Престол Сатаны: какие тайны скрывает знаменитый Пергамский алтарь?
Одни называют его Престолом сатаны и считают, что о нём говорится в Библии. Другие верят, что алтарь является антенной, аккумулирующей энергию и позволяющей управлять массами. А третьи указывают, что Престол сатаны лежит в основе Мавзолея Ленина и поэтому последний следует убрать с Красной площади. Так что же это за сооружение?..
Этот образец искусства эпохи эллинизма был найден через две тысячи лет после того, как апостол Иоанн Богослов написал в своём “Откровении” слова, продиктованные ему Богом: “И Ангелу Пергамской церкви напиши… ты живёшь там, где престол сатаны“. Строчки эти богословы относили к древнему городу Пергам, жители которого поклонялись Асклепию — обожествленному целителю. Они приносили ему в жертву животных: баранов, овец, петухов, а главное — нежеланных новорождённых детей, буквально покупая этим себе здоровье. Известно, что в главном пергамском храме бога-целителя жил огромный змей, олицетворяющий для христиан сатану.
Античное наследие
Однако наименование “Престол сатаны” связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор не ясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
“Престол” представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портик с колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.
Утрата и находка
Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века.
Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.
Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию.
Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.
После того, как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.
Битва богов с гигантами
В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.
Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней.
Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря.
Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.
Экспозиция в Пергамском музее
Рельефы Пергамского алтаря были признаны лучшими образцами искусства эллинизма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещённых европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олимпа, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов “Престол сатаны” ассоциировался с жертвенностью и героической смертью. Очевидно, что эта “Любовь” гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарём ассоциации с сатанизмом.
C 1912-го по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построили музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского сооружения.
В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.
В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.
После победы СССР над нацистской Германией “Престол сатаны” был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращён в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов.
До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ленина был создан архитектором Щусевым по подобию “Престола сатаны”. Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с правой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы “Ленин” якобы написаны на камне, который лежал на входе в жертвенный зал.
Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена.
Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мрамора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, чёрного Лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив чёрного Лабрадора, который был привезён из Житомирской области. Первоначальный вес монолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нём осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным трудом, и это стало основой легенды о камне с “Престола сатаны”.
Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.Автор: М.Новик
Этот образец искусства эпохи эллинизма был найден через две тысячи лет после того, как апостол Иоанн Богослов написал в своём “Откровении” слова, продиктованные ему Богом: “И Ангелу Пергамской церкви напиши… ты живёшь там, где престол сатаны“. Строчки эти богословы относили к древнему городу Пергам, жители которого поклонялись Асклепию — обожествленному целителю. Они приносили ему в жертву животных: баранов, овец, петухов, а главное — нежеланных новорождённых детей, буквально покупая этим себе здоровье. Известно, что в главном пергамском храме бога-целителя жил огромный змей, олицетворяющий для христиан сатану.
Пергамский алтарь. 1-я пол. II в. до н.э. мрамор, горельеф. 9 м × 113 метров см Берлин, Пергамский музей
Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту
Античное наследие
Однако наименование “Престол сатаны” связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор не ясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
«Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини
“Престол” представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портик с колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.
Утрата и находка
Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века.
Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.
Нерей, Дорида и Океан
Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию.
Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.
После того, как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.
«Битва Зевса с Порфирионом»: Зевс ведёт борьбу одновременно с тремя противниками. Поразив одного из них, он готовится метнуть свою молнию в предводителя врагов — змееголового исполина Порфириона
Битва богов с гигантами
В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.
Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней.
Мать гигантов - богиня Гея, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына - гиганта Алкионея
Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря.
Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.
Общий вид западного фасада алтаря
Экспозиция в Пергамском музее
Рельефы Пергамского алтаря были признаны лучшими образцами искусства эллинизма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещённых европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олимпа, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов “Престол сатаны” ассоциировался с жертвенностью и героической смертью. Очевидно, что эта “Любовь” гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарём ассоциации с сатанизмом.
C 1912-го по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построили музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского сооружения.
В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.
В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.
После победы СССР над нацистской Германией “Престол сатаны” был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращён в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов.
До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ленина был создан архитектором Щусевым по подобию “Престола сатаны”. Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с правой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы “Ленин” якобы написаны на камне, который лежал на входе в жертвенный зал.
Реконструкция первоначального вида алтаря в Пергаме
Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена.
Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мрамора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, чёрного Лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив чёрного Лабрадора, который был привезён из Житомирской области. Первоначальный вес монолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нём осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным трудом, и это стало основой легенды о камне с “Престола сатаны”.
Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.Автор: М.Новик
Опубликовано 11 января 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 2543
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: