарта помог финикийцам сблизиться с греческим населением Средиземноморья. Монеты Эллинистической эпохи показывают образ Мелькарта, впитавший черты греческого героя. На монетах из Кадиса герой изображён одетым в львиную шкуру.
Мастера из других финикийских городов Западного Средиземноморья помещают на свои монеты изображения Мелькарта в львиной шкуре. Они дополняют его образ символами своих поселений. На монетах Асидо — с молнией и рогом изобилия, Баэло — быком.
Культ тирского героя-бога вышел за пределы своего города и стал общим для многих финикийцев. Мелькарт считался покровителем переселенцев и мореплавателей.Автор: Н.Разумов
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 04 марта 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 748
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: